Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть восьмая. Служение Христа
Предварительные замечания о служении Христа Чтобы лучше понять то служение, которое уникальная природа Христа позволила Ему совершить для Нас, нам необходимо было внимательно изучить Его Личность, Божественность и человеческую природу. Разумеется, Он всегда был и остается вечным вторым Лицом Троицы. Но для выполнения Своей задачи - спасения нас от греха - Ему надо было принять человеческий образ. Высказывается мнение, что Иисус воплотился бы независимо от того, греховен человек или нет, но это представляется маловероятным. В этой работе Личности Христа мы отдаем приоритет не только с онтологической, но и с эпистемологической точки зрения. Принятый нами взгляд на откровение позволяет нам начать изучение с Личности Христа, а затем перейти к Его служению. Ибо откровение о Боге имеет двойственный характер. Мы полагаем, что откровение пришло через Божьи деяния в исторических событиях. Мы считаем также, что более прямое откровение о Его Личности получили библейские авторы - в видениях или благодаря вдохновению. Поэтому нам не надо выводить смысл деяний Иисуса из самого их характера. Библейское откровение говорит нам, кто и что есть Иисус Христос, и нам не надо делать заключение о Его природе исходя из совершенных Им поступков. Это дает нам некоторые преимущества. Ибо без предварительного понимания Личности и природы Иисуса Христа невозможно до конца понять совершенные Им дела. Благодаря характеру Своей Личности Он смог совершить то, что Ему предстояло сделать. Осознание этого ставит нас в гораздо более выгодную позицию для понимания служения Христа по сравнению с тем случаем, как если бы мы пытались истолковать Его дела с чисто человеческой точки зрения. Функции Христа Исторически сложилось, что Христа рассматривают в категориях трех видов служений - пророка, священника и царя. О трех служениях Христа говорили уже некоторые отцы церкви, но особое внимание к этому вопросу привлек Жан Кальвин1124. Представление о различных служениях стало обычным при рассмотрении дел Христа. Но во многих современных христологических исследованиях многогранную работу Иисуса не подразделяют на категории пророческого, священнического и царского служений. Отчасти это объясняется тем, что некоторые современные богословские учения приняли иной взгляд на виды служений, определяемые этими терминами. Тем не менее важно помнить те истины, что Иисус раскрыл Бога человеку, примирил человека с Богом и другими людьми, правит и будет править над всем творением, включая человека. Эти истины необходимо сохранять, если мы признаем все, что Христос совершил в Своем служении. В современном богословии от термина " служения Иисуса" отказываются по нескольким соображениям. Одно из них, особенно в протестантской догматике, исходит из тенденции рассматривать разные служения как резко отличающиеся друг от друга. Кроме того, как указывает Берковер, такие возражения нередко основываются на представлении об искусственном или схоластическом характере этих различий1125. Другая причина заключается в формальном истолковании самой сути служения1126, которое исходит из внебиблейского понимания этого термина. В результате затуманиваются динамика и личный характер дел Христа. Концепция служений Христа подразумевает, что Он был призван выполнить определенную задачу. Различные стороны этой задачи (пророческую, священническую, царскую) мы видим в самой Библии, это не привнесение в библейский материал какого-то постороннего набора категорий. Отстаивая целостный взгляд на Христа, Берковер говорит о служении (в единственном числе) Христа1127. Дейл Моуди пишет о служениях, используя термины пророк, священник и властитель. Тем самым он выделяет царское служение, сохраняя общую идею. Мы решили вести речь о функциях Христа - об откровении, правлении и примирении. Об этих аспектах дела Христа можно говорить как о Его поручении, ибо Иисус был Мессией, Помазанником. В Ветхом Завете люди получали помазание для выполнения определенной роли (например, священника или царя). Поэтому, когда мы говорим об Иисусе как о Хрясте или Помазаннике, нам надо иметь в виду, для выполнения какой роли (каких ролей) Он был помазан. При этом необходимо учитывать все три аспекта Его служения, не выделяя какой-то один в ущерб другим и не разделяя их слишком резко, как если бы речь шла об отдельных и изолированных поступках Христа. Роль Христа в откровении В служении Христа многие особо замечают откровение, которое Он дал об Отце и небесной истине. Иисус, действительно, видел Себя как пророка - после отвержения Его служения в Назарете Он сказал: " Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф. 13: 57). Пророка в Нем признавали слышавшие Его проповеди, во всяком случае Его последователи. Кроме того, во время Его триумфального входа в Иерусалим в собравшейся толпе говорили: " Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" (Мф. 21: 11). Когда после Его речи на той же неделе фарисеи захотели схватить Его, они побоялись это сделать, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21: 46). Два ученика на дороге в Еммаус назвали Его " пророком сильным в деле и слове" (Лк. 24: 19). Евангелие от Иоанна сообщает, что люди считали Его " пророком" (Ин. 6: 14; 7: 40). А фарисеи ответили Никодиму: " Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк" (Ин. 7: 52). Они явно пытались опровергнуть мнение, что Иисус был пророком. Пророческая роль Иисуса сама по себе была исполнением пророчества. Петр конкретно отождествляет Его с предсказанием Моисея во Вт. 18: 15: " Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня" (Деян. 3: 22). Таким образом, в пророчествах Иисус предстает преемником не только Давида как царя, но и Моисея как пророка. Пророческое служение Иисуса походило на служение других пророков в том отношении, что Он был послан Богом. Но была и существенная разница. Он пришел из самого присутствия Бога. Предсуществование с Отцом было основным фактором Его способности раскрытия Отца, ибо Он находился с Ним. Поэтому Иоанн говорит: " Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1: 18). Сам Иисус заявил о предсуществовании: " Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8: 58). Когда Филипп попросил показать ученикам Отца, Иисус ответил: " Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14: 9). Никодиму Он сказал: " Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" (Ин. 3: 13). Несмотря на уникальность пророческого служения Иисуса, оно во многих отношениях походило на служение пророков Ветхого Завета. Они несли сходное послание, содержавшее предсказание о погибели и суде и провозглашение Благой Вести и спасения. В Мф. 11: 20-24 предсказание несчастий Хоразину, Вифсаиде и Капернауму очень, похоже на предсказание Амосом бедствий Дамаску, Газе, Тиру, Моаву и другим областям, закончившееся обличением Израиля (Ам. 1 - 3). В Мф. 23 Иисус объявляет суд над книжниками и фарисеями, называя их лицемерами, змеями, порождениями ехидниными. Нет сомнений, что пророческое осуждение греха занимало видное место в Его проповеди. Иисус провозглашал также Благую Весть. Среди ветхозаветных пророков о Благой Вести от Бога говорил, в частности, Исайя (Ис. 40: 9; 52: 7). Аналогичным образом, в Мф. 13 Иисус описывает царство небесное в выражениях, доносящих Благую Весть: царство небесное подобно сокровищу, скрытому на поле (Мф. 13: 44), и драгоценной жемчужине (Мф. 13: 46). Но даже в этой радостной вести есть предупреждение: царство подобно также неводу, захватившему рыб всякого рода, которых следует рассортировать, после чего хороших оставить в лодке, а плохих выбросить вон (Мф. 13: 47-50). Благая Весть присутствует также в утешительном послании Иисуса в Ин. 14: Он пойдет и приготовит место, а затем вернется и возьмет с Собой последователей (Ин. 14: 1-3); верующие в Него сотворят больше дел, чем Он Сам (Ин. 14: 12); Он сделает все, что они попросят во имя Его (Ин. 14: 13-14); Он и Отец придут к верующим (Ин. 14: 18-24); Он даст им мир Свой (Ин. 14: 27). Тон этого отрывка очень напоминает Ис. 40. Эта глава начинается словами: " Утешайте, утешайте народ Мой", - и содержит далее уверения в присутствии, благословении и заботе Господа. Отмечается сходство стиля и характера материала между учением Иисуса и писаниями ветхозаветных пророков. Многие ветхозаветные пророчества написаны стихами, а не прозой. Берни, Иоахим Иеремиас и другие указывают на поэтическую структуру многих высказываний Иисуса, а в некоторых случаях прослеживают арамейское происхождение греческого текста1128. Кроме того, как и ветхозаветные пророки, Иисус использовал притчи. В одном случае Он даже приспособил притчу Исайи для собственных целей (ср. Ис. 5: 1-7; Мф. 21: 33-41). Служение откровения Иисуса охватывает большой промежуток времени и выражается в разных формах. Он выполнял его еще до воплощения. Он - Логос и, следовательно, свет, просвещающий всех приходящих в мир: в определенном смысле любая истина приходит от Него и через Него (Ин. 1: 9). Есть указания, что Христос Сам работал в откровениях, передаваемых о Нем пророками. Петр пишет, что пророки, предсказывавшие грядущее спасение, исследовали, " на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Пет. 1: 11). Христос являл истину еще до Своего личного воплощения. Вполне возможно также, что второе Лицо Троицы присутствовало (или проявлялось) в богоявлениях Ветхого Завета. Второй и наиболее очевидный период деятельности Иисуса в откровении - Его пророческое служение во время воплощения и пребывания на земле. Здесь соединяются две формы откровения. Он возвещал божественное слово истины. Но помимо этого Он был истиной и Богом, а следовательно, Он не только говорил об истине и реальности Бога, но и показывал их. Автор Послания к евреям заявляет, что Иисус - высочайшее из всех Божьих откровений (Евр. 1: 1-3). Бог, говоривший до этого через пророков, теперь говорит через Сына, Который превосходнее всех ангелов (Евр. 1: 4) и даже Моисея (Евр. 3: 3-6). Ибо Иисус несет не только слово от Бога, но и саму Его природу, отражая сияние славы Бога (Евр. 1: 3). В-третьих, Христос продолжает служение откровения через Свою церковь1129. Он обещал оставаться с ней все время (Мф. 28: 20). Он ясно дал понять, что во многих отношениях Его служение будет продолжено и завершено Святым Духом. Дух, посланный во имя Иисуса, будет учить последователей, напоминая им все, о чем Он говорил (Ин. 14: 26). Дух будет наставлять их на всякую истину (Ин. 16: 13). Но служение откровения Святого Духа не будет изолированным от служения Иисуса. Ибо Иисус сказал, что Дух " не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16: 13-15). Служение откровения Иисуса продолжилось через Святого Духа в самом прямом смысле. Поэтому, возможно, Лука сделал не совсем понятное заявление, что его первая книга относится " ко всему, что Иисус делал и чему учил от начала" (Деян. 1: 1). Еще одно указание на продолжающееся служение откровения Иисуса находим в таком, например, заявлении: " Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15: 5), помещенном в контекст образного сравнения Иисуса с лозой, а учеников - с ветвями. Из него мы можем сделать вывод, что, когда апостолы провозглашали истину, Иисус проводил через них служение откровения. Окончательное и наиболее полное служение откровения Иисуса относится к будущему. Грядет время Его возвращения. Одно из слов, выражающих Его второе пришествие, - откровение (apokaluyis)1130. Тогда мы будем видеть ясно и четко (1 Кор. 13: 12). Мы увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3: 2). Все преграды к полному познанию Бога и истин, о которых говорил Христос, будут удалены. Служение откровения Иисуса Христа - учение, присутствующее в самых разных формах христологии. В XIX и XX веках отдельные богословы строили на нем практически все учение о служении Христа и тем самым о Его Личности и природе. В либерализме были разные подходы к пониманию Личности и дел Иисуса, но все они сходились в том, что роль Иисуса усматривалась главным образом в раскрытии Отца и духовной истины. Это не обязательно означает, что неизвестная истина передавалась Ему каким-то особым или чудесным образом. Либералы считали Его просто духовным гением, в религиозном плане сыгравшим ту же роль, которую Эйнштейн сыграл в области теоретической физики. То есть Иисус смог узнать о Боге гораздо больше, чем кто-либо до Него1131. Со взглядом на откровение как на основное по своей сути служение Христа связана теория, что Искупление следует понимать в свете его морального воздействия на человека (см. с. 669 - 672). В соответствии с этой теорией, искупительная смерть Христа связана прежде всего с откровением. Главная проблема человека состоит в том, что он отчужден от Бога. Он поссорился с Богом и думает, что Бог имеет что-то против него. Он также думает, что Бог несправедливо относится к нему, посылает на него незаслуженные наказания. Вследствие этого он относится к Богу как к недоброжелательному существу. Цель же смерти Христа заключалась в том, чтобы показать величие Божьей любви - Он послал Своего Сына на смерть. Получив такое доказательство Божьей любви и осознав всю ее глубину, человек должен ответить на Божью любовь. Всякий, кто слышит учение Иисуса, кто понимает Его смерть как выражение великой Божьей любви и кто отвечает на нее, воспринимает в полной мере служение Христа, выражающееся прежде всего в откровении. По представлениям тех, кто служение Христа рассматривают в первую очередь как откровение, Его послание содержит: 1) основополагающие истины об Отце, Божьем царстве, значении человеческой души, 2) учения этического характера1132. Такой упор на роли Христа в откровении преуменьшает Его царские и священнические функции, следовательно, этот взгляд неприемлем. Все три функции неразрывно связаны. При тщательном рассмотрении учения Иисуса, связанного с откровением, становится ясным, что многое в нем относится к Его собственной Личности и служению, конкретно - к Его царству или примиряющей смерти, которую Он понес. На суде Он говорил о Своем царстве (Ин. 18: 36). В ходе всего Своего служения Он провозглашал: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4: 17). Он говорил, что пришел, " чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10: 45). Таким образом, в понимании Самого Иисуса служение откровения неразрывно связано с функциями правления и примирения. Верно, что некоторые учения Иисуса не связаны напрямую с Его царством и искупительной смертью (например, притча о блудном сыне говорит прежде всего об отцовской любви), тем не менее, с учетом полной библейской характеристики Иисуса, Его дела в откровении нельзя отделять от Его дел по правлению и примирению. Владычество Христа Евангелия изображают Иисуса царем, правителем всей вселенной. Исайя предвосхитил будущего правителя, который воссядет на престоле Давида (Ис. 9: 7). Автор Послания к евреям связывает Пс. 44: 7-8 с Сыном Божьим: " Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты" (Евр. 1: 8). Сам Иисус сказал, что в новом мире Сын Человеческий сядет на престоле славы (Мф. 19: 28). Он заявил, что царство небесное принадлежит Ему (Мф. 13: 41). Здесь возникает проблема. Наряду с тенденцией относить служение откровения Иисуса к прошлому, существует также тенденция связывать Его правление почти исключительно с будущим. Ибо в настоящем мы не видим активного проявления Его владычества. Верно, Библия заявляет, что Он - Царь и что именно так приветствовала Его толпа в Иерусалиме в день, который мы теперь называем вербным воскресеньем. Выглядит так, будто дверь небес слегка приоткрылась, чтобы какое-то, время можно было видеть Его подлинный статус. Но как эта картина согласуется с фактом, что сейчас мало свидетельств, подтверждающих владычество Господа над всем творением и, в частности, над человеческим родом? Прежде всего следует отметить, что свидетельства правления Христа как раз есть. В частности, Ему подчиняются законы природы. Коль скоро через Христа все начало быть (Ин. 1: 3) я Им все стоит (Кол. 1: 17), Он держит под контролем весь природный мир. Поэтому у Него были все основания заявить, что если бы в вербное воскресенье молчали люди, то возопили бы камни. Это та же самая истина, которую в иной форме выразил псалмопевец: " Небеса проповедуют славу Божию" (Пс. 18: 2). Но есть ли свидетельства царствования Христа в жизни современных людей? Есть. Царство Божье, в котором правит Христос, присутствует в церкви. Он есть глава тела Церкви (Кол. 1: 18). Когда Он был на земле, Его царство присутствовало в сердцах учеников. Когда сегодняшние верующие следуют господству Христа, Спаситель осуществляет Свое владычество, или царские функция. В свете вышеизложенного можно сказать, что владычество Иисуса Христа относится не просто к конечному величию, как думают некоторые. Но оно, разумеется, связано с конечным этапом Его возвышения - Его правление будет полным, когда Он вернется в силе. Гимн в Флп. 2 подчеркивает, что Христу дано " имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2: 9-11). Грядет время, когда царство Христа будет полным, все подчинится Его владычеству, будь то охотно и с готовностью или вопреки желанию и против воли. Примиряющее служение Христа Есть, наконец, примиряющий аспект земной жизни Христа, который будет темой следующих глав. Здесь же мы ограничимся вопросом о Его ходатайственном служении. Библия показывает многочисленные примеры ходатайства Иисуса за Его учеников во время земного служения. Самый выдающийся из них - первосвященническая молитва за группу верующих (Ин. 17). Иисус молился, чтобы они имели в себе Его совершенную радость (Ин. 17: 13). Он молился не о том, чтобы они были взяты от мира, но о том, чтобы они были сохранены от зла (Ин. 17: 15). Он молился также, чтобы они были все едино (Ин. 17: 21). Кроме того, Он молился не только за учеников, но и за тех, кто верует в Него по слову их (Ин. 17: 20). На вечере Господней Иисус заметил, что сатана хотел " сеять как пшеницу" Петра (и, по-видимому, других учеников тоже; Лк. 22: 31). Но Иисус помолился за Петра, чтобы его вера не оскудела и чтобы, вновь обратившись, он укреплял своих братьев (Лк. 22: 32). То, что Иисус делал для Своих последователей на земле, Он продолжает делать для всех верующих в небесном присутствии с Отцом. В Рим. 8: 33-34 Павел поднимает вопрос о том, кто может обвинять и осуждать нас. Конечно же, не Христос, поскольку Он сидит одесную Бога и ходатайствует за нас. В Евр. 7: 25 сказано, что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за приходящих чрез Него к Богу, а в Евр. 8: 24 - что Он предстает за нас пред Богом. В чем суть этого ходатайства? С одной стороны, оно связано с оправданием. Иисус представляет Отцу Свою праведность для нашего оправдания. Его праведность помогает также верующим, которые, получив оправдание, продолжают грешить. Наконец, как это особенно явствует из рассказов о Его земном служении, Христос умоляет Отца об освящении верующих и об удержании их от соблазнов искусителя. Этапы служения Христа При более глубоком рассмотрении служения Иисуса мы видим, что оно состоит из двух основных этапов, которые традиционно характеризуют как состояние уничижения и состояние величия. В свою очередь, каждый из этих этапов подразделяется на несколько ступеней. Есть несколько ступеней вниз с отходом от славы, затем несколько ступеней вверх, к прежней и даже к более великой славе. Уничижение Воплощение О факте воплощения Иисуса иногда заявляется прямо и недвусмысленно. Например, в Ин. 1: 14 апостол просто говорит: " Слово стало плотию". В других случаях акцент делается либо на том, от чего Иисус отказался, либо на том, что Он принял на Себя. Пример первого подхода мы видим в Флп. 2: 6-7: Иисус Христос " не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам". Пример второго - в Гал. 4: 4: " Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону". Придя на землю, Иисус отказался от очень многого. После " равенства с Богом", означавшего непосредственное присутствие Отца и Святого Духа с постоянной хвалой ангелов, Он оказался на земле, где ничего этого не было. Нам престо немыслимо представить себе колоссальность того, от чего Он отказался" ибо мы никогда не видели небо. Когда мы попадем туда, нас, вероятно, поразит великолепие того, что Он оставил. Он был князем в полном смысле слова и стал нищим. Даже если бы на земле Христос жил в наилучших из всех возможных условий, разница все равно оставалась бы огромной. Самые большие богатства, самые высокие почести при дворе любого властителя - ничто по сравнению с тем, что Он оставил. Но ведь Он пришел не для того, чтобы жить в наилучших условиях. Наоборот, Он принял образ раба, слуги. Он пришел в самую обычную семью. Он родился в маленьком захолустном городке Вифлееме. И что самое поразительное, Он родился в хлеву и лежал в яслях. Обстоятельства Его рождения как бы символизируют скромность положения, в котором Он пришел на землю. Он родился и жил под законом. Он - Создатель и Господь закона - подчинился закону и исполнял его. Это можно сравнить со случаем, когда руководитель, издавший приказ для своих подчиненных, добровольно занимает более низкое положение, в котором он сам вынужден следовать ему. Иисус полностью уничижил Себя и подчинился закону. В возрасте восьми дней Он принял обрезание, и в нужное время Его принесли в храм для обряда очищения матери (Лк. 2: 22-40). Подчинившись закону, пишет Павел, Иисус смог искупить подзаконных (Гал. 4: 5). А как дело обстояло с божественными свойствами в период уничижения? Мы уже высказывали мнение (с. 626), что второе Лицо Троицы уничижило и лишило себя равенства с Богом, добавив или приняв человеческую природу. По вопросу о том, что Иисус сделал в это время со Своими божественными свойствами, может быть несколько точек зрения. 1. Господь отказался от Своих божественных свойств. Он перестал быть Богом, превратившись из Бога в человека1133. Божественные свойства были заменены на человеческие. Но такой метаморфозе вместо воплощения противоречат различного рода заявления о Божественности Иисуса во время Его пребывания на земле. 2. Господь отказался от некоторых божественных свойств - либо от естественных, либо от относительных1134. Утверждение, что Иисус отказался от естественных божественных свойств, означает, что Он сохранил моральные свойства, такие как любовь, милость и истинность. Отказался же Он от всеведения, всемогущества и вездесущности. Утверждение, что Иисус отказался от относительных божественных свойств, означает, что Он сохранил присущие Ему абсолютные качества, такие как неизменность и самодостаточность, но отказался от качеств, связанных с творением, таких как всемогущество и всеведение. Но и в таком случае Он уже становится не Богом, по крайней мере частично. Если Его природа слагается из составляющих ее свойств, трудно представить себе, как Иисус мог отказаться от некоторых божественных свойств, оставаясь при этом Богом. 3. Иисус отказался от самостоятельного использования Своих божественных свойств. Это означает не то, что Он поступился некоторыми (или всеми) божественными свойствами, а то, что Он добровольно решил отказаться от способности пользоваться ими самостоятельно. В их проявлении Он зависел от Отца и был связан полностью человеческой природой1135. Таким образом, Он мог использовать Свою божественную силу и делал это во многих случаях - совершал чудеса и читал мысли других людей. Но для проявления Своей силы Он должен был обращаться к Отцу. Для использования божественных свойств требовалась как Его золя, так и воля Отца. Хорошая аналогия - депозит в банке: чтобы открыть сейф, необходимо два ключа, один из которых хранится в банке, а другой у депонента. Аналогичным образом, для проявления Иисусом божественной силы должно было приниматься двойное решение. Следовательно, можно сказать, что Иисус сохранял всеведение, но оно было в подсознательной части Его Личности, Он не мог сознательно пользоваться им без помощи Отца. Можно провести аналогию с психологом, помогающим пациенту (с использованием лекарств, гипноза или других приемов) вспомнить вещи, погребенные в подсознании. 4. Христос отказался от использования божественных свойств1136. Это означает, что Иисус сохранял божественные свойства и способность самостоятельно пользоваться ими, но решил этого не делать. В их использовании Он не зависел от Отца. Но как в таком случае объяснить Его молитвы и явное упование на Отца? 5. Иисус сохранял божественные свойства, но действовал так, будто их у него не было1137. Он делал вид, что ограничен. Но если это так, то следует признать, что Иисус вводил в заблуждение или даже прибегал к прямому обману, когда, например, утверждал, что не знает времени Своего второго пришествия (Мк. 13: 32). Из всех этих точек зрения на свойства Иисуса в период Его воплощения в наибольшей степени согласуется с имеющейся информацией третья - Он отказался от способности самостоятельного использования божественной силы. Следовательно, принятие человеческой природы потребовало безмерного уничижения. Он не мог свободно и самостоятельно пользоваться возможностями, которыми обладал на небесах. Воплощение повлекло за собой полное принятие человеческого образа. Иисус мог испытывать усталость, боль, страдание, голод, мучения от предательства, отвержения и отречения со стороны близких Ему людей. Он переживал разочарование, подавленность, упадок духа, сопряженные с человеческим существованием. Его человечность была полной. Смерть Последней ступенькой вниз в уничижении Иисуса стала Его смерть. Смерть принял Тот, Кто был " жизнью" (Ин. 14: 6), Творцом, Подателем жизни и новой жизни, представляющей собой победу над смертью. Смерть как последствие или " возмездие" за грех принял, Тот, Кто не совершал греха. Став человеком, Иисус подвергся возможности смерти, то есть стал смертным, и смерть из возможности превратилась в реальность. Более того, Иисус принял не просто смерть, но позорную смерть! Он подвергся казни, которую римляне применяли в отношении самых опасных преступников. Это.была медленная, мучительная смерть, фактически смерть под пыткой. Добавьте к этому низость всего происходящего. Насмешки и издевательства толпы, оскорбления со стороны религиозных лидеров и римских воинов, отрицание любой из Его функций - все это усугубляло унижение. Его статус пророка был поставлен под сомнение, когда Он предстал перед первосвященником: " Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? " (Мф. 26: 68). Его царский сан и владычество высмеивались в надписи на кресте (" Сей есть Царь Иудейский" ) и воинами (" Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого" - Лк. 23: 37). Над Его священнической ролью насмехались начальники: " Других спасал, пусть спасет себя Самого, если Он Христос, избранный Божий" (Лк. 23: 35). Таким образом, распятие было полной противоположностью всему, что Он заявлял о Себе. Казалось, восторжествовал грех, силы зла как будто бы одержали над Иисусом победу. Казалось, что смерть положила конец Его миссии, Ему не удалось выполнить Свою задачу. Ученики не будут больше следовать Его учениям и выполнять Его заповеди - они были разбиты и подавлены. Его голос замолчал, Он не мог больше проповедовать и учить, Его тело было безжизненным, неспособным исцелять, поднимать из мертвых, успокаивать бури. Сошествие в ад Некоторые богословы полагают, что в Его унижении была еще одна ступень. Иисус не только был похоронен, причем в чужом гробе (указание на Его бедность), но и, согласно Апостольскому символу веры, спустился в ад. На основании некоторых библейских текстов, прежде всего Пс. 15: 10; Еф. 4: 8-10; 1 Тим. 3: 16; 1 Пет. 3: 18-19 и 4: 4-6, а также упоминания в символе веры, утверждается, что уничижение включало в Себя сошествие Иисуса в ад в Период между смертью на кресте в пятницу и воскресением из мертвых в воскресенье утром. Этот вопрос вызывает большую полемику, некоторые богословы категорически отвергают такую возможность. Среди них Рудольф Бультман, возражения которого основываются на том, что такое представление отражает устаревшую космологическую концепцию (т.е. трехъярусный мир). Но это его возражение страдает теми же изъянами, что и другие аспекты его программы демифологизации1138. Одна из причин спора заключается в том, что нет ни одного библейского текста, содержащего полную картину о сошествии в ад или ясно и недвусмысленно заявляющего о нем. Кроме того, в самых ранних вариантах Апостольского символа веры этого учения нет, оно впервые появилась в аквилианском варианте, относящемся примерно к 390 году1139. Представление это сложилось в результате соединения разных библейских текстов в составную картину: Иисус спустился в ад, там Оя проповедовал находящимся в темнице духам и на третий день поднялся оттуда. Стоит отметить, что в этом варианте учения сошествие в ад - одновременно последняя ступень унижения и первая ступень возвышения, поскольку при этом подразумевается торжественное провозглашение духам, порабощенным грехом, смертью и адом, что Иисус одержал победу над этими угнетающими силами. Рассмотрим теперь каждое из относящихся к данному вопросу библейских мест и попытаемся определить, что именно они говорят. Первое и единственное в Ветхом Завете место - Пс. 15: 10: " Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (ср. Пс. 29: 4). В этом видят пророчество, что Иисус спустится в ад и поднимется из него. Но при внимательном рассмотрении этого стиха более вероятным представляется, что речь в нем идет об освобождении от смерти, а не от ада. Ад или шеол часто понимался просто как состояние смерти, на которое, по-видимому, обречены все. Петр и Павел истолковывали Пс. 15: 10 в том смысле, что Отец не оставит Иисуса в руках смерти, что Он не увидит тления, иными словами, Его тело не разложится (Деян. 2: 27-31; 13: 34-35). Псалмопевец заявляет не о том, что Иисус спустится в ад и поднимется из него, а о том, что смерть не будет иметь постоянной власти над Иисусом. Второе место - Еф. 4: 8-10. В стихах 8 и 9 читаем: " Посему и сказано: " восшед на высоту, пленил плев и дал дары человекам". А " восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? " Стих 10 уточняет, что восхождение было " превыше всех небес", то есть что это было возвращением с земли на небо. Нисхождение, следовательно, было с неба на землю, а не куда-то под землю. Таким образом, " земли" (ст. 9) следует понимать как приложение - " Он нисходил в преисподние места [вселенной], то есть на землю". В 1 Тим. 3: 16 читаем: " И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе". Высказывается мнение, что под ангелами здесь подразумеваются падшие ангелы, увидевшие Иисуса, когда Он спустился в ад. Но следует отметить, что, если слово ангелы не сопровождается каким-то определением, речь всегда идет о добрых ангелах. Общему смыслу данного стиха более соответствует понимание выражения " показал Себя Ангелам" как части списка свидетелей, земных и небесных, того важного факта, что Бог явился во плоти, а не как указания на то, что Иисус спустился в ад, где Его видели падшие ангелы, или бесы. Самое важное и во многих отношениях самое трудное место - 1 Пет. 3: 18-19: " Потому что и Христос... однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал". Есть несколько разных истолкований этого места. 1) Согласно римско-католическому взгляду, Иисус отправился в limbus patrum, пристанище умерших святых, объявил им Благую Весть о победе над грехом, смертью и адом, а затем вывел их из этого места1140. 2) Лютеранский взгляд заключается в том, что Иисус спустился в ад не для того, чтобы объявить Благую Весть и предложить освобождение, а для того, чтобы заявить о победе над сатаной, завершить победу над ним и провозгласить его осуждение1141. 3) Согласно традиционному англиканскому взгляду, Иисус отправился в Гадес, точнее, в ту его часть, которая называется раем, и объявил там праведникам всю истину1142. Ни одно из этих объяснений нельзя считать приемлемым. 1) Римско-католическая идея о предоставлении еще одной возможности для принятия евангельского послания после смерти входит в противоречие с другими учениями Писаний (например, Лк. 16: 19-31). 2) В то время как в Писании слово khrussw (проповедовать) везде относится к провозглашению Евангелия, лютеранское истолкование 1 Пет. 3: 19 явным образом подразумевает провозглашение суда. 3) Англиканское понимание сталкивается с той трудностью, что оно не может объяснить, почему праведные в раю называются " духами в темнице". Без сомнения, трудно прийти к такому пониманию 1 Пет. 3: 18-19, которое было бы внутренне последовательным и соответствовало бы учению Писания в целом. Одна из возможностей - истолковывать это место в свете следующего стиха: Иисус проповедовал " некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" (1 Пет. 3: 20). В соответствии с этим истолкованием, Иисус ожил в том же духе, в котором Он проповедовал через Ноя людям, жившим до потопа. Эти люди не прислушались к Его посланию и потому были уничтожены. Эта проповедь была одним из примеров пророческого служения Иисуса до воплощения (см. с. 652). Но можно возразить, что ссылка на Ноя носит чисто образный или иллюстративный характер. Иисус проповедовал в силе Духа грешникам Его дней. Они не вняли посланию, как и грешники во дни Ноя и как это будет происходить вплоть до второго пришествия (Мф. 24: 37-39). Тот же Дух, Который вел Иисуса в пустыню для искушения (Мф. 4: 1), дал Ему силу изгонять бесов (Мф. 12: 28), вернул Его к жизни и был источником Его проповеди порабощенным грехом, когда Он жил на земле. Обратите внимание, что нет никаких указаний на временную последовательность между возвращением Его к жизни Духом и проповедью духам в темнице. Последнее место - 1 Пет. 4: 4-6, в первую очередь стих 6: " Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом". Высказывается мнение, что этот стих указывает на сошествие Иисуса в ад и Его проповедь там духам. Однако предположение, что Петр имеет в виду проповедь Евангелия умершим, сталкивается с той же трудностью, которая уже отмечалась при рассмотрении 1 Пет. 3: 18-19, - нигде в Писании нет и намека на предоставление второй возможности умершим. Кроме того, здесь нет указаний, что проповедовал именно Христос. Поэтому 1 Пет. 4: 6 логичнее рассматривать как ссылку общего характера на проповедь евангельского послания людям, которые с тех пор уже умерли или были духовно мертвыми (ср. Еф. 2: 1, 5; Кол. 2: 13). Подведем итог анализу мест, приводимых в качестве доказательства сошествия в ад: эти отрывки в лучшем случае неопределенны и двусмысленны, и попытки соединить их для построения конкретного учения выглядят неубедительными. Разумеется, их можно истолковывать как возможность сошествия Иисуса в ад, но нет достаточных оснований рассматривать сошествие в ад как неоспоримый догмат христианства. Учитывая трудности истолкования этих стихов в качестве доказательств сошествия духа Иисуса в ад, в этом вопросе не стоит быть слишком категоричным. Прославление Воскресение Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы