Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Библейско-филологическое определение церкви
Английское слово church (церковь) и соответствующие термины в других языках (например, Kirche) происходят от греческого слова kuriakos - " принадлежащий Господу". Но их следует понимать в свете новозаветного греческого термина ekklhsia. Это распространенное слово, но в Новом Завете оно встречается нечасто. В Евангелиях оно употреблено всего в двух стихах - Мф. 16: 18 и 18: 17, причем оба случая выглядят достаточно опорными. Оно не встречается во 2 Тимофею, Титу, 1 и 2 Петра, 1 и 2 Иоанна и Иуды. Не имеет особого значения его отсутствие в 1 и 2 Иоанна (поскольку оно есть в 3 Иоанна), или во 2 Тимофею и Титу (поскольку оно есть в 1 Тимофею), или в Иуды (поскольку это послание очень краткое). Большее удивление вызывает его отсутствие в посланиях Петра. Карл Шмидт пишет по этому поводу: " Первое послание Петра особое внимание уделяет природе и значению ветхозаветного сообщества, в нем используются ветхозаветные выражения, поэтому возникает вопрос, не рассматривается ли в нем эта тема [церковь] даже при отсутствии относящегося к ней термина. То же самое можно сказать о Евангелиях Марка, Луки и Иоанна" 1573. При рассмотрении новозаветной концепции следует обратиться к классическому греческому языку и языку Ветхого Завета. В классическом греческом языке слово ekklhsia встречается уже у Геродота, Фукидида, Ксенофона, Платона и Еврипида (начиная с V века до Р.Х.)1574. Оно означало собрание граждан полиса (города). Такие собрания происходили достаточно часто, в Афинах, например, тридцать или сорок раз в году1575. Хотя полномочия ekklhsia были достаточно ограниченными, к голосованию допускались все граждане. Следовательно, в мирском смысле ekklhsia означает просто собрание людей, этот смысл мы видим в Деян. 19: 32, 39, 41. В классическом греческом языке это слово лишь в трех исключительных случаях относится к религиозному сообществу или культовым союзам1576. Но даже в этих случаях речь идет о деловых встречах, а не о единении самом по себе. Язык Ветхого Завета имеет в этом отношении гораздо большее значение. В нем мы находим два еврейских термина - (qahal) и ('edah). Первый, происходящий, вероятно, от слова, обозначающего голос, подразумевает обращение к собранию и созыв самого собрания. Он относится, скорее, не к характеристике членов собрания, а к самому факту собрания. Это слово иногда имеет религиозный подтекст (например, Вт. 9: 10; 10: 4; 23: 1-3). Оно может также обозначать более широкое народное представительство (например, 3 Цар. 12: 3), В собрание входят женщины (Иер. 44: 15) и даже дети (Езд. 10: 1; Неем. 8: 2). Этот термин передает также идею сосредоточения войск, а в книге Иезекииля он обозначает другие народы помимо Израиля (Египет - Иез. 17: 17; Тир - Иез. 27: 27; Ассирию - Иез. 32: 22). Другой еврейский термин - . Особенно часто он встречается в Пятикнижии, причем более чем в половине случаев - в Числах. Обычно он относится к людям, собравшимся перед скинией. Тот факт, что он впервые использовав в Исх. 12: 3, наводит на мысль, что " общество" израильтян возникло благодаря повелению праздновать Пасху и покинуть Египет1577. Слово указывает на сообщество, объединившееся на основе соблюдения закона. Отмечая различия между двумя еврейскими терминами, Лотар Кенен пишет: При сравнении двух еврейских слов, в том числе в тех местах, где они употребляются в одном и том же контексте (например, Исх. 12: 1 и далее; 16: 1 и далее; Чис. 14: 1 и далее; 20: 1 и далее; 3 Цар. 12: 1 и далее), становится ясно, что 'edah - вполне определенный термин, относящийся к обрядовой стороне в целом. С другой стороны, qahal - формальное выражение идеи о собрании, появившемся в результате завета, о синайском сообществе и во второзаконническом смысле о сообществе в его нынешней форме. Это слово может означать обычное мирское собрание людей (Чис. 10: 7; 3 Цар. 12: 3), религиозное собрание (Пс. 21: 26), а также просто толпу (Чис. 14: 5; 17: 12)1578. Обращаясь к греческим словам, использованным в Септуагинте для перевода еврейских терминов, мы видим, что ekklhsia часто заменяет , но никогда . Последний термин обычно передается словом sunagwgh, который используется и для перевода . Именно ekklhsia - наш основной источник понимания новозаветной концепции церкви. Слово ekklhsia Павел использует чаще других авторов Нового Завета. Поскольку большинство его посланий адресовались конкретным местным собраниям верующих, нет ничего удивительного, что этот термин обычно относится к группе верующих того или иного города. Мы видим, что Павел обращается к " церкви Божией, находящейся в Коринфе" (1 Кор. 1: 2; 2 Кор. 1: 1), " к церквам Галатийским" (Гал. 1: 2), к " церкви Фессалоникской" (1 Фес. 1: 1). Это относится я к другим новозаветным писаниям. Начало Откровения Иоанна (Отк. 1 - 3) адресовано семи конкретным церквам. И в Деяниях ekklhsia означает в первую очередь христиан, живущих и собирающихся в определенном городе, например, Иерусалиме (Деян. 5: 11; 8: 1; 11: 22; 12: 1, 5) или Антиохии (Деян. 13: 1). Павел посещал местные церкви для рукоположения пресвитеров (Деян. 14: 23), для утверждения церкви (Деян. 15: 41; 16: 5). В большинстве случаев ekklhsia употребляется в смысле местной церкви. Помимо упоминания о церквах конкретных городов, есть также места, где говорится о собраниях в домах верующих. Приветствуя Прискиллу и Акилу, Павел приветствует и " домашнюю их церковь" (Рим. 16: 4; см. также 1 Кор. 16: 19). В Послании к колоссянам он пишет; " Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его" (Кол. 4: 15). Но чаще слово ekklhsia имеет более широкий смысл - всех верующих какого-то города (Деян. 8: 1; 13: 1). В некоторых случаях оно относится к целому географическому региону. Пример - Деян. 9: 31: " Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались". Еще один пример - 1 Кор. 16: 19: " Приветствуют вас церкви Асийские". Обратите внимание, что в первом случае слово " церковь" стоит в единственном числе, а во втором - во множественном1579. Следует отметить, что собрание или группа верующих в каком-то конкретном месте никогда не рассматривается просто как часть или составляющая всей церкви. Церковь - не сумма или результат сложения отдельных местных групп. Целое мы находим везде. Карл Шмидт пишет: " Как мы уже указывали, сообщество или церковь не слагается из отдельных приходов. Каждая община, будь то самая малая, олицетворяет сообщество в целом" 1580. В том же духе высказывается и Кенен: " И в книге Деяний [как и в посланиях Павла] ekklesia предстает единым целым. Считается, что она появляется только в том случае, когда собирается в определенном месте (ср. Деян. 14: 27). Но она всегда подразумевает общность" 1581. Для понимания этой концепции важен стих 1 Кор. 1: 2. Павел обращается к " церкви Бо-жией, находящейся в Коринфе" (см. также 2 Кор. 1: 1). Обратите внимание, что он пишет церкви, существующей или проявляющейся в конкретном месте - Коринфе. " Она едина во всем мире и в то же время конкретно существует в виде отдельных собраний" 1582. В этом вопросе в адрес богословов может быть выдвинуто обвинение, что они принимают платоновскую точку зрения - рассматривают местные церкви как конкретные или частные проявления чистой Формы, абстрактной Идеи о церкви. По богословы извлекают эту концепцию из Библии. Она присутствует в учении Павла и Луки, а не привносится истолкователями. В данном вопросе действительно существует параллель между библейскими и платоновскими воззрениями. В этом нет ничего особенно плохого или хорошего, и к этому не стоит относиться как к проявлению платоновского влияния на библейское учение. Это просто факт. Концепция о всеобщем характере церкви дает нам возможность яснее понять некоторые места в Новом Завете. Например, в свете этой концепции обретает смысл заявление Иисуса в Мф. 16: 18: " Я создам Церковь Мою". В Послании к ефесянам Павел особо подчеркивает всеобщий характер церкви. Церковь - тело Христово, и все подчинено Ему (Еф. 1: 22-23), церковь показывает многоразличную премудрость Божью (Еф. 3: 10) и являет Его славу во все роды (Еф. 3: 21). Она - " одно тело" (Еф. 4: 4), " Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5: 23). Церковь повинуется Христу (Еф. 5: 24) и предстает перед Ним (Еф. 5: 27). Он возлюбил церковь и предал Себя за нее (Еф. 5: 25). Христос и церковь - великая тайна (Еф. 5: 32). Все эти стихи, как и 1 Кор. 10: 32; 11: 22; 12: 28 и Кол. 1: 18, 24, указывают на всеобщий характер церкви. Совершенно очевидно, что церковь составляют все люди в мире, связанные со Христом через спасение. В нее входят и все те, кто живет как часть Его тела и кто будет жить как часть Его тела. Эта принадлежность ярко выражена в Евр. 12: 23: " К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах". Исходя из этого понимания всеобъемлющей принадлежности мы можем попытаться дать богословское определение церкви как единому телу тех, кто через смерть Христа приобрел спасение, примирился с Богом и получил новую жизнь. Она включает всех таких людей, будь то на земле или на небесах. Будучи всеобъемлющей по своей природе, она в то же время находит выражение в местных собраниях верующих, которые демонстрируют те же качества, что и все тело Христово в целом. Библейские образы церкви Обратимся теперь к характеристикам или чертам подлинной церкви. Традиционно эта тема рассматривается с точки зрения " отличительных признаков" - единства, святости, соборности, апостольства. Мы же обратимся к образам, которые Павел использовал применительно к церкви. Таких образов много1583, но мы ограничимся тремя из них. Артур Уэйнрайт высказал мысль, что послания Павла характеризуются своего рода троичностью, которая проявляется даже в их композиции1584. Находит она выражение и в его понимании церкви, ибо он называет церковь Божьим народом, телом Христовым и храмом Святого Духа. Народ Божий Павел следующим образом описывает Божье решение сделать из верующих Свой народ: " Сказал Бог: " вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6: 16). Церковь состоит из Божьих людей. Они принадлежат Ему, а Он принадлежит им. В концепции церкви как Божьего народа подчеркивается Божья инициатива в выборе людей. Согласно Ветхому Завету, Бог не принял в Свою семью какой-то уже существующий народ, а фактически создал народ для Себя. Он избрал Авраама и через него вызвал к жизни народ Израиля. В Новом Завете концепция Божьего народа расширилась и в церковь входят уже не только иудеи, но и язычники. Поэтому Павел пишет фессалоникийцам: " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 2: 13-14; см. также 1 Фе, с. 1: 4). Один из ветхозаветных текстов, в которых Израиль отождествляется с Божьим народом, - Исх. 15: 13, 16. Воспевая Господу после перехода через Красное море, Моисей заявляет, что Бог искупил Израиль и что он - Его народ: " Ты ведешь милостию Твоею народ сей, который Ты избавил; провожаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей... Да нападет на них [Едом, Моав и жителей Ханаана] страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел". Другие указания на Израиль как на Божий народ даны в Чис. 14: 8; Вт. 32: 9-10; Ис. 62: 4; Иер. 12: 7-10; Ос. 1: 9-10; 2: 23. В Рим. 9: 24-26 сделанное у Осии заявление Павел распространяет не только На иудеев, но и на язычников: Бог " призвал [нас] не только из Иудеев, но и из язычников. Как и у Осии говорит: " не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не мой народ, там названы будут сынами Бога живого" ". Из концепции об Израиле и церкви как Божьем народе вытекают определенные последствия. Бог гордится им. Он заботится о Своем народе и защищает его. Он хранит его " как зеницу ока Своего" (Вт. 32: 10). Наконец, Он ожидает, что народ этот будет принадлежать Ему безоговорочно и безраздельно. Исключительность Божьих прав на Его народ символизируется рассказом об исключительных правах Осии на неверную жену Гомеры Весь народ Божий как бы отмечен особой печатью. В Ветхом Завете свидетельством божественной принадлежности было обрезание. Это требование распространялось на всех мальчиков народа Израиля, а также на обращенных мужчин, или прозелитов. Это было внешним знаком завета Бога с Его народом. Это было также субъективным символом завета, который Каждый человек нес лично, в то время как ковчег завета служил объективным символом для всего народа. Вместо внешнего обрезания плоти, которое мы видим в Ветхом Завете, в Новом Завете речь идет уже о внутреннем обрезании сердца. Павел писал: " Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим. 2: 29; см. также Флп. 3: 3). Если в Ветхом Завете Божьим народом была нация Израиля, в Новом Завете членство в Божьем народе уже не определяется национальной принадлежностью: " Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля" (Рим. 9: 6). Божий народ теперь отличает вхождение в Божий завет, он состоит из тех, " которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников" (Рим. 9: 24). Для Израиля заветом был Авраамов завет, для церкви - это завет, установленный Христом (2 Кор. 3: 3-18). От Божьего народа ожидается особая святость. Бог всегда хотел видеть Израиль святым или освященным. Церковь - невеста Христова, поэтому она тоже должна быть святой: " Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5: 25-27). Тело Христово Самый, пожалуй, распространенный образ церкви - ее представление как тела Христова. Существует мнение, что этот образ выражает наиболее законченное определение церкви1585. Такую точку зрения можно считать правомерной и ценной, но она не дает полного представления о сути вопроса. Образ церкви как тела Христова подчеркивает, что сейчас церковь - средоточие служение Христа, каким во время земного служения было Его физическое тело. Образ этот относится как ко вселенской церкви, так и к местным собраниям. Первый смысл этого понятия поясняется в Еф. 1: 22-23: " И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем". Второй - в послании Павла коринфянам: " И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12: 27). Образом тела Христова подчеркивается также связь церкви как сообщества верующих со Христом. Спасение во всей своей полноте основывается в значительной Мере на союзе со Христом. В главе 45 мы рассмотрели многочисленные указания на пребывание верующего " со Христом" или " во Христе". Здесь же мы видим обратную связь. Христос в верующем - основание веры и надежды. Павел пишет: " Которым [святым] благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол. 1: 27; см. также Гал. 2: 20). Христос - глава тела (Кол. 1: 18), членами которого являются верующие. Все создано Им и для Него (Кол. 1: 16). Он рожден прежде всякой твари (Кол. 1: 15). " Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1: 10). Соединенные с Ним верующие возрастают через Него, главу, с которой они связаны (Кол. 2: 19). Этот образ перекликается с изображением Иисусом Самого Себя как виноградной лозы, на которой верующие растут, как ветви (Ин. 15: 1-11). Будучи главой тела (Кол. 1: 18), Он управляет церковью: " Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти" (Кол. 2: 9-10). Христос - Господь церкви. Им и Его делами она направляется и управляется. Образ тела Христова подразумевает также взаимосвязь между всеми людьми, составляющими церковь. Христианскую веру не следует рассматривать просто как личные отношения с Господом. Не может быть такой вещи, как уединенная, изолированная христианская жизнь. В 1 Кор. 12 Павел разрабатывает концепцию взаимосвязи частей тела, прежде всего в свете даров Духа. Он подчеркивает взаимозависимость верующих. Он пишет, что " тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много" (1 Кор. 12: 12). Все они, будь то иудеи или эллины, крестились Духом в одно тело и напоены одним Духом (1 Кор. 12: 13). Всем членам даны различные дары. Они даны не для личной прихоти, а для назидания тела в целом (1 Кор. 14: 4-5). Дары различны, но это не должно вести к разделению в теле. Некоторые дары выглядят более впечатляющими по сравнению е другими, но из этого не следует, что они важнее (1 Кор. 12: 14-25). Ни один дар не дается всем (1 Кор. 12: 27-31), с другой стороны, ни у кого нет всех даров. Все члены церкви нуждаются друг в друге. В таком понимании тела присутствует идея взаимности - каждый верующий ободряет и наставляет другого. В Еф. 4: 11-16 Павел развивает концепцию о важности взаимной поддержки. Он делает вывод: " Но истинною любовью [мы] все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви". Во веем этом целом должна быть чистота. Члены тела должны носить бремена друг друга (Гал. 6: 2) и " справлять согрешающих (Гал. 6: 1). В некоторых случаях работа с согрешающим верующим может выражаться в деликатных попытках исправления его поведения. В других случаях она может выражаться в прекращении общения с теми, кто его просто оскверняет. Иными словами, таких людей можно просто исключать или изгонять из общины. О такой возможности Иисус говорил в Мф. 18: 8, 17, а Павел в Рим. 16: 17 и 1 Кор, 5: 12-13. Тело должно отличаться отношениями подлинного братства. Это означает не просто общественную взаимосвязь, но и внутреннее чувство и понимание друг друга. Должно быть сочувствие друг другу и взаимное ободрение (наставление). Переживаемое одним должно переживаться всеми. Павел пишет: " Страдает ля один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12: 26). В книге Деяний показано, что члены церкви делили между собой даже материальное имущество. Тело должно быть единым целым. Члены коринфской церкви разделились в вопросе о том, за какими религиозными лидерами им следовать (1 Кор. 1: 10-17; 3: 1-9). На собраниях в церкви образовывались и заявляли о себе разные фракции или группы (1 Кор. 11: 17-19). Но такого не должно быть, ибо все верующие одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12: 12-13). По другому поводу Павел писал: " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф. 4: 4-6). Тело Христово открыто для всех, кто пожелает в него войти. Нет больше никаких ограничений, например, по национальному признаку. Все подобные преграды сняты, и Павел писал: " Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3: 11). Та же самая мысль с особым упором на устранение разделений в теле между иудеями и язычниками высказывается в Рим. 11: 25-26, 32; Гал. 3: 28 и Еф. 2: 15. Будучи телом Христа, церковь - продолжение и развитие Его служения. При выражении этой мысли не следует заходить слишком далеко и считать церковь буквальным воплощением Христа, ибо это по сути ведет к пантеизму. Вместо этого нам надо обратиться к Великому Поручению Христа. Указав, что Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28: 18), Он послал учеников благовествовать, крестить и учить, пообещав, что будет с ними во все дни до скончания века (Мф. 28: 19-20). Он сказал им, что на них возложена эта задача и что они будут совершать удивительные вещи: " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду" (Ин. 14: 12). Следовательно, служение Христа в любом случае должно совершаться Его телом, церковью. Храм Святого Духа Тройственную концепцию Павла о церкви завершает образ церкви как храма Духа. Именно Дух вызвал церковь к жизни. Эта грандиозная работа Духа была совершена на Пятидесятницу, когда Он крестил учеников и обратил три тысячи человек, породив церковь. И Он продолжал наполнять церковь: " Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12: 13). Дух присутствует в церкви как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Павел писал коринфянам: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3: 16-17). Ниже Павел продолжает: " Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога? " (1 Кор. 6: 19). В другом месте он называет верующих " святым храмом в Господе... жилищем Божиим" (Еф. 2: 21-22). А в контексте, где Христос образно называется краеугольным камнем храма, Петр говорит о верующих как о " доме духовном" (1 Пет. 2: 5). Пребывая в церкви, Святой Дух передает ей Свою жизнь. Качества, присущие Его природе и называемые " плодом Духа", присутствуют и в церкви: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23). Наличие этих качеств указывает на работу Святого Духа и в определенном смысле на подлинность церкви. Именно Святой Дух придает церкви силу. Иисус указал на это в Деян. 1: 8: " Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Зная о близком сошествии Духа с силой, Иисус дал ученикам казавшееся невероятным обещание, что они будут творить больше, чем творил Он Сам (Ин. 14: 12). Поэтому Он и сказал: " Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16: 7). Именно Дух делает все необходимое для обличения мира о грехе, правде и суде (Ин. 16: 8). Обещание очень быстро исполнилось. На проповедь Петра в день Пятидесятницы ответили три тысячи человек (Деян. 2: 41), более того, Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2: 47). Исполненные Духом ученики свидетельствовали о воскресении Иисуса с дерзновением и великой силой (Деян. 4: 31, 33). Успех служения этих ранних верующих просто невозможно объяснить их собственными способностями и усилиями. Они не были какими-то необыкновенными людьми. Результат достигался благодаря служению Святого Духа. На занятиях по гомилетике студентам предложили подготовить проповеди, основанные на различных проповедях, записанных в Библии. Дойдя до Деян. 2, студенты обнаружили, что обращение Петра в день Пятидесятницы - отнюдь не идеал гомилетического совершенства. Все они смогли подготовить более качественные с технической точки зрения проповеди, но никто из них, разумеется, и не надеялся превзойти результаты Петра. Результаты проповеди Петра невозможно объяснить искусством, с которым он ее готовил и вел. Причина успеха была заключена в силе Святого Духа. Как мы уже отмечали, Дух придает телу единство. Речь идет не о единообразии, а о единстве цели и действия. Ранняя церковь характеризовалась как сообщество с " одним сердцем и одной душой" (Деян. 4: 32). Ее члены даже сообща распоряжались материальными ценностями (Деян. 2: 44-45; 4: 32, 34-35). Благодаря работе Духа чувство принадлежности к группе было у них более сильным по сравнению с сознанием собственного " я", поэтому на имущество они смотрели не как на " мое" или " твое", а как на " наше". Пребывающий в церкви Святой Дух создает также чувствительность к водительству Роспода. Иисус обещал оставаться с учениками (Мф. 28: 20; Ин. 14: 18, 23). Но Он также сказал, что должен уйти, чтобы мог прийти Святой Дух (Ин. 16: 7). Мы делаем вывод, что пребывание Духа - средство присутствия в нас Иисуса. Поэтому Павел писал: " Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8: 9-10). Павел имеет в виду взаимозаменяемость понятий пребывания в нас Христа и Духа. Пребывая в учениках Иисуса, Дух напоминал им учение Господа (Ин. 14: 26) и наставлял их на всякую истину (Ин. 16: 13). Особенно ярко эта работа Духа проявилась в случае с Петром. В видении Петру было сказано заколоть и съесть нечистых животных, спускавшихся на землю на большом полотне. Первым ответом Петра было: " Нет, Господи" (Деян. 10: 11-14). Он ведь хорошо знал о запрете есть нечистых животных. Традиция удерживала его от этого, но вскоре Петр понял, что суть виденного заключалась не в том, чтобы он ел нечистых животных, а в том, чтобы он доносил Евангелие не только до иудеев, но и до язычников (Деян. 10: 17-48). Пребывающий в Петре Дух показал ему, что Господь направляет его к язычникам, и вызвал в нем готовность повиноваться. Святой Дух делает так, что верующие отвечают на водительство Господа и повинуются Ему. Духа в определенном смысле можно также считать властелином церкви. Именно Он снаряжает тело, распределяя дары, которые в одних случаях выражаются в назначении людей на различные служения, а в других - в наделении особыми способностями. Он принимает решение, когда и кого наделить тем или иным даром. Павел пишет: " Все же сие [различные дары] производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12: 11). Наконец, Святой Дух делает церковь святой и чистой. Храм в Ветхом Завете был святым.местом благодаря присутствию в нем Бога, и такую же роль в Новом Завете играют освященные верующие, поскольку они - храм Святого Духа (1 Кор. 6: 19-20). Особые проблемы В главе, предваряющей рассмотрение учения о церкви, особого внимания заслуживают четыре вопроса: взаимосвязь между церковью и царством, взаимосвязь между церковью и Израилем, взаимосвязь между видимой и невидимой церковью и время зарождения церкви. Церковь и царство Тесная связь между царством и церковью очевидна. Сразу после объявления, что Иисус создаст Свою церковь и что врата ада не одолеют ее, Он сказал Петру: " И дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф. 16: 18-19). Из этого можно было бы сделать вывод, что церковь и царство - синонимы. Действительно, по мысли Геерхарда Boca, образ в этом отрывке подразумевает, что церковь - дом, построенный на камне (ст. 18), и что ключи от дома будут доверены Петру1586. Но Джордж Лэдд совершенно справедливо замечает, что такая метафора выглядит слишком уж сильной. По его мнению, царство следует понимать как власть Бога1587. Церковь же - владение Бога, люди, находящиеся под Его управлением. Царство - Божье правление, а церковь - человеческое сообщество, которым Он управляет1588. В вопросе о взаимосвязи между царством и церковью Лэдд выделяет пять основных пунктов1589: 1. Церковь - не царство. 2. Царство создает церковь. 3. Церковь свидетельствует о царстве. 4. Церковь - орудие царства. 5. Церковь - охранитель царства. Церковь - проявление царства, или Божьего правления. Она та форма, которую царство принимает на земле в наше время. Это конкретное выражение Божьего верховного правления в наших сердцах. В Ветхом Завете формой выражения царства был Израиль. Царство можно найти везде, где Бог правит в человеческих сердцах. Но еще более явно оно проявляется там, где исполняется Его воля. Поэтому царство существовало на небе еще до сотворение людей, ибо уже тогда ангелы были подданными Бога и повиновались Ему. Они входят в Его царство и сейчас, и останутся там в будущем. Но они никогда не были и никогда не будут частью церкви. Церковь - всего лишь одно из проявлений царства. Церковь и Израиль Второй специфический вопрос касается отношения Израиля к церкви. Здесь мы встречаемся с резко различающимися точками зрения или даже с открытыми спорами. С одной стороны, некоторые богословы-реформаты считают, что собственно Израиль практически поглощен или заменен церковью, или духовным Израилем1590. В отношении собственно Израиля ничто уже не может исполниться. Следовательно, нет нужды в тысячелетнем царстве, в котором иудеи Божьей волей будут восставлены на видное место. С другой стороны, диспенсационалисты считают Израиль и церковь двумя разными сущностями, к которым Бог относятся по-разному1591. Как замечает Лэдд, истина в этом-вопросе, как и во многих других, располагается где-то между этими двумя полюсами1592. Прежде всего отметим, что во многих отношениях место собственно Израиля занял духовный Израиль. Этот факт Павел подчеркивал в посланиях к римлянам и галатам. Он писал, например: " Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности" и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим. 2: 28-29). Галатам он писал: " Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3: 29). Среди других относящихся к данному вопросу мест можно указать на Рим. 4: 11, 16, 18 и 9: 7-8. Далее следует отметить, что некоторые обетования, относящиеся в Ветхом Завете к собственно Израилю, рассматриваются новозаветными авторами исполненными в духовном Израиле, церкви. Например, Осия писал: " И помилую Неломилованную, и скажу -не Моему народу: " ты - Мой народ", а он скажет: " Ты - мой Бог! " (Ос. 2: 23). Из Ос. 1: 6-11 явствует, что этот стих относится к Израилю. Павел, однако, распространяет его не только на иудеев, но и на язычников. Говоря о нас, " которых Он [Бог] призвал не только из Иудеев,, но и из язычников", Павел цитирует этот стих: " Как и у Осии [Бог] говорит: " не Мой народ назову Моим народом, а не возлюбленную - возлюбленною" (Рим. 9: 24-25). Лэдд указывает также на истолкование Петром обетования Иоиля: " И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения" (Иоиль 2: 28; ср. Деян. 2: 17)1593. Следует, правда, отметить, что Петр говорил здесь иудеям и об иудеях (Деян. 2: 5, 22). Поэтому утверждение, что Петр применяет к церкви обетованное Израилю, выглядит достаточно спорным. Но у народа Израиля есть будущее. Он продолжает оставаться особым Божьим народом. Указав, что отвержение Израиля означает примирение мира, Павел задает вопрос: " Что будет принятие [Израиля], как не жизнь из мертвых? " (Рим. 11: 15). Впереди блестящее будущее: " И так весь Израиль спасется" (Рим. 11: 26). Но Израиль спасется, войдя в церковь, как и язычники. В Новом Завете нет никаких заявлений, что есть какой-то другой путь спасения. Подведем итог: церковь - новый Израиль. В Новом Завете она занимает место Израиля в Ветхом. Если в Ветхом Завете царство Божье населялось народом Израиля, то в Новом Завете в него входят члены церкви. Но у народа Израиля есть будущее, и он обретет его благодаря всеобщему обращению ко Христу и вхождению в церковь. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы