Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСКУССТВО СТАРОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА



В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Ак­када прекратило своё существование, после того как в его пределы вторг­лось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII в. до н. э. на­зывают старовавилонским, поскольку самым важным политическим цент­ром Междуречья в то время стал Ва­вилон. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после жесто­кой борьбы вновь создал на этой территории сильное централизован­ное государство — Вавилонию.

Старовавилонская эпоха считает­ся золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания

Стела вавилонского царя и основателя государства Хаммурапи запечатлела текст его двухсот сорока семи зако­нов, записанных клинописью. Этот самый древний из из­вестных сборников законов был обнаружен французскими археологами в 1901 г. при раскопках в городе Сузы, сто­лице древнего Элама.

Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э.

Лувр, Париж.

о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Статуя молящегося (возможно, царя Хаммурапи). 1792—1750 гг. до н. э. Лувр, Париж.

Богиня Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. XIX—XVIII вв. до н. э. Музей Дейр-аз-Зур, Сирия.

Жертвоприношение. Настенная роспись из дворца в Мари. II тысячелетие до н. э. Лувр, Париж.

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

Государства, созданные хеттами (ин­доевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного проис­хождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в ис­кусстве последующих эпох. Художественное видение окружающего мира хеттов и хурритов было во многом сходным: памятники хетт­ского и хурритского искусства пора­жают суровостью и особой внутрен­ней энергией.

Хеттское царство, возникшее в XVIII в. до н. э., достигло расцвета к XIV—XIII вв. Военная мощь позво­ляла ему конкурировать с Египтом

и Ассирией. Однако в конце XII в, до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён — так называе­мых «народов моря». Основная тер­ритория Хеттского царства — полу­остров Малая Азия — представляет собой обширную горную котлови­ну. Вероятно, горы для хеттов бы­ли чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их рели­гиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.

Большинство памятников хетт­ского искусства известно по раскоп­кам их столицы — Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хет­ты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские со­оружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качест­ве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами — ортоста'тами, украшенными рельефами.

Бережное, исполненное религи­озного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты

хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором ост­рее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожа­луй, самое замечательное в искусст­ве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписыва­лись в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеоб­разную «естественную архитекту­ру». В трёх километрах от Хаттусы было открыто горное святилище, названное Язылы-Кая (Расписные Скалы). Это два связанных друг с другом ущелья; на их гигантских «стенах»-скалах расположены рель­ефы со сценами торжественного шествия богов. Процессии богов в виде воинов в конических шлемах, вооружённых мечами, и богинь в длинных одеяниях движутся на­встречу друг другу. В центре компо­зиции изображены фигуры бога грозы Тешуба и его супруги — боги­ни Хебат.

Не только хетты создавали святи­лища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились пре­вратить окружающий мир в гранди­озный храм. Но из-за монументаль­ного размаха и суровой простоты скульптурных изображений именно святилище Язылы-Кая производит особенно сильное впечатление.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь