Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.



*Арка, свод и купол — выпуклые архитектурные конструкции, используемые для перекрытия проёма в стене или пространства между колоннами (арка), зданий и сооружений раз­нообразной конструкции (свод, купол).

**Инкрустация — украше­ние поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т. д., которые отличаются от неё цветом или материалом.

 

 

Во время раскопок, проводившихся в Уре в 20-х гг. XX в. под руководством английского археолога Леонарда Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось несметное количество ценностей. Поражали гробницы и обилием человеческих останков — по-видимому, жертвоприношений. Поэтому захоронения назвали «царскими», хотя так и не установили, кто же был погребён в них в действительности. Здесь были найдены две доски, образующие как бы двускатную крышу, с изображениями военного похода и ритуального пира, выполненными в технике мозаики, — так называемый «штандарт из Ура». Точное его назначение неизвестно.

«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. Британский музей, Лондон.

Оттиски резных печатей из Ура. III тысячелетие до н. э.

Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж.

в Центральной и Северной Месопо­тамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которо­го позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские го­рода и создал первое в этом регио­не единое государство — царство Шумера и Аккада, которое сущест­вовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской

культуре. Они освоили и приспосо­били для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тек­сты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма — зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккура-

Получение оттиска с резной печати.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н. э.

Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объём фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств — покровителей царской власти.

Зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э.

та, как правило, окрашивали в чёр­ный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Символика фор­мы зиккурата — «лестницы в не­бо» — проста и понятна во все вре­мена. В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого составляла двад­цать один метр. Позже его перестро­или, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохра­нилось очень мало. Отлитая из ме­ди голова, возможно, является порт­ретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо­родства и внутренней силы. Чувству­ется, что мастер стремился вопло­тить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульпту­ры чёткий, детали выполнены тща­тельно — всё свидетельствует о пре­красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

В шумерский и аккадский перио­ды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились ос­новные направления искусства (ар­хитектуры и скульптуры), которые получили дальнейшее развитие.

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н. э. Иракский музей, Багдад.

Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Лувр, Париж.

После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. По некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность, в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша (около 2080—2060 гг. до н. э.), прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя — выдающееся произведение шумеро-аккадской скульптуры.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь