Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. VI в. до н. э.
Мардуку. Высота зиккурата равнялась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом библейской Вавилонской башни. Единственное архитектурное сооружение Вавилона, сохранившееся до наших дней, — ворота богини Иштар — одни из восьми парадных въездных ворог, носивших имена восьми главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение — от них мимо храма Мардука была проложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой огромную арку, по четырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые баш- ни. Всё сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (жёлтое изображение на голубом фоне) этот монумент выглядел лёгким и праздничным. Чётко выдержанные интервалы между фигурами настраивали каждого подходящего к воротам на ритм торжественного шествия. В течение многих столетий новой эры о Вавилоне, как и об Ассирии, люди знали по библейским повествованиям. На их основе сложился образ агрессивного государства, попирающего все нормы политики и нравственности. Действительно, в стремлении к завоеваниям, в беспощадности к побеждённым Вавилония не уступала Ассирии: на её территории проживало немало народов, насильственно переселённых из *Глазурь (от нем. Glas — «стекло») — стекловидное покрытие поверхности глиняного изделия, закреплённое обжигом.
Изразцовая облицовка ворот богини Иштар из Вавилона. Фрагмент, VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.
Ворота богини Иштар Из Вавилона. VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.
Лев. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора Из Вавилона. Фрагмент. VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин 7 1 ИСКУССТВО СКИФОВ Народы, кочевавшие в VII в. до н. э. — III в. н. э. на необъятных просторах евразийских степей, античные историки и писатели называли скифами. Они не имели письменности, а потому их происхождение и история полны тайн. Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. «У скифов не в обычае воздвигать алтари и храмы богам...», — удивлялся древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по стране скифов в V в. до н. э. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, серебра и бронзы с изображениями животных. В фигурках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира. Например, бегущий олень — символ солнца, постоянно сменяющихся времён года; орёл — страж загробного мира, символ бессмертия. Практически все образцы скифского искусства были найдены во время раскопок курганов — холмов, насыпанных над захоронениями вождей и царей. По описаниям Геродота, для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и колчанов для лука и стрел. При раскопках Чиликтинского кургана в Восточном Казахстане (VIII—VII вв. до н. э.) археологи обнаружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выразительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В облике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Художественную манеру скифских мастеров учёные назвали скифским звериным стилем. В курганах долины Пазырык в Горном Алтае благодаря вечной мерзлоте хорошо сохранились вещи, изготовленные из недолговечных материалов. Это вырезанные из кожи выразительные силуэты зверей, части тела которых выделены запятыми, полукружиями и спиралями; сшитые из войлока фигурки лебедей; ткани и ковры. До наших дней дошли даже татуировки на коже погребённых мужчин. Сами по себе эти татуировки являются прекрасными образцами скифского искусства — рисунки зверей, украшенные спиралями, сливаются с деталями других изображений, создавая красивый и затейливый узор. Скифское искусство в своём развитии неоднократно испытывало влияние других культур. В VII—VI вв. до н. э., во время походов скифов в Переднюю Азию и после них, в художественных произведениях скифских мастеров появились восточные мотивы — изображения фантастических животных, сцен нападения хищников на оленей. В VI—V вв. до н. э. на искусство скифов, обитавших в Северном Причерноморье, оказала сильное воздействие культура древних греков. В начале новой эры скифские племена исчезли, смешавшись с другими народами.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы