Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство Ассирии (13 – 7 вв. до н.э.)
Ассирию, государство в северной части Месопотамии, другие народы называли львиным логовом, а её столицу Ниневию, городом крови. В период расцвета в 7-6 вв. до н.э. Ассирия - мощная военная держава, границы которой простирались от современного Ирана до Средиземного моря и от Закавказья до Эфиопии. Централизация власти в руках Ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определённые требования прославлять деяния победоносных царей и военную мощь государства. В связи с этим, в отличие от искусства Древнего Египта и искусства Двуречья ранних периодов искусство Ассирии имело более выраженный светский характер, было придворным искусством, хотя многие темы сюжетов по-прежнему связаны с религией. Ассирийцы строили главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными постройками, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридоров узкие, стены украшены плитами с рельефами и росписями. Дворец Саргона II - 8 в. до н.э яркий пример ассирийской архитектуры. Дворец сооружен на высокой платформе, высотой 14 м., вровень с крепостными стенами. Более 200 помещений дворца окружали парадные дворы. В состав дворца входил 40-ка метровый зиккурат и большой сад с оросительной системой. Стены дворца и залов были оштукатурены и украшены алебастровыми панелями с рельефами. Полы вымощены орнаментальными керамическими плитками. Входы во дворец охраняли монументальными скульптурами «Шеду» (Рис. 124, 125) или «Ламассу», как их называли ассирийские тексты - привратные скульптуры в виде львов или быков с пятью ногами, с крыльями и человеческими головами. Их назначение - оберегать священную особу царя. В этих скульптурах наиболее полно выразилось сочетание монументальности и декоративности. Пафос силы, исходящей от Шеду, характерен для всего изобразительного искусства Ассирии. Дворцы правителей щедро украшались рельефами и росписями светского характера. Ведущая тема - прославление царя. Сюжеты - различные процессии, церемонии, охоты владыки, военные сцены. Всемирную известность имеет сцена охоты на львов из дворца в Ниневии, VII в. до н.э. Непревзойдённый шедевр - образ умирающей львицы. Стрелы охотников во главе с царём перебили позвоночник, задние лапы зверя уже парализованы. Опираясь на пердние лапы, львица кричит в смертельной агонии. В 612 г до н.э. Ниневия взята приступом войсками вавилонского царя и Ахеменидский Иран (середина 6 в. - 330 г. до н.э.) Заключительный этап искусства Передней Азии связан с искусством Ахеменидского Ирана (середина 6 - 330 г. до н.э.), время владычества персидской, или иранской империи. В сер 6 в. до н.э., в течении 11 лет царь прессов Кир из рода Ахеменидов путём военных действий разгромил Вавилон, создав обширное государство, включающее, кроме Ирана, почти все остальные районы Передней Азии. Держава была не прочной, однако многочисленные народы, составляющие её, внесли свой вклад в сложение культуры и искусства Ахеменидского Ирана. В искусстве времени Ахеменидов слились изобразительные приёмы и мотивы искусства многих народов Передней Азии. Архитектура - ведущий вид искусства. Особенно развито дворцовое строительство, грандиозное по масштабам, пышное по декоративному оформлению. Дворцы не подавляли своей монументальностью, они легкие, просторные, со стройными колоннами внутри. В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приёмные залы, построенные таким образом, назывались ападанами. В них ежегодно устраивались церемонии приношения дани царю. Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. Блистал Персеполь общегосударственный культовый центр для торжественного празднования весной иранского Нового года, это также и резиденция, в которой проходила коронация царей. Дворец в Персеполе возведён на высокой искусственной платформе. На неё вели пандус и двойная лестница, украшенная рельефами. По сторонам от входа - два огромных крылатых быка, близких ассирийским «шеду», но более грандиозные по размерам (Рис.126). Во дворце были приёмные залы - ападаны, помещения служебного назначения (кладовые) и жилые покои. Главная ападана была величественна - 62.5x62.5 м. и вмещала 10000 человек. 36 мраморных колонн с капителями в виде сдвоенных лежащих быков, высотой 19м. и диаметром 1.6м. Колонны выполнены изкамня разных оттенков, а детали украшений были покрыты позолотой (Рис.127). Стены дворца покрыты рельефами (Рис.128), сюжеты которых отличались от сюжетов Ассирии и Вавилона. Это главным образом шествия данников (Рис.129)-представителей покорённых народов, а также сцены приёма царём послов и борьбы царя с дикими и фантастическими животными. От культовой архитектуры Ахеменидского Ирана дошло всего несколько памятников. Это гробницы царя Кира VI в до н.э. и скальные гробницы знати V в. до н.э. Гробница Кира представляет собой каменный прямоугольник, перекрытый двускатной крышей. Это сооружение возвышается на шестиступенчатом основании. Площадь гробницы 3.6х2.2 м. Персы не строили храмов. Они были огнепоклонниками и обожествляли свет и огонь, которому строили жертвенники и алтари огня. Изобразительное искусство персов отвечает задачам прославления могучей державы и её правителей. Дворцы украшались рельефами и росписями. Из города Сузы дошёл фриз из известковых глазурованных плиток (V в. до н.э.) с изображением царской охраны - «бессмертных». В руках у них копья, а за плечами - лук и стрелы. Этой знаменитой работе присуща декоративность, ритмическая организация. Круглая скульптура Ахеменидов сохранилась в немногих образцах. В облике этих памятников гармонично сочетаются традиционные для переднеазиатского искусства типизация черт лиц и обобщение, монументализация основных масс с большой мягкостью в проработке отдельных форм. Характерными примерами могут служить голова статуи царя, возможно, Дария I (конец 6—начало 5 в. до н. э.) и голова статуи царевича из Персеполя (5 в. до н.э.). Ахеменидское искусство, впитав наследие всего переднеазиатского искусства и творчески переработав его, создало новое решение внутреннего пространства — парадные многоколонные дворцовые помещения; типы необычайно стройных колонн; изобильную, но гармоничную, неразрывно связанную по стилю с архитектурой систему ее декоративного оформления рельефов, привратных изваяний, сложных скульптурных капителей колонн, керамических панно. Ахеменидская держава была последним древневосточным государством. Она распалась под натиском эллинского мира, более передового по социальной структуре и экономике, под ударами армии Александра Македонского (в 331—330 гг. до н. э.). На территории переставшей существовать Ахеменидской империи, в Передней Азии и Египте, в конце 4 в. до н. э. возникли эллинистические государства. В результате происходившего еще ранее, в 5 в. до н. э., взаимовлияния культур эллинского мира и Ахеменидской державы, широкого торгового обмена искусство Древнего Востока оказало огромное влияние на целый ряд этапов развития античного искусства. Этот процесс продолжался и много позже падения государства Ахеменидов. В целом искусство Древнего Востока сыграло важную роль в развитии художественной культуры человечества.
IV. Список литературы 1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М., 1981. 2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего, Ближнего Востока. М., 1978. 3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М., 1986. 4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1. 5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970. 6. Афанасьева В., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М., 1976г. 7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов. Ред. Василевский В. М, 1976 г. 8. Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990 г. 9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 10. Михаловски К. Пирамиды. Варшава, 1973. 11. Михаловски К. Карнак. Варшава., 1972. 12. Михаловски К. Луксор. Варшава., 1972. 13. Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1997. 14. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.14.Керам В. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М., 1980.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы