Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глоссарий терминов по истории искусств (4 семестр)
Адорант (от лат. просящий)– древнешумерская статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, большими круглыми глазами, сидящего или стоящего. Помещалась в храме для передачи образа просящего или его просящей души. Акведук – крытый водовод с характерными арочными пролетами. Акрополь (от греч. акрополис – верхний город, кремль) – тип укрепленного города, расположенного на возвышенности, окружен мощным кольцом стен; служил убежищем для граждан в военное время; на нём обычно находились храмы божеств, покровителей данного города. Амфитеатр (от греч. amphithé atron) – в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений; грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу амфитеатра составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и сценической машины. До нашего времени сохранились частично амфитеатры в Риме (Колизей), в Вероне, Помпеях и др. городах бывшей Римской империи. Амфора – овальный керамический сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначалась для хранения вина и масла. Арка (от лат. arcus – дуга, изгиб) – в архитектуре криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами – столбами, колоннами, пилонами и т. п. Арка триумфальная – мемориальная арка; временное или постоянное сооружение, возводимое в честь триумфа полководца или торжественного события. Часто триумфальные арки украшалась аллегорической живописью и скульптурой; временные триумфальные арки выполнялись из дерева. Атриум – большое открытое пространство внутри здания. сборный пункт древнеримского дома, где стоял очаг, и куда примыкали все покои; также окруженное колоннами преддверие базилик. Базилика (от греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей – т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме предназначались для судебных заседаний и торговых сделок; став одним из основых типов раннехристианского храма, получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре. Барельеф (франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф) – вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона; распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Виадук – в древнем Риме мост через дорогу или ущелье. Гидрия – сосуд с тремя ручками (две – чтобы поднимть, третья – чтобы наливать) для переноса воды. Гипостиль (от греч. hypó stylos – поддерживаемый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны; был распространён в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран). Горельеф (франц. haut-ré lief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость) вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре. Дольмены – сооружения с ясно выраженными несомыми и несущими частями, образующими стоечно-балочную конструкцию, служили для захоронения членов рода. Зиккурат – храм для городской застройки в Месопатамии. Состоял из трех и более поставленных друг на друга платформ сужавшихся к верху. Своеобразная лестница в небо – символ духовного и физического достижения бога. Инсула (лат. insula, буквально – остров), многоэтажный, обычно кирпичный, жилой дом в Древнем Риме, с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не позднее 3 в. до н.э. 3-5– этажные инсулы, помещения которых обычно компоновались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал, составляли массовую застройку римских городов. Капитель –верхняя часть колонны или пилястры. Канон (греч. кanon – правило) – в изобразительном искусстве нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец, задающий совокупность художественных приемов или правил, обязательных в ту или иную эпоху. Килик –открытая плоская чаша на ножке с двумя ручками для питья вина. Кора (гр. – девушка, дочь) –архаическое скульптурное изображение задрапированной девичьей фигуры. Кромлех – мегалитическое архитектурное сооружение из каменных плит или столбов, расположенных по кругу; иногда окружают курганную насыпь, чаще – являются самостоятельным сооружением. Круглая скульптура – вид скульптуры, произведения которой представляют собой самостоятельные трехмерные объемы, свободно размещаемые в пространстве, не связанные с плоскостью фона и обычно требующие кругового обзора. Купол – покрытие круглого или мноугольного пространства в зданиях и храмах, в форме полушария или опрокинутой чаши; чаще всего сводчатый из камня или кирпича. Курос (гр. – юноша, сын)– скульптурное изображение обнажённого юноши, мужское соответствие коре. Лекиф – узкий сосуд для благовоний цилиндрической формы с вертикальной ручкой и узким горлом переходящим в раструб. Мастаба (арабский, буквально – скамья) – современное название древнеегипетских гробниц периодов Раннего и Древнего царств. Состоит из соединённых вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. Мегалитическаяархитектура (от греч. «мегалит» – большой камень). Мегарон – (греч. mé garon, буквально – большой зал) – тип здания, сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3-2 тысячелетия до н. э.); прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди – столбами. За портиком находился зал с очагом посередине; найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах. Послужили прототипом храмов Древней Греции гомеровской эпохи. Мелкая пластика – скульптура малых форм, небольшие скульптурные произведения, изготовляемые из керамики, металла, кости, камня, стекла и т.п. Менгиры – вертикально поставленные камни, разной величины и по-разному в разных областях оформленные (от 1 до 21 метра высотой; вишапы – монументальные изображения рыбы из Армении и Монголии, каменные столбы с головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь) Обелиск (греч. obelí skos, буквально – небольшой вертел) – гранёный (чаще квадратный в сечении), суживающийся кверху каменный столб с заострённой пирамидальной верхушкой; был распространен в Древнем Египте как памятник преимущественно у дворцов и храмов. Ордерная система (от лат. «ordo – строй, порядок) – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Пандус – пологий подъем, соединяющий два разновысотных уровня без использования ступеней. Периптер (от греч. perí pteros – окруженный колоннами, от perí – вокруг и pteró n – крыло, боковая колоннада), тип древнегреческого храма; прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой. Внутри обычно состоял из пронаоса и наоса; сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики (например так называемый храм Деметры в Пестуме) и классики (например, Парфенон.). Перистиль (от греч. perí stylos – окруженный колоннами, от perí – вокруг и stý los – столб, колонна), прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырёх сторон крытой колоннадой; как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с 4 в. до н. э.; широкое распространение получили в эпоху эллинизма и в Древнем Риме. Портик (от лат. porticus) – выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком; широко распространён в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции). Торевтика (греч. toreutikоs – искусный в рельефной работе по металлу, от torеuo – вырезываю, чеканю) – искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего Т. называют обработку изделий путём чеканки или тиснения. Иногда этим термином обозначают и отделку литых изделий. Тумулос – изолированно стоящая этрусская гробница. Форум (лат. forum) – в городах Древнего Рима главная городская площадь – рынок и центр политической жизни. В самом Риме было несколько форумов – только рынков, форумов, где находились храмы главных богов – покровителей города, базилики для суда и др. целей, здания для заседания сената или городского управления, окаймляли портики и украшали статуи. В императорский период он постепенно превращается в сложный по композиции парадный ансамбль – памятник военной славы императора. Хризоэлефантинная техника – изготовление статуй на деревянной основе, облицованной тонкими пластинами слоновой кости (видимые части тела) и золота (одежда, волосы). Шеду – охранители дворца с телом львов и быков, человеческими головами и крыльями; исполнены в технике горельефа, переходящего впереди в круглую скульптуру; пятиногие – с одной точки зрения шеду шел, с другой стоял.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы