Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фундаментальная наука и прикладная



 

Деньги не решают вопросов с инновациями. «Эппл» тратит на исследования и разработки намного меньше других компаний, но получает гораздо бо́ льшую отдачу. В 2006 году в «Майкрософт» ассигновали на исследования и разработки более 6 миллиардов долларов, а в 2007 году — 7, 5 миллиарда долларов. «Майкрософт» финансирует несколько крупных хорошо оборудованных исследовательских центров в Редмонде, Кремниевой долине, Кембридже и Китае. В исследовательских лабораториях «Майкрософт» разрабатываются весьма впечатляющие технологии, в частности, касающиеся восприятия речи и быстрого поиска в массивных базах данных. «Майкрософт» ежегодно организует для журналистов ознакомительные экскурсии по исследовательскому центру в Редмонде, и те восторженно лицезреют роботов-игрушек и другие чудеса, там разрабатываемые. Однако неясно, насколько проекты «Майкрософт» ориентированы на реальные продукты. Хотя воспринимающая голос «Виста» очень понравилась пользователям, других подтверждений, что эти лаборатории действительно ведут работы над новыми продуктами, было мало. Как сказал Джобс на Всемирной конференции разработчиков «Эппл» в 2006 году: «Наши друзья на севере тратят на исследования и разработки более 5 миллиардов долларов, но сейчас кажется, что они копируют „Гугл“ и „Эппл“. Тратить деньги на шоу бессмысленно».

В 2007 году консалтинговая фирма «Буз Аллен Хамильтон» опубликовала аналитические данные по корпоративным расходам на исследования и разработки (в масштабах всего мира) и заключила, что повышение этих расходов не ведет к улучшению результатов. Был сделан следующий вывод: «Значение имеет процесс, а не кошелек. Чтобы чего-то добиться, необходим хорошо организованный процесс разработки инноваций. Важно то, насколько правильно определена цель, и то, как к ней идут, а не абсолютная или относительная величина расходов».

«Буз Аллен» назвал «Эппл» одной из самых бережливых компаний в технологической индустрии и при этом одной из самых успешных. Согласно «Буз Аллен», в 2004 году расходы на исследования и разработки в «Эппл» составили всего 5, 9 процента, в то время как в среднем по индустрии этот показатель составлял 7, 6 процента. «Буз Аллен» отмечает: «Компания потратила всего 489 миллионов долларов, это малая доля того, что тратили конкуренты. Но, сосредоточив все ресурсы на небольшом количестве наиболее многообещающих проектов, компания создала инновационную базу, благодаря которой на свет появились „Ай-Мак“, „Ай-бук“, айпод и айтюнс».

В отношении «Эппл» к финансированию исследований и разработок просматриваются признаки старых противоречий между фундаментальной и прикладной наукой. Первая изучает феномены просто ради получения знаний. Вторая же занимается решением конкретных проблем. Разумеется, фундаментальная наука крайне важна, так как расширяет круг знаний об окружающем мире, даже и не входящих в сферу интересов прикладной науки, занимающейся практическими, насущными проблемами. Бывший руководитель исследовательских лабораторий «Майкрософт» Натан Михрвольд прославился своими научными трудами, посвященными динозаврам. Возможно, он способствовал развитию палеонтологии, но разве «Майкрософт» изобрел айпод?

Джобса вдохновляет «Хьюлетт-Паккард», одна из первых компаний Кремниевой долины, всегда придерживавшаяся норм строгой корпоративной культуры, неукоснительно соблюдаемой инженерами, разрабатывающими продукты. Джобс заметил: «Чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в том, насколько важен правильный выбор цели. Так, главной целью „Хьюлетт-Паккард“ является создание хороших продуктов. А наша главная цель — выпускать лучшие компьютеры в мире, а не быть самой большой или самой богатой компанией». По словам Джобса, у «Эппл» есть и еще одна цель — получение прибыли, но это лишь второстепенная цель. «На каком-то этапе эти цели поменялись местами, и это привело к плачевным результатам, — поясняет Джобс. — Когда я вернулся в компанию, нам пришлось снова менять ориентиры».

 

Провидец — и плагиатор

 

Джобс внимательно отслеживает появление новых многообещающих технологий, а также ищет среди существующих технологий те, которые в «Эппл» могли бы улучшить (как это было с ранними плейерами MP3 или смартфонами). Джобс имеет репутацию провидца. У него просто волшебная способность заглядывать в будущее и угадывать, что хочет потребитель. Сам Джобс не считает себя предсказателем, в интервью «Роллинг стоунс» он признался: «Невозможно точно сказать, что произойдет, но можно распознать некоторые тенденции. И это максимум, на что следует рассчитывать. Остается лишь не стоять на пути развития событий, и эти вещи сами дадут о себе знать».

По словам Джобса, он старается «чувствовать время», наступающее для прихода на рынок одних технологий и ухода с него других: «Мы стараемся определить эти факторы и то, как они могут измениться со временем, а затем решаем, на какую лошадь делать ставку. Слишком далеко заглянуть невозможно, но необходимо в достаточной мере просчитывать ходы, так как для реализации идей требуется время. Приходится вскакивать в уже идущий поезд».

В качестве примера Джобс привел универсальную последовательную шину (USB). Ее изобрели в «Интел», и сегодня это общепринятый стандарт. Но «Эппл» была одной из первых компьютерных компаний, встроивших USB в свои компьютеры. Джобс сразу понял удобство и потенциал этой технологии: несмотря на небольшую скорость, ее просто использовать, она позволяет избавиться от лишних проводов и обеспечивает подключаемые устройства питанием.

Инновации довольно часто приходят извне. Можно перечислить немало технологий, разработанных не в «Эппл», но потенциал которых был распознан Джобсом или его инженерами. Беспроводные сети Wi-Fi («Вай-фай») были разработаны компаниями «Люсент» и «Аджер», однако не привлекали особого внимания, пока «Эппл» не использовала их в своих компьютерах и не выпустила на их основе точки доступа «Аэропорт». В результате наступила эра беспроводных ноутбуков.

Некоторые отмечают, что инновации в «Эппл» не так связаны с изобретением новых технологий, как с модернизацией уже существующих, Джобс просто берет технологии, все еще находящиеся в пределах лабораторий, и передает их в руки рядовых пользователей.

Первым и лучшим примером этого является графический пользовательский интерфейс, заинтересовавший Джобса в 1979 году. Ему тогда было 24 года, и он посещал с платной экскурсией знаменитый исследовательский центр «Ксерокс» в Пало-Альто. Во время этого визита Джобс оказался на презентации «Ксерокс-альто» — первого компьютера, управляемого мышью методом «указания и щелчка». Позднее он так отозвался об этом событии: «Это было лучшее, что я когда-либо видел. Понятно, все было очень сырым, многое было не продумано. Но тогда мы этого не знали, мы лишь думали, что у них прекрасная идея и они великолепно ее воплотили. За десять минут я понял, что когда-нибудь все компьютеры будут работать таким образом».

Но руководство «Ксерокс» понятия не имело, чем занимаются ученые в лабораториях. Несмотря на десятки презентаций, чиновники не видели потенциала технологии. По словам Джобса: «Они интересовались только копировальной техникой и ничего не знали о компьютерах и их возможностях. И они упустили то, что могло бы стать величайшей победой в компьютерной индустрии. „Ксерокс“ мог бы владеть сегодня всей компьютерной индустрией».

Когда речь заходит об инновациях, Джобс любит цитировать знаменитое изречение Пикассо: «Плохие художники копируют, великие художники крадут». Джобс к этому добавляет: «И мы никогда не стеснялись красть великие идеи».

 

Творческое объединение

 

Для Джобса инновации — это творчество, умение уникальным способом собрать все воедино. Как он пояснил журналу «Вайред»: «Креативность — это умение объединять разные вещи. Если спросить у творческих людей, как они создали то или иное, они почувствуют себя несколько виноватыми, так как они на самом деле лишь по-другому взглянули на вещи. Через какое-то время им это кажется очевидным. Они просто использовали весь имеющийся опыт, и получилось нечто новое. Они смогли это сделать, потому что имели больше опыта или лучше его использовали, чем другие… К сожалению, так бывает очень редко. Многие в нашей индустрии имеют весьма ограниченный опыт. Поэтому им нечего аккумулировать, и они находят очень прямолинейные и бесперспективные решения. Чем шире понимание опыта, тем лучших результатов мы достигнем».

Хорошим примером отношения «Эппл» к технологиям может быть использование магнитов. Впервые магниты появились в замках ноутбуков. Магнит выталкивал и защелкивал замок при закрытии крышки. Затем «Эппл» снабдила магнитами пульт, и стало возможно его безопасно хранить, приложив к системному блоку. В новых «Макбук» замки полностью заменены магнитами, удерживающими крышку в закрытом состоянии, когда компьютером не пользуются. Они также снабжены адаптерами «Магсэйф», удерживаемыми на месте благодаря магнитам. Они легко отсоединяются от шнура питания, так что, задев шнур, вы не уроните компьютер на пол. Эту идею разработчики «Эппл» заимствовали у японских поваров, уже несколько лет использующих адаптеры на магнитах именно по этой причине — чтобы дети, бегающие по кухне, не могли, задев шнур, опрокинуть на себя кипяток.

Джобс признавал, что всему, что известно ему об электронике, он обязан детскому радионабору, позволявшему собирать любительское радио, усилители и осциллографы. Благодаря этому Джобс узнал, что сложные устройства являются творениями человеческого гения, а не волшебными предметами, свалившимися с небес. Как он рассказывал: «Это вселило в меня огромную самоуверенность, так как я понял, что знания и экспериментирование помогают человеку познать даже самые, казалось бы, сложные вещи. В этом смысле мне в детстве очень повезло».

Джобса всегда интересовали дизайн, архитектура и технологии. Если собрать все устройства, разобранные им, чтобы посмотреть, как они устроены, его кабинет оказался бы полностью завален всякими железками. Джон Скалли вспоминает, что Джобс всегда изучал продукцию других производителей: «Детали электроники и корпуса валялись по всей комнате вперемешку с плакатами и рисунками, многие из них были приколоты к стенам. Джобс только что вернулся из Японии с новым устройством, ну и, естественно, сразу разобрал его. Демонтированные компоненты теперь и лежали на столе. Я заметил, что как только Стив видел что-то новое и интересное для него, он тут же это покупал и препарировал, стараясь уяснить, как работает новинка».

Скалли вспоминает, как они с Джобсом ездили в Японию на встречу с Акио Морита, легендарным основателем «Сони». Морита подарил им первые плейеры «Волкмэн». Скалли вспоминает: «Стив был в восторге, поэтому первое, что он сделал, так это разобрал плейер и изучил все его составляющие, как они собраны и из чего сделаны».

Джобс часто организовывал для сотрудников экскурсии в музеи и на специализированные выставки, чтобы они изучали дизайн и архитектуру. Так, разработчики «Мак» посетили выставку знаменитого дизайнера-модерниста Луи Тиффани, художника, коммерциализировавшего свою работу. Работая в «НеКСТ», Джобс возил группы в «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта в Пенсильванию, чтобы показать восхитительный архитектурный дизайн; в то время он также часто посещал расположенные рядом офисы «Сони». Он брал там рекламно-информационные издания, внимательно изучал шрифты, компоновку материала и качество бумаги.

Однажды Скалли застал Джобса мечущимся в чрезвычайно возбужденном состоянии по парковке у штаб-квартиры «Эппл». Оказывается, Джобс изучал машины. Он анализировал детали их дизайна и искал решения, которые можно было использовать для создания корпуса «Макинтош». Скалли вспоминает его слова: «Посмотри на дизайн „Мерседес“, остроконечные детали и плавные линии. Со временем они делают все более мягкий дизайн, но более четкие детали. Именно так мы должны поступить с „Макинтош“».

Джобс давно интересуется немецким дизайном. В 80-х годах его дом был пустым — там не было ничего, кроме гигантского пианино и большого черного велосипеда «БМВ». Он всегда восхищался электроникой компании «Браун», хорошо известной своим промышленным дизайном. Там удачно совмещают высокие технологии с артистичным исполнением. Джобс несколько раз говорил, что технологическая и художественная креативность — две стороны одной медали. Отвечая на вопрос журнала «Тайм» относительно различия между искусством и технологией, Джобс сказал: «Я никогда не считал, что между ними есть разница. Леонардо да Винчи был великим художником и великим ученым. Микеланджело хорошо знал, как добывают камни в каменоломнях. Лучшие ученые-компьютерщики, которых я знаю — все музыканты. Не все из них виртуозы, но все они считают музыку важной частью своей жизни. Не думаю, что лучшие специалисты в какой бы то ни было области пребывают в изоляции от всего остального. Я просто никогда такого не видел. Люди часто совмещают разные интересы. Доктор Лэнд, работавший в „Полароид“, как-то сказал мне, что хочет, чтобы его компания находилась на пересечении науки и искусства, и я никогда не забуду эти слова. Я уверен, что это возможно, и многие стараются этого добиться».

 

Гибкость мышления

 

Раньше «Эппл» активно стремилась к индивидуальности, разрабатывая собственные технологии и сторонясь принятых в индустрии стандартов. В первые годы своего существования «Эппл» почти во всем использовала нестандартные решения. Клавиатура, мышь и мониторы — все имело достаточно своеобразные соединения. Но после возвращения Джобса политика компании стала более гибкой и практичной. Теперь многое стандартизировано. Сегодня «Эппл» во всем использует как можно больше стандартных компонентов и соединений, включая универсальную шину USB и чипы «Интел»; «Мак» даже поддерживает концепцию мыши с двумя кнопками.

Креативность — это гибкость, а не защита своей бизнес-модели. Необходим элемент некоторого безрассудства, ощущается потребность в готовности к риску. Примером может быть решение Джобса открыть айпод для «Виндоуз». Сначала айпод был совместим только с «Макинтош». Джобс хотел использовать его как приманку, чтобы переманить пользователей «Виндоуз». Он надеялся, что это послужит для них стимулом перейти на «Мак». Внутри компании шли долгие и трудные дебаты. Как сказал Джон Рубинштейн, тогдашний руководитель отдела аппаратного оборудования: «Мы очень долго это обсуждали, для нас это было важное решение. Мы не знали, каков будет эффект, поэтому обсуждали вопрос со всех сторон, играя роль адвоката дьявола».

По словам Рубинштейна, в конце концов решено было дать пользователям «Виндоуз» возможность протестировать технологии «Эппл», чтобы добиться «эффекта ореола» — составления благоприятного впечатления о продуктах компании в целом. Как отметил Рубинштейн: «Это было намного важнее, чем возможность небольшой потери продаж „Мак“. Айпод заставит людей пойти в наш магазин, и они там увидят „Мак“». Как считает Рубинштейн, комбинация розничных магазинов, айпод, «Мак» и айтюнс на «Виндоуз» была частью одной стратегии: «Они подпитывали друг друга. Клиенты пользовались айтюнс на „Виндоуз“ и полагали, что именно на это должна быть похожа работа на „Мак“».

Джобс представил первый совместимый с «Виндоуз» айпод в июле 2002 года. Плейер мог работать с «Виндоуз», но все же требовал соединения через последовательную шину сверхбыстрой передачи данных FireWire («Файр-вайр»), редко встречающуюся на компьютерах с «Виндоуз». Реальные перемены произошли примерно год спустя, когда в «Эппл» упростили методику соединения айпод с «Виндоуз». В мае 2003 года, с появлением третьего поколения айпод, к нему добавили поддержку USB2 вместо стандартной последовательной шины сверхбыстрой передачи данных. Для Джобса это было большой уступкой, так как означало отказ от прежних принципов построения продуктов на платформе «Макинтош». И это чрезвычайно сильно повлияло на продажи. До мая 2003 года «Эппл» реализовала один миллион единиц айпод. Но уже за следующие шесть месяцев был продан еще один миллион плейеров, а за год — почти три миллиона. За следующие восемнадцать месяцев было продано девять миллионов. Теперь айпод — хорошо совместимое с «Виндоуз» устройство. По умолчанию он форматирован под «Виндоуз», а не под «Макинтош». Но хотя компьютеры «Виндоуз» несовместимы с файловыми форматами «Мак», последний совместим с файлами «Виндоуз» и без проблем соединяется с форматированными под «Виндоуз» плейерами.

Другие устройства «Эппл» тоже совместимы с «Виндоуз». В 2007 году компания «Эппл» выпустила браузер «Сафари» для «Виндоуз», что стало следующей попыткой создать «эффект ореола» для других программных продуктов, особенно если учесть, что многие пользователи «Виндоуз» имеют дело с «Сафари» на айфон, так же хорошо работающим с «Виндоуз» и «Майкрософт аутлук», как и с «Макинтош». С «Виндоуз» совместим «Эппл-ТВ» и точки доступа «Аэропорт». Бывший «модус операнди» «Эппл», заключавшийся в стремлении придерживаться собственных технологий, сегодня отброшен и забыт. Джобс решил охватить весь мир посредством «Виндоуз».

Сэр Говард Стрингер делает все возможное, чтобы возродить «Сони» и, соответственно, ту склонность к изобретательности, которая позволила создать компанию и определить ее индивидуальность. Но похоже, что способность к инновациям в компании безвозвратно утрачена. Хорошим примером может быть цифровая музыка. Это тот бизнес, который должна бы контролировать «Сони». Ведь именно эта компания первая выпустила портативный плейер «Волкмэн» и продолжала доминировать на рынке карманных устройств даже после того, как другие стали выпускать копии «Волкмэн» и «Дискмэн». Но стараясь защитить марку, «Сони» просто изуродовала свои первые плейеры. Удивительно, но «Волкмэн» не поддерживал формат MP3, являющийся стандартом в цифровой музыке. Вместо этого «Сони» заставляла пользователей конвертировать музыку в собственный формат компании, ATRAC, что по понятным причинам пользователям очень не нравилось. У них на компьютере уже было уже достаточно музыки в формате MP3, а на плейерах «Сони» ее слушать было невозможно.

Готовность Джобса к экспериментам с открытыми системами с последующим доведением до совершенства идей отличает «Эппл» от многих компаний. Например, в «Сони» менеджеры часто приходят на обсуждение со слайдом и заявляют: «Вот наш дизайн». Один инженер, тесно сотрудничавший с «Сони» в течение нескольких лет, подтвердил, что видел такое неоднократно. Немного смущаясь, он спрашивал разработчиков, как они пришли к такому решению: из чего выбирали, почему сделали это так, а не иначе? На все был резкий ответ: «Это одобренный дизайн».

Как объяснил этот инженер: «Они думают, что действительно изобретательны, но едва ли у них получается что-то новое. Большую часть их „инноваций“ забраковывают. Они так боятся ошибиться, что продолжают держаться за то, что делали раньше».

То же самое верно и в области аппаратного обеспечения. Разрабатывая новый продукт, в «Сони» часто руководствуются списком функций продуктов конкурирующих фирм и используют его как примерный план. Но к тому времени как продукт появляется на рынке, технологии уже уходят вперед. Рубинштейн сказал мне, что айпод должен был бы быть продуктом «Сони»: «„Волкмэн“ изменил отношение людей к прослушиванию музыки. Я не могу понять, как они упустили этот бизнес из рук. Они должны были бы полностью его контролировать. Айпод должен был бы быть их продуктом». По мнению Рубинштейна, «Сони» не разрабатывала айпод, потому что: «Здесь большое значение имеет страх вытеснить с рынка другие продукты. Никто этого не хочет, если он уже имеет успех». Но вот Джобс не боится. Он покончил с самой популярной моделью айпод (айпод-мини) в зените ее популярности, выпустив новую, более тонкую модель (айпод-нано). Как говорит Рубинштейн: «Стив является движущей силой всего этого. Он не боится „сжигать мосты“. Если вы отрезали себе путь к отступлению, вам остается только принять бой».

Феноменально успешные магазины розничной торговли «Эппл» являются красноречивым примером инновационного подхода компании. Появление этих магазинов было необходимо. При их создании вдохновлялись идеей «цифровой централи». Они прошли тот же путь развития, что и все продукты «Эппл», — у них были свои прототипы, их тестировали и доводили до совершенства.

 

Конкретный пример инноваций «Эппл»: магазины розничной торговли

 

Посетите местный торговый центр, и весьма вероятно, что вы найдете там магазин «Эппл-стор». Среди вычурных магазинов «Лан Байан» и «Виктория сикрет» вы увидите уютно устроившийся бутик высоких технологий, сверкающий белым пластиком и серебристым металлом. Магазин не имеет вывески — только большое, ярко светящееся лого «Эппл» в центре металлического фасада. Ниже большая витрина с дисплеем, демонстрирующим последние модели айфон или айпод.

Войдя внутрь, вы увидите, что магазин не слишком большой и не слишком маленький. Наверняка там будет много народу, в «Эппл-стор» всегда много народу. По утрам перед открытием магазина часто выстраивается очередь из желающих войти, а вечерами люди с неохотой заставляют себя покидать его.

Магазин зачаровывает. Вы как будто попадаете в будущее, оказываетесь участником некой космической одиссеи. Все эти устройства очень привлекательны и не раздражают глаз. Вы можете играть со всем, что выставлено, вы можете слоняться по магазину сколько угодно. Вы можете ответить на электронные письма или поиграть в игры. На вас не оказывают никакого давления, чтобы вы тратили деньги, и консультанты рады ответить на любой, даже самый банальный вопрос. Позже вечером в небольшой аудитории в специально отведенной для этого секции магазина организуют бесплатные уроки по редактированию видеоматериалов.

«Эппл» открыла первый магазин 19 мая 2001 года в Глендейл (Калифорния). С тех пор более 200 «Эппл-стор» стали самой популярной сетью розничной торговли. Она росла с удивительной скоростью, быстрее, чем вообще любая другая сеть магазинов. Уже за первые три года годовые продажи достигли 1 миллиарда долларов, что побило рекорд, удерживаемый ранее магазинами «Гэп». К весне 2006 года от продаж в «Эппл-стор» получали 1 миллиард долларов ежеквартально.

Розничные магазины стали весьма значимым (и растущим) сегментом бизнеса компании, и они играют ведущую роль в удержании клиентов. Рост розничной цепи совпал с ростом популярности айпод. Клиенты приходили в магазины, чтобы посмотреть на новые модели плейера, а заодно играли на «Мак». В результате продажи и того и другого взмыли вверх.

Магазины безумно прибыльны. Один «Эппл-стор» зарабатывает столько же денег, как шесть других магазинов в том же торговом центре, вместе взятых. При этом доход может быть таким же, как у большого магазина «Бэст бай», хотя площадь «Эппл-стор» в 10 раз меньше.

Магазины «Эппл» чем-то напоминают элитные бутики одежды. Они элегантны, стильны и предлагают образ жизни, а не дешевые товары. На покупателей не оказывают никакого давления, весь персонал очень доброжелателен и любезен. Разница в сервисе разительна. В «Эппл-стор» на посетителей не давят. Они могут сколько угодно играть с машинами и уйти, ничего не купив, без всяких угрызений совести. Это выгодно отличает «Эппл-стор» от какофонии резко освещенных больших магазинов. Здесь нет агрессивных торговых агентов, намертво цепляющихся за посетителей и стремящихся во что бы то ни стало продать им дорогие аксессуары и ненужные гарантии.

Возможно, такой агрессивный подход где-то действительно необходим, но в огромном большинстве случаев для успешных продаж критически важна доброжелательная и ненавязчивая помощь. Удивительно, насколько это оказалось важно для привлечения новых клиентов, незнакомых с технологиями «Эппл». Недавно я слышал, как один потенциальный клиент спросил, нужен ли компьютер, чтобы использовать новый айпод. Другая клиентка записалась на техническую консультацию в «Гениус бар» (что обычно делают лишь для устранения неисправностей), лишь чтобы узнать, как подключить айпод к компьютеру и скачать на него музыку.

Когда клиент покупает новый «Мак», машину бесплатно прямо в магазине настраивают в соответствии с его пожеланиями. Персонал устанавливает все драйверы для принтера или камеры клиента, помогает настроить соединение с Интернетом. Те, кто раньше пользовался «Виндоуз», ценят такое отношение, оно сильно отличается от услуг больших магазинов, где единственной формой общения является контакт с сотрудниками службы безопасности при осмотре сумки клиента или чека на выходе.

В «Эппл-стор» работа кипит. Здесь всегда полно народа, часто даже слишком. Согласно заявлениям, исходящим от «Эппл», магазины компании — одни из самых посещаемых розничных магазинов в индустрии, и они вполне могут составить конкуренцию большим продуктовым универсамам или популярным ресторанам. Когда «Эппл» открывает новый магазин, у него всегда с ночи выстраивается очередь фанатов. Некоторые из них ездят на открытие каждого «Эппл-стор» в своем районе, а несколько самых отчаянных даже летают в другие страны или другие штаты, чтобы присутствовать на открытии магазинов в Лондоне, Токио или Калифорнии.

Вскоре после своего возвращения в «Эппл» Джобс понял, что компании нужны розничные магазины, просто чтобы выжить. До их появления единственным прямым контактом «Эппл» с клиентами были конференции «Макуорлд», привлекавшие максимум 80 тысяч человек и проводившиеся дважды в год. (Сегодня каждое утро магазины «Эппл-стор» посещают более 80 тысяч человек и еще столько же во второй половине дня! )

В середине 90-х годов изделия «Макинтош» реализовались через почтовые заказы по каталогу или через дилеров, таких как «Секит-сити» или «Сирс», где их часто отправляли на пыльную заднюю полку. Заброшенные и игнорируемые, компьютеры «Мак» привлекали мало внимания. Торговые агенты вели клиентов к компьютерам «Виндоуз», расположившимся в первых рядах. Дела были так плохи, что некоторые фанаты «Мак» сами работали в магазинах ночами и в выходные как неофициальные торговые агенты, отчаянно стараясь продать «Мак».

В конце 90-х годов в «Эппл» начали экспериментировать с маленькими отделами в больших магазинах «Комп-Ю-эс-эй». Но успех не впечатлял, и Джобс решил, что компании необходимо расширить свое присутствие на центральных улицах, чтобы те, кто делает покупки по линии «Мак», знакомились и с продукцией «Эппл».

Джобс стремился к полному контролю, обеспечить который он мог бы, только если бы «Эппл» открыла свои собственные магазины. Как заявил он в интервью «Уолл-стрит джорнал»: «Желательно создать максимально благоприятные условия для реализации продукции компаний». Джобс полагал, что посредники в своем большинстве недостаточно инвестируют в свои магазины и вообще не совершенствуют систему торговли. В такой ситуации все надежды следует возлагать на активность клиентов.

По словам Джобса, в то время 95 процентов пользователей даже не думали об «Эппл», поэтому необходимо было обустроить какое-то место с хорошо обученным персоналом, где клиентам демонстрировали, как «Мак» может занять центральное место в их жизни. Магазины планировалось ориентировать на переманивание пользователей «Виндоуз». Здесь они могли бы в располагающей для этого обстановке познакомиться с «Макинтош». Первый рекламный слоган гласил: «От пяти до девяносто пяти», подразумевая, что у «Мак» 5 процентов рынка, а у «Майкрософт» — 95.

Джобс боялся обжечься на розничных продажах, поэтому он сделал то, что обычно делал в таких ситуациях, — пригласил лучшего специалиста, какого смог найти. Им оказался Миллард Дрекслер, президент и руководитель сети «Гэп». В мае 1999 года Дрекслер вошел в состав руководства «Эппл». Как заявил Джобс для прессы: «Опыт Дрекслера в маркетинге и розничных продажах будет приобретать все большее значение для „Эппл“ по мере того, как компания будет развивать потребительский рынок. Благодаря Дрекслеру руководство обретет абсолютно новое измерение».

Затем Джобс ангажировал Рона Джонсона, обладавшего большим опытом работы с розничной торговлей и в свое время помогшего превратить «Таргет» из жалкого неудачника, тянущегося за «Уол-март», в престижного поставщика доступных товаров. Джонсон заключил контракты с дизайнерами известных марок на разработку интерьера «Таргет». Как заявил Джонсон, теперь занимающий пост вице-президента «Эппл» по розничным продажам: «Восемь лет спустя дизайн стал краеугольным камнем их бизнес-стратегии».

Джобс нанял Джонсона в январе 2000 года. Это большой и доброжелательный уроженец Среднего Запада с седыми волосами и широкой улыбкой. Как вспоминает Джобс, его первыми словами было: «Розничные продажи — это непросто. Нам придется рисковать, так как розничные продажи — сложный бизнес».

Сначала Джонсон не должен был никому рассказывать, что работает на «Эппл». Он использовал псевдоним Джон Брюс (вариация его отчества), чтобы конкуренты не догадались, что «Эппл» организует сеть розничных магазинов. Джонсон не использовал свое настоящее имя даже внутри компании, пока не появились первые магазины.

Когда в мае 2001 года «Эппл» открыла первый розничный магазин, в большей своей части аналитики считали это большой ошибкой. В то время «Гейтуэй», единственная компьютерная компания, имевшая собственные розничные магазины, их закрывала. Невероятно, но в магазинах «Гейтуэй» не было товаров. Покупатели могли посмотреть образцы, но заказывать их должны были через Интернет, что сводило на нет возможность импульсной покупки. Поэтому клиенты «Гейтуэй» шли в большие магазины, где могли сравнить предложения разных производителей и купить то, что им больше нравилось.

«Эппл» в то время еще не демонстрировала особых признаков растущего товарооборота. Интернет-компании поразил кризис, индекс «НАСДАК» был в коме, «Делл», имевший более совершенную бизнес-модель в компьютерной индустрии и продававший товары прямо через Интернет, тоже переживал не лучшие времена. Годовой доход «Эппл» упал с 12 до 5 миллиардов долларов, прибыли почти не было. Айпод вышел лишь шесть месяцев спустя, и тогда никто понятия не имел, какой сенсацией он станет. Казалось, что это наименее благоприятное время для находящейся в весьма затруднительной ситуации компании браться за столь дорогое и незнакомое дело, как розничная торговля.

Эксперт по розничным продажам Дэвид А. Гольдштейн предсказал в интервью «Бизнес уик»: «Не пройдет и двух лет, прежде чем они признают эту болезненную и дорогую ошибку». В этих словах он выразил господствующее тогда мнение. Никто — ни один аналитик или обозреватель Уолл-стрит, никто из журналистов — не считал, что это хорошая идея. В «Бизнес уик» писали: «Мало кто думает, что новые магазины, как бы хорошо они ни были продуманы, смогут вернуть „Эппл“ на путь быстрого развития».

 

Шопинг как образ жизни

 

До 90-х годов большинство магазинов торговали товарами различных производителей по модели универсального магазина. Но еще в конце 80-х годов группа магазинов «Гэп» произвела революцию в розничной торговле, отказавшись от других марок и сконцентрировавшись на продаже собственных изделий. Предлагая стильную одежду по доступным ценам, эти магазины резко улучшили свои дела. Если в 1983 году доход компании ежегодно составлял 480 миллионов долларов, то в 2000 году — уже 13, 7 миллиарда долларов. «Гэп» вошла в историю как компания с самой быстрорастущей сетью розничной торговли. (Позже появились проблемы, но это другая история.) Теперь модель «Гэп» применяют многие. Это в основном касается магазинов, торгующих одеждой, но к ним присоединились и такие технологические фирмы, как «Сони», «Нокиа» и «Самсунг». Даже «Делл», торгующий через Интернет, в 90-е годы через супермаркеты «Уол-март», «Костко» и «Френч каррефур», открыл киоски и торговые центры по продаже компьютеров.

Большинство магазинов заинтересованы в продаже максимально большого количества товаров. «Гейтуэй» называл это «движением металла». Такая философия неизбежно вела к следующему заключению: экономь затраты, поддерживай конкурентоспособные цены и открывай магазины там, где дешевле недвижимость, например, на удаленных паркингах. Но все эти решения оказались губительными.

Самая большая проблема была в том, что в магазины «Гейтуэй» практически никто не ходил. Большинство людей покупают новый компьютер через каждые 2–3 года. Чтобы попасть в магазин «Гейтуэй», нужно было свернуть с привычного пути и специально куда-то поехать. Эти магазины отсутствовали там, куда люди привыкли ходить за покупками, — на торговых улицах. Магазины располагались на удаленных паркингах. На пике активности розничной торговли «Гейтуэй», когда компания открыла почти 200 магазинов, в которых работали 2500 человек, трафик составлял 250 человек в неделю. Именно так — 250 человек в неделю. В апреле 2004 года после нескольких лет единичных продаж «Гейтуэй» закрыл все свои розничные магазины. Последствия этой ошибки оказались очень болезненными и дорогостоящими.

Джобс же хотел привлечь в магазины покупателей. Он хотел сделать магазины «образа жизни», где клиенты могли испробовать цифровой стиль от «Эппл» — и, возможно, что-нибудь приобрести.

Одно из первых ключевых решений предусматривало расположение магазинов в оживленных местах. Дальнейшее подтвердило правильность этих шагов, но сначала их все критиковали, потому что оживленные места слишком дороги.

Ведь в «Эппл» выбирали элитные пассажи и супермаркеты, центры и модные моллы, а не торговые улицы с низким уровнем арендной платы на окраинах города. Цель заключалась в том, чтобы расположить магазины там, где наиболее многолюдно и где каждый любопытствующий мог зайти в магазин и узнать, что такое «Мак». Если большинство пользователей при выборе нового компьютера даже не думают об «Эппл», они уж точно не отправятся в двадцатиминутную поездку к магазину у отдаленного паркинга. Как сказал Джобс в интервью «Форчун»: «Аренда стоила намного дороже, но людям не приходилось тратить на дорогу до магазина 20 минут своего времени. Им достаточно было сделать 20 шагов». Собственно, он руководствовался старой риэлторской истиной, гласящей, что недвижимость покоится на трех китах, коими являются: расположение, расположение и еще раз расположение.

В «Эппл» очень внимательно планировали размещение магазинов, используя цензовые данные и информацию о зарегистрированных клиентах, при этом никогда не разглашали, какими именно критериями пользовались при выборе того или иного места, но Гари Аллен, владелец сайта ifoAppleStore.com (посвященного этой розничной сети), внимательно следивший за стратегией розничных продаж «Эппл», суммировал некоторые ее аспекты. Согласно Аллену, учитывалась комбинация таких факторов, как количество зарегистрированных клиентов «Эппл» в данном районе, демографические параметры, возраст и средний достаток проживающих здесь людей, близость школ и университетов и — что весьма разумно — близость больших автострад. Самая серьезная проблема, с которой столкнулись в «Эппл», был поиск места в подходящих торговых центрах. Даже в своем городе Сан-Франциско компании пришлось три года ждать, пока найдется подходящий вариант.

На первых встречах при обсуждении стратегии Джобс познакомил Рона Джонсона с полным набором продуктов «Эппл»: два переносных и два настольных компьютера. Это было еще до выхода айпод. Джонсону предстояло решить, как заполнить 550 кв.м. этими четырьмя образцами. Как вспоминает Джонсон: «Это было нелегко. Но в результате это сыграло нам на руку, так как мы решили, что если не можем заполнить весь магазин продуктами, то используем его для развлечения и обучения пользователей».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь