Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 40. Аллегория. Символ. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Аллегория – иносказательный образ, в котором конкретный предмет (явление, имя, название) заменяет абстрактное понятие или отвлеченную идею. Связь между ними устанавливается, как правило, только логически: он условна, однозначна и не допускает иных толкований, кроме того, которое обусловлено традицией или предполагается писателем. В отличие от многозначных символов, аллегории всегда имеют только одно значение. Это обусловлено тем, что аллегория создается не на основе ассоциативных связей между предметами и явлениями, а на основе логических отношений, освященных традицией. Аллегорические образы имеют, как правило, весьма отдаленное сходство с предметами, которые они «переименовывают». И общепринятые аллегории, и аллегорические образы, создаваемые писателями, - чаще всего условные знаки тех предметов и явлений, которые они замещают, и очень близки с этой точки зрения к образам-эмблемам: Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны весла… (А.С. Пушкин «Арион») Многие аллегории возникли из символов: это как бы «стершиеся», утратившие живую образность и новизну символы. Именно традиционность, общепонятность смысла превратила символы в аллегории. Например, образы древних сказок о животных (лиса, волк, заяц были сначала символами нравственных свойств людей. Позже они превратились в аллегории: в баснях лиса воспринимается как аллегория хитрого и жадного человека, волк и лев – грубого, властного и кровожадного, змея – коварного и подлого, ворона – аллегория глупца, заяц – труса. В сравнении с символами аллегории кажутся холодными и рассудочными. Однако и они могут ярко выразить эмоциональный мир писателя. Веру в торжество справедливости выразил А.С. Пушкин в стихотворении «Во глубине сибирских руд…», создав аллегорический образ свободы, которая «примет радостно у входа» декабристов-каторжников. Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним). Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелиризма или сравнения (это иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей), образ-символ является одночленным. В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически. Образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значение слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается. Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов. Можно выделить два основных типа символов: Ø символы, имеющие опору в культурной традиции. Они часть культуры, для их построения писателя используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении: «море», «корабль», «парус», «дорога». Ø символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведения (например, образ Прекрасной Дамы в ранних стихотворениях Блока).
«Корабль – это не только киль, палуба, паруса, хоть без них и нельзя. Просто корабль – это свобода! » Вопрос 41. Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства.
Эмоционально-выразительное выделение слов становится более сильным в том случае, когда эти слова повторяются в одном или нескольких соседних предложениях. Словесные повторы используются для того, чтобы вызвать эмоционально-выразительное их произнесение. Также повторы позволяют акцентировать внимание на некоторых словах, выделить их в общем потоке речи. Особенную выразительность словесный повтор получает тогда, когда одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних стихов или двух или более соседних прозаических фраз. Такой синтаксический прием называется анафорой, или единоначатием: Я – где корни слепые Ищут корма во тьме; Я – где с облаком пыли Ходит рожь на холме; Я – где крик петушиный На заре по росе; Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе… (А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом») Своеобразным оттенком выразительности отличается прозаическая анафора союза «и». Она была очень употребительна в христианской церковной литературе. Синтаксическим приемом, подобным анафоре, является эпифора – вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце нескольких соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев: Гололед на Земле, гололед, Целый год напролет гололед. Гололед на Земле, гололед. (В. Высоцкий «Гололед») От эпифоры надо отличать стихотворный рефрен.
Вопрос 42. Синтаксис поэтической речи. Фигуры; их теоретическое осмысление в античных риториках. Параллелизм, триколон и антитеза. Инверсия и аноклуф. Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание; их эмфатическое значение. Градация, многосоюзие и бессоюзие. Эллипсис и плеоназм.
У меня от одной формулировки уже все мысли перепутались. Парли…парлали…тюль…парлими…порш…не порш…не порш…парла…парла…ментер! Парламентер! Люди! Я не знаю, что такое синтаксис, поэтому не советую принимать ответ на этот вопрос как абсолютно достоверный. Речь словесно-художественных произведений подобно губке интенсивно вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности, как устной, так и письменной. В течение многих веков на писателей и поэтов активно воздействовало ораторское искусство и принципы риторики. Аристотель определял риторику как умение «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Первоначально риторика – это теория красноречия, совокупность правил, адресованных ораторам. Позже правила риторики были распространены на сочинение проповедей и писем, а также на художественную прозу. Риторика дала богатую пищу литературе. Художественное речеобразование на протяжении ряда веков ориентировалось на опыт публичной, ораторской речи, подвластной рекомендациям и правилам риторики. Художественно-речевые средства разнородны и многоплановы: o лексико-фразеологические средства: подбор слов и словосочетаний, имеющих разное происхождение и эмоциональное «звучание» o морфологические: уменьшительные суффиксы, укорененные в русском фольклоре o речевая семантика в узком смысле слова: переносные значения слов, иносказания, тропы, прежде всего – метафоры и метонимии, в которых Потебня усматривал главный, даже единственный источник поэтической образности. o Художественная речь включает в себя пласты, обращенные к внутреннему слуху читателя. Это начала интонационно-синтаксические, фонетические, ритмические. Стиховые формы (прежде всего метры и размеры) уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности: - трехсложные – большая стабильность и строгость речи - двусложные – больший динамизм ритма и стоп - большее количество стоп – торжественность звучания - меньшее количество стоп – игривая легкость Стиховая форма «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность. Поэзии присущ акцент на словесной выразительности, здесь ярко выражено созидательное, речетворческое начало. В основе образного параллелизма лежат олицетворения. Этот вид образности возник еще в устном синкретическом творчестве как параллели между отношениями в природе и в жизни людей. Изображение природы в образном параллелизме всегда на первом месте (это – первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений – на втором (соответственно). Между ними существует прямая связь. Такая образность называется прямым двучленным параллелизмом. Отношения, возникающие в природе, как бы проясняют отношения людей. Его еще иногда называют «психологическим», но такое определение значительно сужает понимание термина, т.к. он основан не только на психологической связи явлений, но и на их объективном сходстве, получающем обобщающее познавательное значение. Существует т.н. «отрицательный» параллелизм: Не сокол летит по поднебесью, Не сокол ронит сизы крылышки, Скачет молодец по дороженьке, Горьки слезы льет из ясных очей. Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого: · словесная антитеза – соединение в одном предложении или в одной поэтической фразе слов или словосочетаний с противоположным значением или эмоциональной окраской: Город пышный, Город бедный… (А.С. Пушкин) Часто словесные антитезы являются оксюмороном – сочетанием противоположных по смыслу слов. · Образная антитеза – контраст между двумя образами. Это излюбленный прием Маяковского · композиционная антитеза – один из принципов построения литературных произведений: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях. Инверсия – нарушение прямого порядка слов, т.е. перестановка слов в предложении на синтаксически необычное место: 1. перестановка главных членов предложения: вопреки обычному порядку слов на первом месте оказывается сказуемое, на втором – подлежащее: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле… 2. постановка определения после определяемого слова (обычно – наоборот): В дверях Эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал… 3. постановка дополнений и обстоятельств, выраженных существительными, перед словами, к которым они относятся, а не после них: Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг… (М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль») Инверсия используется в художественной речи с целью усилить ее выразительность, подчеркнуть эмоционально-экспрессивное значение сказанного. В стихах необходимость инверсий часто определяется ритмом стихотворной речи. Нарушение прямого порядка слов создает неповторимый ритмический и мелодический узор поэтического произведения. «Способность болтать еще не признак интеллекта». Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы