Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БИЛЕТ 35. АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ.



Аллегория – иносказательный образ, в котором конкретный предмет (явление, имя, название) заменяет абстрактное понятие или отвлеченную идею. Связь между ними устанавливается, как правило, только логически: он условна, однозначна и не допускает иных толкований, кроме того, которое обусловлено традицией или предполагается писателем.

В отличие от многозначных символов, аллегории всегда имеют только одно значение. Это обусловлено тем, что аллегория создается на основе логических отношений, освященных традицией. И общепринятые аллегории, и аллегорические образы, создаваемые писателями, - чаще всего условные знаки тех предметов и явлений, которые они замещают.

Многие аллегории возникли из символов: это как бы «стершиеся», утратившие живую образность и новизну символы. Именно традиционность, общепонятность смысла превратила символы в аллегории. Например, образы древних сказок о животных (лиса, волк, заяц были сначала символами нравственных свойств людей). Позже они превратились в аллегории: павлин ведет паву – жених ведет невесту, лиса – изображение хитрости, волк – кровожадности, змея – коварности, шакал – подлости.

В сравнении с символами аллегории кажутся холодными и рассудочными. Однако и они могут ярко выразить эмоциональный мир писателя. Веру в торжество справедливости выразил А.С. Пушкин в стихотворении «Во глубине сибирских руд…», создав аллегорический образ свободы, которая «примет радостно у входа» декабристов-каторжников.

Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.

Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелизма или сравнения (это иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей), образ-символ является одночленным. В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.

Образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.

Можно выделить два основных типа символов:

- символы, имеющие опору в культурной традиции. Они часть культуры, для их построения писателя используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении: «море», «корабль», «парус», «дорога».

- символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведения (например, образ Прекрасной Дамы в ранних стихотворениях Блока).

БИЛЕТ 36. ПОНЯТИЕ АНАФОРЫ И ЭПИФОРЫ; ИХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА.

Анафора – синтаксический прием, обозначающий единоначатие – словесный повтор, при котором одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних стихов или двух и более соседних прозаических фраз.

Например: « Познал я глас иных желаний,

« Познал я новую печаль». (А. С. Пушкин).

Например: «Он не мог ошибиться. Только одни на свете были эти глаза. Только одно было на свете существо, способное сосредоточить для него весь свет и смысл жизни». (Л. Н. Толстой).

Своеобразным оттенком выразительности отличается прозаическая анафора союза «и». Она была очень употребительна в христианской церковной литературе – в евангелии: с ее помощью передавалась торжественность мифологического повествования.

Эпифора – синтаксический прием, обозначающий вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце нескольких соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев. В стихотворении Пушкина «Моя родословная» каждая строфа заканчивается словом «мещанин», что передает горький и вместе с тем вызывающий юмор поэта, потомка знатного и знаменитого рода, оказавшегося почти разночинцем, «мещанином».

Героическую роль эпифора играет в стихотворении А. Межирова «Коммунисты», где четырежды в завершении строф повторяется призыв: «Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед! ».

Эпифора встречалась и в прозе, например, в слове Святослава Киевского в «Слове о полку Игореве», где каждое его обращение к каждому князю заканчивается призывом: «за землю Русскую, за раны Игоря, буего Святославича».

 

БИЛЕТ 37. СИНТАКСИС ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ. ФИГУРЫ РЕЧИ. ИНВЕРСИЯ И АНАКОЛУФ. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.

Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.

Некоторые фигуры поэтической речи:

- инверсия – расположение слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного («Белеет парус одинокий в тумане моря голубом»). Существуют контактная инверсия, при которой смежность слов сохраняется («Как трагик в провинции драму Шекспирову»), и дистантная инверсия, при которой происходит «вклинивание» слов («Покорный Перуну старик одному»);

- анаколуф – неверное использование грамматических форм при согласовании и управлении («Чувствуемый оттуда запах махорки и какими-то прокислыми щами делал почти невыносимым жизнь в этом месте»);

- риторический вопрос - такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа («Знаете ли вы украинскую ночь? »);

- риторическое обращение – такое обращение, которое используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое («Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью»);

- риторическое восклицание – восклицание, интонация которого не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей передается, выражая тем самым отношение к данному явлению («Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг! Привод, вихрь дли! Не опоздай! »).

БИЛЕТ 38. СИНТАКСИС ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ. ГРАДАЦИЯ, МНОГОСОЮЗИЕ И БЕССОЮЗИЕ. ЭЛЛИПСИС И ПЛЕОНАЗМ.

Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.

Некоторые фигуры поэтической речи:

- градация – фигура повтора, при которой слова, сгруппированные в ряд однородных членов, имеют общее семантическое значение и постепенно усиливают друг друга, создавая один образ со все большей эмфатичностью интонаций («В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться»);

- многосоюзие (полисиндетон) – фигура повтора союза, либо маркирующая логическую последовательность действий («О доблестях, о подвигах, о славе»), либо побуждающая читателя к восприятию ряда деталей как цельного образа («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой / Тунгус, и друг степей калмык»);

- бессоюзие (асиндетон) – фигура отсутствия союза, подчеркивающая либо одновременность действия («Швед, русский колет, рубит, режет»), либо дробность явлений изображенного мира («Шепот, робкое дыханье / Трели соловья, / Серебро и колыханье / Сонного ручья»);

- эллипсис – имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста («Татьяна … ах! а он … реветь», «Татьяна … в лес, медведь … за нею»);

- плеоназм – фигура, при использовании которой не обязательно повторяется слово, но обязательно дублируется значение какого-либо лексического элемента («пожилой старик», «май месяц»).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь