Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Универсальные категории культуры.Миф и символ.
Универсальные категории культуры. Игра-?????? Универсальные категории культуры. Типология и динамика стиля.-????? Этнонациональная типология культуры. Национальная культура Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех. Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР 14-18. Типология культур 1. Типология культур. В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования.
Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного. Особенности Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей[2]. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты. Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.[3] Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста — в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания. Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
· сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью; · способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности; · способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; · наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»; · жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»; · индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными; · созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; · использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности; · смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
Характеристики Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom - фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и слэнг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и вэб-сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби, увлечения человека каким-либо занятием (геймеры, хакеры итп). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах). МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (фр. marginal — побочный, на полях, и лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, - развитие) — пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур. Культура Древнего Востока Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов. Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов. Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм). Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе. Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной. Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина. Особенности древневосточного искусства. 1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа. 2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала. 3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии. 4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями. В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения. Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм. Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти. Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей. Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.
Античная культура Возрождение из тьмы Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. < a href=" http: //drevnijmir.ru/civ/civ2.php" > Древняя Греция < /a> Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться " Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря. Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись. В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. " Тиран" - слово греческое, как и " аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором. Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Памятники культуры древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях. В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам. Афины и Спарта Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей. В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как " господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции. Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили " варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами. Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон. Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Памятники культуры древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье. К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот. Решающее сражение Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу. Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались. Классические Афины V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами. И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов). Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Памятники культуры древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось. Побежденные победители После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться. Спарта и Фивы Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение. Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра. Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи. Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы». Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи
36. Специфика средневековой эстетики.
Средневековая эстетика (в Европе) – период в развитии эстетической мысли от кризиса античной цивилизации (V в.) до начала формирования капитализма (XV в.) – возникла на развалинах Римской империи. Рабовладельческая система рушилась, формировался феодализм. В новых государствах значительную роль играло духовенство: монастырское землевладение представляло реальную государственную силу, а монастыри были одновременно и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения. Крушение Римской империи сопровождалось в Западной Европе заметным снижением уровня образованности людей как в самом Риме, так и в молодых государствах, которые складывались на территориях бывших провинций Рима – нынешних Италии, Испании, Франции, Германии, Англии. Хранительницей письменности, а следовательно, и образованности, научным центром в Европе после торжества христианства стала церковь. Конечно, христианство победило не сразу. Еще в V в., когда христианство в Греции и Риме давно уже было провозглашено государственной религией, в образованных кругах общества сохраняла свое влияние философия неоплатонизма. В полемике формировалась литература апологетов христианства, а затем и патристика – сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Средневековая философия, в рамках которой и существует эстетика этого периода, представляет собой сплав теологии (богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как Божественное откровение) и античной философской мысли. Важнейшая регулятивная идея средневековой философии – идея единого Бога. Философия в этот момент была тесно связана со Священным писанием, которое стало исходным текстом для философского знания о мире, человеке и истории. Эта главная особенность средневековой философии обусловиласпиритуализм (от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух; объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее) эстетики средневековья. Основная тема эстетических исследований – согласование учения о сверхчувственном, Божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Решение этой проблемы на Западе осуществлялось в основном в направлении разработки концепции красоты индивидуального и конкретного. На Востоке же подготавливалось мистическое учение о красоте сверхсущего. Можно сказать, что если Запад развивал аристотелево-стоическую логику и теорию пифагореизма, то Восток предпочитал платоническое учение об идеях и эманационную теорию неоплатонизма. В период средневековья отчетливо проявилась сложность и противоречивость в развитии мировой эстетической культуры: в ее основе – текст, слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. В то же время бурно развивается народная поэзия, городская литература, зарождаются реалистические элементы в готическом искусстве, а также сенсуалистическая тенденция в течении номинализма. Если же говорить о средневековой культуре как о целостном явлении, то необходимо отметить ее символический характер. Каждый религиозный образ предстает как многозначный символ (от греч. symbolon – знак, условный знак; образ, взятый в аспекте своей знаковости; в искусстве универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа и аллегории) священной и человеческой истории. Символ переходит в христианство из неоплатонизма и приобретает новое значение. Псевдо-Дионисий Ареопагит описывает все зримое как символ незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога, причем низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице к Богу. В средние века символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом (аллегория – от греч. allegoria – иносказание; один из художественных приемов, заключающийся в том, что абстрактная мысль или явление действительности выступает в произведении искусства в форме конкретного образа). Эта особенность неизбежно определила специфику средневековой эстетики. Средневековая философия, а значит, и средневековая эстетика, основана на традиции, преемственности, консерватизме. Ей чужд скептицизм, зато ее пронизывает дуализм Божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и мирского. Что же касается народного и светского искусства, существовавшего в то время, то оно не получило теоретического осмысления. Поэтому в отличие от средневековой культуры средневековая эстетика подчинена теологической направленности. ________________________________ 37. Культура Запада.Основные стили Средневековья (романский и готика) Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: · В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства · Увеличение хора или восточной алтарной части храма · Увеличение высоты храма · Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Го́ тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика». В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»). Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет[1]), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
38. Культура Запада. Эпоха Возрождения (14-16века) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы