Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РОМАНТИЗМ КАК СТАДИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ



Еще более ярким примером стадиальной общности литератур разных народов, их национального своеобразия и идейно-художественных различий в каждой из них является эпоха господства романтизма.

В результате социально-политической революции, происшедшей во Франции в конце XVIII в., и производ­ственных революций, происходивших в то же время в Англии, в этих передовых странах вполне сложилось бур­жуазное общество и началась сознательная борьба антаго­нистических классов, идеалы которых были очень отвлечен­ны, но вызывали возвышенные эмоциональные стремления. С этого времени все передовые европейские литературы приняли в основном романтический характер. Романтизм, подготовленный сентиментализмом с его куль­том эмоциональной рефлексии, был вообще порождением революционных сдвигов, происшедших на рубеже столетий и в начале нового, XIX в. Но в романтической литературе каждой развитой страны существовали глубокие идейно-творческие различия, порождаемые различием обществен­ных взглядов и идеалов писателей. Их программная активность также была различной.

Так, в Англии промышленный, а вместе с тем и аграр­ный перевороты уже в конце XVIII в. привели к разорению крестьянства и превращению трудящихся масс страны в



безземельных пролетариев, что вызвало в демократических низах общества недовольство и возмущение. Это не­довольство захватило и лучших, мыслящих людей из сре­ды господствующих слоев, но у них еще не было сколько-нибудь ясных общественных идеалов, поэтому их стремле­ния получили эмоциональный, отвлеченно-мечтательный характер.

Это и вызвало сильное развитие романтики в творчест­ве английских писателей, которая, однако, не была одно­родной по своему содержанию. Ранние английские роман­тики, поэты Вордсворт и Колридж, выступившие еще в 1790-х годах и образовавшие «озерную школу», искали свои идеалы в историческом прошлом. Они идеализи­ровали старый патриархальный уклад крестьянской жизни, выступая не только против всяческого порабощения, но даже против развития личного начала. По социальной проблематике они были продолжателями сентименталис­тов, а романтический пафос вытекал из их религиозно-моралистических стремлений, иногда доходящих до мистицизма и таящих в себе примирение с действитель­ностью. Это был религиозно-моралистически й английский романтизм.

Совсем другим было творчество Байрона и Шелли, поэтов-романтиков, начавших писать в конце 1800-х годов и начале 1810-х годов. Выходцы из аристократической среды, они смело выступили против господствующих буржуазно-дворянских слоев, против лицемерия и хан­жества их жизни, пошли на полный разрыв с ними, стали изгнанниками и выразили в своем творчестве мотивы романтического бунтарства и стремление к гражданской свободе, которую они видели в будущем.

Байрон был противником всякой тирании, сторонни­ком борьбы за свободу всех народов — англичан, испанцев, греков — против национальных и иноземных поработи­телей, и в этом выразилась сильная, демократичес­кая сторона его взглядов и творчества. Но в его бунтар­стве было много индивидуализма: основным пафосом его произведений стал трагизм положения выдающейся воль­нолюбивой личности, обуянной возвышенными граждан­скими идеалами, но не могущей преодолеть свой эго­центризм и общественное одиночество. В этом — слабая сторона его взглядов и творчества. С особой силой эти противоречия выразились в лучших поэмах Байрона — «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Гяур», «Манфред».

Шелли был увлечен не столько политическим протес-


тантством, сколько проблемами социального переустройст­ва общества. Горькое осознание порабощения трудящихся, которое он сам наблюдал в Ирландии, гневное осуждение жестокости их поработителей и пламенная романтико-утопическая мечта о будущем братстве людей — таковы были основные мотивы творчества Шелли, нашедшие не­редко фантастическое выражение в его поэмах «Королева Маб», «Восстание Ислама», «Освобожденный Прометей». Гражданский романтизм Байрона и Шелли был самым прогрессивным течением в английской литературе начала века. Поэты обоих течений английского романтиз­ма, несмотря на творческую активность, не создали, однако, соответствующей литературной программы.

Во Франции происходили еще большие политические потрясения. Буржуазная революция 1789—1794 гг., возникновение буржуазной империи Наполеона I и ее поражение в опустошительных военных походах, реставра­ция реакционной королевской власти Бурбонов, револю­ция 1830 г., приведшая к власти конституционно-буржуаз­ную монархию Луи-Филиппа, были тяжелейшим испыта­нием для самых различных слоев французского общества, вызвали у них глубочайшее недовольство жизнью и взрыв романтических переживаний, выразившихся, как и в Англии, в глубоких идейных исканиях.

В 1800-х годах Шатобриан повестями «Атала» и «Рене», а в 1820-х годах Ламартин своей лирикой создали р е-л и г и о з н о-м оралистическое течение француз­ского романтизма. В их творчестве выразились настроения аристократических слоев, тяжело пострадавших от рево­люции; основными мотивами в нем были чувства обречен­ности, отчаяния, отрицания смысла жизни и земного существования, стремление уйти в потусторонний мир или вернуться к первобытному прошлому человечества.

Крупнейшим представителем гражданского ро­мантизма во Франции 20—30-х годов XIX в. был Виктор Гюго, стоявший на буржуазно-либеральных позициях, но отразивший вместе с тем в своем творчестве смелый стихийный протест потерпевшей поражение французской демократии. Писатель строил сюжеты своих драм «Эрна-ни», «Марион Делорм», «Король забавляется», романов «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеет­ся» и других на резких конфликтах между жестокими, надменными представителями королевской власти и дво­рянства и выходцами из демократических низов, людьми высоких нравственных стремлений.


I'


Но Гюго был не только крупнейшим представителем французского романтизма, он был и его теоретиком. В предисловии к своим драмам он выступал против клас­сицизма с его рассудочными «правилами», в частности против «трех единств» в драматургии, и провозглашал свободу творчества. «Поэт... — писал он, — должен сове­товаться только с природой, истиной, своим вдохновени­ем...» (51, 205). Он требовал от литературы воспроизведе­ния характеров в их национально-историческом своеобра­зии и соблюдения «местного колорита». Он утверждал, что «правда искусства» — это изображение не обыденного и тривиального, но необычайного и величественного. Манифесты Гюго незадолго до революции 1830 г. вызвали ожесточенную полемику в литературных кругах Франции.

В Германии антифеодальные преобразования были еще впереди, но недовольство косностью феодально-мещанско­го уклада жизни и раздробленностью страны активизиро­вало национальное самосознание более вдумчивых и чут­ких людей, а грандиозность революционных событий во Франции, сильно затронувших и Германию, обусловливали возвышенность этого самосознания.

И здесь сначала возник религиозно-морали-стический романтизм, представленный творчеством Новалиса и Гофмана. Первый выступил еще в 1790-е годы с лирическими «Гимнами ночи» и романом «Генрих фон Офтердинген», в котором миннезингер Генрих по всему свету ищет «голубой цветок» — символ истины. Гофман в 1810-х годах написал много повестей и рассказов («Элик­сир сатаны», «Записки кота Мурра», сб. «Серапионовы братья» и др.), где дал гротескное изображение тупой и самодовольной мещанской обывательщины, противо­поставив ей мистически настроенных энтузиастов — поэтов, музыкантов, художников. Гражданский ро­мантизм в Германии не обладал ни отчетливостью идеалов, ни сильными талантами. В романе Гельдерлина «Гипери-он» главный герой ищет свой идеал в Древней Греции, мечтает об освобождении родины, но остается непонятым одиночкой.

В создании собственной литературной прог­раммы немецкие романтики были активнее француз­ских. Уже в конце XVIII в. писатели и критики «иенской школы», во главе с Ф. Шлегелем, впервые предложили свое понимание романтизма. По их теории романтизм, в отличие от классицизма как рассудочной попытки воз­родить творческие принципы античности, является естест-


венным стремлением возвратиться к идейным традициям средневековых, христианских народов и представляет со­бой поэзию позвышенно-одухотворенную, спиритуали­стическую (лат. spiritus — дух).

Русская литература к началу XIX в. догнала в своем идейно-художественном развитии литературу передовых стран Запада. В возникновении классицизма она отставала от Франции на 75 лет, в развитии сентиментализма — от Англии на 50 лет. В эпоху романтизма русские поэты выступили почти одновременно с английскими и немец­кими — на рубеже XVIII и XIX вв.

Сначала в России развивался религиозно-м о р а-листический романтизм, особенно ярко представ­ленный творчеством Жуковского. Его идейной основой было обостренное сознание начавшегося внутреннего разложения всего самодержавно-крепостнического уклада жизни при полной неясности реальных перспектив об­щественного развития. Поэтому, опираясь на образцы английского и немецкого религиозно-моралистического романтизма, Жуковский выражал смутное, но глубокое недовольство всей атмосферой национальной жизни в иде­ализации патриархальности («Сельское кладбище», «Теон и Эсхин» и др.) и в тяжелых личных переживаниях о потерянной дружбе и погубленной любви, обращенных за пределы земного существования, в стремлениях к чему-то чудесному и таинственному, что манит поэта в неведо­мую даль («Цвет завета», «Невыразимое», «Таинствен­ный посетитель», баллады «Людмила», «Эолова арфа» и др.).

Позднее, с конца 1810-х годов, в России стал активно развиваться гражданский романтизм, идейной осно­вой которого были революционные, антикрепостнические настроения передовых дворянских кругов, не имевших, однако, опоры в демократических низах общества. Поэто­му русские гражданские романтики выражали в своем творчестве очень отвлеченные идеалы. Пушкин искал проявления гражданской свободы в жизни племен (чер­кесов, цыган), не знающих деспотической цивилизации, «неволи душных городов». У поэтов-декабристов — Рылее­ва, Кюхельбекера — тот же идеал возбуждал героико-романтические стремления к борьбе с деспотической властью за свободу отчизны. Воплощение этой борьбы они искали в героическом прошлом России, Украины, Древней Греции и других стран («Думы» и «Войнаров-ский» Рылеева, лирика, поэма «Кассандра», драма «Арги-


 


вяне» Кюхельбекера). В 1830-х годах преемником этих поэтов в лирике и поэмах стал М. Лермонтов.

В создании своей литературной программы русские гражданские романтики были довольно активны. В первой половине 1820-х годов она была разработана в статьях О. Сомова, П. Вяземского, В. Кюхельбекера, которые, как позднее В. Гюго во Франции, видели сущность романтизма в художественном воплощении национального своеобразия жизни (в «народности» и «местном колорите») той или иной страны, среды, эпохи.

Таким образом, в ведущих национальных литературах Европы почти в одно и то же время по закону стадиальной общности возникали романтические произведения религи­озно-моралистического и по контрасту с ним — граждан­ского содержания.

Авторы этих произведений создали, в процессе своего творческого самосознания, соответствующие программы и этим оформили литературные направления. Наиболь­шую активность и оригинальность проявили в этом отно­шении немецкие романтики, за которыми следовали романтики русские и французские.

Романтики рассматривали свое творчество как антитезу классицизму. Они выступали против рационалистической нормативности творчества классицистов, против всяких «правил», ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. Но у них была своя нормативность твор­чества — эмоциональная. Демиургом (гр. demiur-gos — творец, созидательная сила) творчества был у них не разум, а романтические переживания поэта в их исторической отвлеченности и вытекавшей отсюда субъективности. И они подчиняли своим исторически отвлеченным и субъективным романтиче­ским переживаниям все соотношение и развитие харак­теров, изображаемых в их стихотворениях и поэмах, в прозаических романах и повестях, а через это и все особенности сюжетной, композиционной, речевой изобра­зительности и выразительности произведений. Поэтому их произведения были далеки от реализма.

Однако эмоциональная нормативность творчества писателей-романтиков имела и свою сильную, х у д о ж е-с т в е н н о-п регрессивную сторону. Подчиняя дей­ствия и переживания своих персонажей романтическому пафосу произведений, их творческая мысль глубоко прони­кала во внутренний мир этих персонажей, в их душевные переживания и стремления. Поэтому писатели-романтики,


продолжая творческие достижения сентименталистов, на­учились воспроизводить человеческие характеры в их внутреннем, эмоциональном движении и развитии. Это было великое художественное откры­тие романтиков, которым они обогатили мировую литерату­ру. В этом отношении они подготовили возникновение реалистического изображения жизни, которое и опиралось на их творческие завоевания,


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь