Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О логичности мысли: логика диалектическая и формальная
Рассматривая формы мышления, мы тем самым уже немного сказали о его логичности. В чем же в самом общем виде состоит суть логичности мышления? В том, чтобы содержание мысли обрело адекватную форму и в единстве с ней соответствовало бы существу предметной области рассуждения, характеру вещей и их связей. В развертывании мысли — а это процесс, протекающий во времени, — происходит постоянная взаимокорректировка промежуточных результатов мыслительного акта, в котором удерживаются и его конечный момент как цель, и его исходный пункт, который и позволяет осуществлять эту корректировку. Для мышления (в норме) характерна смысловая целостность мыслительного акта, умственных операций, когда все связи между отдельными структурными элементами мышления актуализируются нашим «я» — областью самосознания. Для того чтобы лучше понять смысл сказанного, можно обратиться к примерам патологии мышления. Так, медициной установлены факты нарушения мыслительной деятельности, выражающиеся в распаде смысловых структур, связей, например сумбур мыслей у шизофреника, так называемая «скачка идей», то есть отсутствие способности выделить необходимое, главное, определяющее содержание в мысли, что ведет к разбросу мыслей, внимания и т. п. Во всех случаях расстройств мышления наблюдается отсутствие целостности мыслительного акта и последовательности его развертки при отсутствии основного смыслового стержня — цели, к которой направлена мысль и которая обусловливает ее соответствующую организацию. Следовательно, логичной является та мысль, для которой характерна строгая организация ее смысловой структуры. Но этого еще недостаточно. Существуют так называемые случаи алогизма, которые не являют собой патологии мышления. Для них часто бывает характерна формальная правильность высказывания, в котором, однако, нарушено согласие мышления с действительностью. Это выражается, например, в тавтологиях, в нарушении правил определения понятий, в двусмысленном употреблении терминов, в неосознанном противоречии самому себе, в необоснованности выводов, сбивчивости и смысловой нерасчлененности рассуждений и т. п. Единственным способом обнаружения алогизма в мышлении является конкретно-диалектический анализ отраженной в рассуждении действительности. Поэтому логична та мысль, которая учитывает логику самих вещей, событий. Логическая мысль ухватывает необходимые, существенные связи вещей и явлений, что дает возможность овладеть принципом их организации и функционирования. Уже с глубокой древности логичность мышления стала привлекать внимание философов, которые видели в ней мощное средство познания. Отсюда их стремление внимательно изучить это средство и по возможности улучшить его, что явилось началом оформления логики в самостоятельную науку. Логика как наука и занимается изучением строения нашего мышления с целью достижения им истинного знания Это является основным требованием к формальной логике, которая имеет дело со структурами нашего мышления, представленным и со стороны их формы в отвлечении от конкретного содержания мышления. Она изучает те структуры мышления, в которые оформляется любое конкретное содержание и которые обусловливают правильность и последовательную связь понятий, суждений и умозаключений. Она, следовательно, изучает общее в мышлении, то, что в нем постоянно, устойчиво, относительно неизменно и общезначимо. Современная формальная логика, развиваясь, значительно расширила область своих проблем и методов исследования. Ныне она содержит в своем составе богатые разделы модальной логики, интуиционистской, математической, символической логики и т. д. Но несмотря на богатый арсенал своих средств, формальная логика не охватывает процесса движения мысли в его диалектических противоположностях, противоречиях, в развитии. Этим занимается диалектическая логика. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Предметом ее является творчески познающее мышление в его 1 При достоверности исходных положений логичность мысли является в известной мере и гарантией ее истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий, его логическая структура и соотношение его элементов — понятий, суждений, теорий, обусловленное их конкретным содержанием. В предмет диалектической логики входит также и прогнозирующая функция мышления. Диалектическая логика анализирует возникновение и историю развития мышления в результате обобщений истории материальной и духовной культуры. Она изучает, таким образом, всю систему категорий в их гносеологической и логической функциях, а также специфически познавательные понятия, категории, принципы и методы, например анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному и переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического и т. п. Тем самым диалектическая логика в определенной своей части совпадает с теорией познания. Вот почему возникает вопрос о совпадении, единстве логики, теории познания и диалектики. В философии марксизма-ленинизма диалектика рассматривается и как теория познания, и как логика. Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах. Однако единство бытия и мышления, их подчиненность одним и тем же законам не означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека, то смысловые связи и развитие познающего мышления, отражая объективные связи и развитие, подчиняются своим специфическим гносеологическим и логическим принципам. Марксистская философия рассматривает бытие (природное и социальное) в его отношении к человеку, его сознанию и познанию. Поэтому, анализируя мышление, она предполагает, что в единстве с мышлением как отображением мира в полной мере учитывается именно действительность, составляющая в своем отраженном виде содержание мышления, а также вся практическая деятельность человека и человечества, посредством которой мышление черпает свое содержание из действительности и осуществляет обратное воздействие на объективный мир. «…История природы и человеческого общества — вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления» 1. Это и является объективной основой совпадения диалектики, логики и теории поз- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 384. нания. Намечая те области знания, из обобщения результатов которых должна сложиться диалектика, В. И. Ленин указывал на историю философии, историю всех отдельных наук, историю умственного развития ребенка, историю умственного развития животных, историю языка, психологию, физиологию органов чувств, то есть, иными словами, на всю историю познания. Обобщая опыт всего познания, марксистско-ленинская философия и дает возможность построения диалектики как логики и теории познания. Диалектическая логика, ассимилируя в себе результаты истории и теории познания, опираясь на богатство конкретных связей мира, на социально-историческую практику человечества, являет собой высшую ступень развития человеческого мышления. В этом качестве она должна удовлетворять целому ряду требований. Формулируя их, В. И. Ленин прежде всего отмечал, что диалектическая логика не может ограничиваться эклектическим перечислением равных сторон предмета по принципу: «и то, и другое», «с одной стороны», «с другой стороны», — что для нее важен способ связи различных моментов в составе целого. На простом житейском примере со стаканом он показал образец диалектического подхода к объекту познания. Он писал, что стакан не есть лишь «инструмент для питья», а имеет «бесконечное множество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений». Он и «тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания», и «может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки… и так далее и тому подобное» 1. Так каковы же эти требования? «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и “опосредствования”. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвления. Это во-1-х. Во 2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, “самодвижении” (как говорит иногда Гегель), изменении… В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное “определение” предмета и как критерий истины и как практический определитtль связи предмета с тем, что нужно человеку. В‑ 4‑ х, диалектическая логика учит, что “абстрактной истины нет, истина всегда конкретна”…» 2. Разумеется, этим не исчерпывается все содержание диалектической логики, однако здесь подчеркнуты ее фундаментальные принципы. 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 289. 2 Там же, с. 290. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы