Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О единстве теории и практики
Основной формой проявления жизни человека является деятельность — чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Человек — активно действующее существо, а не пассивный зритель на «пиру» жизни. Все, что он воспринимает, — не музейные экспонаты, к которым «не велено» прикасаться. Чело- век активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения исторически сложившихся общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию. Практика — это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько чувственно-предметную деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом общественного бытия человека, решающей формой его самоутверждения в мире, практика выступает как сложная целостная система, включающая в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и, наконец, результат деятельности. В практике всегда кем-то чем-то из чего-то и для чего-то что-то создается. Общественная практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым она питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она — цель познания. Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь: практика — это арена применения силы знания. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества на путях гармонизации его отношения с природой. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность. Итак, практика — это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» 1. Человек вначале познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определенной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан заново. Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни). Естественнонаучный и социальный эксперименты образуют особый вид научной практики. Научная теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Именно практикой детерминированы кардинальные структурные особенности самого процесса познания как на эмпирическом, так и на логическом его уровнях. Но теория не ограничивает свою роль простым обобщением практики, а творчески перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развития практики. По отношению к ней теория играет программирующую роль. Если практика предшествует теории в генетическом плане, то есть в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого научного мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость виутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношений, не обращаясь непосредственно к практике, что открывает широкий путь выходу теоретического мышления из-под власти непосредственного опыта и создает возможность «сверхдальнего» предвосхищения практики. История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории: развитие техники революционизирует науку. Естественные и общественные науки, выходя на арену практического применения, создают тот механизм обратной связи между теорией и практикой, который становится определяющим в выборе многих направлений исследований. Кроме того, механизм обратной связи позволяет осущест- 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290. влять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Если верно, что идеи превращаются в материальную силу, когда они овладевают массами, то верным должно быть и положение о необходимости действия механизма обратной связи в области социальной деятельности и развития общественных наук. Нарушение этого механизма, приводящее к распаду их единства, вызывает в известные исторические периоды застой в экономической, социальной и духовно-нравственной сферах общественной жизни. Тесное взаимоувязывание теории и практики, четкость действия механизма обратной связи особенно ощутимы на современном этапе развития нашего общества — этапе перестройки с одновременным ускоренным поступательным движением вперед. В домарксистской и современной западной философской мысли часто далеко не адекватно трактуется сущность практики и ее роль в познании. Так, в домарксистской философии, как известно, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом, существенной особенностью которого было то, что деятельность, творческая активность ограничивалась лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под практикой деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Например, У. Джемс относил к практике «религиозный опыт», то есть сугубо духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма также сводят практику к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности. Коренной порок идеалистического понимания практики состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного ее момента. Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, постольку духовное начало, безусловно, составляет ее необходимый момент. И нелепо разрывать единую целостную деятельность на две ее ипостаси, тем более противопоставлять их друг другу, гипертрофируя роль одной и умаляя или совсем игнорируя значимость другой. Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое диалектическое единство. Говоря сухим языком категорий, часть не есть целое, и подмена одного другим чревата теоретико-методологическими и мировоззренческими ошибками. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1573; Нарушение авторского права страницы