Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ощущения, восприятия, представления



Исходным чувственным образом, самым элементарным фактом сознания являются ощущения, через которые устанавливается непосредственная связь субъекта с объективной реальностью. Ощущение — это отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, элементарное, далее психологически неразложимое познавательное явление. «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно качество…» 1. Это выражается и в речи; когда мы называем какое-либо ощущение, мы имеем в виду именно «качество, данное в ощущении»: красное, голубое, сладкое, пряное и т. п.

Органы чувств — это своего рода каналы или окна, открытые в мир, через которые постоянно вливаются колоссальные потоки внешних воздействий. При этом органы чувств осуществляют свою познавательную функцию с помощью определенной системы двигательных актов, вызываемых взаимодействием субъекта и объекта. Так, осязающая рука воспроизводит очертания объекта, активно ощупывая его, а глаз, наподобие ощупывающей руки, на расстоянии скользит по предмету в разных направлениях.

Различие внешних воздействий определяет и многообразие ощущений. Ощущения обладают широким спектром модальности: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые. Особый вид составляют ощущения процессов, происходящих во внутренней среде организма — органические ощущения, а также ощущения движения и положения органов тела — так называемая кинестезия, ощущения равновесия или статические ощущения.

В процессе эволюции жизни лишь для небольшого числа видов раздражителей выработались специфические органы чувств. Чувственный образ других свойств объективного мира — как, например, формы, величины, отдаленности предметов друг от

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 301.

друга и от наблюдателя и т. п.— возникает в процессе взаимодействия показаний различных органов чувств.

Какой бы предмет мы ни взяли, он обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Возьмем, например, кусок сахара: он твердый, белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства объединены в нечто одно. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, есть восприятие. Оно есть уже более высокая ступень познания и существенно отличается от ощущений. Восприятие — это уже мыслящее живое созерцание; мы смотрим на вещи внешним, а видим внутренним взором. Глубина этой осмысленности зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта.

Представление — это высшая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно не воспринимаемых нами объектах. Физиологическим условием, обеспечивающим существование представлений, является сохранение следов прошлых воздействий и их актуализация в данный момент. Эта функция, обеспечивающая непрерывность и преемственность познавательной деятельности, именуется памятью, без которой было бы невозможно узнавание»: «…так называемое припоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию, и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является всеобщим, под представление, имеющее то же самое содержание…» 1. Представление может быть и простым воспроизведением «следов» прошлых воздействий, оживлением ощущений и восприятий. Однако по большей части оно является обобщающим синтезом многих чувственных впечатлений. Представление, по словам И. М. Сеченова, есть умственная форма, несравненно более богатая содержанием, чем предшествующая ступень, синтетическая форма, в которой совмещается все, что человек знает о предмете.

Образы, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются воспроизведением воспринятого. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Высшей формой представлений является продуктивное творческое воображение, фантазия. Представление стоит как бы на перепутье между чувственным и рациональным познанием. С одной стороны, это нечто конкретное, наглядное, сохраняющее в себе еще «трепещущую» жизнь объекта в его реальных связях. С другой — оно уже дальше от действитель-

1 Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т. 3, с. 284.

ности, чем непосредственное ее отражение в виде ощущении и восприятий. Оно дальше от действительности и в смысле неполноты своего содержания по сравнению с мышлением.

Познавательный смысл чувственных впечатлений

Вопрос о познавательной роли чувственных впечатлений имеет длительную историю. Звучит он так: можем ли мы, опираясь на наши ощущения, получать знания о вещах, как они существуют сами по себе, то есть к чему относится наше знание — к вещам или к самим ощущениям? На протяжении веков этот вопрос решался по-разному в зависимости от общей мировоззренческой ориентации мыслителей, но общим для всех было то, что он оставался предметом умозрительных рассуждений вплоть до XIX в., когда вследствие развития естественнонаучного знания появилась возможность обсуждать данную проблему на твердом фундаменте естественных наук. Анализируя данные психофизиологии органов чувств, немецкий физиолог И. Мюллер пришел к выводу, будто наши ощущения не являются верными снимками с предметов, а всецело зависят от физиологической организации субъекта, от «специфической энергии» его органов чувств. Факт зависимости ощущений и восприятий от исторически сложившейся функциональной специфики наших органов чувств был верно отмечен Мюллером. Однако отсюда им был сделан совершенно неверный вывод о том, будто мы познаем не объективные свойства вещей, а лишь состояние наших нервов. Получалось, что органы чувств фактически отрывались от воздействия внешнего мира и превращались в самодостаточный источник познания.

Но отрыв образа от изображаемого с неизбежностью ведет к агностицизму. На самом же деле специфичность органов чувств не только не является препятствием для правильного познания внешнего мира, но, напротив, обеспечивает наиболее полное и точное отражение объективных свойств предметов. Хотя образ и есть продукт деятельности познавательных механизмов человека — его органов чувств, мозга, психофизиологических структур и процессов, чего никак нельзя отрицать, он тем не менее есть результат воздействия объекта на органы чувств, сформировавшиеся с целью адаптации к вполне определенным условиям внешней среды.

Можно ли, например, говорить о цвете как лишь о порождении органа зрения? Положительный ответ на этот вопрос дал бы лишь тот результат, что между ощущением и вызывающим его раздражителем оказалась бы непроходимая пропасть. И тогда нельзя было бы принципиально отличить галлюцинацию от адекватного восприятия. Рассуждать о чувственных впечатлениях таким образом — значит рассуждать метафизически, то

есть предать забвению или сознательно игнорировать факт взаимодействия объекта и субъекта. А ведь именно это взаимодействие, или отношение, и составляет суть живого и более того — жизнь сущего.

Мышление: сущность, уровни и формы

Переход от ощущения к мысли

Лишь небольшая часть того, что познает человек, может быть охвачена чувственным созерцанием. В основном познание осуществляется мышлением с помощью понятий, суждений и т. д. Человек не может жить не мысля. Как же объяснить переход от чувственного к понятийному уровню познания? Как чувственный образ предмета превращается в акт мысли? Мышлению так же невозможно принимать данные чувственности без их переработки, как организму принимать пищу, не переваривая и не усваивая ее.

Познание осуществляется человеком как целостным существом, в котором лишь аналитический «нож» исследователя может вычленить чувственное созерцание отдельно от интеллектуальной деятельности. Живое же созерцание — не пассивное и бездумное глазение, а осмысленное (и даже категориально) восприятие. В действительности оба познавательных уровня нераздельны, так что не существует совершенно независимого чувственного познания. При каждом взгляде, кинутом на мир, мы уже теоретизируем, как заметил Гёте. Человек смотрит на мир осмысленными глазами. Так, когда мы говорим об остроте восприятия, то имеем в виду ясность сознания предмета. Именно благодаря этому единству, так сказать, «примеси» мысли в чувственном созерцании возможна его позпавательная активность 1.

Мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит выявить

1 Наукой доказано, что и на этом уровне познавательные процессы носят активный характер: чувственный образ — результат конструирующей деятельности человеческого духа.

существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать. Устройство наших органов чувств и их небольшое число потому не определяют абсолютной границы нашему познанию, что к ним присоединяется деятельность мышления. «Око видит далеко, а мысль — еще дальше» — гласит народная мудрость. В своем мышлении мы переходим границы видимого мира. Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта. Переход от чувственного к рациональному не означает, однако, движения от реальности в пустую тьму сверхчувственного. Мышление опирается на чувственный материал речи, прежде всего внутренней, на проникнутые символикой наглядные образы.

Особенности мышления

Мышление есть высший вид рациональной познавательной деятельности. Мышление — это активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, суждениях, теориях и т. п., а также процесс творческого созидания новых идей. Целенаправленность мышления проявляется в его устремленности к постижению истины через постановку и решение какой-либо практической или теоретической задачи. Оно предполагает развернутую интеллектуальную деятельность, ориентированную на понимание сути дела, то есть на построение понятия об объекте. Мышление — логически организованный поисковый процесс, требующий сосредоточенной направленности и собранности на одном предмете, на разрешаемой проблеме. Логически направленный процесс мысли существенным образом отличается от хаотической игры ассоциаций (будь то образов или понятий), вызывающей наплыв мыслей, которые тут же «разбегаются» в разные стороны. Так, утомленный человек нередко дает своим мыслям блуждать и расплываться в случайных грезах. Это, по Гегелю, смутное брожение духа в самом себе. Однако и в таких грезах больше направленности, чем в простой игре ассоциаций. Отличительной особенностью мыслительного процесса является то, что его течение определяется не внешними (случайными) для него связями, а логикой объективных связей вещей, а также логикой собственного содержания.

Мысль движется к сущности через проявления последней, к содержанию через его форму, к общему через единичное и т. п. В данном движении проявляется опосредствованный характер мышления, который может быть весьма сложным и многоступенчатым. Объективной основой опосредствованного

процесса мышления является наличие опосредствованных связей в мире. Например, причинно-следственные отношения дают возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, а на основании знания причины предвидеть следствие. Объективная основа опосредствованного характера мышления заключается также в практической деятельности человека, в которой оно и формируется и реализуется. Разверткой этого процесса является диалектика «опредмечивания» (воплощение идеи в предметном результате) и «распредмечивания» (соответственно обратный процесс «извлечения» идеи, принципа действия из предмета). При этом данный процесс опосредствования предполагает наличие не только личного опыта, но и опыта, исторически накопленного всем человечеством.

На всевозможных ходах сложных опосредствований строится и наше обыденное, практическое и уж тем более научное, теоретическое, а также художественное мышление. Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как теоретическое — на отыскание общих закономерностей. Практическое мышление непосредственно включено в практику и постоянно подвергается ее контролирующему воздействию. Теоретическое же мышление подвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечных результатах. Практическое и теоретическое мышление — это единый процесс.

Кроме того, мышление опосредствуется качественно разнообразными формами познавательной активности человека — чувственными впечатлениями, символическим содержанием образов, языком. Язык, как известно, а также другие системы знаков (искусственные языки) — как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например «язык искусства» — являются орудием мышления. Элементы этих систем обеспечивают такие основные операции мышления, как абстрагирование (отвлечение) и обобщение.

Без обобщения не может быть мышления, познания вообще. Оно есть необходимое условие как повседневного, так и научного, художественного познания, ибо познание, как таковое, всегда выходит за рамки отдельного, индивидуального, данного на уровне чувственного восприятия. Только на основе обобщения возможно образование общих понятий, суждений, умозаключений, построение теорий и т. д.

Обобщающая деятельность мышления предполагает в качестве предварительной абстрагирующую деятельность, заключающуюся в выделении одних свойств, признаков предметов и отвлечении от других. На основе абстрагированных свойств предме-

тов они группируются в классы, множества, что и составляет суть обобщающей деятельности мышления. Таким образом, обобщение есть мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих какому-либо классу предметов с одновременным переходом в этом процессе выделения от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Отличительная особенность мышления заключается и в том, что с его помощью на основе его операций обобщения, опосредствования и целенаправленности мы можем не только воспроизводить существенные связи и отношения настоящего и прошлого, но и конструировать потребное будущее. В этом процессе конструирования проявляется творческая активность мышления, которая также является неотъемлемой чертой и существенным признаком человеческой познавательной деятельности. Понятие творческого мышления подчеркивает момент его продуктивности, способности постановки новых проблем и поиска их решения.

Итак, человеческое мышление, опираясь на чувственные впечатления, образует высшую форму активного отражения и духовного преобразования объективной реальности, состоящую в целенаправленном, опосредствующем, абстрагирующем и обобщающем способах познания субъектом существенных, закономерных связей и отношений вещей, в прогнозировании событий, в творческом созидании новых идей. Оно осуществляется в различных формах — понятиях, категориях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях и др., в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь