Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная дифференциация языка и функциональные стили
Литература
1. При подготовке данной темы следует обратить внимание на то, что язык, существуя во времени и в пространстве, дифференцируется в этих двух измерениях. На временной оси мы имеем дело с социально-историческими типами (языком - диалектом племени, языком народности, языком нации, межнациональным языком), на пространственно-географической оси – с территориальными разновидностями языка (его наречиями, диалектами, говорами). С появлением социальной лингвистики в поле зрения попало третье измерение языка – социальное (разные формы существования языка, обслуживающие различные классовые, сословные, а также производственные и возрастные группы, - литературный язык, народные говоры, социальные диалекты разных видов и др.). Функционально-стилевая дифференциация – четвертый вид неоднородности языка, особенно его наиболее развитой формы – литературного языка, призванного выполнять самые широкие социальные функции. Использование языка в разных общественных сферах, с типичной для каждой из них формой сознания, а также наиболее типичным внеязыковым содержанием и способами его языково-речевого воплощения приводит к появлению в пределах одного языка различных функциональных стилей. 2. Освещая вопросы функционирования языка в обществе, проф. Б. Н. Головин в статье «Вопросы социальной дифференциации языка»1 выделяет семь плоскостей социальной дифференциации языка: дифференциация по территории, которая выражается в наличии местных, территориальных диалектов; дифференциация по материальному воплощению речи (дает устную и письменную формы речи); дифференциация по структуре речевого процесса (диалогические и монологические варианты языка); дифференциация по типам деятельности социума (функциональные стили); дифференциация по социальным группам людей (профессиональные, сословные, классовые варианты); дифференциация по авторам и жанрам словесных произведений (личностные и жанровые варианты вариантов) Существует иерархия вариантов, возникающих при функционировании языка в обществе. При этом определяющую роль играют оппозиции: книжно-письменный /устно-разговорный варианты, литературный / нелитературный варианты. Важно учитывать то, что варианты существуют не разрозненно. Речь каждого человека несет информацию каждой из перечисленных плоскостей. Плоскости членения общего языка не разделены в речевом процессе. Они скрещиваются и синтезируются при одновременном действии различных дифференцирующих сил. Практическое занятие № 3-4 Проблема определения понятия «стиль» 1. Смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи». Взаимосвязанность этих явлений. 2. Принципы выделения функциональных стилей. 3. Проблема функционального расслоения литературного языка в работах: Г. О. Винокура, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Пражского лингвистического кружка. Литература 1. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. Или по изд.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. М., 1965. Ч. 2. С. 317-318. 2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 5-29. Или: Он же. Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 10-20; 20-40. 3. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 346-367. 4. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. С. 12-19. 5. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 113-121. Или по изд.: История советского языкознания…: Хрестоматия. С. 490-496.
1. Академик В. В. Виноградов дает следующее определение стиля: «Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа». Попробуем вычленить основные признаки понятия «стиль», зафиксированные в приведенном определении. Во-первых, очевидно, что средства общенародного, общенационального языка употребляются в соответствии с определенными нормами, правилами, законами. Во-вторых, эти нормы, правила и законы формируются на основе того, какую роль (функцию) средства языка могут сыграть в достижении целей общения в сфере той или иной человеческой деятельности. В-третьих, отбор и сочетание языковых средств в процессе употребления должны быть основаны на знании норм и правил, выработанных обществом и закрепленных на основании сложившегося опыта пользования языком. Из этого следует, что в самой системе языка сложились, сформировались «слои языковых средств», обладающие достаточно большой частотностью употребления в определенных сферах общения, соотносимых с соответствующими видами деятельности. Эти «слои языковых средств» называются стилями языка и представляют собой комплекс языковых средств, определенным образом (стилистически, функционально) окрашенных, отмеченных каким-либо образом. Эти комплексы потенциально существуют в системе языка и реализуются в речевой деятельности человека, образуя стили речи, то есть уже реализованные средства языка по законам его функционирования в соответствующих тем же сферам общения речевых разновидностях. Стили речи обычно называют функциональными (функция – назначение). 2. Основные подходы к выделению функциональных стилей. Слово функциональный имеет двойной смысл: его производят и от слова функция и от слова функционирование. В первом случае выделение функциональных стилей основывают на присущих языку функциях, во втором – на особенностях функционирования языка в разных сферах общения. Различия в классификациях функциональных стилей в значительной мере объясняются тем, что одни ученые при выделении стилей делают упор на сферы общения, а другие – на функции, а также тем, что сами функции и особенно сферы общения понимают то более широко, то более узко. Б. Гавранек в статье «Задачи литературного языка и его культура» выделяет функциональные языки и функциональные стили литературного языка. В русской лингвистической традиции известна классификация, предложенная В. В. Виноградовым, который использует функциональный критерий. Он выделял функциональные стили на основе трех общественных функций языка: общения (разговорный стиль), сообщения (научный, официально-деловой), воздействия (публицистический, литературно-художественный). Стилей оказывается больше, чем функций. Видимо, подобное выделение основных функций является слишком общим. Другие исследователи в основу выделения кладут не функции языка, а сферы речи. В качестве примера следует указать на получившую известность классификацию Р. А. Будагова. Он выделяет две пары стилей: разговорный – письменный, научный – художественный, т. е. всего четыре стиля, которые именуются стилями языка. Остальные стили являются речевыми. Другой путь – ограничение понятия «сфера общения» такими признаками, которые оказывают решающее влияние на функционирование языка. Этот путь избрала М. Н. Кожина. Опираясь на работы чехословацких ученых, выдвинувших идею сочетания объективных и субъективных стилеобразующих факторов, ученый намечает три группы подобных факторов. Все эти факторы оказывают непосредственное воздействие на характер речи, однако степень их стилеобразующей значимости неодинакова. На первом месте находятся два фактора, составляющие единство, а именно форма общественного сознания и соответствующий ей вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые действительно могут лечь в основу классификации функциональных стилей. В русской лингвистической и чехословацкой традиции выделяют следующие функциональные стили: научный (научно-технический), публицистический (или газетно-публицистический, политический), официально-деловой (законодательный), разговорный (обиходно-разговорный), художественный (беллетристический), религиозный. В русистике нет единого мнения о статусе художественного стиля речи; в известной мере это касается и разговорного стиля. В русской и чехословацкой лингвистике функциональный стиль обычно рассматривается как явление речевое (текстуальное), т. е. как стиль речи. Но существует и точка зрения, согласно которой функциональные стили – это разновидности литературного языка (строя языка). Широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка, предложенная акад. Д. Н. Шмелевым. Эта типология такова:
Разговорная речь ЯХЛ Функциональные стили
Официально- Научный Публицистический деловой Стилями Д. Н. Шмелев называет только функциональные стили, которые (все вместе) по своей языковой организации имеют существеннейшие отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.
Практическое занятие № 5 Теория речевых жанров
Литература
Суть учения о речевых жанрах состоит в том, что процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфики сферы и ситуации общения. Как утверждает М. М. Бахтин, « …говорящему даны не только… формы общенародного языка, но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры », которые « организуют нашу речь почти так же, как её организуют грамматические формы… », « формы языка и типические формы высказывания, то есть речевые жанры, приходят в наш опыт и наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом », что неизбежно приводит к тому, что в процессе создания высказывания « мы отличаем нашу речь по определенным жанровым формам » (с. 259, 257, 258). Определяя специфику речевого жанра, М. М. Бахтин подчеркивает и другие его характеристики: речевые жанры – это « относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний », « стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания » и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста (с. 241-242). Знание специфики речевых жанров существенным образом влияет как на процесс создания, так и на процесс восприятия текста. Жанры отражают в соответствующей речевой форме разнообразные (и многообразные) виды социального взаимодействия людей, так как их возникновение обусловлено наличием, существованием в реальной практике общения людей, соответствующих характеру деятельности типических ситуаций. Сфера общения и характер деятельности определяют репертуар жанров, «обслуживающий» их потребности, позволяющий реализовать практические цели и задачи с учетом специфики этой деятельности. Другими словами, в каждой сфере человеческой деятельности существуют свои « жанровые стили », « бытуют и применяются свои жанры »; « определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая)… порождает определенные жанры » (М. М. Бахтин, с. 241). Если каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара публицистических жанров, жанров делового и научного общения. Знание законов того или иного жанра способствует овладению профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач в той или иной сфере общения, что обеспечивает результативность и эффективность любой деятельности.
Практическое занятие № 6 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы