Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Христианское бескорыстие и отрешенность
28.1 Для того, чтобы следовать за Иисусом и открыть душу Господу, Который призывает нас, необходима истинная отрешенность от того, кем мы являемся и чем обладаем. Наоборот, привязанность к земным благам закрывает двери Христу и Его любви, а также сводит к минимуму способность понимания того, что в нашей жизни является главным: всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником [447]. Рождество Христово, как и вся Его жизнь, побуждают нас к самоанализу. Мы должны ответить на вопрос: как в действительности мы относимся к земным благам? Господь, Единородный Сын Отца и Спаситель мира, рождается не во дворце, а в пещере. Господь рождается не в крупном городе, а в захолустном Вифлееме. У Него нет даже колыбели. Внезапное бегство в Египет означало для Святого Семейства изгнание из родной земли и было связано с потерей имущества. Отныне семья была обречена на весьма скромную жизнь. Единственным источником доходов для нее стали труды Иосифа. Во время Своего общественного служения Иисус будет испытывать голод[448]. У Него не найдется даже двух мелких монет, чтобы заплатить подать на Храм[449]. Однажды Он Сам скажет: Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову [450]. Высшим проявлением отрешенности будет Его крестная Смерть. Господь пожелал подчиниться требованиям крайней нищеты. Он не захотел иметь даже самых необходимых вещей. Особенно это относится к самым значимым моментам Его жизни. Бедность, в которой должен жить христианин, вполне реальна. Бедность можно увидеть в работе, когда мы бережно обращаемся с орудиями труда. Ее можно чувствовать дома, когда мы поддерживаем в нем чистоту и порядок. Мы живем в бедности, когда приходим на помощь ближнему, когда во всем храним умеренность и самообладание. ”Для меня, – говорил святой Хосемария Эскрива, – лучший образец бедности – те родители, те матери многодетных и бедных семейств, которые ничего не жалеют ради детей и неотступно, через силу, в лишениях и нужде, но не сетуя, растят детей, ведут их вперед, создавая счастливый дом, в котором все учатся любить друг друга, служить друг другу и трудиться” [451]. Даже если мы достигнем высокого уровня материального благосостояния, мы все же сможем жить подобно тем отцам и матерям многодетных и бедных семейств, ибо именно такую нищету, основанную на отрешении, уповании на Бога, простоте, готовности делиться, Иисус назвал блаженной [452]. Бедность, которой требует от нас Господь, не имеет ничего общего с грязью, неряшеством или ленью. Все это отнюдь не является добродетелью. Если мы, среди материалистических настроений, все более охватывающих человечество, захотим научиться отрешенности от земных благ, нам следует лучше присмотреться к нашему единственному идеалу, Иисусу Христу, Который, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою [453].
28.2 Нищие, которым Господь обещает Царствие Небесное[454] – это не те, кто испытывает нужду, а те, кто, независимо от того, владеет ли он материальными богатствами или нет, не привязан к ним и не порабощен ими. Таким ”нищим духом” следует быть в любой жизненной ситуации. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии, – говорил апостол Павел[455]. Христос призывал к внутренней независимости от тленных вещей (...). Он видел зло не в самом имуществе, а в порабощении сердца[456]. Человек может направить свою жизнь к Богу, рассматривая материальные блага как средства для достижения этой цели. Но он может также выбрать в качестве цели деньги и богатство в его различных ипостасях: стремление к роскоши или безграничному комфорту, удовлетворение своих амбиций, корыстолюбие, алчность… Эти две цели несовместимы: никто не может служить двум господам [457]. Любовь к богатству не оставляет места для любви Божией. Невозможно, чтобы Бог поселился в сердце, наполненном иной любовью. В сердце богача слово Божие заглушается, как зерно, упавшее в терние [458]. Поэтому не следует удивляться словам Господа, который учит: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие [459]. Как же легко дух стяжательства вкрадывается в сердце, когда мы не проявляем достаточной бдительности! С самого начала своего существования и до сегодняшнего дня Церковь напоминает нам, что христианин должен остерегаться бесконтрольного пользования материальными благами, и просит своих детей не допускать того, чтобы пользование мирскими благами и привязанность к богатству, противные духу евангельской нищеты, помешали им стремится к совершенной любви, как наставляет Апостол: ”пользующиеся миром да будут как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего” (ср. 1 Кор 7, 31) [460]. Тот, кто привязан к земным вещам, не только извращает их естественное предназначение и разрушает установленный Богом порядок, но и делает свою собственную душу беспокойным узником материальных благ, не способным подлинно любить Бога. Христианский образ жизни предполагает радикальное изменение отношения к мирским благам: следует заботиться о них и использовать их так, чтобы они были не целью, а средством служения Богу. В качестве средств они не заслуживают привязанности нашего сердца. Ведь существуют иные, подлинные блага. Во время нашей молитвы мы должны помнить, что подлинная отрешенность невозможна без жертвы. Отрешенность, которая не стоит нам ничего, не является отрешенностью. Подлинная отрешенность проявляется в том великодушии, с которым мы оказываем материальную помощь нуждающимся, в умении отказаться от роскоши, капризов, излишних удобств и ненужных расходов и т.п. Для христианина добродетель нищеты необходима. Тот, кто не любит и не упражняется в добродетели бедности, не имеет духа Христова. Это касается всех – и отшельника в пустыне, и обычного христианина, который живет среди людей, пользуясь благами этого мира или не имея такой возможности [461].
28.3 Человеческое сердце склонно привязываться к материальным благам. Если человек не ведет искренней борьбы ради достижения христианской отрешенности, его жизненный горизонт неизбежно сужается. Христианин ни на секунду не должен забывать о своей истинной цели – о Боге. Ему подобает часто совершать свое испытание совести и спросить себя, любит ли он на деле добродетель нищеты; не поддается ли он соблазнам ”легкой жизни”, несовместимой с достоинством ученика Христова; рассматривает ли он земные блага как средства для творения добра и сближения с Богом. Ведь в ходе истории использование земных благ осквернялось тяжкими пороками… Да и в наше время многие люди… склонны преклоняться перед земным, становясь скорее его рабами, чем хозяевами [462]. Мы должны быть всегда экономны в том, что касается наших личных расходов, не поддаваться капризам, не допускать искусственных потребностей. Мы должны быть щедрыми, давая милостыню или поддерживая благотворительные начинания. Мы должны содержать в порядке материальные ценности нашего семейного очага и вообще любые вещи, которые находятся в нашем распоряжении, ибо мы всего лишь управители. Бедность – это настоящая отстраненность от мирских благ, умение радостно выносить неудобства или нужду, если они есть (…). Жить, думая о других, делиться материальными благами – вот мерило бедности, обеспечивающее действенную отстраненность от мирских благ [463]. Стремление к независимости от богатства необходимо в любой ситуации, в частности в нашей профессиональной жизни – когда мы располагаем немалыми средствами. Оказываемая нами сдержанность станет в этом случае благоуханием Христовым, которое всегда должно сопутствовать христианину. Обращаясь к мужчинам и женщинам, стремящимся к святости в миру – предпринимателям, университетским профессорам, крестьянам, служащим, отцам и матерям семейства – святой Хосемария Эскрива как-то сказал: Каждый христианин должен совмещать в своей жизни две стороны, которые на первый взгляд могут показаться несовместимыми. Его бедность должна быть ”реальна”, видна и ощутима, проявляться на деле и выражать веру в Бога, показывая, что сердцу мало тварных вещей, оно ведь стремится к Творцу, хочет исполняться любовью к Богу и делиться ей с другими. В то же самое время он должен быть ”одним из братьев-людей”, участвовать в их жизни, радоваться с ними, работать, любя мир и все хорошее, что в нем есть, используя все тварное, чтобы разрешить проблемы человеческой жизни, и создать духовную и материальную атмосферу, в которой могут развиваться личность и общество. Достичь гармоничного сочетания этих двух сторон, по большей части – личное дело каждого. Понять в каждый конкретный миг, чего же Бог хочет от нас, – вопрос внутренней жизни [464]. Если мы будем терпеливо и мужественно бороться с привязанностью к благам, которыми мы владеем и пользуемся, Господь, Грядущий к нам вновь в ночь Рождества, застанет наши сердца чистыми и чуткими к воздействиям благодати. Тогда с нашей душой не произойдет того, что произошло в ту святую ночь на постоялых дворах Вифлеема: они были полны и в них не нашлось места для нашего Господа. Адвент – 24 декабря
В ожидании Иисуса
29.1 По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира [465]. Иисус – Солнце, освещающее наше бытие. Без Него вся наша жизнь и все наши дела не имеют смысла. Жизнь Марии была сосредоточена на Иисусе чудесным образом, особенно в канун рождения Ее Сына. Мы даже не можем вообразить себе, сколь велика была Ее углубленность. Она была сосредоточенной всегда. Нам, которым так часто случается быть рассеянными и невнимательными в суете будней, следует научиться подобной собранности. Только одно является по-настоящему значимым в нашей жизни: Иисус и все, что Его касается. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем [466]; И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем [467]. Евангелист дважды вспоминает о подобном образе действий Пресвятой Девы. С невозмутимым спокойствием Она углубляется в себя, в то время как вокруг кипят страсти. Мария хранит в сердце великие и малые события Своей жизни, и размышляет над ними. В Ее просвещенном полнотой благодати сердце властвует та первозданная гармония, в которой, собственно, и был сотворен человек. Во всей вселенной не существует лучшего места, для размышлений о том исключительном деянии Бога в мире, свидетелем которого Она стала. По причине первородного греха душа теряет контроль над чувствами и естественную восприимчивость к божественному. Это положение дел характерно для нас, но не для Девы Марии. В Ней, предохраненной от первородного греха, все пребывало в гармонии, как на заре творения. Более того, Она была обожена особым благодатным присутствием Святой Троицы в Ее душе. Мария неустанно пребывает в молитве, ибо все, что Она делает, относится к Сыну. Она молится, когда говорит с Иисусом (молитва как раз и является беседой с Богом). Она молится, когда смотрит на Него (созерцание Иисуса сокровенного, реально присутствующего в Дарохранительнице, и есть молитва). Мария молится, когда Она о чем-то просит Сына, улыбается Ему (о, как же часто это происходит! ) или думает о Нем. Вся Ее жизнь была наполнена Иисусом. К Нему были постоянно обращены все Ее чувства. Мария – Звезда, являющая Солнце [468]. Ее сосредоточенность была устойчивой. Ее молитва сливалась с Ее жизнью, с Ее трудами, с Ее заботами о людях. Ее духовное молчание было Ее богатством – полнотой созерцания. Будем просить Ее даровать нам подобную собранность, необходимую для того, чтобы созерцать Бога и общаться с Ним – столь близким нам в жизни.
29.2 Ныне узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню [469]. В канун Рождества Богородица призывает нас никогда не пренебрегать молитвой, беседой с Господом. Без молитвы мы просто обречены на гибель. С молитвой – мы сильны и можем исполнить любые задачи. Мы должны молиться еще и потому, что мы слабые и грешные. Нам нужно признать смиренно и искренне, что мы – творения весьма несовершенные, с поврежденным умом (…), слабые и хрупкие, постоянно нуждающиеся в духовной поддержке и утешении. Молитва дает нам силы жить великими идеалами, сберегать веру, любовь, чистоту и великодушие. Молитва делает нас отважными. Благодаря молитве мы побеждаем равнодушие (…). Молитва – это источник света, благодаря которому мы можем оценить и события собственной жизни и события человеческой истории с точки зрения Бога и вечности. Поэтому не переставайте молиться! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, в который бы вы хотя бы немного не молились! Молитва – это обязанность, несущая великую радость, ибо она – диалог с Богом через Иисуса Христа [470]. Нам следует учиться все более плодотворно общаться с Господом через духовные размышления – в те минуты, когда мы, как и сейчас, говорим с Ним о наших делах, благодарим Его, просим Его о помощи. Нам следует учиться общаться с Господом и через устные молитвы, повторяя слова, которым мы, возможно, научились еще в детстве. Никто и никогда не выслушает нас так внимательно и заинтересовано как Иисус; никто не примет наших слов с такой отзывчивостью. Когда мы молимся, Он смотрит на нас и слушает с большим интересом. Молитва безмерно обогащает нашу жизнь. Даже тогда, когда в ”немой” беседе перед Дарохранительницей мы не произносим ни слова: достаточно смотреть и чувствовать, что Он тебя видит. Какая разница с болтовней многих людей, которые в сущности не говорят ничего, ибо сказать им нечего! От избытка сердца говорят уста… [471] Если в сердце у нас пусто, что же могут сказать уста? А если мы заражены ненавистью и злобой, о чем же мы будем говорить с людьми? В молитве все по-другому: она всегда дает свет, радость и силу. Способность молиться – это величайший дар Божий. Беседовать с Творцом и знать, что Он тебя слушает! Беседовать с Ним и называть Его Другом! В молитве нужно общаться с Господом с простотой. Размышлять и понимать то, что мы говорим, и с Кем мы говорим, и кем мы являемся – мы, кто осмеливаются говорить со столь великим Господином. Размышлять об этом, размышлять о том, как мало мы Ему служили и как много мы обязаны Ему служить – это и есть молитва [472]. Некоторым может показаться, что молиться – необычайно трудно, что молитва – это удел избранных. Однако в Евангелии мы видим, что к Иисусу с доверием обращаются очень разные люди: ученый Никодим, слепой Вартимей, дети, некая мать, отец больного ребенка, кающийся разбойник, Волхвы, пророчица Анна, старец Симеон, друзья из Вифании… Мы, также как и они, можем сегодня говорить с Богом.
29.3 Самое важное в молитве – постоянство, вера и смирение. Мы не можем идти на молитву как этот фарисей из притчи, обращенной к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других [473]. Фарисей, став, молился сам в себе так: ”Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики… Пощусь два раза в неделю…” Сразу же отметим, что фарисей входит в храм, не имея любви. Он сам – средоточие собственного внимания и предмет восхищения. Поэтому, вместо того, чтобы хвалить Бога, он хвалит самого себя. В его молитве нет ни любви, ни смирения, ни милосердия. Он не нуждается в Боге. Зато очень многому мы можем научиться у мытаря. Его молитва доверительна, смиренна, искренна. Она сосредоточена на том, к Кому он обращается. Наша молитва не должна быть монологом, в котором мы думаем лишь о себе, вспоминаем разные события своей жизни, не стараясь соотнести их с Богом, и даем волю своему воображению. Гордый фарисей покинул храм, так толком и не помолившись. В этом и проявилась его скрытая гордыня. Господь требует от нас искренности и простоты. Он хочет, чтобы мы признали свои ошибки и разговаривали с Ним о наших и Его делах. Ты пишешь: ”Молитва – это беседа с Богом… Но о чем? ” – О чем? О Нем, о тебе. О твоих радостях и горестях, удачах и неудачах. О твоих благородных стремлениях и ежедневных заботах… О слабостях, благодарности, прошении, любви и покаянии. Короче: беседуя с Богом – общаться: узнавать Его, познавать себя [474]. ”Et in meditatione mea exardescet ignis. – И в мыслях моих возгорится огонь”. Вот для этого ты и молишься – чтобы воспламенить свое сердце, ум и душу, обращая их в пламя живое, дающее свет и тепло. Посему, когда ты больше не можешь продвигаться вперед, когда ты чувствуешь, что угасаешь, если нет у тебя возможности бросить в огонь душистые поленья, брось в него хворост и листву кратких устных молитв, молитвенных возгласов, которые продолжали бы поддерживать костер. – И ты не потеряешь времени зря [475]. В начале пути, а быть может и впоследствии, нам будет очень полезна книга для размышления, которая, как костыль хромому, поможет нам сделать первые шаги в молитве. Так поступили и святые. За исключением первых минут после святого Причастия я никогда не отваживалась начинать молиться без книжечки (…). Имея такое незаменимое в битве вспоможение, которое как щит защищало меня от нападений всевозможных мыслей, я чувствовала себя увереннее [476], – писала святая Тереза Авильская. Каждая наша молитва должна заканчиваться конкретными решениями в чем-то исправиться. Мы должны искренне спросить Господа: чего Ты хочешь от меня в этом конкретном деле, о котором я сейчас думаю? Как я могу возрастать в этой добродетели? Что я должен сделать в ближайшие месяцы, чтобы исполнить Твою волю? Никто на свете не умел так общаться с Иисусом, как Его Матерь, а после Нее – святой Иосиф, который наверняка провел с Ним очень много времени, глядя на Него, беседуя с Ним со всей возможной искренностью и простотой. Поэтому воспользуемся советом святой Терезы Авильской: Если кто-то не найдет себе учителя молитвы, пусть изберет себе в учителя этого славного Святого – и не ошибется [477]. В эту минуту, заканчивая наше молитвенное размышление, обратим свой взор в сторону святого Иосифа, который с любовью печется о Марии. Вскоре должен родиться Иисус. Иосиф приготовил Ему пещеру. Он сделал все самым лучшим образом, как только мог. Попросим же его приготовить и нашу душу, чтобы мы не были рассеянными и невнимательными, когда придет Иисус. Рождество Христово 25 декабря
Рождественское размышление
30.1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле [478] . Ныне мы со всей очевидностью понимаем, насколько провиденциальным был этот декрет римского императора. Благодаря ему Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, где родился Иисус, как это было издревле предсказано пророками[479]. Пресвятая Дева знала, что время рождения Иисуса весьма близко. Она отправилась в путь, думая о Мессии, которому должно было родиться в городе Давидовом. Утомленные четырех или пятидневным путешествием путники, наконец, прибыли в Вифлеем. Сознание того, что они находятся на земле своих предков, преисполнило их радостью, несмотря на то, что Мария была крайне измучена. Однако в Вифлееме им было не суждено найти пристанища. Не было им места в гостинице, – лаконично замечает святой Лука[480]. Возможно, Иосиф полагал, что переполненная гостиница не была подходящим местом для Марии. Наверняка, он стучался во многие двери, прежде чем привел Марию к пещере на краю города. Мы легко можем представить себе эту картину: Иосиф со все возрастающей тревогой, но еще терпеливо, пытается объяснить людям положение Святой Четы, а Мария взирает на происходящее со стороны и раз за разом слышит отказ. Христа не впускают в дом. Перед Ним закрывают двери. Мария сочувствует Иосифу и этим людям. Как же равнодушен мир к Богу! Вполне возможно, что именно Мария предложила Иосифу на какое-то время остановиться в одной из пещер, служащих хлевом на далеких городских окраинах. По всей вероятности, Она утешала и поддерживала его. Благодаря ласковым словам и улыбке Марии, Иосиф почувствовал некоторое облегчение. Супружеская чета разместилась в пещере вместе со всем нехитрым скарбом, привезенным из Назарета: пеленками и парой распашонок. Мария приготовила их с той тихой радостью, которую могут испытывать лишь матери, ожидающие рождения первенца… Именно здесь, в предельно убогой обстановке совершилось величайшее событие в истории человечества: Когда же они были там, наступило время родить Ей [481] . Преисполненная любовью, Она родила Иисуса, и спеленала Его, и положила Его в ясли. Пречистая Дева имела более сильную веру, чем кто-либо до Нее или после Нее. Все Ее поступки служили свидетельством Ее веры и нежности. Она целовала стопы Иисуса, потому что Он был Ее Господом, Она целовала и Его лицо, потому что Он был Ее Сыном. В глубоком умиротворении Она непрестанно взирала на Него. Затем Мария передала Младенца Иосифу. Иосиф хорошо понимал, что Младенец – это Сын Всевышнего, Которого он отныне обязан хранить, воспитывать и учить своему ремеслу. С этой минуты вся жизнь Иосифа будет посвящена сему беззащитному Младенцу! Новорожденный Иисус пока еще не разговаривает, хотя Он – предвечное Слово Отца. Тем не менее, известно, что вифлеемские ясли часто сравнивают с проповеднической кафедрой. Ныне нам важно понять уроки, которые Иисус преподает нам с самого Своего младенчества, с самого Рождества, с тех пор, как Его очи отверзлись к благословенной земле человеческой[482]. Он рождается в бедности и тем учит нас, что счастье не зависит от изобилия материальных благ. Он приходит в мир незаметно и тем учит нас смирению и независимости от мнения окружающих. Бог смиряет Себя, чтобы мы могли к Нему приблизиться и ответить нашей любовью на Его любовь. Он унижает Себя, чтобы наша свобода сдалась не только перед зрелищем Его могущества, но и перед чудом Его смирения [483] . Ясли – кормушка для скота, устланная сеном… Она находилась в пещере, высеченной прямо в скале, к которой примыкал дом. Обычно в ней держали овец и коз, привязывали вьючных животных. Там в сумраке подземелья впервые взглянуло на наш мир дитя, ”похожее на всех детей земли” (…). Никакие рождественские огни не могут заставить нас забыть эту картину: Мать-изгнанница с ребенком на руках, лишенная человеческого жилья, укрывшаяся в деревенском стойле[484]. Примем же решение жить отныне просто и смиренно. Взглянем на Марию: Она выглядит такой счастливой. Она знает, что с Нею началась новая эра в истории человечества: эра Мессии, Ее Сына. Помолимся Ей, дабы нам никогда не утратить радости пребывания с Иисусом.
30.2 Иисус, Мария и Иосиф были одни. Затем Бог определил им круг общения – простых людей, пастухов. Они сами были бедны, а потому не испытали потрясения при виде спеленанного и лежащего в яслях Мессии. Именно к пастухам из окрестностей Вифлеема относилось пророчество Исаии: на живущих в стране тени смертной свет воссияет [485] . В эту святую ночь для них исполнилось пророчество. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь [486] . Только они могли узнать об этом той ночью. Однако ныне об этом знают миллионы людей по всему миру. Свет Вифлеемской ночи достиг многих сердец, но вместе с тем остается и тьма. Иногда кажется, что она стала еще гуще (…) Те, кто приняли Христа той ночью, испытали великую радость. Радость, излучаемую осиявшим их светом. Тьма мира рассеивается там, где сияет свет Рождества (…). Не имеет значения, что в ту первую ночь, ночь Рождества Христова, радость по поводу этого события испытывают лишь немногие сердца. Это обстоятельство не имеет значения, поскольку радость предназначена всем людям. Она – радость рода человеческого, а одновременно – радость, превышающая возможности человека! Может ли существовать бό льшая радость, может ли быть провозглашена более важная весть: человек воспринят Богом, чтобы стать Его сыном в Сыне Божием, ставшим человеком? [487] Бог восхотел, чтобы пастухи стали также первыми благовестниками: они будут говорить о том, что слышали и видели. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи [488] . Иисус открывается и нам в повседневных житейских событиях. И нам необходимы те же смирение и простота, чтобы приблизиться к Нему. Вполне вероятно, что Он посылает нам на нашем жизненном пути определенные знамения, которые для нас ничего не значат до тех пор, пока мы не познаем Его в Его человечестве. Нам следует быть очень внимательными, чтобы открыть Иисуса в повседневной банальности происходящего, спеленатого и лежащего в яслях, а, увидев Его, тут же, без проволочки, помочь увидеть другим. Очевидно, что пастухи оправились в путь не с пустыми руками: они захватили с собой подарки для новорожденного. В восточной культуре того времени невозможно было прийти в дом вышестоящего человека без соответствующего подарка. Можно предположить, что пастухи принесли в дар Младенцу то, чем располагали сами: ягненка, сыр, масло, молоко, хлеб… Все происходящее могло выглядеть так, как представляют его многочисленные театрализованные сценки и колядки, которые с давних времен распевает простой народ, с помощью которых он молится… Мария и Иосиф, смущенные и обрадованные, приглашают стоящих в нерешительности у входа пастухов войти в пещеру, увидеть Младенца, поклониться Ему, прославить Его пением и положить возле яслей свои подарки. Быть может, Пресвятая Дева ответит нам взаимностью, если наше сердце будет преданным, чистым, исполненным радости и сознающим свое богосыновство, очищенным на исповеди и подготовленным к тому, чтобы Господь в нем навсегда водворился. Мария и Иосиф призывают нас прийти к Господу. Приблизившись к Нему, мы будем взывать вместе со всею Церковью: Царь вселенной, пастухи нашли Тебя, спеленатого в лохмотья, дай нам подражать Тебе в бедности и простоте [489] .
30.3 Возрадуемся в Господе, ибо Спаситель наш родился в мире. Ныне к нам с небес снизошел истинный свет [490]. Только что мы слышали исполненное радости и достойное всяческого почитания благовестие: Иисус Христос, Сын Божий, родился в Вифлееме Иудейском, – долетает до нас голос святого Бернарда Клервосского. – Эта весть повергает меня в дрожь, мой дух распаляется и побуждает меня, как это бывает всегда, поделиться с вами сей радостью [491]. Отправимся же все в путь, чтобы увидеть Иисуса и прославить Его: ведь мы все нуждаемся в Нем. Более того, все мы только в Нем и нуждаемся. Ныне родился нам Спаситель. Нет места печали, когда рождается жизнь, жизнь, побеждающая страх смерти и преисполняющая нас радостью обетованной вечности. Никто не может ощущать себя исключенным из общей радости, у всех нас один повод, чтобы радоваться: Господь наш, Победитель греха и смерти, пришел, чтобы освободить всех нас, ибо не встретил никого, кто был бы свободен от греха. Пусть возрадуется святой, ибо он близок к победе. Пусть возрадуется язычник, ибо он призван к жизни. Ибо Сын, когда наступила полнота времен, (…) принял человеческое естество, чтобы примирить его с Творцом[492]. По этой причине радость изливается из рождественских праздников полноводным потоком. В эти дни Рождества Христова мы радостно поем Господу, ибо среди нас пребывает любовь. Сия любовь – это присутствие Младенца Иисуса. Мир уже не погружен во тьму: тот, кто взыскует любви, знает, где ее можно найти. А ведь именно в любви нуждается каждый человек, даже тот, кто пребывает в плену самодовольства. Когда ныне мы приблизимся к яслям, чтобы поклониться Младенцу, когда мы будем размышлять о великой тайне Искупления, мы, прежде всего, возблагодарим Бога за то, что Он соблаговолил снизойти к нам, дабы мы смогли познать и полюбить Его, а также примем решение быть как дети, чтобы войти в Царствие Небесное. Заканчивая наше размышление, обратимся с молитвой к Богу, Отцу нашему: Боже, Ты дивным образом сотворил человека и еще чудеснее обновил его достоинство. Молим Тебя: помоги нам стать общниками Божества Сына Твоего, Который приобщился естеству человеческому [493]. Святая Мария, Матерь Божия, молись за нас. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы