Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Призвание Марии – наше призвание



 

  1. Предвечное избрание Пресвятой Девы.
  2. Наше призвание. Ответ на призвание.
  3. Подражание Марии и Ее служению душам.

 

25.1 Приближается Рождество Христово. Ныне должно исполниться пророчество Исаии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит ”с нами Бог”[400].

Еврейский народ с давних времен знал пророчества о том, что в потомстве Давида исполнятся мессианские обетования. Но он и вообразить не мог, что Мессия будет Богом, ставшим человеком.

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены[401]. Эта жена, предвечно избранная и предназначенная стать Матерью Искупителя, посвятила Богу свою девственность, сознательно отрекаясь от великого достоинства считать Мессию среди своих потомках. От века я помазана, – говорит от лица Премудрости Книга Притчей, этим словно бы предвосхищая Пресвятую Деву, – от начала, прежде бытия земли[402].

Общаясь с Марией и доказывая Ей нашу любовь, мы получаем от Нее множество даров. Она Сама как бы говорит нам: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать; и цветы мои – плод славы и богатства. Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими. Ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота[403].

Мария, девство и рождество сочетавшая [404], явлена нам как девственная Матерь Мессии, сердце Которой безраздельно отдано Иисусу. Она – образец совершенной самоотдачи, к которой Господь призывает великое множество людей.

Когда пришла полнота времен, Бог послал архангела Гавриила в Назарет, где жила Мария. Она, погруженная в молитву, с величайшим вниманием слушает Ангела – Радуйся, Благодатная! [405], – который рассказывает о Ее призвании и о повелении Бога относительно Нее.

Мария отвечает полным согласием Богу: Да будет Мне по слову твоему[406]. И с этого момента Она исполняет Свое призвание – быть Матерью Бога и Матерью людей.

Маленький городок Вифлеем превращается в центр вселенной, хотя об этом никто не догадывается. Там – возлюбленная Богом Жена, там – женщина, которую любят христиане и к которой неустанно взывают. В глубине нашего сердца мы сейчас обращаемся к Ней со словами: Матерь! Благословенна Ты между женами!

По причине Ее Богоматеринства, Марии была дарована вся полнота благодати и все возможные преимущества, сделавшие Ее достойным жилищем Всевышнего. Бог избрал Свою Матерь и вложил в Нее всю Свою любовь и силу. Он не допустил, чтобы Ее осквернил грех: ни первородный, ни личный. Она была зачата как Непорочная, без всякого пятна и повреждения. Бог даровал Ей самую обильную благодать, которая только есть – такую благодать, которой не может постичь никто, кроме Бога[407]. Достоинство Марии почти не имеет границ.

Ей были даны всевозможные преимущества и дары для исполнения Ее призвания. Это призвание, как и призвание каждого человека, составляло суть Ее жизни: Она родилась для того, чтобы быть Матерью Бога, предвечно избранной Святой Троицей.

Мария это и наша Мать. Следует почаще вспоминать об этом. Присоединяясь к словам древнейшей молитвы, мы говорим Ей: Помни, о Дева, Матерь Божия, когда стоишь пред лицем Божиим, чтобы ходатайствовать о рабе Твоем.

 

25.2 Призвание – это суть жизни каждого из нас. Оно – стержень, на котором держится все прочее.

Познать свое призвание, следовать ему и любить его – вот самое главное в нашей жизни. В этом и состоит подлинное счастье. Но есть люди, которые не хотят познать свое призвание, не хотят исполнить волю Божию. Они предпочитают ничего не знать (но отвечают перед Богом за это незнание), вместо того, чтобы искренне искать тот путь, на котором они могут спастись, обрести личное счастье и сделать других счастливыми.

Господь призывает нас и сегодня, Он зовет нас по именам. Он предлагает нам новую жизнь, тайну которой знает только Он: если кто хочет идти за Мною...[408] Все крещеные призваны искать Бога в полноте любви. Ибо обычная жизнь не пустяк, если Сам Господь захотел, чтобы большинство Его детей освящалось именно в обыденных обстоятельствах.

Надо повторять снова и снова, что Иисус не призвал группу избранных людей. Он открыл нам, что Бог любит всех и от всех ожидает любви. От всех – вне зависимости от их рода занятий и социального положения. Повседневная жизнь имеет большую ценность: все земные пути могут стать поводом для встречи со Христом, отождествления с Ним и исполнения Его божественной миссии на том месте, где мы находимся.

Бог призывает нас через события повседневности, через боль и радость окружающих нас людей, через благородные устремления наших коллег по профессии, через мелочи семейной жизни. Бог зовет нас и через большие проблемы, конфликтные ситуации и задачи каждого исторического периода, что у большей части человечества пробуждает стремление и идеалы [409].

Господний призыв особенно настоятелен сегодня, ибо жатвы много, а делателей мало[410]. Часть урожая ежедневно портится: нет людей, чтобы его собрать.

Да будет Мне по слову твоему! [411], – говорит Мария... и лучится радостью. Сейчас, во время нашей молитвы, каждый может спросить себя: ищу ли я Бога в своей работе, учебе, в семье, на улице… во всем? Отважен ли я в апостольском служении? Не хочет ли Господь от меня чего-то еще?

 

25.3 Перед лицом воли Божией Мария знает только один ответ: возлюбить ее. Называя Себя рабой Господней, Она соглашается на все. В древности, когда рабство было распространено повсеместно, слова Марии заключали в себе огромную силу и глубину. Раб не имел другой воли, кроме воли своего господина. Пресвятая Дева с величайшей радостью соглашается на то, чтоб не желать ничего, кроме того, что желает Ее Хозяин и Господь. Она предает Себя в Его руки безгранично и безусловно.

Подражая Марии, мы тоже не хотим иметь иной воли и иных замыслов, кроме Божиих. Мы готовы отказаться от своей воли как в делах, связанных с нашей духовной жизнью и призванием, так и в мелочах повседневной жизни – на работе, в семье и в дружеских отношениях.

Размышляя над второй радостной тайной святого Розария – Посещением святой Елизаветы, – мы видим, что Мария, хотя и любит все людские души без исключения, в первую очередь любит своих близких. Мария знает этот ”порядок” любви. Христианин должен любить всех людей, ибо они – дети Божии и его братья, но прежде всего он должен любить своих близких, тех, с кем его связывают семейные узы. Любовь эта должна проявляться не только в чувствах, но и в поступках. Задумаемся теперь о нашем отношении к собственной семье, о тех бесчисленных возможностях любить и служить, которые даются нам каждый день.

Постараемся прожить оставшиеся дни Адвента в том же духе служения, который воодушевлял нашу Матерь. Попросим Ее о помощи, чтобы Господь, в момент Своего пришествия, застал нас готовыми безоговорочно принять Его заповеди, Его советы, Его поучения.

Попросим Святую Марию сделать нас созерцателями и научить пониманию постоянных призывов, которые Господь обращает к нашим сердцам. Помолимся Ей: Матерь наша, Ты привела на землю Иисуса, Который открывает нам любовь Своего Отца. Помоги нам узнать Его в гуще повседневных занятий, научи наш ум и нашу волю слышать глас Божий и призыв Его благодати [412].


Адвент – 21 декабря

 

Щедрость и служение душам

 

  1. Щедрость Марии и Ее служение людям.
  2. Подражание Марии.
  3. Воздаяние за душевную щедрость.

 

26.1 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету[413].

Пресвятая Дева всецело отдается тому, что от Нее требует Бог. Ее личные планы, которые Она, несомненно, имела, остаются в стороне. Она хочет исполнить волю Божию и не прибегает к отговоркам. С первой же минуты Иисус становится для Нее высшим и единственным идеалом, ради которого Она отныне будет жить.

Мария проявляла необычайную щедрость и великодушие на протяжении всей Своей жизни на земле. Среди нескольких посвященных Ей евангельских эпизодов два прямо указывают на Ее готовность прийти на помощь людям: Она долгое время ухаживет за Елисаветой, пока не родился Иоанн[414], и заступается за нас перед Иисусом во время свадебного торжества в Кане Галилейской[415]. О повседневной щедрости Марии и Ее служении людям многое, наверно, могли бы рассказать нам Ее соседи из Назарета.

Богородица думает не о Себе, а о других. Работу по дому она исполняет с огромной радостью и простотой, и вместе с тем, с необычной углубленностью и сосредоточенностью, ибо знает, что в Ней живет Господь. В доме Елисаветы освящаются все вещи и все дела благодаря присутствию Богоматери и Младенца в Ее лоне.

На примере Девы Марии мы можем уяснить себе, что душевная щедрость – это добродетель великих людей. Наивысшей наградой для них является возможность давать: Даром получили, даром давайте [416]. Щедрый дает свою нежность, понимание, материальную помощь… При этом он не требует, чтобы его любили, понимали и помогали. Он знает, что лучше давать, нежели принимать [417]. Он открывает для себя, что любить – значит отдать себя другим. Любовь – не инстинктивное влечение, а свободное волевое решение выйти навстречу другому человеку. Чтобы любить на деле, нужно отказаться от многого, а в первую очередь – отказаться от себя самого. Нужно научиться давать, ничего не требуя взамен… Самоотречение есть источник равновесия и тайна счастья [418].

Щедрость расширяет сердце, делает его молодым, увеличивает его способность любить. Эгоизм же разоряет душу и сужает ее горизонты. Чем больше мы отдаем, тем богаче становимся.

Помолимся сейчас Пресвятой Деве, чтобы Она научила нас быть щедрыми – сначала с Богом, а потом уже с другими, с теми, кто живет и трудится рядом с нами, кого мы встречаем на нашем жизненном пути. Попросим Ее научить нас служить всем душам в мелочах повседневной жизни.

 

26.2 Если мы, несмотря на наши настойчивые усилия, чувствуем себя неспособными освободиться от эгоизма, то обратимся к Пречистой Деве, чтобы учиться у Нее щедрости и познать радость самоотречения и служения. Мы должны убедиться, что щедрость расширяет сердце и умножает счастье; эгоизм же подобен яду, который хотя и медленно, но неизменно приводит к гибели.

Пребывая рядом с Марией, мы понимаем, что Бог создал нас для самоотверженного служения. И всякий раз, когда мы думаем лишь о себе, о наших планах и собственных делах, мы в каком-то смысле умираем. Царство Божие не имеет определенной цены. Оно стоит столько, сколько ты сам имеешь. Петру и Андрею оно стоило лодки и сетей, а бедной вдове – две лепты...[419] Сказанное в полной мере относится и к нам.

Мы сохраняем то, что принадлежит нам, именно тогда, когда мы его отдаем. Твоя лодка – все твои таланты, стремления, достижения, – не стоит ничего, если ты не предоставишь ее в распоряжение Христа, если не позволишь Ему свободно войти в нее. Если сотворишь из нее кумира. Попробуй справиться без Христа – и твоя лодка потерпит духовное кораблекрушение. Если же ты принимаешь Бога, ищешь Его присутствия и руководства, то спасешься от бурь и ударов судьбы. Вложи все в десницу Божию. Да пройдут через сердце Христово все твои мысли, высокие порывы твоей души, твои благородные побуждения и чистая любовь ко всему сущему. В противном случае – рано или поздно – все будет погублено твоим эгоизмом [420].

Каждый человек, независимо от того, где и как его призывает Бог, должен поступить так, как поступила женщина из Вифании, доказавшая свою великую любовь к Господу, разбив сосуд и возлив Ему на голову миро из нарда чистого и драгоценного[421]. Это действие было внешним проявлением ее сердечного чувства. Этот жест был жестом самоотречения, дружбы и нежности по отношению к Иисусу. И дом наполнился благоуханием от мира [422]. Наши проявления любви ко Христу не пройдут бесследно. А все иное испарится и утечет как вода в реке.

Душевная щедрость по отношению к Богу должна выражаться в щедрости по отношению к людям: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне[423].

Щедрый умеет мгновенно забывать о мелких стычках, то и дело возникающих между людьми в повседневной жизни. Он умеет улыбаться и улучшать жизнь других, даже если они доставляют ему неприятности. Щедрый умеет судить людей с пониманием и снисходительностью. Он готов взять на себя неприятную работу. Он принимает людей такими, какие они есть, не обращая большого внимания на их недостатки. Он умеет похвалить, когда это нужно, направить беседу в русло конструктивного оптимизма, исправлять людей деликатно и с любовью. Он умеет избегать бесполезной или несправедливой критики, расширять культурный и духовный кругозор хорошего друга. Щедрый прежде всего умеет облегчать путь ко Христу окружающим его людям.

Ежедневно мы получаем сокровища, которыми можем делиться. Если мы их не отдадим, то потеряем. Если же мы раздадим их, Господь их приумножит. Если мы умеем созерцать Его жизнь, то обнаружим возможность служить там, где хотят служить немногие. Следуя примеру Иисуса, Который во время Тайной Вечери обмыл ноги Своим ученикам[424], мы не будем испытывать отвращения к тяжелой и неблагодарной работе. Научимся же той простой истине, что служение душам невозможно без жертвенности и самоотречения. Осознаем, наконец, что нам самим подобает искать поводы к служению, размышляя о конкретных потребностях окружающих нас людей и делая выводы о том, чем мы можем быть им полезны. Эгоист, живущий вдали от Бога, знает лишь свои потребности и капризы.

Богородица проявляла величайшую душевную щедрость не только по отношению к Богу, но и по отношению ко всем тем, кого встречала на Своем жизненном пути. О Ней можно говорить тоже, что Деяния Апостолов говорят о Христе: Он ходил, благотворя[425]. Как будет хорошо, если то же самое смогут сказать люди и о нас...

 

26.3 Господь вознаграждает наши скромные проявления щедрости не только там – на небе, но и тут – на земле. Причем, Он вознаграждает с избытком. Он такой благодарный, что даже если мы просто подымаем глаза к небу, чтобы подумать о Нем, Он не оставляет нас без награды [426].

В Священном Писании можно найти множество примеров благодатной щедрости Бога, которой Он вознаграждает щедрость человека. Вдова из Сарепты Сидонской дала горсть муки… и немного масла[427], а получила взамен неисчерпаемый источник того и другого. Иная вдова бросила в сокровищницу Храма две мелкие монетки, а была вознаграждена нежными словами Иисуса: Она положила больше всех, клавших в сокровищницу[428]. Слуга, приобретший своим великодушием десять мин, услышал от Господа: За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов[429].

Однажды Петр сказал Иисусу: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою. И Иисус ответил ему: Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной[430].

Разве Тот, Кто видит малейшие из наших дел, сможет забыть о нашей ежедневной верности? Разве Тот, Кто размножил хлеба и рыбы для толпы людей, сопровождавших Его всего лишь несколько дней, забудет того, кто оставил все и следовал за Ним вплоть до конца своей жизни? Если такой человек когда-либо попросит Бога о благодатной помощи, чтобы упорствовать в пути, неужели он встретится с отказом? Этого не может случиться, потому что наш Господь платит щедро.

Господь вознаграждает нас во сто крат еще в этой жизни за все, чем мы пожертвовали ради Него, ради Любви. Кроме того, идущий вслед за Иисусом когда-нибудь услышит призыв Господа, которому он служил всю свою жизнь: Приди, благословенный Отца Моего, наследуй Царство, уготованное тебе от создания мира[431]. Верный слуга войдет в вечную жизнь, ведомый под руки Иисусом и Марией.


Адвент – 22 декабря

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь