Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Девственность Марии: наша чистота
23.1 Девственность Марии – это благодатный дар, органически связанный с Ее Богоматеринством, Непорочным Зачатием и славным Успением. Мария – Царица девственниц: достоинство девственности имеет свое начало в Матери Божией [374]. Пречистая Дева есть совершеннейший образ жизни, целиком посвященной Богу. Отказ от земной любви ради Господа – это великая благодать Божия. Такая благодать побуждает человека отдать Богу без остатка свое тело и душу. В Боге человеческое сердце обретает свою полноту и совершенство без посредства земной любви. Такое сердце Господь ”расширяет”, чтобы в Нем и через Него оно могло любить все людские души без исключений. Призвание к апостольскому безбрачию – для Царства Небесного[375] – это величайший дар Бога Его Церкви. Девственность, – учит нас Иоанн Павел II, – поддерживает в Церкви живое сознание тайны супружества и предохраняет ее от недооценки и пренебрежения. Освобождая сердце человека (ср. 1 Кор 7, 32) (...) девственность свидетельствует о том, что Царство Божие и правда его – это та ценная жемчужина, которую следует предпочесть всем другим ценностям, и которую человек должен искать как единственную и абсолютную ценность. Поэтому Церковь на протяжении всей своей истории всегда подчеркивала превосходство этого дара над даром супружества в силу его особой связи с Царствием Божиим. Неженатый человек, хотя и отказывается от физического продолжения рода, обретает дар духовной плодовитости, становится отцом или матерью многих людей, сотрудничая в деле формирования семьи согласно замыслу Божию [376]. Призванные отказаться от человеческой любви и отдать себя Богу без остатка обретают в Нем полноту любви. Жить в апостольском целибате – значит жить совершенной любовью. Целибат обеспечивает душе, сердцу и духу необходимую апостолам свободу, с которой они могут служить всем душам. Апостольское безбрачие делает человека духовным и сильным, и помогает ему видеть вокруг себя души, а не только тела; души, ожидающие от него света, любви, готовности к общению [377]. Церковь нуждается в людях, готовых отдать свое неразделенное сердце Господу в жертву живую, святую, благоугодную Богу[378]. Церковь нуждается и в святых семьях, в христианских очагах, которые стали бы подлинной закваской Христовой и приносили бы Господу многочисленные призвания к апостолькому целибату.
23.2 Девственность Марии – это призыв ко всем без исключения людям, как женатым, так и неженатым, жить в святой чистоте, необходимой для того, чтобы созерцать Бога и служить душам. Быть может, упражнение в целомудрости повергнет наше окружение в шок, ведь жизнь в чистоте непонятна многим современникам, ослепленным практическим материализмом. Однако же чистота, в браке или безбрачии, абсолютно необходима: без нее невозможна созерцательная жизнь. В душе, живущей в чистоте, Святой Дух действует особенным образом. Святая чистота приносит множество духовных плодов. Она ”расширяет” сердце, воспитывает здоровую эмоциональность, приносит глубокую радость, которой не могут угрожать внешние трудности, побуждает к апостольскому служению, закаляет характер перед лицом испытаний, делает нас более человечными, способными понимать проблемы ближнего и сочувствовать ему. Напротив, нечистота приводит к жестокосердию, равнодушию и эгоизму. Сладострастие делает человека неспособным любить и создает атмосферу, благоприятную для развития всевозможных пороков. Изъязвленный вожделениями не достигнет духовного возрастания и не способен к добрым делам. Он – калека, могущий лишь ползать. Приходилось ли вам видеть больных прогрессивным параличем? Они не могут ни обслужить себя, ни встать на ноги. Иногда они даже не в состоянии повернуть голову. В духовной жизни так же выглядят те, кто не смирен и малодушно предается блуду. Такие люди ничего не видят, ничего не слышат, ничего не понимают. Они парализованы и подобны безумцам. Каждый из нас должен взывать к Господу, к Богоматери, и умолять, чтобы Они даровали нам смирение и решимость благочестиво использовать божественное лекарство исповеди [379]. В нашем сегодняшнем размышлении мы просим Господа помогать нам жить чистой жизнью: Иисус, сохрани наше сердце неповрежденным, чтобы оно могло служить всем людям – наше большое, сильное, нежное, страстное и чуткое сердце, переполненное любовью к Тебе! [380]
23.3 Сегодня мы отдаем Пречистой Деве наше сердце и принимаем решение более усердно стремиться к добродетели целомудрия, которая так близка Ей, и которая может принести столь обильные плоды в нашей духовной жизни и апостольстве. Церковь всегда учила, что с помощью благодати, даруемой Богом в таинствах Евхаристии и Покаяния, можно практиковать эту добродетель в любых жизненных ситуациях. Для этого достаточно использовать подходящие средства. Чего ты от нас хочешь? Что мы должны делать? Отправиться в горы и стать монахами? – однажды спрашивали люди святителя Иоанна Златоуста. А он отвечал: То, что вы говорите, заставляет меня плакать: вы думаете, что целомудрие пристало лишь монахам. Нет! Христос всем дал одни и те же законы. Когда Он сказал, что ”всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф 5, 28), Он не с монахами беседовал, а с обычными людьми[381]. Святая чистота требует ежедневной борьбы, ибо ее не добьешься раз и навсегда. В ходе ее достижения могут встретиться трудности. Тогда нужно чаще прибегать к Пречистой и, возможно, использовать чрезвычайные средства. Чтобы воспитать в себе чистоту, необходимо смирение, побуждающее нас к искренности с духовником. Собственно, искренность и ведет к смирению. Вспомните этого несчастного одержимого бесами, которого не могли излечить Апостолы. Только Господь постом и молитвой смог его освободить. В этом случае Учитель совершил три чуда: во-первых – несчастный смог Его услышать, а ведь бес немоты делает душу глухой. Во-вторых – Господь заставил его говорить. В-третьих – Он изгнал беса [382]. Иным средством для достижения этой добродетели являются обычные небольшие жертвы, помогающие владеть своим телом. Если мы хотим сохранить величайшую из всех добродетелей, которой является целомудрие, мы должны осознать, что это – роза, которая расцветает исключительно среди шипов; поэтому мы встречаем ее, как и все иные добродетели, исключительно у тех, кто не боится жертв и самоотречения [383]. Оберегая добродетель целомудрия со всей тщательностью, не забывайте и о других добродетелях из ее окружения: о скромности и стыдливости, которые служат ей оградой. Не скользите легкомысленно по поверхности, принимайте во внимание не только внешние проявления, но и внутреннее содержание, глубинный смысл тех норм и правил христианского поведения, которые позволяют нам сохранить свое достоинство перед Богом. Это – бдительное оберегание сердца и подчинение эмоций. Смелость быть ”трусливым”, когда надо бежать от искушений. Частое приобщение к Святым Таинствам – и особенно к Таинству Исповеди. Полная искренность с духовным наставником. Сокрушение сердца, раскаяние, исправление – если была совершена ошибка. И все это должно быть пропитано нежным поклонением Деве Марии – чтобы Она испросила для нас от Бога дар жизни святой и чистой [384]. Это великое сокровище чистоты мы носим в глиняных сосудах, хрупких и ненадежных. И все же, мы обладаем всеми необходимыми средствами, чтобы одержать победу и практивовать эту добродетель каждый день все с большим усердием. В этом мы и проявляем свою любовь к Богу. Мы заканчиваем этот разговор, ставший для нас – для тебя и для меня, – молитвенным общением с нашим Отцом. Заканчиваем – умоляя Его даровать нам благодать для воплощения в жизнь ликующей добродетели целомудрия. Мы просим Его об этом, прибегая к заступничеству Пренепорочной Девы Марии, ”tota pulchra! ”, которая Сама является воплощенной чистотой. Мы обращаемся к Ней, следуя совету, который я дал уже много лет назад, обращаясь к тем, кто чувствует себя неуверенным в каждодневной борьбе, кому кажутся просто-напросто недостижимыми и смирение, и чистота, и искренность, и радость, и великодушие. ”Кажется, что все грехи твоей жизни ополчились против тебя. Не отчаивайся. Наоборот, с верой и доверчивостью ребенка призови на помощь Матерь твою – Пресвятую Деву Марию. Она услышит тебя и принесет покой в твою душу”[385]. Адвент – 19 декабря Духовное детство
24.1 Евангелист Марк рассказывает в своем Евангелии, как некоторые люди приносили к Иисусу детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих[386]. Можно себе представить, как матери ласково подталкивали перед собой своих малышей. Иисус создавал вокруг себя атмосферу необычайной благости и простоты. Женщины чувствовали себя счастливыми, когда их дети находились рядом с Ним, а Он возлагал на них руки. Конфликт матерей с учениками, желавшими сохранить хоть какой-то порядок, стал для Иисуса поводом, чтобы сформулировать глубокое поучение. Иисус поддержал детей и матерей, и рассердился на учеников. Он чувствовал Себя счастливым в окружении этих маленьких людей: ”Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их[387]. В тот день они, счастливые, вернулись домой. Мы – тоже дети, и хотим приближаться к Вифлеему с простотой детей, с искренним сердцем, без предубеждений. Поставив посередине ребенка, Господь сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное[388]. Господь – сторонник не инфантилизма, а невинности и простоты. В детях Он видит свойства характера, необходимые тому, кто в будущем хочет войти в рай, а уже в этой жизни – в Царство веры. Ребенку чужда самодостаточность, ибо он постоянно нуждается в помощи родителей. Он, по самой своей сути, существо нуждающееся. Таким же должен быть и христианин перед лицом Отца: существом, безусловно нуждающимся. Ребенок живет текущей минутой и ничем больше. ”Болезнь” взрослого – излишняя забота о завтрашнем дне и пренебрежение к настоящему, которое он призван переживать во всей его полноте. Поведение Иисуса по отношению к детям, наверняка обеспечило Ему симпатию многих присутствовавших там женщин, которые, стремясь протолкнуть своих детей в первые ряды, возможно, не обращали большого внимания на Его слова. Иисус учит нас пути духовного детства, без которого трудно быть апостолом. Умалиться... Дети очень смелы и дерзновенны. – Кто просит достать c неба луну? – Кто не считается c опасностью, чтобы получить то, что хочет? Вложите в такого ребенка обильную благодать, желание исполнять Волю Божию, огромную любовь к Иисусу, человеческие познания, которые он способен усвоить – и вот перед вами образ апостола наших дней. Таким его, без сомнения, хотел бы видеть Господь [389].
24.2 За несколько дней до Страстной Недели, первосвященники и книжники, видев чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: ”осанна Сыну Давидову! ”, вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! Разве вы никогда не читали: ”из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ”[390]. Сквозь все Евангелия красной нитью проходит та же мысль: избирается малое, чтобы постыдить ”великое”[391]. Иисус открыто принимает свидетельство детей о Своем мессианском достоинстве. Дети всем сердцем ощутили присутствие рядом с ними тайны живого Бога. Лишь уподобляясь им, мы сможем войти в Царствие Божие. В Иисусе, лежащем в Вифлеемских яслях, мы должны исповедовать Мессию с духом, простотой и смелостью детей: Дитя, искупи беззакония своей взрослой жизни! [392]. Беззакония, сотворенные нами, когда из жестокосердия мы теряем духовную простоту и уже не видим Христа. Стать ребенком ”внутренне”, будучи взрослым – это весьма трудное дело. Оно требует мужества, силы воли и предания себя в руки Отца. Быть как дети – отвергнуть гордыню и самодовольство. Признать, что мы одни ничего не можем делать, что нам нужна благодать и сила нашего Небесного Отца, чтобы найти путь и упорствовать в нем. Быть как дети – значит доверять, как доверяют дети, верить, как верят дети, просить, как просят дети [393].
24.3 Жить в духовном детстве можно лишь в том случае, когда мы осознаем свое богосыновство. Тайна божественного усыновления, на которой зиждется наша духовная жизнь, – это плод Искупления. Мы теперь дети Божии[394]. Очень важно для нас сознавать это чудо, чтобы общаться с Богом так, как дети общаются со своим отцом. Божественное усыновление бесконечно выше усыновления человеческого. Оно более реально: через него меняется сам человек, а не только его положение. С помощью благодати Бог делает человека, которого Он усыновляет, способным получить наследство небесное; человек же, усыновляя кого-либо, не может даровать ему способность наследовать. Он выбирает для усыновления того, кто эту способность имел и раньше [395]. Будучи детьми Божьими, мы являемся наследниками Его славы. Будем же достойны столь великого призвания. Будем относиться к Богу с сыновней почтительностью, нежной и искренней. Путь духовного детства предполагает безграничное доверие Отцу. В любой семье отец объясняет сыну все, что тот не понимает, и защищает его от опасностей. Ребенок, хотя он и слаб, живет с чувством покоя и уверенности. Ребенок знает, что, пока отец рядом с ним, ничего плохого не произойдет. Ум и сердце ребенка послушны отцу без предубеждений и опасений. Если его кто-то обидел, он не беспокоится, ибо знает, что у своего отца он найдет понимание и сочувствие. Дети не слишком чувствительны к насмешкам, которые так часто парализуют взрослых и препятствуют развитию множества полезных начинаний. Дети не горды, им все равно, ”что скажут”, или ”что говорят”. Дети часто падают, но тут же встают. У того, кто живет ”детской жизнью”, сами падения и слабости являются средствами освящения. Такой человек быстро забывает пережитые им неприятности, не накапливает их в своем сердце, как это делают многие взрослые. Они называются детьми, – объясняет нам святой Иоанн Златоуст, – не по причине своего возраста, но по причине простоты своего сердца [396]. Простота – добродетель, в которой суммируются и упорядочиваются все прочие черты детской жизни, которой требует от нас Господь. Мы должны быть, – говорит блаженный Иероним, – вот как эти дети: … они не думают об одном, чтобы сказать другое. Поступайте и вы как они, ибо если вы не будете иметь такой же чистоты намерений как у них, вы не сможете войти в Царство Небесное[397]. Простота проявляется также в вежливом, сердечном и искреннем отношении к окружающим. Это очень ценная для общения добродетель, но, к сожалению, встречается она редко. Плодом духовного детства является послушание. Дитя, вверенность Богу требует послушания [398]. Латинское слово docilis (послушный) указывает на человека, готового учиться (docere). Именно так должен вести себя христианин перед лицом Божиих тайн и вообще всего, что касается Бога. Он должен осознавать, что обучение для него только начинается, и непрестанно стремиться к истине. ”Взрослый” же человек воображает, что он знает очень многое, хотя он на самом деле не знает ничего. Ведь он знает лишь поверхность вещей, ограничивается их ”видимостью”, не проникая в суть дела. С такими ”знаниями”, с таким невежеством, он не может правильно действовать. Как же это будет прекрасно, когда мы, став наконец детьми, научимся элементарным вещам, как хорошо произносить молитву Отче наш, достойно и деятельно участвовать в Божественной Литургии, освящать свой повседневный труд, видеть в окружающих нас людях души, которые должны спастись... Будем же учиться быть детьми перед ликом Божиим. И всему этому мы учимся, общаясь с Марией (...). Мария является Матерью. Почитая Ее, мы учимся быть детьми и любить по-настоящему, без меры; быть простыми, без тех сложностей, которые рождаются от эгоизма и привычки думать только о себе; быть веселыми, ибо знаем: ничто не сможет лишить нас надежды. Начало пути, который ведет к безумию любви Божией, – доверчивая любовь к Пресвятой Богородице [399]. Адвент – 20 декабря
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы