Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вычисление периода в Семь с половиной лет⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В джьотише для расчётов используется исключительно сидерический, или звёздный, зодиак, тогда как большинство систем западной астрологии основано на тропическом зодиаке. Точкой отсчёта в тропическом зодиаке служит точка, в которой Солнце находится вдень весеннего равноденствия, когда продолжительность дня в точности совпадает с продолжительностью ночи. Эта точка принимается за начало знака Овна. Из-за явления прецессии земной оси происходит смещение точек весеннего и осеннего равноденствий — Солнце в своём видимом движении относительно Земли ежегодно возвращается в точку весеннего равноденствия немного раньше, чем оно завершает свой полный оборот относительно звёзд. Таким образом, в тропическом зодиаке знак Овна, а вместе с ним и другие знаки, постепенно смещаются относительно звёзд. В сидерическом зодиаке точка 0° Овна считается фиксированной, неподвижной: она не меняет своего положения относительно звёзд, невзирая на смещение равноденствий. С точки зрения звёздного зодиака знаки зодиака и созвездия, по имени которых они называются, всегда неизменны. Когда в сидерическом зодиаке Луна находится в знаке Овна, то на небе она пребывает в созвездии Овна в любую эру. В системе же тропического зодиака Луна, находящаяся в знаке Овна, не обязательно должна оказаться на небе в одноимённом созвездии. В современную эпоху она может располагаться в созвездии Овна или Рыб; три тысячи лет назад она могла находиться в созвездии Тельца, шесть тысяч лет назад — в созвездии Близнецов, и так далее. Так как в вопросе о том, в каком году эти два зодиака совпали в последний раз, единого мнения не существует, то нет согласия и по поводу точной величины расхождения — так называемой айянамшы. Чтобы определить долготу планеты в сидерическом зодиаке, следует вычесть величину айянамшы из долготы планеты в тропическом зодиаке (долгота — положение планеты в зодиакальном круге). Чаще всего при расчётах в джьотише применяется айянамша Лахири. В таблице № 1 приводятся приблизительные значения айянамшы с периодом в десять лет, с помощью которых вы сможете определить положение вашей Луны в сидерическом зодиаке. Айя-намшу для промежуточных годов можно рассчитать с помощью простой интерполяции. Таблица №1
ПРИМЕР: если вы родились в 1958 году, то 8/10 разницы между значениями айянамшы на 1950-й и 1960-й годы следует прибавить к значению айянамшы на 1950 год. Разница составляет 18'—10' = 8'; 8'х0, 8 = 6, 4'; следовательно, айянамша для 1958 года составляет приблизительно 23° 16'. Теперь взгляните на положение Луны в своём гороскопе, рассчитанном по системе тропического зодиака. Каждый знак охватывает дугу в 30° и положение Луны внутри знака (зодиакальная долгота) может принимать значения от 0° до 30°. Правило таково: если зодиакальная долгота вашей Луны превышает значение айянамшы, то в сидерическом зодиаке Луна находится в созвездии того же имени, которое носит её знак в тропическом зодиаке. Если же долгота Луны меньше значения айянамшы, то в сидерическом зодиаке Луна находится в предыдущем созвездии. Вернёмся к нашему примеру. Если зодиакальная долгота вашей Луны больше, чем 23° 16', это значит, что в сидерическом зодиаке Луна располагается в созвездии с тем же названием, что и её знак в тропическом зодиаке. Если же её долгота меньше, чем 23° 16', то в сидерическом зодиаке она находится в предыдущем созвездии. Так, предположим, что в тропическом зодиаке ваша Луна находится в 27°32' Весов. Поскольку 27°32' больше, чем 23° 16', значит, в сидерическом зодиаке Луна расположена в одноимённом созвездии — созвездии Весов. Но если в тропическом зодиаке она находится, к примеру, в 07°22' Весов, или в 15°59' Весов, или даже в 23° 15' этого же знака, тогда в сидерическом зодиаке она попадёт в созвездие, расположенное непосредственно перед Весами, — то есть в созвездие Девы. Определив местоположение своей Луны в сидерическом зодиаке, вы будете знать, что ваш следующий период в Семь с половиной лет начнётся, как только Сатурн вступит в созвездие, непосредственно предшествующее тому созвездию, в котором находится ваша Луна. Если, к примеру, она находится в созвездии Весов, то период в Семь с половиной лет в вашей жизни будет наступать всякий раз, когда Сатурн будет вступать в созвездие Девы, и оканчиваться всякий раз, когда Сатурн будет выходить из созвездия Скорпиона. В таблице №2 приведены даты вступления Сатурна в различные созвездия сидерического зодиака на период примерно в тридцать лет — с 1996-го по 2025 год. В расчётах использовалась айянамша Лахири. Таблица №2
Эти даты приведены в расчёте на жителей центрального (нулевого) часового пояса. Жители других часовых поясов должны принять к сведению, что вхождение Сатурна в то или иное созвездие может состояться для них на день раньше или на день позже. Точное время вступления Сатурна в интересующий вас знак можно установить по эфемеридам (астрологическим таблицам). Обратите внимание, что на рассматриваемый тридцатилетний период выпадает четыре особых случая, когда Сатурн окончательно входит в очередное созвездие не сразу. Пробыв в нём несколько месяцев, он отступает обратно в ретроградном движении, после чего возвращается. 22 июля 2002 года Сатурн вступает в созвездие Близнецов. 7 января 2003 года он возвращается в созвездие Тельца, а 7 апреля 2003 года снова входит в созвездие Близнецов. 5 сентября 2004 года Сатурн вступает в созвездие Рака. 12 января 2005 года он возвращается в предшествующее созвездие — Близнецы, а 25 мая 2005 года вновь входит в созвездие Рака. 15 ноября 2011 года Сатурн входит в созвездие Весов. 14 мая 2012 года он возвращается в созвездие Девы, а 5 августа 2012 года вновь вступает в созвездие Весов. 26 января 2017 года Сатурн входит в созвездие Стрельца. 19 июня 2017 года он возвращается в созвездие Скорпиона, чтобы 26 октября 2017 года снова войти в созвездие Стрельца. Строго говоря, период в Семь с половиной лет начинается с того дня, когда Сатурн вступает в созвездие, предшествующее созвездию вашей Луны, окончательно и бесповоротно. В приведённых выше примерах он сначала вступает в это созвездие временно — словно предупреждая о том, что с его окончательным вхождением в жизни человека начнётся нелёгкий период. В чём конкретно проявится влияние Сатурна на вашу жизнь в этот период в Семь с половиной лет, будет зависеть от состояния и положения всех планет в вашем гороскопе, но в первую очередь от качеств того созвездия, в котором находится ваша Луна. Согласно одной из школ, наиболее тяжёлые происшествия случаются во время периодов, перечисленных в таблице №3: Таблица №3
Однако следует помнить, что это — лишь общее правило, и чтобы предсказать, чем именно обёрнутся для вас эти Семь с половиной лет, необходимо рассмотреть ваш гороскоп в целом. Библиография Aiyer, V.A.K. (translator), Simhasana Dwatrimsika (Thirty-Two Tales of the Throne), 6th edition, Bharariya Vidya Bhavan, Bombay, 1988 Alper, Harvey R ed. Understanding Mantra, SUNY Press, Albany, 1989) Bhat, Prof M. Ramakrishna, BrhatSamhita, Motilal Banarsidas, Delhi, 1981 Bhishagratna, Kaviraj Kunjaiai, trans, and ed.. The Sushruta Samhita, three vols. Chowkhambha Sanskrit Series Office, Varanasi, 1991 Bonazzoli, Giorgio, «Seduction Stories in the Brahmavaivarta Purana», Purana, Vol. XDC, No. 2. July 1977, pp. 321-341 Burgess, Rev. Ebenezer (translator), Surya Siddhanta, ed P. Gangooly, Morilal Banarsidas, Delhi. 1989 Campbell, Joseph, The Inner Reaches of Outer Space, Harper & Row, New York, 1986 Campbell, Joseph. Myths to Live By, Bantam, New York, 1972 Coburn, Thomas B» Encountering the Goddess: A Translation of the Dev-Mahatmya and a Study of its Interpretation, State University of New York Press, Albany, 1991 de Fouw, Hart and Svoboda, Robert, Light on Life: An Introduction to Indian Astrology, London, Penguin, 1996 de Santillana, Giorgio and von Dechend, Hertha, Hamlet's Mill, David R. Godine, Boston, 1977 Dossey, Lany, Healing Words, Harper Collins, New York. 1993 Eck, Diana L, Darsan; Seeing the Divine Image in India, 2nd edition, Chambersburg, PA, Anima Books, 1985 Eliade, Mircea, The Sacred and the Profane: The Nature of Religion, Harcourt Brace Jovanovich, New York, 1987 Erndl, Kathleen M., Victory to the Mother, Oxford University Press, New York, 1993. Ghosh, Ekendranath, Studies on Rigvedic Deities: Astronomical and Meteorological, Cosmo, New Delhi, 1983 Gonda, Jan, Change and Continuity in Indian Religion, Munshirani Manoharlal, New Delhi, (date unknown) Graham, William A., Beyond the Written Word: Oral Aspects of Scripture In the History of Religion, Cambridge University Press, New York, 1987 Graves, Robert, The White Goddess, Noonday Press, New York, amended and enlarged edition, 1966 Greene, Liz, Saturn: A New Look at an Old Devil, Samuel Weiser, York Beach, ME, 1976 Guenon, Rene, Introduction to the Study of Hindu Doctrines, Munshiram Manorharlal, New Delhi, 1993 Gupta, Sanjukta and Gombrich, Richard, «Kings, Power and the Goddess», South Asia Research, Vol. 6, No. 2, November 1986 Harrner, Willy, «The Pseudoplanetary Nodes of the Moon's Orbit in Hindu and Islamic Iconographies», Ars Islamica, 1938, vol. 5, pp. 113-154 Kapoor, G.S. (translator), Phaladeeplka, Ranjan, Delhi, 1991 Krupp, ^.G., Beyond the Blue Horizon, HarperCollins, New York, 1991 Knipe, David, «Softening the Cruelty of God: Folklore, Ritual, and the Planet Sani (Saturn) in Southeast India», in Syllables of Sky: Studies in South Indian Civilization, ed. David Shulman, Oxford University Press, forthcoming Swami Madhavananda (translator). The Brhadaranyaka Upanlshad, Advaita Ashrama, Calcutta, 6th edition, not dated Moore, Thomas, The Planets Within: The Astrological Psychology of Marslllo Flcino, Lindisfarne Press, Great Harrington, MA, 1990 Edition Mukherji, Kali Nath, Popular Hindu Astronomy, reprinted by Nirmal Mukherjea, Calcutta, 1969 O'Flaherty, Wendy Doniger, Asceticism and Eroticism In the Mythology of Siva, Oxford University Press, London, 1973 CPIaherty, Wendy Doniger, Hindu Myths, Penguin, London, 1975 Pandey, Ramchandra, «Elements of Astrology in the Vamana Purana», Purana, Vol XII, No. 1, pp. 65-81, January 1970 Raghunathan, N. (translator), Srlmad Bhagavata, Vighneswara Publishing House, Madras, 1976 Ramanujan, A. K, «Two Realms of Kannada Folklore», from Another Harmony: New E^ssays on the Folklore of India, eds. Blackburn and Ramanujan, University of California Press, Berkeley, 1986 Ramanujan, A. К (editor). Folktales from India: A Selection of Oral Tales from Twenty-two Languages, Viking India, New Delhi, 1991 Rushdi, Salman, Haroun and the Sea of Stories, Granta, Cambridge, 1990. Santhanarn, R. (translator), Brihat Parashara Hora Shastra of Maharishi Parasara, Ranjan, Delhi. Vol. I 1984, Vol. II 1988 Santhanarn, R. (translator), Saravali ofKalyana Verma, Ranjan, Delhi, 2 vols, 1983 Saraswathy, K.N. and Ardhanareeswaran, В., Navagrahas or Nine Planets, Kadalangudi House, Madras, 1978 Shah, Idries (collector). World Tales, Harcourt Brace Jovanovich, New York, 1979 Somadeva, Vetala Panchavimshati, anonymous translator, Bharatiya Vidya Bhavan, Bombay, 1964 Subramanya Sastri, V., Jataka Parijata, Ranjan Publications, New Delhi, not dated Swami Tapasananda (translator), Srimad Bhagavata, Sri Ramakrishna Math, Madras, 1980 Swami Tapasyananda (translator), Valmiki Ramayana: Sundara Kanda, Sri Ramakrishna Math, Madras, 1983 Thompson, Richard L., Vedic Cosmography and Astronomy, Bhaktivedanta Book Trust, Los Angeles, 1989 Van Buitenen, J.A.B., «Dharma and Moksa», Philosophy East and West, Vol VII, Nos. 1& 2, April, July 1957.33-40 Van Buitenen, J.A.B. (translator). Tales of Ancient India, Bantam, New York, 1961 Wintemitz, M., History of Indian Literature, Vol I, tr. Mrs. S. Ketkar, Russell & Russell, New York, reprinted 1971 Словарь имён и терминов АВАТАРА — воплощение божества (в частности — воплощение Вишну). АГНИ — бог огня; по одному из вариантов — отец Картикеи. АДИТИ — «Непрерывная, Безграничная»; мать дэвов. АДИТЬЯ — один из двенадцати солнечных божеств, сыновей Адити. АКРУРА — один из родственников Шри Кришны. АЛОЛИКА — дочь купца из Тамалинды, чьё ожерелье проглотил нарисованный на картине лебедь. Позже она стала женой царя Викрамы. АМРИТА — нектар бессмертия, иногда отождествляемый с Сомом. АНГАРАКА — планета Марс, названная так потому, что она светится, словно раскалённые угли (ангара). АНГИРАС — риши, который появился на свет из раскалённых углей (ангара), на которые упало семя Брахмы; отец планеты Юпитер. АНДХАКА — «Темнота»; демон, который возник в тот момент, когда Парвати, играя, закрыла глаза Шивы. АННАПУРНА — Парвати (супруга Шивы) в воплощении богини пищи; центр её культа — Бенарес. АНУБХАВА — опыт. АНУГРАХА — благоволение Бога, милость Божья (буквально — «захватывающий в погоне»). АНУ — сын Яяти. АПСАРА — небесная танцовщица из свиты бога Индры; апсары славились несравненной красотой. АРДЖУНА — один из пяти братьев Пандавов, ближайший из друзей Шри Кришны среди людей. Он жил много позже Картавирьи Арджуны — могущественного царя, который некогда с лёгкостью победил в поединке Равану, а после сам пал от руки Парашурамы. АРЬЯМАН — один из адитьев, АСУР — племя небожителей, иногда именуемых «самовлюблёнными богами». Асуры постоянно соперничают с дэвами в борьбе за власть над Вселенной. АХАЛЬЯ — жена муни Гаутамы. АХЛАХ — конь, верхом на котором царь Викрама был унесён из Уджаини. АШВИНЫ — братья-близнецы, сыновья адитьи Вивасвата, божественные целители, врачевавшие недуги дэвов. АЮРВЕДА — индийская традиционная медицина. БАЛА-ГРАХИ — эфирные сущности, которые могут «овладеть» восприимчивым ребёнком. БАЛИ — (буквально — «жертвоприношение»); царь асуров, внук Прахлады. Бали подарил Вселенную Вишну, воплотившемуся в облике карлика Ваманы. БЕНАРЕС (также известный под названиями Каши и Варанаси) — го род, который непрерывно оставался населённым дольше, чем любой из городов на Земле. Это один из самых святых городов Индии, священный город Шивы и, согласно традиционным представлениям, самое подходящее место для того, чтобы умереть и перейти в мир иной. БРАХМАН — в наше время: член индийской жреческой касты; первоначально так независимо от касты называли тех, кто на личном опыте познал Абсолютную Реальность. БРАХМАРАКШАС — беспокойный, несчастный дух, который во время своей земной жизни недостойно обращался с брахманами. БРАХМА — Творец Вселенной. БРИХАСПАТИ — ведическое божество, которое отождествляется с планетой Юпитер. БХАГА — один из адитьев. БХАРАДВАДЖА — провидец, сын Юпитера от Маматы. При этом Юпитер сошёлся с Маматой, когда та уже была беременна от его брата Утхьи. БХАРАТА — сын Душьянты и Шакунталы, который усыновил Бхарадваджу. В его честь Индия получила своё старинное название — Бхаратварша. БХРИГУ — риши, сын Брахмы, отец планеты Венеры и предок Парашурамы. БХУТЫ — (буквально «бывшие») злые духи мёртвых и пагубные мыслеформы. ВАЙБХАВА — слава, триумф, великолепие. ВАЙВАСВАТ — ману, сын Вивасвата, отец Илы-Судьюмна. ВАЙКУНТХА — рай бога Вишну. ВАМАНА — пятая аватара (воплощение) Вишну, божественный карлик, который упросил царя Бали вернуть Вселенную дэвам. ВАРУИА — один из адитьев, владыка вод. BACИШTXA — один из Семи Риши. ВАСУДЕВА — земной отец Шри Кришны. Сам Шри Кришна также иногда именуется Васудевой. ВАСУКИ — великий змей, помогавший взбивать Океан Молока. ВЕДЫ — четыре древние священные книги, вобравшие в себя живую мудрость. ВИВАСВАТ — «Блестящий», «Сверкающий», один из адитьев, отец Вайвасвата, Ямы, Ями и близнецов Ашвинов от своей жены Санджни. От тени своей жены Чайи он имел троих детей — Сатурна, Са-варни и Тапати. ВИГРАХА — иконографический образ, «форма, которая позволяет разуму ухватить природу Бога». Все лики Бога — виграхи. ВИДХАТА — один из адитьев, а также имя бога Судьбы. ВИДЬЯ — собрание живой мудрости, составляющее отдельный предмет или дисциплину (такой, например, как аюрведа или джьотиш) и воплощённое в образе богини. ВИКРАМАДИТЬЯ — «Обладающий доблестью Солнца», либо как «Солнце храбрости» или «Солнце великих деяний». Краткая форма имени — Викрама. ВИРАБХАДРА — (Вира — «герой», бхадра — «счастье, удача, благо»). Он был сотворён богом Шивой с целью расстроить обряд жертвоприношения, который собирался совершить тесть Шивы Дакша. Позже Вирабхадра в земном мире превратился в жар и лихорадку. ВИРЫ — «героические духи», которые служили царю Викраме в некоторых вариантах легенды. ВИШВАМИТРА — могущественный риши, соперник Васиштхи, отец Шакунталы. ВИШВАРУПА — сын небесного зодчего Тваштара и его жены Рачаны, одно время был гуру бога Индры, пока тот не убил его в припадке гнева. ВИШВАЧИ — апсара, красота которой околдовала юного Венеру. ВИШНУ — Хранитель Вселенной, который в суровые для праведности и справедливости времена нисходит на землю в виде аватар и восстанавливает миропорядок. ВРАТА-КАТХА — священные сказания, которые читаются во время обряда, посвящённого исполнению обета. ВРИТРА — гигантский демон, сотворённый Тваштаром с целью отомстить за смерть своего сына Вишварупы. ВРИШАПАРВАН — царь асуров, отец Шармиштхи. ГАНГА — на Земле — священная река, протекающая через Бенарес; на небе — Млечный Путь; в теле человека — садхака — эфирный канал (нади), по которому течёт жизненная сила (прана), согревающая тело и разум. ГАНДХАРВА — небесный музыкант. ГАНЕША — весёлый, добродушный бог с головой слона, избавляющий от трудностей и невзгод; сын Парвати. ГАРУДА — ездовой орёл бога Вишну. ГАУТАМА — муни, проклявший Индру, за то, что тот совратил его жену Ахалью. В результате этого проклятия тело Индры покрылось тысячью влагалищ. ГРАХА — «захватчик»; в джьотише — одна из могущественных астральных сил, обитающих в материальных оболочках небесных тел. ГУРУ — духовный наставник. Почтительные формы обращения к гуру — Гуру Махарадж и Гуруджи. ДАЙЯ — сочувствие, сострадание. ДАКША — прародитель множества живых существ, отец Сати. Проклял своего зятя Луну, наслав на него чахотку. Был убит Вирабхадрой. ДАМАЯНТИ — жена Наля, с которым она была надолго разлучена. ДАРШАН — слово, имеющее два основных значения: «философия», «лицезрение». Посещая индийский храм, вы удостаиваетесь даршана божества: через созерцаемый вами образ вы приобщаетесь к одному из ликов Бога, впуская его в свою личную реальность. «ДАШАРАТХОКТА ШАНИ СТОТРА» — знаменитый гимн в честь Сатурна, впервые исполненный в нашем мире царём Дашаратхой, отцом Шри Рамачандры. ДВАРАКА — столица государства Шри Кришны. ДЕВАЯНИ — дочь Венеры, возлюбленная Качи, жена Яяти. ДЖАМАДАГНИ — риши, отец Парашурамы. ДЖАМБАВАН — могучий медведь-великан, который помог Шри Рамачандре вернуть Ситу. Он же вернул священный драгоценный камень Сьямантаку Шри Кришне. ДЖАМБАВАТИ — дочь медведя Джамбавана, одна из главных жён Шри Кришны. ДЖАЯНТИ — дочь Индры, в течение десяти лет — жена Венеры. ДЖЬОТИР ВИДЬЯ — богиня, воплощающая живую мудрость джьотиша. ДЖЬОТИШИ — астролог, работающий в системе джьотиша. ДЖЬОТИШ — индийская традиционная система астрологии. ДИВАЛИ — Праздник огней, который отмечается каждый год в октябре или ноябре. ДИПАКА — рага, которая при правильном исполнении может вызвать огонь или жар. ДИТИ — «Ограниченная», «Рассечённая»; мать асуров. ДРУХЬЮ — сын Яяти. ДУРВАСАС — риши, обладающий необычайно вспыльчивым нравом, брат Луны. ДУШЬЯНТА — отец Бхараты. ДХАЙРЬЯ — верность, стойкость, прочность. ДХАНАНДЖАЯ — персонаж врата-катхи, посвящённой Аннапурне. ДХАНВАНТАРИ — бог врачевания, основатель и распространитель аюрведы. ДХАРМА — праведность, справедливость; некое врождённое качество, которым наделены все воплощённые в физическом теле существа. Дхарма делает всех живущих такими, каковы они есть, и определяет их роли в «драме жизни». ДХАТА — один из адитьев. ДХРУВА — «Твёрдый», «Неизменный». Полярная Звезда. ДЭВА — название богов-небожителей, которые поддерживают порядок во Вселенной. Царь дэвов — Индра. ИКШВАКУ — самый старший из сыновей Вайвасвата, который родился из ноздрей своего отца, когда тот чихнул. Икшваку был родоначальником династии земных царей, ведущих своё происхождение от Солнца. Самым прославленным царём из солнечной династии был Шри Рамачандра. ИЛА — дочь-сын Вайвасвата и Шраддхи, мать Пурураваса. ИНДРА — царь дэвов. КАРМА — любое действие, с которым вы себя отождествляете; каждое ваше кармическое действие порождает определённое следствие, которое вы рано или поздно испытаете на себе. КАРТИКЕЯ — сын Агни (по другому варианту — Шивы); также известен под именем Сканда. Иногда его отождествляют с планетой Марс, КАУРАВЫ — сто сыновей царя Дхритараштры. Неприязнь Кауравов к их двоюродным братьям Пандавам стала причиной великой войны, описанной в эпической поэме «Махабхарата «. КАЧА — сын Юпитера, который добыл для дэвов сандживани-видью. КАШЬЯПА — риши, супруг Дити и Адити; отец Ваманы. КЕТУ — Южный Узел лунной орбиты; Раху и Кету — это две точки пересечения орбиты, по которой Луна вращается вокруг Земли, с плоскостью орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца. В точках Раху и Кету происходят солнечные и лунные затмения. КИРТАНКАР — профессиональный сказитель, который обычно ведёт свой рассказ с музыкальным сопровождением. КРИТАВАРМА — один из родственников Шри Кришны. КРИШНА — также называемый Шри Кришна или Господь Кришна; восьмая из десяти главных аватар (воплощений) бога Вишну. Перед началом великой войны, описанной в «Махабхарате», Кришна явил Арджуне божественное откровение — «Бхагават-гиту». КШАМА — воздержанность, снисходительность, справедливость. КШАТРИИ — член индийской касты воинов. ЛАКШМАНА — один из братьев Шри Рамачандры, который сопровождал его в скитаниях во время изгнания. ЛАКШМИ — богиня процветания; жена Вишну. ЛАНКА — столица царства Раваны — демона, который похитил Ситу, жену Шри Рамачандры. МАМАТА — «Материнство», мать Бхарадваджи. МАНГАЛА — планета Марс. МАНДХАТА — царь, которому риши Васиштха рассказал повесть о супруге царя Ними. МАНУ — прародитель, которому было поручено населить землю людьми в начале нашей манвантары (периода продолжительностью в много миллионов лет). МАРИЧИ — риши, отец риши Кашьяпы. МАТСЬЯГАНДХА — «Запах рыбы», девушка, с которой сочетался браком риши Парашара, чтобы произвести на свет риши Вьясу. МАТХУРЕНДРА — царь Матхуры в одном из вариантов легенды о саде сати царя Викрамадитьи. «МАХАБХАРАТА» — одна из двух великих эпических поэм Индии, в основе сюжета которой — борьба двух родственных кланов (Кауравов и Пандавов)за верховную власть. Значительную роль в событиях «Махабхараты» сыграл Шри Кришна. МАХАТМЬЯ — «особое величие». Повествование о чьём-либо величии и указание на величие самого этого повествования. МЕГХАНАДА — самый известный из сыновей демона Раваны. МЕНАКА — знаменитая апсара, мать Шакунталы. МЕРУ — священная гора, на которой покоится Вселенная. МИТРА — один из адитьев. МИТХИЛА — владения царя Ними, в настоящее время — часть территории индийского штата Бихар. МОХИНИ — «Чаровница», «Обворожительная»; самая прекрасная женщина во Вселенной; облик, который принял Вишну, чтобы отнять у асуров амриту. МУЛА-МАНТРА — главная, основная, «коренная» (от мула — «корень») мантра того или иного божества, которую можно произносить вслух без ограничений. МУНИ — бессмертный провидец, по силе уступающий только риши. МУШКИЛ-ГУША — на Ближнем Востоке легендарный персонаж. Друг людей и Избавитель от всех трудностей. НАДИ — небесные каналы, по которым течёт Праваха-Вайю. В теле человека нади — это эфирные сосуды (подобные меридианам в акупунктуре), по которым течёт жизненная сила (санскр. «права», китайск. «ци»). НАКШАТРА — одно из 27 или 28 созвездий в джьотише. НАЛЬ — царь, муж Дамаянти. ПАРАДА — божественный посредник, который помогает всем улаживать споры. НАРАСИМХА — Человек-Лев; четвёртое воплощение (аватара) Вишну. Он появился, чтобы спасти Прахладу от его отца, асуры Хиранья-кашипу. НАРАЯНА — «Владыка всего сущего». Верховный Бог Вселенной. Сурья Нараяна — Верховный Бог, которому поклоняются через посредство Солнца. НИМИ — легендарный царь, который был свергнут после того, как разгневал планету Меркурий. ПАДМАСЕНА — дочь царя Чандрасены, ставшая впоследствии женой царя Викрамы. ПАНДАВЫ — пять сыновей царя Панду, самым прославленным из которых был Арджуна. Они воевали со своими двоюродными братьями из рода Кауравов в великой войне, о которой повествует «Махабхарата». ПАРАМАТМА — «Величайшая Душа»; истинная Реальность. ПАРАШАРА — один из основателей современного джьотиша. Супруг Матсьяганды, которая родила от него риши Вьясу — легендарного автора многих классических текстов на санскрите, в том числе .эпической поэмы «Махабхарата». ПАРАШУРАМА — «Рама с топором», шестая аватара (воплощение) Вишну. Парашурама был брахманом и вёл свою родословную от риши Бхригу. После того как царь Картавирья Арджуна убил его отца Джамадагни, Парашурама усердно истреблял членов касты кшатриев. ПАРВАТИ — великая богиня, жена Шивы. ПАРИДЖАТАКА — Nyctanthes arbor-tristes (лат.), разновидность жасмина, которую, по преданию, принёс с собой Шри Кришна, спустившись с небес на землю. ПАШЧАТКАРМА — «последействие». Различные процедуры, с помощью которых организм возвращается к гармоничному равновесию после переживания катарсиса. ПИППАЛАДА — провидец, который, как гласит предание, однажды сломал Сатурну обе ноги, после чего Сатурна стали называть Манда («Медлительный»). ПИППАЛА — Ficus religiosa (лат.). Дерево, в ветвях которого, согласно некоторым сказаниям, прячется Сатурн. Считается, что в деревьях пиппала обитают различные эфирные существа. Дерево Бодхи, под которым Гаутама Будда достиг просветления, также было деревом пиппала. ПРАВАХА-ВАЙЮ — небесный «ветер», который, повинуясь Солнцу и Луне, контролирует процессы испарения и конденсации наземных вод. ПРАДХАНАКАРМА — «основное действие», очишающие обряды и ритуалы, которые могут привести к катарсису. ПРАЛАЙЯ — время, когда проявленная Вселенная возвращается в непроявленное состояние. ПРАНА — в китайской традиции носит название «ци». Это жизненная энергия, пробуждающая к жизни то инертное соединение тканей, которое мы называем телом. Ирана связывает воедино тело, ум и дух, подобно жемчужинам, нанизанным на одну нить. ПРАСАД — освящённые в ходе богослужения предметы и пища, которые раздаются в конце ритуала врата-катхи. Обычно прасадом служит пища, соответствующая той грахе, которой посвящён ритуал. Но если такой возможности нет, в качестве прасада можно использовать любую сладкую пищу. ИРАСЕНАДЖИТ — брат Сатраджита, который погиб, когда надел драгоценный камень Сьямантаку, не совершив перед тем очистительного ритуала. ПРАХЛАДА — дед царя Бали, перед которым бог Вишну предстал в воплощении Нарасимхи (Человека-Льва). ПУРАНА — «пура хи анати идам», буквально — «Это дыхание прошедших времён». Один из ряда компендиумов ведической мудрости, авторство которых приписывается риши Вьясе. ПУРВАКАРМА— «предварительное действие». Подготовительные мероприятия, которые предшествуют очистительным ритуалам. ПУРУРАВАС — сын Меркурия, муж Урваши. Согласно преданиям, именно он разделил некогда единую Веду и свяoеиный огонь на три части. ПУРУША — «Душа»; Абсолютная Реальность, ПУРУ — сын Яяти, предок Бхараты. ПУШАН — один из адитьев. РАВАНА — («Ревущий»), демон, царь Ланки, похитивший жену Рамачандры Ситу и тем навлёкший на себя гибель. РАГА (женский род — рагини) — музыкальный лад или музыкальная форма, с помощью которой индийские музыканты создают настроение, кульминационной точкой которого должен стать эмоциональный катарсис. РАДЖАБХИШЕКА — церемония помазания царя на царствование. РАМАЧАНДРА — седьмая из десяти главных аватар (воплощений) Вишну. Его называют Шри Рамачандра, Владыка Рама или просто Рама. Рамачандра —главный герой эпической поэмы «Рамаяна». «РАМАЯНА» — одна из двух великих индийских эпических поэм, в основе сюжета которой лежит жизнь Шри Рамачандры. Центральное событие поэмы — повествование о вторжении Рамачандры в Ланку с целью вернуть свою жену Ситу, похищенную демоном Раваной. Рамачандра побеждает Равану с помощью бога-обезьяны Ханумана и своего брата Лакшманы. РАХУ — Северный Узел лунной орбиты. Раху и Кету — это две точки пересечения орбиты, по которой Луна вращается вокруг Земли, с плоскостью орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца. В точках Раху и Кету происходят солнечные и лунные затмения. РИШИ — провидец, мудрец, который смог «узреть», то есть воспринять духовным зрением ведические гимны. САВАРНИ — ману, сын Вивасвата. САВИТАР — один из адитьев. САДЕ САТИ (хинди; на языке гуджарати — паноти) — буквально — «Семь с половиной»; промежуток времени продолжительностью в семь с половиной лет, в течение которого Сатурн проходит через созвездие, где в гороскопе человека находится Луна, и через два примыкающих к нему созвездия, САДХАНЫ — духовные практики, с помощью которых устанавливается более тесная связь между индивидом и космосом. САДХУ — странствующий благочестивый человек, практикующий садхану. САНДЖИВАНИ-ВИДЬЯ — видья, воскрешающая мёртвых. САНДЖНЯ — жена адитьи Вивасвата. САНТОШИ-МА — популярная в народе богиня, чей культ развился благодаря успеху кинофильма, посвящённого чудесам, которые творила эта богиня. САРАНГ — один из коней, которого собирался купить царь Викрама. САТИ — «Истинная», дочь Дакши, жена Шивы. Впоследствии возродилась как Парвати. САТРАДЖИТ — герой легенды о драгоценном камне Сьямантаке. Сатраджит получил Сьямантаку от Солнца, но сначала лишился его из-за своего брата Прасенаджита, а вскоре после того, как обрёл его вновь, был убит Шатадханвой. САТЬЯБХАМА — дочь Сатраджита, ставшая одной из главных жён Шри Кришны. САТЬЯ — правдивость. СВАБХАВА — наша «врождённая натура», определяющая наше мировосприятие. Как только вы одержите победу над своей свабхавой, Сатурн утратит свою власть над вами. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы