Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературный язык как особая форма существования языка. Особенности литературных языков в различные исторические эпохи.
литературный язык - это высшая (наддиалектная) форма существования национального языка, для которого характерны высокая степень обработанности, полифункциональность, стилистическая дифференциация, тенденция к регламентации. Литерат язык является необходимым атрибутом нации: народ становится нацией только тогда, когда на определённой территории создаёт государственную форму общежития и литературный язык. Это язык официально-деловых документов, письменно-бытового общения, школьного обучения, науки, публицистики, художественной литературы, т.е. все проявления культуры, имеющих словесную форму выражения. Основные особенности: - характеризуются наличием норм - характеризуется неограниченной социальной базой - используется во всех сферах жизнедеятельности. Правила чаще всего извлекаются из распространённых речевых привычек наиболее образованной части населения. Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия. Признаки национального литер яз: o тенденция к общенародности, наддиалектальности o письменная фиксация o существование единыхкодифицированных норм o общеобязательность норм и их кодификация o нормированность o разветвлённая функционально-стилистическая система (книжный и др стили) Литературный язык — достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, необщепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой. Чем характеризиволись литературные языки в средневековье? ·Они не были родными ·Иногда они были дальнеродственными (английский и французский, английский и латинский) ·Редко они были близкородственными (русский и старославянский ·Социальная база была ограничена (в основном литературным языком владели верхушки общества) ·Функциональная ограниченность (было мало сфер использования) ·Литературный язык не использовался в повседневном общении
Начинали появлятся произведения на народном языке. Начинают постепенно формироваться литературные языки на народной основе. Был класс элиты, который был заинтересован в сохранении литературных языков победителей (они ратовали за сохранение старых литературных языков). И был класс буржуазии, который поддерживал новые литературные языки. В результате победили новые языки.
Донациональные литературные языки: ·Древние литературные языки (древне-египетский) ·Классические литературные языки - древнегреческий, древнеримский и.т.д (это языки, которые самым непосредственным образом повлияли на создание новых лит. Языков) ·Нарождающиеся языки (новые, молодые языки)
Несовершенство новых языков было в том, что был очень маленький словарный запас. Был не развит синтаксис. Молодые языки преодолевают свою неразовитость засчёт классических литературных языков.
Национальная эпоха
Формируются нации, формируются национальные языки. В результате появляются национальные литературные языки на народной основе. Единого понятия национальный язык не существует. Существует несколько форм национального языка: ·Литератруный язык (он уже является родным для данной нации) ·Территориальные диалекты (жаргоны, говоры) - это всё национальные языки.
8) понятие просодики. Интонация и ударение как явления просодического уровня. Просодика- 1. Часть стиховедения, касающаяся соотношения стихов по ударности, долготе или высоте. Просодические явления: 1. интонация (явление, суперсегментного уровня) 2. ударение 3. явления стыка 4. слог Ударение (акцент) – звуковое выделение, т.е подчёркивание с помощью тех или иных звуковых средств каких-либо отрезков. Словесное ударение – выделение отрезка в слове. Ударение бывает трёх видов: · Динамическое - осуществляем с большей интенсивностью, чем безударные слоги (итальянский) · Количественное – выражается в удлинении ударного гласного (русский, французский) · Музыкальное – изменение голосового тона. В зависимости от того, с каким тоном будет произнесено слово, будет меняться смысл слова (китайский, арабский). («ма» - и мать, и конопля, и лошадь, и мять).
Словесное ударение может быть: · Свободным – бывает в языках, в которых не существует правила, где ставить ударение · Связанным (фиксированным) – падает на определённый слог
Свободное ударение может быть: · Одноместное – это такое ударение, когда во всех производных оно падает на один слог · Разноместное – во всех производных слова будет падать на разные слоги
Какова роль ударения в слове? Ударение выполняет структурирующую функцию. Именно ударение объединяет отдельные звуки в единое целое. Ударение может также выступать как способ словообразования или словоизменения (ударение служит средством образования новых слов). Также может изменять смысл.
Синтаксическое ударение: · Фразовое (синтагматическое ударение) – нейтральная разновидность синтаксического ударения. Ударной в синтагме оказывается последнее слово. Фразовое ударение выполняет структурирующую функцию в предложении · Логическое – осуществляется в тех случаях, когда по логике изложения требуется подчеркнуть отдельное слово. Это своего рода отклонение от нейтрального типа ударения. Преимущество этого ударения заключается в том, что мы можем поставить ударение на любом слове. · Эмфатическое – помимо логического ударения может присутствовать и эмоциональное ударение.
Интонация - единство взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов. Минимальные интонационно-смысловые единицы речи - это синтагмы, а также фразы, если они не делятся на синтагмы (фраза - наиболее крупный фонетический отрезок при членении речевого потока; это группа тактов, отделённая от других паузами и объединённая интонацией. Синтагма - часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности). Интонация - она включает в себя целый ряд просодических явлений: · Темп (скорость произнесения), · Тембр (специфическая окраска речи, которая возникает в речи под влиянием эмоций), · Мелодика – изменение высоты тона. Восходящая, нисходящая интонация. С помощью мелодики в разных языках мира образуются разные типы предложений (повествовательное, вопросительное и.т.д). В русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной фразе. · Ритм – связан с распределением ударных и безударных слогов, с расстановкой пауз. С использованием долгих и кратких звуков. Наиболее загруженной частью фразы в русском является её конец, там сосредоточено «фразовое ударение»; перенос резкого понижения (реже - повышения) с отступа в середину фразы называют логическим ударением. · длительность - чередование долгих и кратких слогов · интенсивность - сила и слабость произнесения, усиление и ослабление выдыхания. Функции интонации: 1) эмоциональное состояние человека; 2) объединение слов в единое высказывание; 3) указывает на границы синтагм, и др. С помощью интонации можно судить очень о многом, т. е практически обо всём: о здоровье человека, о его местоположении относительно собеседника. В интонации каждого языка есть что-то специфическое, но также существует универсальные черты в каждом языке. В русском языке интонация может различить простые и сложные предложения.
9) Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения в языке. Система - это единство однородных взаимообусловленных элементов. В пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологич, лексич, синтаксич) имеется своя система. Все элементы языка выступают как её члены. Система языка – совокупность разнотипных единиц языка+ их отношения. Отношения: I) межуровневые ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- отношения между единицами различных уровней (единицы более низкого уровня являются составными частыми более высоких уровней) II) внутри уровней отношения между единицами одного уровня 2 разновидности: 1) Синтагматические отношения (связи) – горизонтальные отношения, связи между элементами, которые следую друг за другом в речи (отношения между единицами одного уровня, в который они вступают в речевой цепи ). Для описания синтагматических отношений важно не только качество и количесвто самих элементов, но и их окружение. Синтагматические отношения связаны с линейностью речи, с последовательностью появления во времени элементов (единиц) в речевой цепи, которая в соответствии с установленными уровнями может быть членима на предложения, словосочетания, слова, морфемы или фонемы. 2) Парадигматические отношения –– вертикальные отношения отношения между элементами языка, которые связаны в нашем сознании ассоциациями определённой группы: а) по форме ( падеж) б) по содержанию/значению (синонимы). отношения между единицами одного и того же уровня, которые могут встречатся в одном и том же окружении. Парадигматические отношения основаны на том, что всякая словоформа языка входит в определённую систему форм, связанных отношением противопоставления и отождествляющих множество слов по их общему грамматическому значению. Это множество образует грамматическую парадигму слова (определённой части речи). Парадигматические отношения связывают не только словоформы, но и словосочетания и предложения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы