Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этические предпосылки науки «деловое общение»



Этические предпосылки науки «деловое общение» складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, раз­вития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная тради­ция, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н.э.). Этические идеи Конфуция обычно характери­зуют как теорию «управления людьми на основе добродетели».1 Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит кон­цепции «Жэнь» — человеколюбию.

Центральный принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».2 Только обладающий человеколюбием со­блюдает этот принцип в общении с другими. При этом на первое место в отношениях с людьми благородный муж ставит долг и спра­ведливость, а неблагородный — только выгоду.

Первостепенное значение долга в общении служилых людей под­черкивается и в другом изречении Конфуция: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде».3

Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включа­ла в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как «сдерживание себя», «благовейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.

1 История китайской философии. — М.: Прогресс, 1989. — С. 63.

- Антология мировой философии. Т. 1. — М.: Мысль, 1969. — С. 194. 3 Там же. С. 194.

 

Важное место в концепции Конфуция занимает «путь золотой середины» — «самый высокий принцип добродетели». Конфуций со­ветует в общении с другими «держать два конца, но использовать середину».1 Поиск «среднего пути» между противоречиями служилых людей позволяет им избежать «чрезмерности», смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.

Называя лицемерие врагом добродетели, Конфуций призывает в общении с людьми, соблюдать меру: проявлять строгость без жесто­кости, а компромисс без лицемерия.

Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, — это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях.

Не меньший интерес в восточной традиции представляет этиче­ское учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляет­ся как борьба «между хорошими, благородными свойствами челове­ка и его дурными или скверными склонностями».2

Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и состра­дании ко всем живым существам.

В общении с другими людьми этичное поведение включает «пра­вильную речь, правильное действие и правильный образ жизни».3

Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, кле­веты и любого разговора, который может способствовать разъедине­нию и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно «говорить правду и употреб­лять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения».4

Правильное действие — это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков.

Правильный образ жизни поддерживается только честными спо­собами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошен­ничество.

^ История китайской философии. — М.: Прогресс, 1989. — С. 73. з Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. — С. 208. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — Спб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 565. Там же.

 

Указанные черты нравственного поведения, выделенные буд­дизмом, служат еще одним источником (наряду с конфуцианст­вом) универсальных этических принципов делового общения. Ведь для эффективного делового взаимодействия крайне необходимы и приветливость, и честность, и корректность в отношении к дело­вым партнерам.

Особое место в восточной традиции занимает этическая кон­цепция ислама. Решающий вклад в ее разработку внес суфизм, ко­торый «притягивал к себе людей, склонных к самостоятельному мышлению».1

Суфийская этическая концепция многомерна. Она включает в себя стремление как к личной независимости, так и к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой лич­ности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он начинает «с любовью от­крываться другим».

Подчеркивая важность общения с другими людьми, в особенно­сти с близкими товарищами и единомышленниками, суфизм пред­лагает отказаться от такого поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольства по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении.2

В целом восточная этическая традиция подготовила основы гума­нистического делового общения. Утверждая уважительное отношение к партнеру по общению, ориентированность на компромисс, она, по существу, исключала релятивистские и утилитаристские установки, которые в наибольшей степени проявились в западноевропейской этиче­ской традиции. Ее анализ показывает, что в ней с самого начала опре­делились две тенденции, противоположные по своей этической ориен­тации: гуманистическая и прагматично-утилитаристская.

Первая, более близкая к восточной этической традиции, утвер­ждала принципы гуманистического делового общения. Свое начало она берет с античной философской мысли, в которой человек вы­ступает как высшая ценность и как «мера всех вещей» (Протагор). Признавая право человека на самостоятельность мышления и свободу выбора, она ориентировала в общении с людьми на благоразумные, обдуманные и мудрые поступки, на хорошее расположение духа.

И сегодня актуальны такие советы античных философов, как: «говори к месту», «не позволяй своему языку опережать свой разум», «лучше думать перед тем, как действовать, чем после». Важное зна­чение античные философы придавали соблюдению меры в общении

 

1 История современной зарубежной философии: компаративистский подход —
Спб., 1997. - С. 141.

2 См. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Указ. соч. — С. 617.

 

с другими людьми. «Ничего сверх меры», «мера — наилучшее» -эти принципы выполняли ведущую роль в общении.

Особый интерес представляют диалоги Платона. По существу они являются творческой мастерской общения нескольких собесед­ников, каждый из которых демонстрирует свое искусство общения в споре, .в дискуссии, в постижении истины. В диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкнове­ние противоположных позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти в конечном счете к истинному ре­шению обсуждаемой проблемы.

Следует иметь в виду, что для Платона общение с учениками в Академии, обучение их мудрости и диалектике было профессиональ­ным занятием, а именно деловым общением. В его рамках утвер­ждались такие гуманистические принципы, как благо, добро, истина, справедливость, умеренность, благоразумие, добродетель. Они и сей­час не потеряли своей социальной значимости для делового общения.

Стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми было присуще и этике Аристотеля. Он рассматривал доб­родетель как «приобретенное качество» человеческой души, которое формируется в результате социализации человека и его воспитания. Реально добродетель проявляется в поступках людей, в «образе их действий'» как «известного рода середина» между такими принад­лежностями порока, как «избыток и недостаток».1

Самообладание, умеренность, мужество, скромность, благоразу­мие — вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руковод­ствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми.

Своей актуальности аристотелевское учение о добродетелях не потеряло и в наши дни. Его непреходящее значение для современных деловых отношений подчеркивается в отечественных исследованиях.2

Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время, в концепции ес­тественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.

Человек может для сохранения своей природы использовать собственные силы по своему усмотрению, но в общении с другими людьми ему желательно руководствоваться гуманистическими прин­ципами. Один из этих принципов формулируется во втором естест-

 

1 Антология мировой философии. Т.1. — М.: Мысль, 1969. — С. 461.

2 См., например: Омелъченко Н.А. Этика и культура управления в системе госу­
дарственности и госслужбы: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2003. — С. 30.

 

венном законе Гоббса: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе» («Левиафан», гл. 14). По содержанию второй ес­тественный закон Гоббса близок принципу человеколюбия, выдви­нутому ранее Конфуцием.

Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли утверждала и другой важный принцип делового общения, выдвинутый ранее Конфуцием, ~ первенство долга перед выгодой. Наиболее обстоятельное обоснование он получил в гуманистической этике должного И. Канта. Следование долгу в деловых отношениях приобретает у Канта более жесткий характер, чем у Конфуция. При этом этический ригоризм Канта вовсе не опровергает в целом гума­нистическую направленность общения людей друг с другом. Основа­ние практического закона общения Кант связывает с рассмотрением любого человека как щели самой по себе». Такое рассмотрение ис­ключает использование одним человеком другого в качестве средства для достижения каких-либо целей.

На основе этих положений Кант формулирует моральный закон общения как «практический императив»: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого дру­гого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».*

Реализация морального закона в практике общения не позволя­ет, согласно Канту, употребить другого человека как «какую-нибудь вещь», не позволяет обмануть другого человека «ложным обещани­ем», тем более «калечить его, губить или убивать».2 Моральный закон исключает также самоубийство человека, так как оно не совместимо с «идеей человечества как цели самой по себе».3

Не вызывает никаких сомнений то, что по своему существу практический императив Канта направлен против манипулятивного общения и манипулятивных технологий, широко применяемых в современном деловом взаимодействии.

Кант считал, что моральный закон свят, хотя сам человек «не так уж свят». Но сама реализация морального закона позволяет чело­веку ощутить возвышенный характер «своего сверхчувственного суще­ствования, подняться над самим собой» в общении с другими людьми.

В наибольшей степени это проявляется в высшем жизненном принципе моральности — долге, который позволяет усмирить такие склонности человека, как высокомерие, властолюбие, корыстолюбие, честолюбие. С их помощью человек пытается оказывать влияние на других людей через их «мнение, страх, интерес», пытается управлять

1 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1965. - С. 270.

2 Там же. С. 270, 271.

3 Там же.


и распоряжаться другими в соответствии со своими целями, чтобы «овладеть ими как простыми орудиями своей воли».1

Кант отмечает, что честолюбие не имеет ничего общего с «лю­бовью к чести», к чести как таковой, которая обладает внутренней моральной ценностью и которой человек вправе ожидать от других в общении. Те же, кто одержим честолюбием, создают лишь види­мость хорошей репутации в обществе, а на деле, в общении, стано­вятся орудием льстецов и плутов.

Эти положения Канта представляются важными для цивилизо­ванного российского бизнеса и предпринимательства, который в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентиро­ваться на принцип «честь превыше прибыли». Особый интерес для современного делового общения представляют и такие принципы, сформулированные Кантом, которые призваны ограничивать сво­боду людей при публичном обмене своими мыслями. К ним Кант относит прежде всего умение сдерживать себя и свои аффекты в серьезном споре в таких рамках, чтобы всегда «проглядывало вза­имное уважение и благоволение» общающихся партнеров, чтобы тон их разговора не был «крикливым или высокомерным».2

Общительности людей содействует также соблюдение принци­пов, касающихся характера общения: «не говорить преднамеренно неправды», «не льстить», «никогда не нарушать своего обещания», проявлять скоромность, бескорыстность и вежливость по отноше­нию к другим.3 Кант делает вывод, что хорошие, благопристойные манеры общения представляют такое одеяние, которое к лицу доб-родетелю и гуманности.

Таким образом, гуманистическая тенденция в западноевропей­ской этической мысли утверждала в деловом общении «человечность межличностных отношении, включающую в себя уважительное и от­ветственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства».4

Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской эти­ческой мысли формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Если гуманистическая тенденция формировалась преимущественно в русле философских концепций, то прагматично-утилитаристская тенденция возникает и развивается в контексте политических и экономических теорий.

 

 

1 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. — М.: Мысль, 1966. — С. 519.

2 Там же. С. 530.

3 Там же. С. 543.

4 Рих А. Хозяйственная этика. — М.: Посев, 1996. — С. 73.

Зарождению этой тенденции в немалой степени способствовал макиавеллизм — учение итальянского мыслителя XVI века Н. Маки­авелли. Основной постулат макиавеллизма: политика и мораль — непересекающиеся плоскости и потому для завоевания и удержания политической власти любые средства оправданны. Макиавеллизм фактически содействовал элиминации (устранению) этических принципов из одного вида профессиональной деятельности — по­литической.

Принцип макиавеллизма «цель оправдывает средства» стал ос­новополагающим для экономических теорий конца XVIII — начала XIX века. Созданный классиками политической экономии А. Смитом, Д, Рикардо, Дж.С. Миллем образ «экономического человека» («homo economicus») руководствовался в своей хозяйственной деятельности только одним мотивом — экономической выгодой. А всякие социаль­ные и моральные факты хозяйствования признавались не более чем внешними рамками, которые можно либо не учитывать, либо вовсе игнорировать. При этом речь шла не только о том, «что человек в своей хозяйственной деятельности, будь он производителем или по­требителем, руководствуется принципом выгоды, но и о том, что ему надлежит придерживаться данного принципа, так как это соот­ветствует экономической рациональности».1

Таким образом, принцип экономической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности, ко­торой должен следовать homo economicus в своих деловых отноше­ниях. Так сформировался новый тип деловых отношений — «дело­вой макиавеллизм».

Маржиналистские2 экономические теории середины XIX века (Г. Г. Госсен, АО. Курно, И.Г. Тюнен), утвердившие приоритет количест­венного метода в анализе экономических явлений, еще больше очи­щают «экономического человека» от «посторонних» моральных принципов. «Homo economicus» в их теориях предстает как «макси-мизатор полезности». Он не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.3

Практически неизменной остается «экономический человек» в неоклассических теориях экономистов начала XX века. В деловых отношениях его интересы не идут дальше соображений экономиче-

 

1 Рих А. Указ. соч. С. 38.

2 Маржинализм (от фр.marginal — предельный) — один из методологических
принципов политэкономии, основанный на использовании предельных величин
в анализе экономических явлений.

3 См.: Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.:
Аспект Пресс, 1998. — С- 19.

ской выгоды. И это стремление к достижению собственной выгоды не знает пределов, оно реализуется «вопреки всему — иногда в ущерб интересам партнеров и даже общества в целом».1 Не случайно один из крупных представителей неоклассического направления Дж. Кейнс пытается несколько ограничить абсолютизацию экономической выго­ды «homo economicus». Полагая, что «капиталистом-предпринима­телем руководят более высокие мотивы, нежели просто максимиза­ция собственных доходов», 2 он вводит психологические факторы для анализа делового поведения «homo economicus», в частности такой из них, как «склонность к сбережению».

Попытку расширить мотивационное поле действий «экономиче­ского человека» в деловых отношениях предприняли и теории соци­ального выбора, разработанные в трудах А. Сена, Ю. Эльстера и др. Они стремятся улучшить структуру побудительных мотивов «homo economicus» и активно вводят этические мотивы в анализ его делово­го поведения. Но роль этических мотивов рекомендуют не переоценивать, так как нравственность в хозяйственной деятельности — это «действительно редкий ресурс».

Таким образом, общая формула поведения «homo economicus» в деловом общении, предложенная в экономических теориях, остается по существу неизменной. В деловых отношениях два основных моти­ва его деятельности: максимизация своей экономической выгоды', дос­тижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.

Нельзя сказать, что эта прагматично-утилитаристская модель делового общения, сформулированная в западноевропейской эко­номической мысли, не подвергалась критике. Смягченные варианты критики этой модели присутствовали в социологических теориях, которые рассматривали мотивацию человека, вступающего в дело­вое общение, значительно шире. Так, основатель социологической науки О. Конт считал, что человек — это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит в первую очередь из чувства, а не из разума. Поэтому любая деятельность человека побуждается чувством, но контролируется разумом. И хотя человек от природы эгоистичен, у него существуют склонности к любви и бескорыстию, которые проявляются в общении с другими людьми.

Отсюда Конт выводит и основную формулу деятельности чело­века: «Нужно действовать под влиянием чувства и думать, чтобы действовать».3 Главным в индустриальном обществе Конт считал достижение стабильности и гармонии. Гармония как «согласован-

 

1 Рих А. Указ. соч. - С. 478.

2 Там же. С. 564.

М.: Прогресс-Универс,

3 Арон Р. Этапы развития социологической мысли.
1993. -С.114.

ное взаимодействие личностей» и «наилучшее сочетание их интере­сов» должна присутствовать в любой деловой деятельности, связан­ной с общением людей — экономической, политической, духовной. Особый интерес представляет социологическая концепция марксиз­ма, в которой прагматично-утилитаристская модель «экономического человека» подвергается жесткой критике с социально-классовых и конкретно-исторических позиций. Как экономист К. Маркс не отри­цает того, что основным экономическим законом капитализма яв­ляется извлечение максимальной прибыли. Этот закон, реализуясь в хозяйственной деятельности людей, с неизбежностью порождает различные формы отчуждения человека от человека. Они проявля­ются и в деловых отношениях, поскольку сознание людей, их моти­вации есть общественный продукт.

Но капиталистическая формация — явление исторически пре­ходящее и к тому же завершающее предысторию человечества. По­этому преходящей, связанной с данным способом производства, является и «порожденная им форма общения людей».1 Сущность человека при этом не остается неизменной, поскольку она выступает каждый раз как совокупность исторически определенных общест­венных отношений.

Таким образом, различные формы общения людей обусловлены, согласно Марксу, развитием материального производства, которое изначально «предполагает общение индивидов между собой».2 Под­линный переворот в формах общения людей произойдет лишь с на­ступлением коммунистической формации. Она ликвидирует отчуж­дение человека от человека и утвердит не мнимую, а подлинную коллективность, в которой определяющими в общении людей ста­нут не конкуренция и борьба, а их ассоциативное сотрудничество.3 В отличие от Маркса французский социолог Э. Дюркгейм кри­тикует прагматично-утилитаристскую модель делового общения, опираясь на понятие общественного разделения труда. Именно раз­деление труда является объединяющей силой, которая придает об­ществу как определяющей социальной реальности целостность и основательность.

Создавая общественную связь между индивидами, разделение труда способствует формированию у них чувства солидарности. Сама же солидарность выступает как универсальная ценность, высший моральный принцип, который Дюркгейм противопоставляет прин-

 

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. —
С. 28.

2 Там же. С. 11.

3 Там же. С. 65, 67.

 

ципу максимизации экономической выгоды как подчиненному, вторичному феномену.

В обществе, согласно Дюркгейму, существуют особые правила профессиональной нравственности, которые вынуждают индивида действовать ради достижения целей, не совпадающих с его собствен­ными, делать уступки, идти на компромиссы, считаться с интереса­ми более высокими, нежели его собственные.1

Как и Кант, Дюркгейм полагает, что поступать морально — это значит «исполнять «свой долг». Но, в отличие от Канта, он считает всякий долг конечным, ограниченным другими обязанностями. И потому «нравственность не может повелевать сверх меры промыш­ленными, торговыми и тому подобными функциями, не парализуя их...».2 Такое ограничение нравственности в деловых отношениях свидетельствует о противоречивой позиции Дюркгейма по отноше­нию к «экономическому человеку».

Полагая антогонизм труда и капитала лишь отклонением от нормы существования индустриального общества, Дюркгейм опре­деляющей в нем считает органическую солидарность. Поэтому ложна, по его мнению, та теория, которая утверждает, что эгоизм — отправная точка человечества. Повсюду, «где есть общество, есть аль­труизм, потому что есть солидарность».3

С противоположных позиций — позиций методологического индивидуализма оценивает мотивацию деятельности «экономиче­ского человека» понимающая социология М. Вебера. Поскольку все социальные объекты есть результат целенаправленного и осмыс­ленного человеческого поведения, постольку сам человек принима­ет на себя ответственность за предполагаемые последствия совер­шаемых социальных действий. Такая «этика ответственности» осо­бенно важна при принятии деловых решений в сфере экономики и политики, которые затрагивают судьбы многих людей. При этом недостаточно оставаться честным и справедливым в деловых отно­шениях, необходимо еще и взвешивать все возможные последствия своих действий и действий деловых партнеров.

Подвергая критике «безудержное стремление к наживе», к макси­мизации прибыли, присущее «экономическому человеку» в американ­ской деловой культуре, Вебер считает, что накопление капитала, пре­вращенное в самоцель, не только противоречит нормам протестант­ской этики, но лишено всякого религиозно-этического содержания.4

 

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.
Наука, 1991. - С. 214-215.

2 Там же. С. 223.

3 Там же. С. 187.

4 См.: Вебер М. Избр. произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 207. - М.:
И все же наиболее резкой критике прагматично-утилитаристская модель деловых отношений была подвергнута в российской фило­софской и социологической мысли. Следует сразу заметить, что для российской этической традиции более характерно доминирование таких этических принципов деловых отношений, как солидарность, взаимопомощь, коллективизм, человечность и сострадательность.

Конечно, в российской деловой практике встречаются проявле­ния «делового макиавеллизма* — стремления к максимизации при­были любой ценой. Но не они определяющие для российского эти­ческого менталитета. Не случайно и сегодня, в крайне сложных ры­ночных условиях современной России, не находит поддержки у зна­чительной части общества «олигархический капитал», легитимность получения прибыли которым ставится под сомнение.1

Наиболее обстоятельная критика мотивации «экономического человека» присутствует в экзистенциальной философии русского ре­лигиозного философа И. Бердяева. Позиция экзистенциального пер­сонализма, которую последовательно отстаивает Бердяев, не прием­лет любые формы проявления индивидуализма. В особенности — индивидуализм, присущий капиталистическому обществу, связанный с ничем не ограниченной частной собственностью. Такой индиви­дуализм, по мнению Бердяева, не имеет ничего общего с личностью, «враждебен личности» и «уничтожает личность».2

Этически отрицательные стороны индивидуализма в наибольшей степени проявляются в том, что личность выступает лишь «орудием хозяйственно-общественного процесса», а ее качества служат «лишь способом достижения максимальных хозяйственных благ».

Поэтому совершенно ложна, по мнению Бердяева, «идея homo economicus, всегда руководящегося личным интересом. Этот эко­номический человек создан буржуазной политической экономией и соответствует капиталистической этике, его не было в прошлом. Но его структуру души считают вечной и этим аргументируют против новой социальной организации труда».3

Индивидуализму «экономического человека» Бердяев противо­поставляет такое «межчеловеческое общение», которое строится на основе духовной общности людей, искренности и солидарности их интересов и намерений. Для характеристики такого общения он вводит специальный термин «коммунион» взамен термина «комму-

 

 

1 См. подробнее об этом: Власть и предпринимательство в контексте политиче­
ской культуры российского общества / В.И. Буренко, В.В. Меркулов, Д.Д. Пенъ-
кобский, Л-Е. Раков. — М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — С. 136—140.

2 Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Респуб­
лика, 1998. - С. 187.

3 Там же. С. 187.

никация», который, по мнению Бердяева, характеризует лишь раз­личные типы информационного сообщения между людьми.1

Индивидуализм западноевропейского буржуа считал неприемле­мым для российской деловой культуры и представитель русского консерватизма К. Леонтьев. Он предлагал сохранить в общении лю­дей традиции русской общинности: солидарность и взаимопомощь.2

Следует особо отметить роль народнического общественно-поли­тического движения в критике «экономического человека». В со­циологических теориях П. Лаврова и Н. Михайловского отстаивались идеалы общественного блага, социальной справедливости и соли­дарности. Именно эти этические принципы предлагалось утвердить в межличностном общении. Сами же принципы рассматривались в единстве с развитием и совершенствованием личности.

Особое значение в межличностном общении, согласно Лавро­ву, имеет идеал личного достоинства. Стремясь к нему, личность вступает в общение с другими индивидами и посредством чувства справедливости приходит к признанию их личного достоинства и права на развитие. Именно чувство справедливости является оп­ределяющим в межличностном общении, поскольку оно составля­ет основу для уважения прав других личностей3. Более радикаль­ная критика «экономического человека» содержалась в социологи­ческой концепции П. Кропоткина. Она опиралась на «закон взаи­мопомощи», который действует как в природе, так и в обществен­ной жизни. Проявляясь в обществе как общественная солидар­ность, «закон взаимопомощи» действует и в межличностном об­щении. Он является источником всех этических норм общения людей и всего последующего нравственного развития общества. Таким образом, на место конкурентных форм человеческого об­щения Кропоткин предлагает поставить другие формы: солидар­ности и свободной кооперации, которые не только пересилят «ин­стинкт самосохранения», но будут способствовать более свобод­ному развитию человеческих способностей.4

К сожалению, в современном российском бизнесе и предприни­мательстве лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в российской мысли конца XIX — начала XX века, оказались менее востребованными, чем в советский период. Можно лишь выразить надежду на то, что времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая традиция будет оценена по достоинству.

 

 

1 См.: Бердяев Н. Философия свободного духа. - М.: Республика 1994. - С 308.

2 См.: Леонтьев К. Записки отшельника. - М.: Русская книга. 1992. - С..

3 Русская философия: Словарь. - М.: Республика, 1995. -

4 Там же. С. 313.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь