Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава I. Историко-теоретические предпосылки



Серия графических листов

«Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…»

Дипломная работа

 

 

Исполнитель: Т.И. Неронова, студент 855 группы

Научный руководитель: ст.препод. Р.В. Некрасов

 

 

Сыктывкар

2010

 

ФИО: Неронова Татьяна Игоревна

Год поступления: 2005

Год выпуска: 2010

Специальность: Изобразительное искусство


 

Содержание:

Введение. 4

Глава I. Историко-теоретические предпосылки (предпроектный анализ).

1.1. Изучение изобразительного искусства рубежа XIX-XX вв. 9

1.1.1. Образ женщины и эстетические представления о красоте в эпоху модерна. 10

1.1.2. Женский образ в творчестве Альфонса Мухи. 15

1.1.3. Орнамент как неотделимая часть стиля модерн. 20

1.2. Изучение видов печати для выполнения дипломного проекта. 23

1.2.1. Роль графики в изобразительном искусстве. 23

1.2.2. Виды печатной графики, их художественные особенности. 25

Глава II. Практическая работа над проектом (создание графических листов).

2.1. Художественная часть. 31

2.1.1. Выбор темы и техники выполнения дипломной работы. 31

2.1.2. Поиск композиционного и тонового решения (эскизы). 34

2.2. Технология и последовательность выполнения работы. 36

2.3. Методический проект занятий на тему «Аллегорический женский портрет. Граттаж». 39

Заключение. 45

Список используемой литературы и аналогов. 47

Приложение.

 

 


Введение

Темой данной дипломной работы является процесс создания серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…».

Актуальность работы. В последние десятилетия культура рубежа XIX – XX вв. и противоречивый, в свое время недооцененный стиль модерн вызывает огромный интерес, что не в последнюю очередь связано с созвучностью этого периода современным процессам смены мировоззренческих ориентиров. В настоящее время в целом интерес к модерну связан с необходимостью реабилитации и переоценки его роли в общей панораме искусства XX века.

В период модерна в художественной культуре переосмысливается и женский образ, складывается совершенно новый тип женской красоты – мистическая, губительная красота роковой женщины. Многие художники модерна следуют этому пути, и только Альфонс Муха вносит в образ своих красавиц новый смысл. Его женщины отличаются от эпатажных, угловатых героинь Тулуз-Лотрека, от психологически - насыщенных муз Климта. Его славянки полны спокойствия, пленительны, милы, безмолвны и эротичны.

В связи с созданием серии графических листов на тему женского образа, именно усиленный интерес к женщине в эпоху модерна и является поводом изучения данного периода.

Самостоятельность работы заключается во всем процессе создания серии графических листов: создание эскизов, выбор материалов, подготовка клеше (форм), выполнение, сравнение и анализ пробных оттисков, коррекция погрешностей форм и печать итоговых эстампов. Данная серия графических листов должна решать визуально – эстетические задачи в интерьере.

Новизна работы заключается в том, что для выполнения серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…», автор разрабатывает собственные композиции, мотивы орнаментов, подчиняет замыслу изученные им техники графической печати. Так же следует отметить, что автор данной работы при ее разработке и выполнении передает собственные эмоции, чувства и впечатления, возникшие у него при изучении аналогов и материалов по стилю модерн, женских образов в творчестве отдельных художников этой эпохи.

Объектом исследования данной дипломной работы является стиль модерн и его особенности, отражающиеся в творчестве чешского художника Альфонса Мухи. Из этого следует, что предметом исследования будет композиционно-стилевые методы и средства художника, предназначенные для отображения индивидуальности и образности женских фигур в плакатах Мухи.

Обзор источников:

Работая над данной темой дипломной работы, автором были изучены следующие издания в области художественной печатной графики:

1. Лещинский А.А. Основы графики. 2003 г.

В данном издании автор очень подробно и доступно рассказывает о средствах выразительности, признаках и особенностях графического творчества; характеризует виды графики, раскрывает их свойства, общность и различия; даёт общая характеристика эстампа и краткие исторические сведения его развития. Основное внимание в данной книге уделено графическим техникам, систематизированным по способам печати, и описанию их манер. В главе «Графические техники» автором раскрыты методы работы в некоторых манерах, приведены краткие исторические сведения о возникновении и развитии графических техник.

2. Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам. 2004 г.

Данная книга посвящена художественной печатной графике – эстампу и представляет собой основательное руководство по графическим техникам. В главе, посвященной технологии, автор очень понятно объясняет, в чем заключается суть технологического процесса, рекомендует необходимые инструменты, вещества и материалы, открывает небольшие секреты применяемых им технологий. Данное издание адресовано широкому кругу читателей: начинающим – графикам, студентам и преподавателям художественных и учебных заведений, коллекционерам эстампов и всем тем, кто хочет понять, что же такое графика: за что ее ценят, как ее создают, почему коллекционируют. И весь этот материал очень ярко представлен иллюстративным рядом.

3. Фаворский В. А. Теория графики.1988 г.

В этом источнике очень подробно изложено не только о техниках и технологиях печатной графики, но и описана роль графики в изобразительном искусстве. Так как автор данной книги сам является очень известным советским графиком, он дает замечательные советы по организации рабочего места, о материалах, используемых при работе.

Также в процессе работы были изучены издания, которые дают возможность более глубоко вникнуть в тематику дипломной работы. Среди них такие, как «Альфонс Муха» под редакцией Сары Мухи (2006 г.), «Орнамент стиля модерн» Ивановской В.И. (2007 г.), «Арт-Нуво» Кириченко Е. И. (1975 г.) и другие. В этих источниках очень хорошо освещается развитие модерна как стиля, его особенности, отлично описывается женский образ, характерный для Арт–Нову, творчество Альфонса Мухи, и в особенности его плакатное творчество. Так же в них очень хорошо проиллюстрированы орнаменты модерна, репродукции работ художников модерна.

Следующей группой изданий, которые были изучены автором, являются методические руководства, методические программы по изобразительному творчеству и по печатной графике в частности. Среди них рабочая программа И.В. Совельевой «Печатная графика», программа «Изобразительное искусство» Н.В. Гросула, программа «Прикосновение (печатные техники)» Е.И. Коротеевой. В них авторы дают советы по организации занятий по печатной графике. Изучение этих источников обосновано проведением педагогического эксперимента по предмету графика.

Методологическая база.

В процессе исследования материалов по стилю модерн, творчеству Альфонса Мухи, материалов по орнаменту Арт Нуво и технологии печатной графики, а так же изготовления серии итоговых работ и написания пояснительной записки наиболее значимыми были издания: «Основы графики» Лещинского А.А. (2003 г.), «Альфонс Муха» под редакцией Сары Мухи (2006 г.) и «Орнамент стиля модерн» Ивановской В.И. (2007 г.).

В качестве аналогов автором были изучены репродукции работ Альфонса Мухи (серии работ «Искусства», «Цветы», «Времена года», «Времена суток», «Драгоценные камни», работы «Зодиак», «Греза»), Орби Бердслея (иллюстрации к книге О.Уайльда «Саломея»), а так же другие работы художников модерна, в которых передан женский образ.

Данное исследование заключает в себе несколько методов:

1. метод наблюдения и анализа аналогов;

2. метод сбора материалов и систематизации источников;

3. метод практического эксперимента.

Понятийно – терминологический аппарат:

· Графическим искусством, или графикой(от греч. «grafo» – пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.[1]

· Эстампом(от фр. estamper – штамповать, оттискивать) называетсяхудожественное произведение графики, отпечатанное с авторской печатной формы.[2]

· Клише (от фр. cliche) – печатная форма для воспроизведения текста или иллюстраций. В графических искусствах – деревянная, металлическая или другого рода форма с гравированным изображением для его тиражирования, печати эстампов.[3]

· Гравюрой(от фр. graver – вырезать) называют вид графического творчества, где рисунок сначала вырезается или вытравливается на доске (деревянной, металлической или из другого материала), а затем оттискивается с доски на бумагу.[4]

· Гравирование (от французского graver – вырезать) – сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала – дерева, линолеума, металла.[5]

· Офорт (фр. eau-forte – азотная кислота), вид гравюры на металле, В котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.[6]

Целью данной работы является создание серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…». Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

· изучение женского образа в творчестве художников эпохи модерна;

· изучение стилистических особенностей и методов передачи женственности в работах чешского художника Альфонса Мухи, композиционного строя и декоративных приемов его графических плакатов;

· изучение орнамента стиля Арт-Нуво;

· изучение ряда техник печатной графики и их художественных особенностей для выбора одной;

· выполнение ряда эскизов к серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…»;

· выполнение эскизов в масштабе, поиски и корректировки в детальной проработке;

· выполнение печатных форм, подготовка клише к печати;

· печать работ и их оформление.

Структура:

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из нескольких параграфов.

В первой главе рассматриваются особенности женского образа в творчестве художников стиля модерн, и в частности красавицы с плакатов Альфонса Мухи. Так же в ней рассматривается роль графики в изобразительном искусстве и художественные особенности некоторых печатных техник.

Вторую главу автор работы посвятил описанию работы над дипломным проектом: выбор темы и художественных средств, композиционное и тоновое решения графических листов, а так же технология и последовательность выполнения работы. Так же отдельным параграфом в этой главе освещается методический проект занятий на тему «Аллегорический женский портрет. Граттаж».

В завершении пояснительной записки присутствует заключение, в котором подведены итоги и сформулированы выводы основных разделов, список используемой литературы, который содержит 44 единицы, и приложение с иллюстрациями аналогов и непосредственно изображением самой дипломной работы, и методические разработки по проекту.

Данная работа содержит 49 страниц.


Художественная часть.

2.1.1. Выбор темы и техники дипломной работы.

Нет ни одного художника, нет ни одного писателя, нет ни одного поэта, который бы в своем творчестве не задел тему женской красоты. Каждый хотя бы раз обращал свое внимание к прекрасному, загадочному миру женской души. Названием данной дипломной работы является строчка из стихотворения неизвестного автора, в которой он передал особый женский образ, противопоставляя его разные качества, сравнивая женщину с вечностью и мгновением, вспышкой звезды.

Ты женщина, ты вечность, ты мгновенье,

Ты вспышка звездная у неба на груди,

Нет смерти у тебя и нет рожденья,

Лишь восхожденье Млечного Пути.

Ты путь пройдешь, сгорая без остатка,

И пеплом мне посеребришь глаза,

У вечности веселая повадка:

Быть гибкой и зеленой, как лоза...

И заменять цветение цветеньем,

И возникать, и таять в облаках,

И так его любить, свое мгновенье,

Что вечно погибать в его руках...

Неизвестный автор.

Женщина всегда была музой для творческих личностей, их стимулом к самовыражению. В подтверждение этого можно привести слова одного из графиков модерна Орби Бердслей: «В конце концов, все музы – женщины, и, чтоб владеть ими вполне, надо быть мужчиной».[46] Многие художники ищут свой женский образ, или так сказать идеал женской красоты. В разные времена он имеет свой облик.

В первой главе данной работы автором был рассмотрен новый стиль, или стиль модерн, который стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве, и который проник почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ века. Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.

Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Искусный рисовальщик, Муха часто придает стилизованным женским фигурам элегантную величественность, дополняя изысканный рисунок экзотическим (для европейца) орнаментом, как будто сошедшим с византийских мозаик.

Автор работы, задумывая серию изображений женской натуры, изучал доступную информацию о работе других художников по этой теме, изучал аналоги их композиционное и смысловое решение. Идея создания серии работ с женскими образами окруженными орнаментом, появилась у автора при подобном изучении именно творчества Альфонса Мухи, и в особенности его плакатного искусства.

Надо сказать, что плакаты Альфонса Мухи выгодно отличались от работ его коллег большей лиричностью, умиротворенностью, нежностью цветовых сочетаний, отказом от крикливости и агрессивности, весьма характерных для большинства произведений данного жанра.

Альфонс Муха отдает безусловное предпочтение спокойной, вполне традиционной композиции, что, по его мнению, должно способствовать пробуждению в зрителе чувства гармонии и возвышенной красоты.

И так отметим, что в ряду причин выбора этой темы:

- интерес в изучении отношения разных художников к женской натуре;

- создание «культа поклонения» женщине в эпоху модерна;

- обширный интерес автора работы к творчеству чешского графика Альфонса Мухи, к его технике выполнения работ, характерным особенностям его творчества (в частности плакатного).

В зависимости от своих замыслов и идей, способностей и возможностей, художник волен выбирать разные средства выражения, будь то живопись, будь то графика.

Каждый вид печатной графики из рассмотренных в первой главе способов гравирования имеет свои особенности в зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например, ксилография имеет более контрастный и четкий графический язык, по сравнению с гравюрой на металле. По стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому, экспрессивному образу. Дерево своевольный неоднородный материал, диктующий собственные условия. Металл же наоборот более организован и податлив. Ксилографии практически не доступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше подходит для создания сатирических произведении, она более народна (лубок). Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит особняком, как самое непосредственное, гибкое и послушное средство выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и созданное им изображение с точностью отпечатается на листе. Но литографии не доступна четкость линии, она менее «графична» в сравнении с ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны как бархат широкие линии штриха.

Основными же особенностями гравюры на картоне является получение с одной печатной формы абсолютно разных уникальных оттисков, передающих богатство и разнообразие изобразительных средств при работе в этой технике. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего использовать твердый, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность.

Особенность работы заключается в том, что картон можно прорезать или срывать его верхний слой на небольшую глубину; проскребать изображение иглой; придавать фактурность ножом, наждачной бумагой; делать сквозные прорезы; наклеивать аппликационно другие материалы и т.п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования можно получить мягкий, живописный оттиск. Обладая специфическими свойствами и возможностями использования дешевого материала и неограниченным диапазоном изобразительных средств, техника гравюры на картоне является оптимальной для выполнения серии графических листов на тему «Ты женщина, Ты вечность, ты мгновение…».

Для работы над серией графических листов автором работы была выбрана техника гравюры на картоне. Причинами выбора стали:

- личное положительное отношение автора работы к этой технике;

- специфика работы в технике гравюра на картоне дает возможность экспериментировать с методами гравирования рисунка;

- художественные особенности печати по картону, такие как легкость и плавность и бархатистость тональных переходов, что, по мнению автора, наиболее подходят для передачи женского образа.

 

2.1.2.Поиск композиционного и тонового решения (эскизирование).

Дипломная работа представляет собой серию графических листов, а именно автором были разработаны три композиции. Размер каждого листа 34 * 75 см. Выбор данного вытянутого прямоугольного формата графических листов обоснован их композиционным решением, которое было выбрано из ряда эскизных вариантов.

Все листы выполнены как плоскостные, что свойственно декоративным композициям. Они заполнены изображением практически по всей плоскости формата. Здесь необходимо отметить, что в первоначальных поисках автор оставлял значительное пространство между орнаментом, вписанным в полосу по периметру композиции, и фигурой женщины, но работы смотрелись не цельными. В результате автор предпринял меры по исправлению композиции, приданию ей более концентрированной подачи: были добавлены выходящие части орнамента на фон и местами на женскую фигуру, что придало композициям художественной выразительности.

По схеме построения и характеру трактовки композиционное решение данных графических листов является динамичным. Динамика выявлена в направляющих осях женских фигур, которые стремятся к диагональному направлению. Некую статичность несет орнамент работ, этим же он организует и переводит внимание зрителя непосредственно на фигуру девушки.

Все три композиции выполнены в едином стиле, что является необходимым условием эстетического восприятия серии работ. Смысловым центром каждого графического листа является женская фигура, которая окружается растительным орнаментом. Фигуры женщин специально вытянуты автором по пропорциям, это поддерживается выбором настолько удлиненного формата. Все три девушки на работах одеты в длинные платья, подолы которых уведены за орнамент.

Облики каждой из трех красавиц продумывались совместно с окружающим их орнаментом. Эту связь можно заметить в соотношении завитков волос девушек и завитков растительного орнамента, в передаче узора текстуры листьев и подачи складок подолов платьев.

Так же следует отметить, что фигуры красавиц являются доминирующими в данных форматах, а орнамент полностью подчиняется содержанию графических листов. В то же время в данной серии орнамент играет значительную роль. Он заполняет пространство по периметру всей композиции листа, и поддерживается общей стилизацией работ.

Стоит отметить, что автор работы старался передать декоративный стиль, присущий работам чешского художника Альфонса Мухи, старался передать лирический образ и эмоциональное состояние трех граций, по средствам графических особенностей работ художника. Однако на работу автора по созданию композиций повлияло творчество еще одного художника-графика эпохи модерна, это Орби Бердслей. Из его работ автор подчеркнул графическое подчинение линии и пятна своему замыслу.

Чтобы разобрать графические листы по тону, автору необходимо было ориентироваться на поведение материала (в данном случае картона) при печати. Для этого был выполнен пробник небольшого формата в печати, что дало автору возможность определиться с тоном графических листов.

Вследствие этого были продуманы тональные отношения работ. Здесь следует сказать, что было два варианта тонального оформления графических листов. Одним из вариантов было отношение темной фигуры на светлом фоне, другое светлая фигура на темном фоне. Автор работы выбрал второй вариант, который впоследствии продумывался более основательно.

Так как печать гравюры на картоне имеет непредсказуемый результат, то тональное отношения в данных работах корректировались по ходу печати форматов. Это выполнялось разными способами, от протирки излишков краски до втирания краски в плоскость картона.

 

Заключение.

В ходе работы над серией графических листов «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…», автором был изучен ряд источников касающихся как темы, так и техники выполнения печатной графики (гравюры на картоне).

Работа над дипломным проектом включила в себя поиск источников и аналогов для изучения, составление эскизного ряда, работу по выполнению клише к серии графических листов и непосредственно печать самих эстампов.

В первой главе данной работы автором был рассмотрен стиль модерн, который стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве, и который проник почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ века. Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха.

Автор работы, задумывая серию изображений женской натуры, изучал доступную информацию о работе других художников по этой теме, изучал аналоги их композиционное и смысловое решение. Идея создания серии работ с женскими образами окруженными орнаментом, появилась у автора при подобном изучении именно творчества Альфонса Мухи, и в особенности его плакатного искусства.

Во втором параграфе автором исследуются техники и технологии печатной графики, рассматриваются их художественные особенности. Результатом этого исследования является выбор одной из техник печати, обоснованный как ее техническими, так и ее художественно-образными характеристиками.

Для работы над серией графических листов автором работы была выбрана техника гравюры на картоне. Основной причиной этого выбора являются художественные особенности печати по картону, такие как легкость и плавность и бархатистость тональных переходов, что, по мнению автора, наиболее подходят для передачи женского образа.

Все три композиции выполнены в едином стиле, что является необходимым условием эстетического восприятия серии работ. Смысловым центром каждого графического листа является женская фигура, которая окружается растительным орнаментом. Фигуры женщин специально вытянуты автором по пропорциям, это поддерживается выбором настолько удлиненного формата. Все три девушки на работах одеты в длинные платья, подолы которых уведены за орнамент.

Облик каждой из трех красавиц продумывался совместно с окружающим его орнаментом. Эту связь можно заметить в соотношении завитков волос девушек и завитков растительного орнамента, в передаче узора текстуры листьев и подачи складок подолов платьев.

Так же следует отметить, что фигуры красавиц являются доминирующими в данных форматах, а орнамент полностью подчиняется содержанию графических листов. В то же время в данной серии орнамент играет значительную роль. Он заполняет пространство по периметру всей композиции листа, и поддерживается общей стилизацией и декоративностью работ.

В целом автор считает, что работа состоялась как оригинальная серия эстампов. Работа в печатной технике гравюры на картоне является увлекательным занятием, по которому можно разработать методико-педагогическую программу для изучения детьми художественных школ этой техники.

В данной же работе автором описывается творческий проект на тему «Аллегорический женский портрет», выполненный учащимися Школы искусств города Сыктывкара в технике граттажа. Как тематика, так и техника выполнения работы над проектом тесно связаны с разработкой дипломной работы.

Список используемой литературы и аналогов.

1. Акварель. Рисунок. Эстамп. Станковая графика Москвы 1960-1980-е годы: альбом. М.: Советский художник, 1987. – 346 с.

2. Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М.: Магма, 2006. - 160 с., ил.

3. Анхель Фернандес, Габриэль Мартин Ройг. Рисунок для модельеров. М.: АРТ-РОДНИК, 2007. – 192 с., ил.

4. Бесчастнов М. П. Черно-белая графика. – М.: Арт-Родник, 2002. – 230 с, ил.

5. Борисова, Е. А. Русский модерн: альбом. М.: Галарт, 1998. – 42 с.

6. Бранский, В. П. Искусство и философия. Калининград. 1999. - 506 с.

7. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. – 260 с.

8. Вилер Уильям. Декоративные цветы (По работам М.П.Вернея). М.: Магма, 2002. – 102 с.

9. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Галат, 2001. – 68 с., ил.

10. Голубева О. Л. Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Искусство, 2004. - 120 с: ил.

11. Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство, 1977. – 246 с.

12. Западноевропейское искусство второй половины 19 века. Сборник статей. Под ред. Самарканской В.И. М.: Искусство, 2003. – 280 с.

13. Звонцов В.М. Основы понимания графики. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 71 с.

14. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. – 117 с.

15. Зорин Л. Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам. М.: Астрель, 2004. – 110 с.: ил.

16. Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М.: Астрель, 2007. – 118 с.

17. Искусство: Энциклопедия. / Под ред. Платонова Н. И. М.: Росмэн-пресс, 2004. – 480 с.

18. Кабаков В. Графика. М.: Лето, 2006. – 256 с., ил.

19. Кар Л. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М.: Белый город, 2003. – 160 с.

20. Кириченко Е. И. Арт-Нуво. М.: Искусство, 1975. – 120 с.

21. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. – 2002. - №4.

22. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2.

23. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. – 2002. - №6.

24. Лещинский А.А. Основы графики: Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003. – 194 с.

25. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 79 с., ил.

26. Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей. М.: Арт – Родник, 2008. – 168 с.

27. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. – 158 с.

28. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Галарт, 1989. – 216 с.

29. Светлов И.В. Густав Климт. М.: Белый город, 2005. – 180 с.

30. Смит Р. Настольная книга художника: Оборудование, материалы, процессы, техники. М.: Астрель, 2004. - 384 с., ил.

31. Турчин, В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. История. М.: Искусство, 1977. – 360 с.

32. Ульмер Р. Альфонс Муха. М.: Арт - родник, 2002. – 86 с.

33. Фаворский В. А. Теория графики. М.: Искусство, 1988. – 128 с.

34. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. М.: Белый город, 2005.–90 с.

35. Харди Уильям. Путеводитель по стилю Арт Нуво. М.: Радуга, 1999. – 118 с.

36. Художественная галерея. Густав Климт. Под ред. А. Панфилова. М.: Бурда, 2005. – 31с.

37. Художественная графика. Эстамп: Методическое пособие. / Сост. Масалимов Т. Х. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 66 с., ил.

38. Чистяков С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. - №1.

39. Шедевры графики. Обри Бердслей. Под ред. М. Янковской. М.: Эксмо, 2006. – 216 с., ил.

40. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусств и их взаимодействие. М., 2001. – 56 с.

41. Schmutzler, R. Art nouveau, Jugendstil / R. Schmutzler. - Stuttgart: Hatje, 1962.

42. Art Nouveau Ornaments. L'Aventurine, 2000. – 380 s.

43. http: //mucha.ru/

44. http: //staratel.com/pictures/modern_/mucha/main.htm

 


[1] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно, 2003.С 12.

[2] Там же, С 16.

[3] Кабаков В. Графика. М., 2006. С 39.

[4] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно, 2003.С 14.

[5] Там же, С 14.

[6] Там же, С 37.

[7] Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989. С 79.

[8] Турчин, В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. М., 1977. С 56.

[9] Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989, С 28

[10] Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. М., 1977. С 65.

[11] Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. М., 1977. - С 66.

[12] Кар Л. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М., 2003.- С 56.

[13] Там же, С 67.

[14] Бранский, В. П. Искусство и философия. Калининград, 1999, С. 167

[15] Там же, С 185.

[16] Там же, С 187.

[17] Светлов И.В. Густав Климт. М. 2005. С 94.

[18] Там же, С 95.

[19] Сарабьянов Д. В. Модерн. М. 2001. С 46.

 

[20] Шедевры графики. Обри Бердслей. Под ред. М. Янковской. М. 2006.- С 56.

[21] Сарабьянов Д. В. Модерн. М. 2001. С 49.

[22] Ульмер Р. Альфонс Муха. М. 2002. С 34.

[23] Там же, С 35.

[24] Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М. 2006. С 6.

[25] Там же, С 5.

[26] Ульмер Р. Альфонс Муха. М. 2002.С 67.

[27] Ульмер Р. Альфонс Муха. М. 2002.С 68.

[28] Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М. 2006. С 14.

[29] Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М. 2006. С 16.

[30] Фокина Л.В. Орнамент. М. 2005. – С 4.

[31] Там же, С 5.

[32] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007.- С 48.

[33] Там же, С 53.

[34] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007. С 54.

[35] Вилер Уильям. Декоративные цветы. М. 2002. С 5.

[36] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007. С 57.

[37] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007. С 61.

[38] Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей. М. 2008.С 21.

 

[39] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно. 2003.С8.

[40] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно. 2003. - С12.

 

 

[41] Звонцов В.М. Основы понимания графики. М. 1967. С 15.

[42] Зорин Л. Н. Эстамп. М. 2004. – С 34.

 

[43] Зорин Л. Н. Эстамп. М. 2004. – С 37.

[44] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно. 2003.-С 17.

[45] Зорин Л. Н. Эстамп. М. 2004. – С 19.

 

[46] Шедевры графики. Обри Бердслей. Под ред. М. Янковской. М. 2006, титульный лист.

Серия графических листов

«Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…»

Дипломная работа

 

 

Исполнитель: Т.И. Неронова, студент 855 группы

Научный руководитель: ст.препод. Р.В. Некрасов

 

 

Сыктывкар

2010

 

ФИО: Неронова Татьяна Игоревна

Год поступления: 2005

Год выпуска: 2010

Специальность: Изобразительное искусство


 

Содержание:

Введение. 4

Глава I. Историко-теоретические предпосылки (предпроектный анализ).

1.1. Изучение изобразительного искусства рубежа XIX-XX вв. 9

1.1.1. Образ женщины и эстетические представления о красоте в эпоху модерна. 10

1.1.2. Женский образ в творчестве Альфонса Мухи. 15

1.1.3. Орнамент как неотделимая часть стиля модерн. 20

1.2. Изучение видов печати для выполнения дипломного проекта. 23

1.2.1. Роль графики в изобразительном искусстве. 23

1.2.2. Виды печатной графики, их художественные особенности. 25

Глава II. Практическая работа над проектом (создание графических листов).

2.1. Художественная часть. 31

2.1.1. Выбор темы и техники выполнения дипломной работы. 31

2.1.2. Поиск композиционного и тонового решения (эскизы). 34

2.2. Технология и последовательность выполнения работы. 36

2.3. Методический проект занятий на тему «Аллегорический женский портрет. Граттаж». 39

Заключение. 45

Список используемой литературы и аналогов. 47

Приложение.

 

 


Введение

Темой данной дипломной работы является процесс создания серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…».

Актуальность работы. В последние десятилетия культура рубежа XIX – XX вв. и противоречивый, в свое время недооцененный стиль модерн вызывает огромный интерес, что не в последнюю очередь связано с созвучностью этого периода современным процессам смены мировоззренческих ориентиров. В настоящее время в целом интерес к модерну связан с необходимостью реабилитации и переоценки его роли в общей панораме искусства XX века.

В период модерна в художественной культуре переосмысливается и женский образ, складывается совершенно новый тип женской красоты – мистическая, губительная красота роковой женщины. Многие художники модерна следуют этому пути, и только Альфонс Муха вносит в образ своих красавиц новый смысл. Его женщины отличаются от эпатажных, угловатых героинь Тулуз-Лотрека, от психологически - насыщенных муз Климта. Его славянки полны спокойствия, пленительны, милы, безмолвны и эротичны.

В связи с созданием серии графических листов на тему женского образа, именно усиленный интерес к женщине в эпоху модерна и является поводом изучения данного периода.

Самостоятельность работы заключается во всем процессе создания серии графических листов: создание эскизов, выбор материалов, подготовка клеше (форм), выполнение, сравнение и анализ пробных оттисков, коррекция погрешностей форм и печать итоговых эстампов. Данная серия графических листов должна решать визуально – эстетические задачи в интерьере.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.162 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь