Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество как предмет философского познания.



Общество, то есть социальная сфера жизни и деятельности человека, с одной стороны, является продуктом общественной (прежде всего трудовой) деятельности человека, с другой – жизненно важной основой все большей социализации человека, раскрытия его социальной сущности, формы общения, потребностей. Общество – это сам человек в его общественных отношениях. Общество и индивид объективно связаны отношениями взаимного воспроизводства: « как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество».

Истоки цивилизации заложены в особенностях развивающейся коллективной трудовой деятельности. Коллективность выступает не только формой сообщества, но и объективной предпосылкой, обеспечивающей целостность социального бытия.

В широком смысле понятие общества – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой всю совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле общество – это исторически конкретные типы социальной системы (первобытный строй…)

Общество – продукт взаимодействия людей. Определенная организованность общества, основы его функционирования определяются самим характером жизнедеятельности людей в процессе общественного производства своей жизни.

В отличие от биологических объединений общество сохраняет и воспроизводит свои структуры и формы организации не путем передачи наследственных признаков, а благодаря непрерывной деятельности социальных институтов, которые включают в себя определенный способ производства материальных благ, систему общения, традиции.

Общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Именно общественные отношения превращают индивида в общественного человека. Общественные отношения бывают материальные и духовные (или идеологические, которые складываются проходя через сознание людей).

Билет № 20

1.

Философское учение о бытии.

Объектом философии является целостный мир (природный и социальный) как условие и предпосылка человеческой жизнедеятельности. Это положение принимается человеком без особых сомнений и рассуждений. Человек в определенном смысле убежден, что мир есть, что он имеется " здесь" и " теперь", он наличествует, и при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Мир был, есть и будет. Он есть бытие. Бытие рассматривается как целостность мира. Бытие и небытие. Мир есть постоянный круговорот превращения бытия в небытие. Реальное, видимое, вещное, движущееся бытие вытекает из невидимого, покоящегося небытия, и, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее, неоформленное. Быть – значит общаться с миром, обращаться к нему, действовать в нем, задумываться о нем. Отсюда два подхода к рассмотрению бытия уже в процессе становления философии. Один – рассмотрение бытия как непротиворечивость мышления о нем: если невозможно противоречие в мышлении, оно недопустимо и в бытии. Нельзя утверждать, что та же самая вещь и существует и не существует в одно и то же время. Другой подход – рассмотрение бытия " соответственно природе, какова она в действительности есть", то есть независимо от особенностей мышления.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.Бытие духовного. Основные подходы к идеальному в истории философии.

Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:

1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);

2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;

3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;

5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.

 

2.Сознание и бессознательное О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человече­ской психике не только сознательно формулируемого, но и бессознательного (или подсознательного, несознаваемо­го, «темного», «неявного») знания указывали Лейбниц, Кант, Бергсон и другие философы. Однако предметом специального систематического исследования бессозна­тельное стало впервые в учении З. Фрейда (1856–1939). Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый ее слой (Фрейд называет его «Оно») представляет собой бессознательное психиче­ское начало. Оно — это глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвуют Эрос — инстинкт жизни, стремление к удоволь­ствиям, к сексуальному наслаждению — и Танатос — ин­стинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и са­моистязанию. Свойственная Оно безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не надстроилсявторой слой психики — сознательное, разум­ное Я. Я учитывает требования реальности и управляет Оно, как всадник лошадью. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может до­пустить. Под влиянием родителей и воспитателей, вну­шающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой — сверх-Я. Как Оно, так и сверх-Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх-Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Далеко не все в учении Фрейда является бесспорным и достаточно обоснованным. Но благодаря трудам Фрейда и его последователей была понята важная роль бессозна­тельного в человеческой жизни.
Ныне известно, что в бессознательной психике, в под­сознании человека хранится, обрабатывается и исполь­зуется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. По некоторым подсчетам, скорость процессов преобразования информа­ции в области бессознательного составляет 109, а в облас­ти сознания — 102 бит в секунду. Таким образом, наша психика подобна айсбергу, основ­ная часть которого скрыта под водой: сознание является лишь ее сравнительно тонким «верхним» слоем, возвыша­ющимся над огромным массивом бессознательного. В современной литературе выделяются различные ви­ды бессознательных психических явлений. Бессознательные импульсы, побуждения, желания, в ко­торых субъект не отдает себе отчета. Человек может совер­шенно искренне объяснять свое поведение разумными, про­думанными аргументами, тогда как в действительности оно определяется совсем иными и неизвестными ему самому мотивами. Хранящаяся в памяти информация, которая может включать в себя «забытые» или «полузабытые» знания и умения, а также сведения, о существовании которых у се­бя в мозгу человек даже не подозревает. Бессознательные установки, определяющие ожидания, которые возникают у человека в той или иной ситуации, и заранее настраивающие его на соответствующее действие. «Автоматизированные» навыки и способы действий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки научился при­менять бессознательно. Субсенсорные восприятия — не доходящие до уровня сознания или лишь смутно осознаваемые чувственные данные. Подсознательное мышление — идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся появившимися в сознании неизвестно как и откуда. Надсознательное (или, по К. Станиславскому, «сверх­сознательное») — неконтролируемое сознанием «интуитив­ное» понимание социальных потребностей и задач, благо­даря которому человек способен к творчеству, имеющему не чисто индивидуальный, а общественный характер. Под­линный творец угадывает важнейшие «веяния времени», глубинные тенденции развития культуры, искусства, нау­ки, техники, политики, притом, как правило, не сознавая того, как он это делает. В этом тайна гениальности. Сознание и бессознательное не разделены какой-то же­стко фиксированной границей. Между ними существуют промежуточные, переходные «полусознательные» или «по­лубессознательные» психические процессы и состояния. Степень осознанности психической деятельности варьи­руется от протекающих совершенно бессознательно актов преобразования информации до полностью контролиру­емых сознанием операций с ней. Возникающие в бессозна­тельном импульсы и мысли могут «всплывать» в сознании (часто это происходит неожиданно, внезапно — например, при интуитивных «озарениях»); и наоборот, деятельность, проходящая под контролем сознания, может перестать осо­знаваться и совершаться бессознательно. В психологической концепции В. Аллахвердова («пси­хологике», как ее называет автор) различается базовое и поверхностное содержание сознания. К базовому содержа­нию относится информация, которая была когда-то усвое­на, но в данный момент не осознается (из нее складыва­ется то, что называют контекстом, установками и пр.). Осознаваемая в данный момент информация образует по­верхностное содержание сознания. Сознание работает с тем, что осознается — со своим поверхностным содержанием. Но существует закон: «Содержание сознания не может ос­таваться неизменным». Экспериментальные данные под­тверждают: то, что не изменяется, перестает осознаваться, т. е. исчезает из сознания. Так, абсолютно неизменные сигналы не осознаются (т. е. на них не обращают внимания, не думают о них, их забывают и т. д.). Автоматизированные действия (ходьба, игра на музыкальном инструменте и т. д.) ускользают из-под контроля сознания и именно поэтому и могут успеш­но повторяться без изменений. Сознание постоянно «играет» с находящимися в его поверхностном содержании образами, модифицирует и пе­рекомбинирует их, сопоставляет их с тем, что хранится в базовом содержании, — и они сознаются только благода­ря этому и пока это делается. Если же их изменение пре­кращается, то они перестают сознаваться и переходят в ба­зовое содержание сознания. Базовое содержание тоже не остается абсолютно неизменным: оно каким-то образом со­относится с новой информацией, трансформируется и упо­рядочивается. Однако это делается бессознательно, и осо­знается в лучшем случае только готовый результат.

3.. Философское понимание культуры.

В понятии «культура» нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил.

Существенное значение имела культурная практика эпохи Возрождения, которая положила начало новой гуманистической, светской культуре.

Существует три подхода в определении культуры:

1.эмпирический, описательный представляет культуру как сумму, результат деятельности человека, то есть совокупность предметов и ценностей из которых складывается результат.

2.оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения оцениваемого с эталоном,

3.деятельностный рассматривает культуру как специфически человеческий способ деятельности. Культура – это не сама деятельность, а тот СПОСОБ, которым она осуществляется.

Действительным содержанием и главным результатом исторического развития выступает развитие человека как общественно- производительного субъекта деятельности. История есть, в конечном счете, история развития самого человека. По культуре мы судим не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрылся в результатах своей деятельности.

Материальная культура – достижения, главным образом показывающие степень овладения человеком силами природы, совершенствование орудий труда, технический уровень производства.

Духовная показывает уровень и глубину познания природы и общества, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний. Это уровень достижений в области нравственности, искусства, науки, культуры чувств. Культура – это способ проявления сущностных сил человека, его физических и духовных потенций/

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1355; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь