Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношение п р и ч и н е н и я можно определить как такую г е н е т и ч е с к у ю связь между явлениями, при котором одно явление («причина»), при наличии достаточных у с-



Л о в и й с необходимостью п о р о ж д а е т («вызывает к существованию») другое явление («следствие»).

Так как, согласно диалектической философии, «все» в бытии не только «взаимосвязано», и «противоречиво», но и «развивается», а источником (само)развития всего существующего выступает «борьба противоположностей», следовательно, «причиной причины» оказывается «взаимодействие» противоположно направленных сил, тенденций и событий бытия «Разрешение» же этих противоречий, в свою очередь, приводит к определенным и з м е н е н и я м, которые выступают в качестве их с л е д с т в и я.

К фундаментальным (диалектическим) особенностям причинно-следственной зависи-мости относят:

1) парадоксальную (с «временной» и «смысловой» точек зрения) взаимосвязь между причиной и следствием, свидетельствующую об о д н о в р е м е н н о м:

а) «предшествовании» причины следствию (причина, а точнее то, что в бытийной перспективе «окажется причиной», всегда «старше /своего/ следствия», ибо «уже существует в качестве сбывшейся действительности» (в то время как «следствие» еще только «возможно»)

б) их причудливом «совпадении в а к т е п р и ч и н е н и я», когда причина с т а н о в и т с я «причиной следствия», лишь «в момент порождения» следствия.

Иначе говоря, акт причинения и является той «пограничной ситуацией» («областью или окрестностью»), в бытийных диапазонах которого происходит «событие Встречи» причины и следствия, их «обоюдная реакция» друг на друга.

В связи с вышеизложенным следует иметь ввиду, что «предшествование во времени», является н е о б х о д и м ы м, но н е д о с т а т о ч н ы м условием причинно-следственного отношения. Нельзя ограничиваться при анализе взаимосвязи причины и следствия прин- ципом: «после того, значит – по причине того». Поясним сказанное на примере. После высадки христианских миссионеров на Новой Гвинее, там «сразу же» прекратились дожди и насаждения туземцев начали страдать от засухи. Коренное населения сделало «вывод», что «причиной» тому послужили… «длинные сутаны миссионеров» /?! /.

2) в акте причинения происходит «перенос» вещества, энергии и/ли/ информации от причи-

Ны к следствию и наоборот. Как «порождающее начало», причина наделяет следствие свои

ми «генами», кодируя, посредством их, собственное «присутствие» в следствии и програм-мируя, некоторым образом, его возможные «биографию и судьбу». Следствие же, в силу из-вестной взаимообратимости причинно-следственной зависимости, также оказывает ответ

Ное «причинное» (порождающее) воздействие не только на «свою» причину, но и на «иное».

3) связь причины и следствия носит н е о б х о д и м ы й характер (т.е. при наличии «необходимых возможностей» и «достаточных условий» причинно-следственное «событие» свершается с неизбежностью «закона»). «Контакт» причины и следствия может быть как «прямым и непосредственным», так и опосредованным пространством и временем.

4) причинное отношение (в контексте, диалектических, представлений) носит в с е о б

щ и й характер. Диалектически ориентированное мышление предполагает, что все в мире п р и ч и н н о о б у с л о в л е н о («ничто» не может возникнуть «из ничего» или превратиться «в ничто» ). Справедливости ради, однако, стоит отметить, что, к примеру, для сторонников религиозных концепций мироустройства, БОГ, как ПЕРВОПРИЧИНА ВСЕГО, сам причинно не обусловлен и «расположен по ту сторону» любых «причинных объяснений» (даже мысль о его «самопричинности» рассматривается как «не законная»).

В зависимости от «условий» своего осуществления, одна и та же причина способна поро-ждать различные следствия. Причинное отношение всегда «погружено в условия», и, как бы «ожидает повода» для своего проявления, но сама «причина» не сводима к условиям и поводам.

Отличие между причиной и условиями состоит в том, что если причина не-посредственно и всецело соотнесена со следствием, то условие направлено на саму причи-ну, лишь «содействуя» порождению следствия причиной. Варьируя условия, можно либо создавать, либо устранять «возможности» для «возможной причины,

«Повод» же представляет собой такое явление или событие, которое, не входя непосредственно в структуру акта причинения, провоцирует («из вне») начало его реализации (т.е. перехода из возможности в действительность).

Б) Необходимость и/ли/ случайность.

Диалектическая версия соотношения необходимости и случайности предполагает учет

того:

а) что все существующее содержит в себе «необходимое» и «случайное», которые не существуют в бытии в «абсолютно чистом» виде (т.е. «о/т/граниченно» друг от друга); и

б) что они «присущи «сущности» всего существующего в одно и то же время, хотя и в разных бытийных измерениях.

Как и все в бытии, необходимость и случайность причинно обусловлены.

Н е о б х о д и м о с т ь есть эволюционно накапливаемый и расширенно воспроизводи-мый «результат» взаимосвязи регулярных, «стабильно-постоянных» причинно-следствен-ных зависимостей. Необходимость характеризует все «относительно» устойчивое и неизме-нное в бытии.

С л у ч а й н о с т ь есть «итог и точка пересечения» ранее независимых друг от друга причинно-следственных рядов, пространство «разрывов» прежних необходимостей бытия и их качественно новых «сращений» и «конфигураций».

Случайность как и необходимость объективна. Она не может рассматриваться (как предполагали многие философы) в качестве характеристики нашего временного «незнания» необходимости. Случайность отнюдь не «иллюзия» бытия, а его неотъемлемый атрибут.

Согласно диалектическим представлениям, случайность является «формой проявления и дополнения необходимости».

Необходимость, следовательно, существует «не помимо» случайного, и даже «не в связи» со случайным, а «в случайном и через случайное». Парадокс их сопряжения состоит в том, что «новые» необходимости бытия «изначально» возникают в «единично-случайно(стно)й» форме, и лишь «со временем» становятся «фактами сущего». В процессе саморазвития сущего происходит «смена необходимостей», мир видоизменяет и обновляет сеть своих причинно-следственных регулярностей. «Мостиком» же данного перехода выступает именно «случай(ность): и как «сила», вторгающаяся в преемственные связи бытия, и как «основание», ранее отсутствовавших, направлений его дальнейшего саморазвития. Каждый случай, таким образом, одновременно и уникально-неповторим, и вместе с тем, создает бытийные предпосылки (поводы, условия, причины) для порождения новых необходимостей.

В) Содержание и форма.

Характеризуя взаимосвязь содержания и формы следует помнить что Форма всегда содержательна, а Содержание оформлено. Одно не существует без другого.

Маркс в свое время подчеркивал: «Форма лишена всякой ценности, если она не есть форма некоторого содержания».

Содержание – совокупность элементов, процессов или «событий», которые состав-ляют О с н о в у объектов ( явлений ) и обусловливают с у щ е с т в о в а н и е и смену их

бытийных форм. Иначе говоря, содержание есть «состав» («содержимое») той или иной ка-

чественной определенности бытия и «система отношений» между частями данного целос-тного образования.

Ф о р м а – есть выражение в н у т р е н н е й «связности» и структурной организованности элементов, процессов или событий между собой, а также с «внешними» условиями своего бытия. Форма – это упорядоченная в пространстве и времени, относительна стабильная и устойчивая к различным трансформациям содержания, природная, социально-историческая или ценностно-смысловая структура. Процедура «смены» устаревшей формы и образования новой равносильна «скачкообразному переходу к новой качественной определенности».

Одно и то же содержание может быть «с ф о р м и р о в а н о» в нескольких формах (например, содержание курса философии можно выразить с помощью «учебника», «курса /телевизионных/ лекций», «устного объяснения» и т.п. ). В свою очередь, одна и та же форма может быть связана с разными содержаниями (природными, социально-историческими и ценностно-смысловыми «составами»). Например, тот же самый «учебник», соответственно «по философии», «по экономической теории», «по математике» и т.д. и т.п.

Г) Часть и целое

1. Всякое «Целое» представляет собой системную взаимосвязь определенных «целос- тностей», которые (лишь) в структуре данного целого выступают в качестве его «частных» характеристик. Целое есть нечто большее, чем механический «накопитель» отдельных свойств, элементов или событий. Целое всегда системно организовано, оно «включает» в себя «многое», но не сводится к нему «без остатка» (примеры: взаимосвязь высших и низших форм движения материи, человек как органическое единство психо-био-соци-льных «частностей» бытия.

Таким образом, было бы неверным считать, что «Целое» есть (арифметическая) «сумма» или аморфная (механическая) «совокупность» неких, случайно рядоположенных друг другу, «частей».

2) Образование нового целого всегда знаменует собой «переход количества в качество» или переход от одной «частной целостности» к новой «частной целостности» (качественной определенности). При этом некоторая «часть», уже существующего целого, как бы, «берет на себя» функцию представительства «всего Целого» и аккумулирует вокруг себя «спектр возможностей» для иных векторов его саморазвития. Например, «лидер» коллектива, выступающий «от имени и по поручению» тех, чью волю он выражает и личностно воплощает; зерно, из которого вырастает новый колос.

 

Часть и целое неотъемлемы друг от друга. Часть всегда есть «часть целого» (буква в алфавите, звук в музыкальном произведении, кирпич в здании, деталь в машине, человек в Истории, идея в мировоззрении), а Целое немыслимо вне и помимо «соучаствующих» в нем частей (потенциальных целостностей).

Как всякие противоположности, часть и целое «предполагают» друг друга. В этой связи, утверждения о том, что Целое (или часть) – ВСЕ, а Часть (или целое) – ничто, при всей их, кажущейся, альтернативности, равно чреваты весьма серьезными мировоззренческими последствиями.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь