Тема урока: 26.2. Расцвет английской живописи (У. Хогарт, Т. Гейнсборо) — 2 урока.
- Начало XVIII века — “золотой век” Великобритании. Установление прочного мира и процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет культуры.
- Улучшение общественного положения британских художников. Формирование национальной школы живописи. Включение творчества У. Хогарта, Т. Гейнсборо, Дж. Ромни и Дж. Рейнольдса в общеевропейский поток развития живописного искусства.
- Юность Уильяма Хогарта: сын школьного учителя, ученик гравера-серебряника, первые работы — затейливые узоры на кружках и гравюры на меди для печати.
- Первые карикатуры и реалистические гравюры Хогарта (“Переулок Джина”, “Улица пива”).
- Изучение живописи в школе живописца Королевского Двора Джеймса Торнхилла.
- Создание иллюстраций к театральным постановкам (“Опера нищих” Дж. Гея) и мысль придумывать собственные сценки для изображения на полотнах и гравюрах. Серии “До и После”, посвященная теме обольщения; “Путь распутника”; “Прилежание и леность” о судьбах хорошего и плохого мальчиков.
- Активное тиражирование гравюр Хогарта. Борьба за авторство и принятие закона об авторском праве (“Акт Хогарта”).
- Реорганизация Академии Торнхилла и создание Королевской Академии во главе с Хогартом (1768).
- Циклы картин “Модный брак” и “Выборы парламента”. Последовательное разворачивание сюжета и авторский комментарий к нему, раскрывающийся в выборе эпизодов, композиции, колорите.
- Издание в 1735 году труда по теории живописи “Анализ красоты”, где утверждается барочная эстетика извилистой, волнистой линии.
- Юность Томаса Гейнсборо. Увлечение рисованием и учеба граверному ремеслу.
- Реставрация старых картин и изучение, в связи с этим, различных техник живописи (особенно голландских художников XVII века).
- Первые эксперименты по соединению портрета с пейзажем (“Супруги Эндрюс”). Почти фотографическая точность первых портретов.
- Переезд в Бат — модный зимний курорт (“город наслаждений”). Изучение картин А. Ван Дейка, Мурильо и Рембрандта. Создание нового, “элегантного стиля” в искусстве портрета: изменение пропорций, утончение черт лица и увеличение высоты прически для придания большей стройности модели как отражения благородства происхождения. “Очарование Англии XVIII века” в портретах Гейнсборо.
- Приглашение Гейнсборо в члены-учредители Королевской Академии и переезд в Лондон.
- Эксперименты Гейнсборо в области колорита:
- начало работы в полумраке при свечах, позволявшем четче выявить главное;
- расчет художника на мерцание красок картин в полумраке;
- поиски техники, сочетавшей тонкий и крупный мазок;
- создание декораций для концертного зала К.Ф. Абеля и И.Х. Баха прозрачными красками, подсвечиваемыми сзади свечами;
- пробы живописи по стеклу с последующим показом картин по принципу Ћволшебного фонаряЛ.
- Разработка нового типа пейзажа с человеческими фигурами, где человек из декоративного элемента становится личностью. “Пасторальные фантазии” Гейнсборо.
Задания:
- Какой бы увидел современную Москву, Лондон, Петербург, ваш родной город сатирический взгляд Хогарта?
- Попробуйте сравнить серии картин Хогарта и современные “мыльные оперы”. В чем они похожи? В чем различие?
- Хогартовский цикл о судьбе хорошего и плохого мальчиков и комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. У кого, по-вашему, больше черт “хорошего мальчика” — у Чацкого или Молчалина? Совпадает ли отношение Хогарта к хорошему и плохому в человеке с современными взглядами на людей?
- Посмотрите вокруг! Часто ли в архитектуре, скульптуре, бытовых вещах встречается волнистая линия? В каких случаях без нее не обойтись и почему?
- Представьте, что вы — художник. И вам заказали картину, основные черты которой должны проявиться лишь при тусклом освещении свечей. Как бы вы подбирали краски для полотна?
- Эксперименты Гейнсборо в области колорита и русское гадание с зеркалом и свечей. Что в них общего? Какая особенность человеческой психики здесь используется?
Тема урока: Опера Просвещения (К. Глюк, В. Моцарт) — 2 урока.
- Старания либреттистов (А. Дзено и П. Метастазио) внести в оперу барокко строгость и упорядоченность. Возникновение классицистической оперы-сериа в XVIII веке.
- Форма классической арии da capo: 1 часть — предъявление образа, 2 часть — развитие образа, 3 часть — буквальное повторение первой (реприза).
- Строгая регламентация арий по характеру, по времени их появления в опере, по инструментам сопровождения в неаполитанской оперной школе (выходные арии, арии-жалобы, бравурные арии, арии патетические, арии характерные).
- Строгое разделение функций музыки и слова в опере-сериа. Речитатив (secco и accompagniato), в котором развивалось действие и музыкальные номера (арии и ансамбли), в которых выражались чувства по поводу событий.
- Искусство bel canto (прекрасное пение) как особая забота певцов о чисто вокальной (но не смысловой) стороне оперной музыки.
- Оперная реформа К.В. Глюка (“Ифигения в Авлиде”, ОрфейЛ):
- стремление освободить оперу от напыщенной риторики и стремление привнести в нее глубокое содержание;
- разрушение номерного принципа построения оперы и попытка выстроить единое “театральное действо” с непрерывным сюжетом;
- упразднение речитативов secco;
- повышение драматургической роли оркестра. Оркестр как комментатор действия;
- непосредственное включение в действие хоровых и балетных номеров.
- Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения:
- реалистическая музыкальная комедия характеров — “Свадьба Фигаро”;
- музыкальная философская сказка — “Волшебная флейта;
- синтез всех оперных форм и жанров в “Дон Жуане”;
- ясная драматургическая направленность в оперных ариях Моцарта. “Ария-размышление” (каватина Фигаро или ария Керубино из 1 действия “Свадьбы Фигаро”) и “ария-воздействие” (ария Фигаро из 1 действия “Свадьбы Фигаро”);
- блестящее решение чисто музыкальными средствами драматургических задач в ансамблях. Взаимодействие между персонажами с помощью тем, мотивов, темпов, тембров оркестра (ария Сюзанны из 1 (2) действия “Свадьбы Фигаро”);
- превращение оперных финалов в грандиозные театрально-музыкальные действа (“Свадьба Фигаро”).
Задания:
- Попробуйте сформулировать общий принцип оперы-seria и классицистического здания. В каком еще виде искусства вплоть до XX века сохраняется тот же принцип?
- Попробуйте спроектировать (нарисовать, описать) классицистическое здание в форме оперной арии da capo. Почему это возможно?
- Знаете ли вы какого-либо живописца (или графика), мастерство которого можно сравнить с мастерством певца bel canto?
- Известно, что Глюк своей реформой нарушил один из основных законов классицистического искусства. Какой?
- “Свадьба Фигаро” Моцарта построена, в основном, как музыкальная “комедия характеров”. А что еще, кроме характера персонажа, можно взять за основу комедийного сюжета?
- Можно ли представить себе развитие сюжета “Свадьбы Фигаро” в современном быту? Как вы думаете, стоит ли сохранять музыку Моцарта для такого осовременивания или нужно написать другую?
Тема урока: 26.6. Соната и симфония в творчестве Ћвенских классиковЛ (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) — 3 урока.
- “Венская классическая школа” (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) как художественное направление в европейской музыке второй половины XVIII - начала XIX века.
- Музыкальный быт Вены крупнейшего музыкального центра конца XVIII века. Складывание классического состава симфонического оркестра в музыкальном быту Вены.
- Принципиальное отличие оркестра от инструментального ансамбля — в ансамбле каждый инструмент исполняет свою партию, в оркестре одну партию исполняют группа инструментов.
- Группы симфонического оркестра и их состав:
- струнная группа (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы), которой в классической музыке поручается, в основном, исполнение мелодии;
- группа деревянных духовых инструментов (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), исполнявшая подголоски и гармоническую ткань в произведении;
- группа медных духовых инструментов (трубы, валторны, тромбоны, туба) укрепляла оркестр мощным звучанием;
- группа ударных инструментов (литавры, барабаны, тарелки, колокольчики и т.д.), предназначенная для особых звуковых эффектов.
- Постепенное расширение классического состава оркестра и усложнение функций каждого из инструментов.
- Ясность и логичность музыкального мышления как основные черты “венской классической школы”, выразившиеся в тональном принципе организации музыки и в простоте и гармоничности музыкальных форм.
- Основные понятия тональной организации музыки: устойчивость и неустойчивость, тяготение, тоника.
- Восприятие музыкального произведения, организованного гомофонно-гармонически как архитектурного сооружения:
- бас — опора, платформа классицистического архитектурного сооружения;
- средние голоса, организованные в гармонически связанные между собой аккорды — колонны в архитектуре;
- верхний мелодический голос — бсвободно развивающийся скульптурный фриз.
- Соната, симфония и инструментальный концерт — основные формы, построенные по принципу сонатно-симфонического цикла.
- Четыре части классической симфонии, способной воплощать различные стороны человеческого бытия:
- Allegro, написанное в сонатной форме, где основные темы произведения даны в столкновении или сопоставлении;
- медленная часть как отдых и созерцание после борьбы тем в первой части;
- менуэт или скерцо как галантная или смысловая подготовка к финалу;
- финал, написанный (чаще всего) в сонатной форме и воплощающий примирение конфликта.
- Сонатная форма как основное завоевание “венских классиков” в области музыкальной формы:
- две контрастные и конфликтующие музыкальные темы как отражение диалектики мышления (тезис — антитезис) и основа музыкальной драматургии в сонатной форме;
- экспозиция как демонстрация конфликта контрастных тем (“главной” и “побочной” партий);
- разработка как взаимодействие и борьба элементов тем;
- реприза как итог взаимодействия и временное примирение тем.
- Постепенное формирование классической сонаты в 3-частный цикл: сонатное Allegro — медленная часть — финал.
- Тематическое разнообразие в классических сонатах – сонаты лирические и драматические.
Задания:
- На что, по-вашему, больше похоже архитектурное сооружение — на орестр или на инструментальный ансамбль?
- Давно замечено сходство архитектурного и музыкального произведений. А живопись? Какие средства этого вида искусства могут, по-вашему, соответствовать каким музыкальным выразительным средствам?
- Подумайте, существует ли в архитектуре, живописи, графике, скульптуре принцип тяготения? И если существует, то где и как искать “тонику”?
- Подумайте, каким жанрам живописи можно поставить в соответствие части сонатно-симфонического цикла (сонатное Allegro, медленную часть, менуэт или скерцо, быстрый финал)?
- Вспомните, какой тип иконы отвечает всем “требованиям” сонатной формы?
- Попробуйте представить и описать картину, построенную по законам сонатной формы.
Тема урока: 26.7. Жанр портрета в живописи. Русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский) — 3 урока.
- Происхождение портрета из ритуальной маски (театральной и погребальной). Фаюмский портрет.
- “Личное” и “индивидуальное” в человеке и передача в портрете черт личности портретируемого, его “социального лица”.
- Постепенное освоение живописцами цельности человеческого лица: глаза — губы — нос и щеки — неподвижное целостное лицо — живое лицо в движении (иконописные образы, портреты итальянского Возрождения).
- “Внутренний свет лица” в портрете и его передача в портретах Рембрандта, английских художников XVIII века (Гейнсборо), русских художников XIX века (Серов).
- Ракурсы портретного изображения (фас, профиль, полоборота) и их выразительные возможности.
- Парсуна как завершение русской иконописной эпохи и начало русского портрета. Иконописная техника и чисто светское содержание парсун.
- “Роль” (портретируемый), “актер” (художник) и зритель в портретном искусстве театрализованного дворянского быта XVII - начала XIX веков.
- Место портрета в официальной живописной иерархии XVIII века “выше натюрморта и ниже исторического полотна”.
- Естественное бытование портрета в усадебном интерьере. Домашняя портретная галерея как престижный элемент усадьбы. Портретная галерея графа П.Б. Шереметева в подмосковной усадьбе Кусково.
- Создание эталонных изображений царствующих особ для частных усадебных галерей (“тип Рослина-Рокотова” в изображении Екатерины II).
- Типы портрета конца XVIII - начала XIX века:
- парадный “портрет-демонстрация”, где личность полностью заслоняет индивидуальность;
- парадный “портрет-поза”, где личность выступает как набор деталей костюма и аксессуаров;
- интимный “портрет-жест”, служивший украшением личных покоев;
- “портрет-выражение”, где самым значимым становится лицо человека, и где ярче всего проявляется его индивидуальность;
- портретная миниатюра, где личность показана с наиболее интимной стороны.
- Интерес к истории в начале XIX века и показ портретируемого в окружении вещей — “Ћинтерьерный портрет”.
- Групповой портрет и его композиция по театральным законам.
- Внимание к внутреннему миру человека во второй половине XIX века и “психологический портрет” (Серов, Суриков, Врубель).
Задания:
- Если с помощью театральной маски актер (жрец, шаман) превращается в “другого”, то какому перевоплощению соответствует погребальная маска?
- Подумайте, каким бы (какой бы) вы хотели выглядеть на портрете? Много ли на таком портрете, выполненном по вашему заказу, будет истинных черт вашей индивидуальности? А хотели бы вы иметь портрет, передающий абсолютно все черты вашей индивидуальности? Почему?
- Если в людях есть “свет”, то, наверное, есть в людях и “тьма”. Подумайте, как может художник донести до нас эту “тьму”, не вызвав неудовольствия заказчика?
- Вспомните, где располагался портрет на иерархической лестнице живописных жанров. А где бы вы разместили портрет сегодня? Почему именно здесь?
- Попробуйте представить себе и описать личность знакомого всем человека (хотя бы вашего школьного директора) во всех типах портрета. Что при этом меняется, а что остается неизменным?
- Попробуйте сообща сконструировать групповой портрет вашего класса. Найдите то общее, что вас всех связывает и обозначьте это ясным символом.
Тема урока: 26.8. Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский) — 2 урока.
- Традиционное восприятие круглой скульптуры на Руси как языческого идола (болвана). Развитие в Перми, Вологде, Московском крае искусства полихромной деревянной культовой скульптуры в XVII - XVIII веках.
- Активное знакомство с западноевропейской скульптурной техникой после реформ Петра I:
- учеба за границей русских мастеров, прежде всего, в Венеции;
- работа вместе с иностранными мастерами над скульптурами Летнего сада;
- многочисленные закупки скульптурных произведений за границей. В основном, античных скульптур и произведений позднего барокко.
- Рождение на русской почве круглой скульптуры, монумента, конного монумента (Б.-К. Растрелли). Барочные черты ранней русской скульптуры:
- динамическая композиция всей скульптуры, особенно ярко подчеркивавшейся в одежде;
- расчет скульптора на динамическое сопоставление разнообразных по фактуре поверхностей;
- сознательное формирование острых светотеневых контрастов;
- живописные контуры, полные барочных волнистых линий.
- Основные черты монументальной скульптуры:
- монумент (лат. monumentum — пямятник) — сооружение значительных размеров в честь каких-либо значительных событий или исторических лиц;
- тесная связь монумента с архитектурой и окружающим его ландшафтом. Активная роль архитектора в создании монумента;
- античность, Позднее Возрождение, Барокко и Классицизм как периоды расцвета монументальной скульптуры;
- высокая мера художественного обобщения в монументе, придающая ему величие, общественную значимость;
- статичность и массивность классического монумента, его Ћтяжелый ритмЛ как выражение внутренней мощи.
- Конные памятники Петру I (Б.-К. Растрелли и Э. Фальконе) как различное понимание силы и мощи петровской России в первой и второй половине XVIII века. Канонизированный образ императора-победителя, достигшего вершины славы, родившийся в первой половине века (Б.-К. Растрелли) и неуспокоенный образ-устремление второй половины века (Э. Фальконе).
- Мраморные бюсты Ф. Шубина как тонкая разработка портретной скульптуры. Человек во всем многообразии жизненного и духовного облика в скульптурных портретах Ф. Шубина.
- Постоянная борьба и сочетание черт барокко и классицизма в скульптуре М. Козловского. Преодоление сухой классицистической рациональности в античных статуях Козловского.
Задания:
- Подумайте, можно ли обнаружить “языческие черты” в классицистической или барочной круглой скульптуре? Какие?
- Внимательно посмотрите на скульптуры в своем родном городе. Какие черты (народной скульптуры или классической западноевропейской) в них сильнее выражены? Как вы думаете, почему?
- Может ли быть монументальной небольшая статуэтка? Почему?
- Как известно архитектурный классицизм активно использовал элементы античного ордера. А классицистическая скульптура использовала ли скульптурные достижения античности? Какие?
- Попробуйте четко сформулировать, как именно влияет на монумент архитектура и ландшафт. А существует ли обратное влияние монумента на окружающую его архитектуру и природу? Какое?
- Что можно сказать о состоянии русского общества первой половины XVIII века и второй его половины, судя по конным монументам Петру I?
Тема урока: 26.9. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры — 1 урок.
- Разнообразие форм театральной жизни в России XVIII века: театр придворный, школьный, народный, университетский, государственный публичный, театр частных антреприз, крепостной театр.
- Открытие в самом начале XVIII века “немецких театров” в Москве (1702) и Петербурге (1719). Сложный для восприятия репертуар таких театров — немецкие пьесы и пьесы Кальдерона и Мольера в плохих переводах.
- Школьный театр XVIII века. Резкое изменение тематики школьного театра после реформ Петра I с религиозной на светскую (политические и аллегорические спектакли).
- Народный театр XVIII века:
- многочисленность публики народных спектаклей на городских и сельских площадях, в больших избах;
- исключительно устный, не фиксированный текст, свободно импровизируемый актерами;
- параллельное существование множества сценических вариантов одного сюжета;
- библейская драма “Царь Максимилиан” и ее современное политическое звучание (конфликт Петра I с царевичем Алексеем) — самая известная пьеса народного репертуара в начале века.
- Театр “охочих комедиантов” — основа будущего профессионального театра. Актеры из приказных, слуг, ремесленников и школяров. Репертуар — шутовские (пародийные) комедии и интермедии. Основное выразительное средство – живая, бойкая речь.
- Оперно-балетные придворные театры середины века с иностранными труппами (французские, немецкие, итальянские). Герои балетов и опер – античные герои, пасторальные пастухи и пастушки. Первая в России танцевальная школа (Петербург, 1738).
- Появление национальной драматургии в середине XVIII века. Классицистическая драматургия, построенная по строгим законам классицистического театра (“высокие” и “низкие” жанры, “классические единства”).
- Появление в середине века государственных публичных театров в Петербурге (Русский публичный театр, театр на Царицыном лугу) и Москве (Университетский театр с первой профессиональной труппой, Петровский театр).
- Городские и загородные крепостные театры (Шереметева, Юсупова, Воронцова).
- Появление первых выдающихся русских актеров из крепостных трупп (П.И. Ковалева-Жемчугова) и трупп “охочих комедиантов” (Ф.Г. Волков).
Задания:
- Какие формы театральной жизни современной России вы знаете?
- Как вы думаете, почему пьесы, игравшиеся немецкими труппами, плохо воспринимались? Есть ли сейчас не русские пьесы, которые, тем не менее, воспринимаются как родные? Какие?
- Подумайте, что общего у народного театра с народными языческими обрядами? Мог ли народный театр взять на себя функции языческого обряда?
- Какой из театральных форм XVIII века ближе всего современная журналистика и почему?
- Русские крепостные театры, несмотря на отдельные яркие актерские таланты, представляли все же довольно убогое зрелище. Почему? Какое глубинное противоречие не позволяло крепостному театру рождать настоящие явления искусства?
Тема урока: 26.10. Русская музыка конца XVIII века — 2 урока.
- Основные музыкальные события и тенденции в России в XVIII столетии:
- сохранение своей национальной характерности при очень активном заимствовании общеевропейских форм и жанров музыки;
- постепенное формирование своей национальной композиторской школы;
- тесная связь развития русского музыкального искусства с литературой XVIII века.
- Утверждение бытовой великосветской музыки, берущей начало в быту петровского времени: музыка торжественных обедов, балов, маскарадов, шествий и фейерверков. Прославительные (виватные) канты — многоголосные светские песни.
- Активная деятельность иностранных музыкантов в России XVIII века:
- возникновение иностранных капелл (инструментальных и хоровых) при императорском дворе и дворах вельмож и помещиков;
- создание придворной итальянской оперы и иностранных оперных антреприз;
- приезд в Россию выдающихся иностранных музыкантов (Ф. Арайя, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза и др.);
- знакомство русской аристократической публики с итальянской оперой-seria и оперой-buffo. Формирование вкуса к оперной музыке.
- Открытие оперных театров в Петербурге и Москве. Смешанный репертуар театров (драматические, балетные и оперные спектакли).
- Широкое распространение любительского домашнего музицирования.
- Формирование национальной исполнительской школы в крепостных капеллах и театрах. Театр Н.П. Шереметева под Москвой.
- Первые шаги русской национальной оперы (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, Д.С. Бортнянский) – отражение воздействия на русскую культуру западной комической оперы (западные музыкальные формы при сохранении русских персонажей и сюжетов).
- Развитие школы русского хорового пения в XVIII веке:
- партесное пение (от лат. partes — голоса) в первой половине века — многоголосное (до 24 голосов) пение аккордового склада, где основной знаменный напев помещается в теноре;
- развитие на базе партесного пения хорового концерта, где пение солистов (ансамбля) чередуется с пением всего хора;
- преимущественное духовное содержание хорового концерта и предназначенность его для реальной церковной службы (отсюда название “духовный концерт”);
- выдающиеся мастера русского духовного концерта XVIII века М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский. Попытки передачи русского духовного мировоззрения в полифонических и гомофонно-гармонических формах западной музыки.
- активное собирание музыкального фольклора в конце XVIII века. Первые сборники русских песен. Многообразие музыкального народного творчества: песни обрядовые, календарные, былины, исторические, лирические и т.д. Вхождение их в любительский и профессиональный музыкальный обиход:
многочисленные инструментальные вариации на темы народных песен; - активное использование народных песен в русском оперном искусстве.
- Первые шаги профессиональной “русской песни” — русского романса. Его близость народной песне.
Задания:
- Попробуйте себе представить, какая музыка могла звучать в царском быту до реформ Петра I?
- Как вы думаете, какие положительные и какие отрицательные стороны можно найти в исполнении драматических, оперных и балетных спектаклей одними и теми же актерами?
- Что, по-вашему, может дать для развития искусства развитие любительства? А какие опасные стороны для искусства можно обнаружить в этом явлении?
- Какие изменения в отношении к религии, к Богу можно увидеть в замене знаменного одноголосного песнопения на многоголосное партесное?
- Что такое “концерт”? Почему богослужебные сочинения русских композиторов конца XVIII века носят название “хорового концерта”?
- Подумайте, есть ли, на ваш взгляд, различия между песней и романсом? Какие?
27. Романтизм в мировой культуре
Тема урока: 27.1. Романтическая литература — 1 урок.
- Романтизм как одно из крупнейших стилистических направлений в искусстве XIX века и как реакция на классицистический идеал красоты, “умерший” середине века.
- Основа искусства романтиков — попытка проникнуть в сущность человеческого сознания, решить вопрос: “что такое Я человека? ”.
- Восприятие романтиками искусства как самого совершенного бытия, а художника — как величайшего пророка. Человеческая жизнь как художественное произведение.
- Невозможность охватить бесконечности мира конечным человеческим разумом и постоянное романтическое стремление описать длительные эмоции в литературе, передать неограниченное пространство в живописи, бесконечно развивающиеся построения в музыке.
- Романтическое бытие как жизнь на грани реальности и ирреальности. Параллельное существование и вторжение друг в друга нескольких миров.
Символ как способ передачи ирреального. Обилие символов в романтической литературе. - Романтизм — реакция интеллигенции на неудавшуюся буржуазную революцию во Франции. Понимание, что революция – это не способ решения социальных вопросов и острое желание все-таки их решить.
- Йенский кружок романтиков начала XIX века (Новалис, Л. Тик, братья Шлегели, Ф. Шеллинг):
- превращение абсолютизации искусства в своеобразный Ћмистический идеализмЛ, который выше науки, морали и всей философии;
- романтическая ирония как своеобразное отношение автора к своему произведению.
- Гейдельбергские романтики (К. Брентано, Л. Арним, Э.Т.А. Гофман, А. Шамиссо, братья Гримм). Понимание народа как самостоятельной творящей сущности, вершины человеческой мудрости и красоты. Собирание фольклора (сборники ЋВолшебный рог мальчикаЛ, ЋНемецкие народные книгиЛ, ЋДетские и домашние сказкиЛ братьев Гримм).
- Основные романтические черты творчества Э.Т.А. Гофмана:
- деление всех людей на обывателей и художников;
- ирония, доходящая до едкой сатиры;
- двойная мотивировка проступков человека (реальная и ирреальная);
- поэтичное описание ирреального мира (фантастика Гофмана).
Задания:
- Попробуйте сформулировать то главное, что отрицает романтизм в искусстве классицизма и просвещения.
- Подумайте, является ли эмоциональная сфера внутреннего мира человека той самой жизнью бессознательного, которая так интересовала романтиков?
- Какие стороны человеческой жизни удалось отразить романтикам с помощью введения понятия иррационального?
- Мы встречаем обилие символов в искусстве и барокко и романтизма. Одинаковы ли (по форме и назначению) барочный и романтический символы?
- Посмотрите вокруг! Свойственна ли романтическая ирония вашей учительнице, вашему другу, директору вашей школы? Почему вы так думаете?
Тема урока: 27.2. Поэтический романтизм (Г. Гейне, У. Блейк, П.-Б. Шелли, Э. По) — 1 урок.
- Большая приспособленность поэтического языка для выражения романтических идей и настроений.
- Ритмическая основа стиха и связь ее с ритмикой искусства музыки:
- поэтическая строка и музыкальная фраза;
- 2-дольная и 3-дольная пульсация в стихах и в музыке как отражение разных состояний человека;
- ритмический повтор как основа стихотворной и музыкальной речи.
- Основные формы поэтического романтизма:
- поэтический цикл — передача поэтом одного состояния человека с разных точек зрения (циклы “Юношеские страдания”, “Опять на родине”, “Северное море” из “Книги песен” Г. Гейне);
- баллада — стихотворный рассказ легендарного, героического или исторического содержания;
- сонет — лирическое или философское стихотворение особой формы. Возникновение сонета в Италии эпохи Возрождения. Естественность в романтической лирике сонета, позволяющего свободные чувства воплотить в строгой форме;
- “кладбищенская лирика” — рассуждения поэта о жизни и смерти при виде могилы как отражение типично романтического существования между мирами.
- Национальные особенности романтической поэзии:
- изысканная поэзия английской “озерной школы” (У. Водсворт, С. Кольридж);
- революционный романтизм Дж. Байрона;
- близость импрессионистическому видению мира поэтов французского “Парнаса” (Т. Готье, Ш. Бодлер);
- мистицизм американского романтизма (Э. По).
Задания:
- Попробуйте сформулировать, чем романтическая идея отличается от романтического настроения?
- Как вы думаете, можно ли только ритмом (без музыки и слов) выражать те или иные эмоциональные состояния? Каким образом?
- Как известно, Данте рассказывал о путешествии между мирами. Можно ли на этом основании считать Данте романтиком? Докажите свое мнение.
- Часто говорят о “романтике революции”. Как вы думаете, то же ли это самое, что “революционный романтизм”?
- Только ли при виде могилы можно рассуждать о жизни и смерти? Какие формы таких рассуждений, кроме “кладбищенской лирики”, вы еще знаете?
Тема урока: 27.3. Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя) — 2 урока.
- Жак Луи Давид как основоположник и признанный лидер “революционного классицизма”, основанного на просветительских идеях культа разума и “естественного чувства”, воспитания у зрителей моральных качеств и гражданских добродетелей.
- Выражение героических идеалов через образы античных героев (“Клятва Горациев”). Стремление к созданию исторической картины на современную тему (“Смерть Марата”).
- Активное участие Давида в революции: членство в Конвенте, организация массовых народных революционных праздников в Париже, создание Национального музея в Лувре.
- Промежуточное положение Ж.О.Д. Энгра между классицизмом его учителя Ж.Л. Давида и нарождающимся романтическим мироощущением.
- Отход Энгра от принципов академизма:
- более тщательное наблюдение природы;
- отказ от копирования римских статуй;
- преодоление академической неподвижности фигур;
- обращение к творчеству мастеров итальянского Возрождения (Рафаэля);
- изучение греческой вазописи;
- стремление одной точной линией передать форму объекта.
- Господство рисунка над цветом в ранних портретах Энгра (“Портрет Франсуа Мариуса Гране”, “Портрет госпожи Ривьер”).
- Разработка Энгром сюжетов национальной истории (“Смерть Леонардо да Винчи”, “Испанский посланник застает короля Генриха IV играющим с его детьми”, “Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймсе”).
- Творчество Ф. Гойи как окончательное освобождение живописи от норм академического классицизма, не допускающих в искусство злободневные социальные, политические и психологические проблемы.
- Сцены повседневной жизни и народных развлечений в картонах для королевской шпалерной мануфактуры (“Гончарный рынок”, “Осень. Сбор винограда”, “Жмурки”).
- Правдивость передачи не только внешнего своеобразия модели, но и характера, темперамента, а, при случае, и уродства и ничтожества в портретах Гойи.
- Осмысление трагических сторон действительности и мрачных глубин человеческой психики в картинах и циклах гравюр (“Процессия флагелланов”, “Расстрел повстанцев”, “Капричос”, “Бедствия войны”).
- Зарождение французского романтизма в творчестве Т. Жерико.
- Стремление художника к воплощению драматических явлений современности, их символического и исторического смысла (“Плот Медузы”).
- Передача сильных страстей и героики наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, “Раненный кирасир, покидающий поле боя”).
- Образ художника-романтика как независимой и эмоциональной личности в портретах Жерико (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, “Автопортрет”).
Эжен Делакруа — младший товарищ Жерико и глава школы французских романтиков. - Обращение Делакруа к теме человека в кризисных ситуациях, к образам необыкновенных, неординарных людей (“Ладья Данте”, “Казнь дожа Марино Фальеро”, “Смерть Сарданапала”, “Кораблекрушение”, “Портрет Шопена”, “Портрет Паганини”).
- Романтический интерес к сюжетам средневековой истории (“Битва при Тайбурге”, “Крестоносцы”, “Гамлет и Горацио на кладбище”).
- Восточная экзотика в романтизме Делакруа (“Алжирские женщины”, “Львиная охота в Марокко”).
- Создание символа романтической мечты о свободе в картине “Свобода на баррикадах, ведущая народ”.
- Каспар Давид Фридрих — ярчайший художник раннего немецкого романтизма. Попытки проникнут в духовную суть бытия — отличительная черта в творчестве немецких романтиков и проявление ее в картинах Фридриха. Философское наполнение пейзажей художника, их многоплановость и символичность (“Лунный свет на море”, “Скалистый пейзаж в Элбсандстейнгебирге”, “Холм с пашней около Дрездена”, “Зимний пейзаж с церковью”).
- Романтические образы и смыслы смерти, мистическая беспредельность мироздания и тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души в творчестве К.Д. Фридриха (“Гибель “Надежды” во льдах”, “Месса в готической руине”, “Могилы древних героев”, “Церковный двор в снегу”, “Вход на кладбище”).
- Встреча в Риме, дружба и соперничество двух признанных вождей скульптурного академизма: Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена. Проявление национальных темпераментов и типов (итальянского и скандинавского) в работах мастеров. Строгая композиционная ясность и холодная отвлеченность и обобщенность форм – основные стилистические черты творчества Кановы и Торвальдсена.
Задания:
- Попробуйте найти внутреннее противоречие в словосочетаниях “революционный классицизм” и “академический классицизм”?
- Подумайте, как бы изобразил процессию флагелланов средневековый художник или скульптор? Что изменилось в художественном восприятии религиозных проблем со времен средневековья?
- Как вы думаете, можно ли выразить символический смысл полотна Т. Жерико “Плот Медузы”, используя древнегреческие мифологические образы?
- Попробуйте сформулировать основную идею большинства картин Э. Делакруа?
- Внимательно рассмотрите картины “Кораблекрушение” Э. Делакруа и “Гибель “Надежды”” Л К.Д. Фридриха. Какая из них вам кажется глубже по смыслу? Почему?
- Попробуйте представить, в каких скульптурах выразили бы Канова и Торвальдсен идею картины Э. Делакруа “Ладья Данте”?
Тема урока: 27.4. Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер) — 3 урока.
Популярное:
|