Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эпохи культурного расцвета в Индии. Принципы в искусстве. Архитектура в Индии.
Специфика: Эта культура обширной территории, которая отличается большим разнообразием. Сформировавшаяся в древности, к-а не имела координальных изменений вплоть до современности. Живая культура. Источниками для изучения стали литературные тексты: Веды (2 т. до н. э.), поэмы Махабхарата и Рамаяна, сборники права, законы. В 3 тыс. до н. э. возникла первая цивилизация. Центральная часть считалась священной землей ариев. Древнеиндийская цивилизация складывалась в первой половине 1 тыс. до н. э. Преобладание племен Хинди. Язык разнообразен (ок. 220).Общая часть Индии говорит на индоевропейском языке. Вся др. культура делится на 4 периода: 1) древнейшая цивилизация (хараппская- 23-18 века до н. э.) 2) Ведийский период вторая половина 2 тыс. до н.э. Он делится на подпериоды–ранний период (13-10 в. до н. э.) поздний период (9-6 в. до н. э.) образцовое гос-во в долине Ганга. 3) Буддийский период (5-3 в. до н. э.) это предмаурийский период 4) классический период (2 в. до н. э. -5в. н. э.) делится на 3 подпериода: эпоха маурьев, эпоха кушаной и гупская империя. Характерно представление о единстве, взаимосвязи всех элементов мира дхарма (быть вместе, держаться вместе). Дхарма-закон. Культура имеет интравертный характер, замкнута на поиске себя, к-ра ориентирована на вечность. Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более 2 тыс. Они сложились на основе 4 варн брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные). Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню, не могут пользоваться вещами высших каст. В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком. В художественной культуре развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Ярким образцом этой пластики является бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. Храм найден в Мах-Даро и около него бассейн для ритуального очищения. Ведийский период. Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. 4 основных сборника (ригведа, яджурведа, самоведа, атхарваведа). Ригведа - самый известный, включает в себя мифы и переводится как веда гимнов. (поэтические тексты, созданные на священном языке, имеют божественную основу. Ригведы - ряд описаний, картин, образцов жреческой поэзии, связанных с жертвоприношениями, в частности с возлияниями священного напитка-сомы (пьянящей). Основы ригвед- тексты во время празднеств. Гимны, обращенные к тому или иному богу, содержат восхваление, а затем просьбу. Встречаются гимны заклинания, заговоры. Атхарваведа свидетельствует о начале деления жизни на сакральную - святую и мирскую. Предназначена для народной среды, молитвы, упоминает о жизни индийцев. К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады. Архитектура. Ступы – полусферические сооружения, которые не имели внутреннего пространства. Напоминали погребальные холмы. На вершине находится реликварий, в котором хранились реликвии, связанные с Буддой. Вокруг проходили культовые шествия. Ступы символизировали нирвану. Богато украшены ворота, ведущие к ступе.Большая ступа в Санчи – в 3 в. до н.э., Ступа в ДагобеСтамбхи. Монолитные каменные столбы, завершались капителью и скульптурой. На столбах высекались буддистские изречения. Украшались растениями и животными. Стамбхи при царе Ашоке украшались львами, слонами или 4 животными, символизирующими стороны света (слон, конь, бык, лев). Чайтьи – высекались в массивах скал. Внешне, кроме входа, мало украшались. Внутри делились на нефы. Внутри храмов помещались небольшие ступы. Украшались скульптурами Будды и священных животных. 7. Скульптура и живопись в Индии. Основные памятники. Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом. Религиозная архитектура представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II — I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами. Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры (конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню. В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати). Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма " великой колесницы" способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом. Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Потрясает воображение современного человека индийское искусство, религиозное в своей основе, большое количество произведений которого носит светский характер и доставляет чисто эстетическое удовольствие. Ведь своими корнями оно уходит в богатое наследие древнеиндийских религий, вобравших в себя и многосложную философскую мысль, и устную народную традицию. Об этих истоках искусства красноречиво свидетельствуют многочисленные мифологические сюжеты, художественные образы и символы. В конечном счете, все они выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др. Индийское искусство — наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения. Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах. 8. Театр и танец в Индийской культуре Существование драматургии в Индии как отдельного вида искусства длилось относительно недолго. Но за это короткое время индийский театр зарекомендовал себя в качестве самого яркого, красочного и колоритного представителя сценического искусства. Существует несколько теорий возникновения драматургии в этой неординарной стране. Первая гласит о заимствовании театральных традиций в древнегреческой культуре. Вторая теория предполагает, что драматургия Индии зародилась в ее собственном обществе вследствие развития и трансформаций древних таинств и обрядов. Но ни одна из этих теорий не имеет достоверных подтверждений. Поэтому искусствоведы пропагандируют свое предположение возникновения театрального искусства, которое базируется на возможности зарождения театра из сочетания нескольких зрелищных видов. К примеру, импровизированного торжественного представления в честь бога Индры с культовым и традиционным характером, а также культовой мистерии, которая основывалась на текстах Вед. Все постановки отличались пышностью и непревзойденной красотой зрелища. Подобные празднества сопровождались выступлениями канатоходцев, музыкантов и актеров, устраивающих веселые сценки. Классификация индийского театра В индийской культуре существует разделение театра на несколько видов:
Индийские театральные труппы включали в себя как мужчин, так и женщин. Они постоянно кочевали из города в город, давая представления в народе. Главными элементами театральных постановок в Индии были танец и музыка. Все действия участников спектакля были подчинены звукам музыки. Танец же является основой всего индийского театра. Своим происхождением он обязан обрядовым пляскам, которые после развития и совершенствования стали именно тем, что мы видим сегодня. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы