Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности использования метода музыкотерапия».



Особое место занимает использование музыки как средства общения и самовыражения в рамках терапевтического пространства.

Данное направление музыкотерапии широко распространено в мировой практике. Однако существует множество способов реализации этого подхода, в зависимости от таких факторов. как количество клиентов, целей терапии, а также теоретической базы. Можно выделить три модели терапии.

1.Музыкотерапевтическое сообщество.

Музыкотерапевтическое сообщество - это психосоциальное внедрение, которое направлено на организацию терапии в рамках сообщества, в котором клиент живет. Данный термин стал использоваться недавно для описания работы предпринятой музыкотерапевтами с индивидуалами и малыми группами непосредственно в рамках социально-культурной среды. В качестве примера можно привести деятельность Общества Викторианских филантропов по созданию музыкального сообщества в условиях больницы в форме организации хора, оркестра, концертных представлений. Хотя термин " музыкотерапевтическое сообщество" относительно новый, подобная работа постоянно развивается музыкотерапевтами и адресуется различным социально-культурным явлениям и индивидуальным нуждам.

2.Метод направленного воображения с помощью музыки.

Этот глубинный психотерапевтический метод музыкотерапии был первоначально создан в 70-х годах Хелен Бонни, музыкотерапевтом, проводившей свои исследования в одном из психотерапевтических центров США. Бонни обнаружила, что, когда субъект прослушивает терапевтическую музыкальную программу, включающую классическую музыку, не смотря на расслабленное состояние, у него возникают символические образы и сильные чувства, ведущие к значимым инсайтам в процессе психотерапии. Для каждой психотерапевтической сессии терапевт выбирает музыку на основе опыта клиента. Данный метод требует специализации после получения квалификации музыкотерапевта.

3. Импровизационная музыкотерапия.

В импровизационной музыкотерапии музыкальная импровизация используется как средство коммуникации между клиентом и терапевтом, с акцентом на оказание психотерапевтической поддержки. Практика музыкотерапии в Британии в основном базируется на использовании музыкальной импровизации. Американский музыкотерапевт и исследователь Бруша описал множество моделей импровизационной терапии. Он предположил, что помимо базовой философии, относящейся к природе музыкотерапии и импровизации, существует и градация, связанная с различными теоретическими корнями терапии. В Великобритании есть два приоритетных подхода, используемых в обучении и практике музыкотерапии в настоящий период. Один из них относит музыку к основному средству, при помощи которого происходит лечение, в то время как другой подход основывается на теории и практике психодинамической терапии, где ведущим звеном являются отношения между клиентом и терапевтом как внутри так и вне музыки.

По своему определению импровизационная музыкотерапия отводит значительное место импровизации, которая пронизывает любое музыкальное исполнительство. Импровизация происходит, например, тогда, когда музыкант находит новый способ фразировки мелодии или новое ритмическое ударение, уже после того, как данное музыкальное произведение игралось им многократно.

Многие современные направления западной музыки, такие как джаз и соул основаны на импровизации.

В публикации, посвященной использованию методов музыкотерапии в педагогическом процессе и профессиональном обучении И.А. Петровская дает, на наш взгляд, более убедительное обоснование целесообразности и эффективности использования музыкотерапии в педагогическом процессе. Автор отмечает что, участники занятий музыкотерапии имеют возможность проявлять свои креативные качества, происходит развитие творческого воображения и фантазии, эстетических потребностей, расширение и эмоциональной сферы, развитие коммуникативных актов и в целом чувства коллективизма. Вербализация мыслей, чувств и переживаний, возникающих в процессе музыковосприятия, способствует расширению самопознания. Вербализованные впечатления, являются результатом проекции «интонируемого смысла» произведения на сферу отношений и духовный мир человека. Они представляют собой проекцию внутреннего мира человека на своеобразное зеркало музыкальной материи звука, в них раскрывается мировоззренческая направленность, его духовно-личностный опыт.

Петровская обращает вниманик на то что для усиления терапевтического и, в первую очередь, психолого-педагогического эффекта от занятий музыкотерапии в рамках обучения будущих специалистов в области психологии, целесообразно использовать в своей работе методы, заимствованные из практики подготовки музыкальных педагогов:

- метод интонационно-исполнительного анализа, направленный на постижение интонационно-фабульной формы сочинения и создание на этой основе собственного понимания данной стороны музыкального произведения;

- метод художественных ассоциаций, направленный на развитие и формирование эмоционально-познавательной сферы посредством нахождения эмоционально-образных и смысловых параллелей, связей между содержанием музыкального произведения и явлениями окружающей нас действительности, своеобразного выхода во внемузыкальные сферы;

- метод художественного познания, призванный решать задачи, направленные на познание нравственно-эстетического мира личности, через размышление - диалог учащихся и педагога сквозь призму музыкального произведения, (студенты коррелируют свои уже сложившиеся жизненные установки, рефлексируют свою жизнь, деятельность и т.д.).

Поводя итог предлагаемому обзору, можно сделать вывод о том, что особенности развития музыкотерапии во многом связано с социально-культурными условиями ее возникновения. По-видимому, наиболее перспективным направлением музыкотерапии являются ее импровизационные формы, то есть непосредственное вовлечение клиента или группы в творческий музыкальный процесс.

В России музыкотерапия проходит свое становление как научное направление и практика, находящая применение в самых различных областях гуманитарной деятельности. Использование методов музыкотерапии в педагогике, психотерапии, социально-культурной деятельности имеет обширные перспективы, и интеграция зарубежного опыта лишь дело времени. Импровизационная музыкотерапия подразумевает диалогичность общества в целом и верится, что российское общество медленно, но неуклонно движется к данному оптимальному состоянию.

2. «Особенности использования метода проективный рисунок».

«Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний».

Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. То есть, таким образом, мы можем узнать реальное отношение потребителей к исследуемому предмету. Исследовательский опыт подсказывает, что чаще всего психологическая защита срабатывает в следующих ситуациях:

-Потребители часто стесняются отрицательно отзываться об исследуемом продукте, так как подсознательно не хотят обижать модератора.

- Респонденты воспринимают модератора как человека, пригласившего их в гости, и культурные традиции не позволяют им плохо говорить о чем- либо, что принадлежит хозяину дома, в который они пришли.

- Часто материальная неспособность приобрести какой-либо продукт или услугу является причиной отрицательного отношения потребителей к этому продукту или услуге. Поэтому при обсуждении с помощью прямых вопросов модератор не сможет получить информацию о реальном отношении потребителей.

- Обсуждение интимных проблем, связанных со здоровьем, сексуальной жизнью.

- В некоторых случаях респонденты не могут вербализовать мотивы собственного поведения, так как не осознают их.

- Иногда отрицательное отношение к стране-производителю исследуемого продукта мешает выяснить особенности восприятия самого продукта.

- При обсуждении «горячих» тем, то есть подразумевающих наличие различных точек зрения и воспринимающихся эмоционально (например, политика), респонденты не склонные спорить и отстаивать свою точку зрения, скорее всего, будут подсознательно стремиться согласиться с большинством.

Значительным плюсом проективных методик является то, что они эффективны в исследованиях с детьми. Чем младше дети, тем меньше вероятность того, что они смогут ответить на прямые вопросы. Здесь на помощь модератору приходят проективные методики, которые в привычной для детей игровой форме позволяют выяснить необходимые моменты.

В силу того, что проективные методики требуют от респондентов напряжения фантазии, творчества, их хорошо использовать в разогревающей части брейнстормингов, креативных групп и т.д.

Еще одним важным положительным моментом использования проективных методик является их развлекательность: оригинальность и неожиданность стимулов или заданий вносит в групповую дискуссию или интервью элемент игры, в которую респонденты с удовольствием включаются. Кроме того, использование некоторых проективных методик отчасти превращает исследование в очень интересный и яркий спектакль.

2. Примеры проективных методик.

По данной классификации проективные методики делятся на пять групп:

1. Ассоциативные (Association)

2. На завершение задания (Completion)

3. Конструирующие (Construction)

4. Экспрессивные (Expressive)

5. Ранжирование (Choice-ordering)

Описание методик каждого типа.

1. Ассоциативные методики. Процедура заключаются в том, что респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенных методов то, что у них ассоциируется с исследуемым предметом. Существуют различные варианты ассоциативных методик:

– Словесные ассоциации- как устные, так и письменные, могут применяться при тестировании названий, выявлении отношения респондентов к определенной марке, группе товаров, рекламе и т.д.

– Персонификация- вербальная или невербальная (с использованием портретов) используется для выяснения типажа постоянного потребителя исследуемой марки (при подборе актеров для рекламы), а также для выяснения особенностей имиджа марки или продукта, сложившегося в глазах потребителей.

– Картинки и слова, (ассоциации на визуальные стимулы) и т.д.- методика с применением визуальных и/или словесных стимулов, используются как при тестировании названия, так и для выяснения имиджа марки, продукта или категории продукта. Респондентов просят выбрать те картинки и слова, которые ассоциируются у них с исследуемым предметом.

2. Методики на завершение задания заключаются в том, что респондентов просят закончить незавершенные стимулы, например, незаконченные предложения, рисунки и т.д. Примерами методик на завершение задания могут служить:

– Незаконченные предложения - весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.

– Незавершенные рисунки - также имеет различные модификации. Например, для выяснения представления респондентов о портрете потребителя исследуемого продукта, их просят дорисовать определенные детали на портрете человека.
Для того, чтобы выяснить понравился или не понравился детям-респондентам исследуемый продукт, их просят дорисовать выражение лица человечка и т.д.

– Бранд мэппинг (Brand mapping) — часто используемая методика, которая применяется для выяснения преимуществ и недостатков марки по сравнению с конкурентами, а также для понимания восприятия позиционирования марки.
Кроме того, данная методика помогает найти место на рынке, которое может занять новая марка. При использовании этой методики респондентов просят сгруппировать марки по какому -либо признаку или расположить их на системе координат.

3. Конструирующие методики заставляют респондентов создать (вербально или невербально) что-либо. Это может быть коллаж на определенную тему или какая-нибудь ситуация.

Среди методик, относящихся к этой группе:

– Модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест, созданный психологом Мюррейем) - применяется с целью изучения глубинных мотивов поведения потребителей в той или иной ситуации, а также для исследования имиджа марки или продукта, сложившегося в глазах потребителя. Респондентам показывают картинки, на которых изображена какая-либо ситуация (например, ситуация покупки), и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также что случилось с ними до той ситуации, что изображена на картинке, и после.

– Баблз (Bubble drawing) - отличается от модифицированного ТАТа тем, что респондентов не просят рассказать о событиях предшествовавших нарисованной ситуации и следующих за ней, но преследует те же цели.

– Коллаж - помогает выяснить особенности восприятия потребителями исследуемой марки, продукта или компании, а также может быть полезным при подборе визуальных символов при создании рекламы.

– Проективные вопросы помогают респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение. Вопрос начинается с некоторого утверждения, якобы высказанного другими респондентами. Далее респондентов просят объяснить
(письменно или устно) причины, заставившие лжереспондента высказать такую точку зрения, и высказать свою точку зрения.

4. Экспрессивные методики используются в отечественной практике достаточно редко. Акцентом внимания методик этого типа является эмоциональное восприятие потребителями исследуемой марки, продукта, категории продукта и т.д. Данные, полученные с помощью этих методик, позволяют понять не только отношение потребителей, но и образы, которые в сознании потребителей ассоциируются с этой маркой, продуктом или категорией продукта. Эти методики особенно хорошо применять при исследовании таких продуктов, результат действия которых во многом придумывается потребителями
(например, шампунь, духи, анальгетики), так как респондентам трудно описать этот результат с рациональной точки зрения. К экспрессивным методикам относятся:

– Психорисунки - Процедура методики заключается в том, что респондентов просят нарисовать какую-либо хорошо известную марку так, чтобы отобразить графические элементы, которые ассоциируются у них с этой маркой

– Ролевые игры. Существуют различные варианты этой методики. Мы приведем пример методики «Игра в...». Цель этой методики — выяснить не только что именно потребители говорят о марке, но и как именно они это говорят. При применении методики респондентов просят от имени какой-либо марки
(продукта, рекламы и т.д.) обратиться к потребителям в той манере (голос, тон, язык), которую могла бы использовать эта марка (продукт, реклама и т.д.). При этом их просят обратить внимание на «свои» преимущества перед конкурентами.

5. Ранжирование (choice-ordering) — к этой группе относятся методики, которые имеют более структурированные стимулы. Методика имеет множество модификаций. Например, респондентам раздают списки характеристик исследуемого продукта или рекламы и просят выбрать те характеристики, которые наиболее емуей соответствуют; или просят проранжировать характеристики по какому-либо признаку (например, по степени важности).

3. Особенности использования проективных методик.

Все описанные выше преимущества проективных методик оказываются эффективными только в случае правильного их использования. Правильное использование подразумевает следующие моменты:

. Соответствие методик целям и дизайну исследования

. Правильный подбор стимулов

. Использование нескольких методик для решения одних и тех же исследовательских задач

. Выполнение правил проведения некоторых методик

. Профессионализм модератора

Соответствие методик процедуре исследований. Для того, чтобы эти методики помогли исследователю получить необходимую информацию, они должны быть тщательно отобраны в соответствии с целями и дизайном исследования.

Куклотерапия.

 

Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. Даже тот, кто не собирает игрушки и не увлекается их изготовлением, время от времени разглядывает одежду на манекенах, в ходе промо-акций берет рекламки из рук гигантских медведей, захаживает в секс-шопы или смотрит программу «Куклы».

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. Впрочем, это не мешает псевдонаучным изданиям время от времени публиковать «сенсационные статьи» о создании этого метода «буквально три дня назад» каким-нибудь Левшой от психологии.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии.

Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры, а в сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом.

Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой.

Сторонники индивидуальной работы устраивают для пациента своеобразный «театр одного актера». В таком случае врач предлагает выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Многое поведает уже сам выбор куклы пациентом. Скажем, зайка может говорить о страхах, волк – об агрессивности, а «непонятную фигуру с глазами» (что-то вроде куба с лицом) и вовсе выбирают расторможенные психопаты. В процессе сеанса психотерапии пациенту могут предложить сменить куклу, чтобы он попробовал сыграть другую роль.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа «Добрый день» или «Который час? ». Забавно, что эти виды куклотерапии используются и в терапии самих психотерапевтов, у которых из-за частой встречи с человеческими страданиями нередко развивается «синдром эмоционального выгорания».

Наконец, прятаться за куклу может и сам врач. Как правило, специалисты таскают очень больших кукол (это похоже на «медицинских клоунов») по больницам, захаживая к детям-инвалидам и неоперабельным больным. Куклы осведомляются о самочувствии, Изначально под арт-терапией понималось выражение своих чувств и состояний через живопись, графику, скульптуру, дизайн. Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности, изготовление кукол.

Классический пример куклотерапии в арт-терапии – создание плоскостной куклы, похожей на страх пациента. Она вырезается из плотного картона и подвешивается на нитку, в результате человек получает возможность, буквально, управлять своим страхом, устраивая театр теней с ним в главной роли.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь