Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические направления в культурологии. Эволюционизм. Неоэволюционизм.



Согласно предмету и задаче культурологии, новая гуманитарная наука является теоретической дисциплиной, оперирующей системами описанных артефактов (фактов) культуры. Иначе говоря, культурология не занимается сбором и описанием артефактов культуры; она создаёт концепции культуры, используя имеющиеся обобщения совокупности артефактов. Поэтому культурология является стилем философствования и тесно связана с философией посредством философии культуры. Философия и философия культуры, в частности, является методологией культурологии. Культурология занимает срединное место между философией и конкретными науками, описывающими артефакты культуры. Такая специфика характерна для культурологии в целом, то есть как для теории, так и для истории культуры. Историческое развитие культуры для культурологии не самоцель, а предпосылка объяснения современной культуры и моделирования оптимальной культуры будущего.

Для культурологии как науки особое значение имеют достижения культурантропологии и этнологии. Культурантропология, в понимании ведущих представителей данной отрасли знания, исследует конкретные ценности и механизмы передачи культурных навыков. В зависимости от подхода к пониманию культурологии, культурантропология может быть частью культурологии, или совпадать с содержанием последней. Этнология (или этнография) есть описание и изучение различных народов. Зачастую термином «этническое» обозначают культурную единицу.

С девятнадцатого века в антропологических и этнографических исследованиях культур утвердился эволюционизм, существенно потеснив органицизм. Социолог-эволюционист Г. Спенсер выделяет регулятивную систему социального организма, обеспечивающую социальный контроль. Социальный контроль повседневного поведения людей, полагает исследователь, существует с первобытного времени и остаётся более эффективным, чем выделившиеся из него институты государства и церкви. Спенсер надеялся, что в будущем федерация высших наций сможет запретить такое проявление варварства, как войны между народами и этим укрепит основы социокультурной цивилизации. Э. Тэйлор (Тайлор) исследовал первобытную культуру, в которой видел начала становления человека. В настоящее время представляют высшую ценность его идеи о человечестве как неотъемлемой части природы и единстве человека независимо от расовых, этнических и культурных различий. Л. Морган, создатель теории первобытного общества, утверждает идею всеобщности прогрессивного развития общества, поскольку, по его мнению, родовая организация, как начало человечества, обязательна для всех групп первобытного общества.

В двадцатом веке складывается цивилизационный подход к изучению культуры. Появление подхода российские культурологи связывают с творчеством Н.Я. Данилевского. Культурно-исторический тип Данилевского, согласно традиции органицизма, есть самостоятельная замкнутая и потому враждебная по отношению к другим культура-цивилизация. О. Шпенглер рассматривает цивилизацию в качестве этапа умирания культуры. Каждая культура рождается, растёт, расцветает, дряхлеет и умирает, как любой организм жизни. Культура-организм замкнута. А. Тойнби видит в цивилизации конкретно-исторический тип общества, в основе которого определённый тип культуры, прежде всего религии. Отвечая на вызовы природы, полноценная цивилизация проходит этапы своего бытия. Сообщества (элита и пролетариат) ущербных цивилизаций и цивилизаций на исходе своего развития не способны консолидироваться для решения проблем своего бытия. Отрицая органицизм, М. Вебер считает основой хозяйственной жизни тип религиозно-этических норм. Религия – социокультурный институт, совмещающий черты системы ценностей и социального института. Понятия, в том числе типы культур, цивилизаций есть идеально-логические категории, которые соотносятся с реальностью жизни, но не совпадают. М. Вебер создал социологию науки, которую П.А. Сорокин отождествляет с социологией культуры. П.А.Сорокин выделяет два основных культурных типа – сенситивную и идеациональную культуры, - которые сменяют друг друга посредством идеалистической культуры - промежуточного смешанного типа.

Л. Фробениус – основатель культурно-морфологической школы и исследователь африканской культуры. Согласно воззрениям школы, конкретная культура создаётся природой под влиянием видов хозяйственной деятельности человека, но независимо от его воли. Человек – носитель, но не создатель культуры. Следовательно, методом послойного проникновения можно выявить изначальную культуру и позднейшие наслоения, привнесённые извне. В. Шмидт на основе этнографических данных создал концепцию прамонотеизма. Согласно концепции, изначальной формой религии был монотеизм (единобожие). Осколки древних представлений о едином Боге-творце приобрели образ предков, культурных героев в мифах и религиях первобытных народов. Д. Фрэзер уделяет особое внимание духовной культуре первобытного общества. Этнограф разделяет магию и религию и противопоставляет их. Как эволюционист, он полагает, что умственное развитие человечества эволюционирует от магии к религии и затем к науке.

 

 

Мы видим, что одним из недостатков просветительских концепций в культурологии было непонимание природы социальных изменений вообще, культуры в частности, попытка свести их к чисто количественным процессам. Совокупность такого рода концепций получила название " эволюционизм".

В обществе, в любом его явлении, а значит, и в культуре, мы можем наблюдать явления развивающиеся, в которых наблюдаются переходы от низшего к высшему, от одного качества к другому, и остающиеся в одном качестве, то есть неразвивающиеся, неизменные. Особое внимание исследователей привлекают развивающиеся явления.

Известно две формы изменений. При первой процесс протекает постепенно, непрерывно, за счёт количественных уменьшений или увеличений. Такой процесс получил название " эволюция". Вторая форма развития протекает более сложно. Здесь наблюдается появление нового качества, а значит прерыв постепенности, скачок. Такое развитие получило название " революция".

Эволюционизм - это течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счёт количественных изменений.

Применительно к культуре эволюционизм утверждает, что:

1. Культура создаётся сознательно, осознанно, она " творится", её создатель - " творец". Эволюционизм утверждает постулат " сотворённости" культуры - " креационизм" культуры. У каждого культурного предмета есть свой создатель, творец, утверждает эволюционизм.

В художественной форме эти идеи высказывал Томас Карлейль в книге " Герои, почитание героев и героическое в истории". Он выделяет типы героев, отмечает факт их сакрализации: вождь племени, пророк, поэт, священник, писатель, правитель - вот творцы истории.

Мы не будем оспаривать тезис о том, что у многих продуктов культуры есть свои творцы. Но есть и мир культуры, который создаётся за спиной человека, где отдельный творец неизвестен. Таковыми являются общественные отношения между людьми, имеющие материальный характер.

2. Эволюционизм утверждает также тезис о том, что творцы культуры путём творения, обогащают её, преумножают. И это верно, но лишь частично. Ведь в истории мы встречаем и факты гибели культуры, её умирания.

Эволюционизм это признаёт, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Катастрофа - это внезапное разрушение предметов, в частности, культур. Примерами катастроф могут служить природные катаклизмы, войны, восстания и т. д. Но эволюционизм рассматривает катастрофы как явления, имеющие внешнюю для них причину, всегда проистекающие под влиянием внешних для них факторов, он не выделяет внутренних причин, подводящих явление к гибели, умиранию.

Одним из вариантов эволюционизма, в частности, " катастрофизма", выступила теория " регресса" (деградации), упадка. Но опять же, этот упадок рассматривается, как проистекающий под влиянием, вмешательством извне. Идеи катастрофизма уже в 30-50е гг. прослеживаются в творчестве Арнольда Тойнби, в 70-80е гг. - у Л. Н. Гумилёва.

В современных условиях идеи эволюционизма включают ещё ряд положений. В частности, утверждается положение о постоянном изменении культуры как процессе усложнения, количественного роста, устранения хаоса, усиления организации, порядка. По мысли сторонников современного эволюционизма, культура - духовное явление, а значит, имеет рациональное, разумное, начало. Поэтому всё иррациональное подлежит устранению из культуры. Так как культура и разум - явления организованные, упорядочивающие, то всё неорганизованное, стихийное подлежит рационализации.

Эволюционизм признает, что культура имеет свои стадии, ступени развития. Например, дикость - варварство - цивилизация. Но утверждает тезис о том, что переход от одной стадии к другой - непрерывен и постоянен, ибо движущей силой такого рода переходов является усиление разумности, организованности в обществе, в культуре, Значит, основная линия (и причина) эволюции культуры - нарастание рационализма. В таком случае, сопутствующие культуре явления эволюционизм объявляет её главными источниками развития, то есть внешние факторы объявляет внутренними.

Ещё одно характерное для эволюционизма положение, связанное с признанием западной культуры вершиной цивилизации, - европоцентризм. Поскольку западная культура достигла высот в обеспечении благополучия населения, удовлетворении материальных потребностей, то все другие культуры должны взять культуру Запада в качестве образца для подражания. Но опережение " Западом", то есть развитыми капиталистическими странами, остальных государств в культурном развитии - это относительно краткосрочная ситуация. Большую часть своей истории " западные", европейские страны догоняли " восток", азиатские народы. Таким образом, в этом положении эволюционизм не учитывает опыт истории культуры. Ситуация может измениться, и тогда " западу" придётся догонять " восток".

Для эволюционизма характерно признание " роста" культуры, при этом перемены допускаются только в сторону " лучшего". Но само " лучшее" понимается упрощённо, как более " сложное". Таким образом, и в этом вопросе эволюционизм абсолютизирует одну сторону развития культуры - её " усложнение", но игнорирует другую, не менее важную - сохранение её " простоты".

Таким образом, для эволюционизма характерно упрощённое понимание процессов развития культуры, механистическое, метафизическое их толкование. Он не учитывает всего богатства связей и отношений, с которыми связано развитие культуры, и пытается свести многообразие форм изменения к какой-то одной, наиболее часто встречающейся в истории, зачастую внешней для культуры. Эволюционизм не возвысился в понимании развития культуры до идеи её саморазвития за счёт разрешения внутренних, присущих культуре имманентно, противоречий. Эволюционизм не рассматривает противоречие как источник развития, но считает его помехой, тормозом, случайностью в культурном процессе.

Эволюционизм абсолютизирует одну форму изменений в культуре - количественную. Поэтому и прогресс культуры сводится к процессам её усложнения, увеличения количества связей и отношений, прогресс понимается как переход от " простого к сложному", а не как переход от " низшего к высшему".

Представителями эволюционизма были Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, Э. Тейлор, Д. Фрейзер, Л. Морган, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.

Эволюционизм тесно связан с другими течениями в культурологии, присутствует в тех или иных направлениях и школах.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопр. бессвязной гомогенности к относительно более опр. согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции.

Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ва, к их природному окружению. Интерес к понятию «адаптация» устойчиво сохраняется на протяжении всего существования Э. и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-антропол., культурно-материалис-тич. исследованиях.

Интерес к эволюц. идеям в мировой науке об об-ве и культуре не оставался неизменным. После широкого их распространения в к. 19—нач. 20 в. это направление представлялось чуть ли не единств, универсальной теорией для объяснения социокультурных явлений и процессов. Однако уже в нач. 20 в. накапливаются многочисл. факты, не поддающиеся эволюц. интерпретации. И по мере развития исследований об-ва и культуры их становилось все больше. Э. начал утрачивать научный авторитет и постепенно был вытеснен функционалистскими идеями.

Интерес к идеям Э. начал возрождаться в 50-е гг. Все шире распространяются работы, посвященные установлению аналогий и связей между биологией и культурной эволюцией. Этот поворот был обозначен термином «неоэволюционизм» и обозначает весь спектр теор. ориентации, связанных с изучением необходимых изменений в отношениях человека с окружением, имеющих форму развития.

Понятие «эволюция» стало использоваться в Англии 17 в. для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в к-рой выход каким-то образом содержится внутри нее с самого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий филос. взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля, в филос. среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутр. принципом развития, к-рый считался воплощенным в «семени» или «герме». Эту т.зр. разделяли Лейбниц, Кант, Гегель. Она была ключевой в рац. объяснении динамики форм жизни, начиная с 18 в. В 19 в. эволюц. взгляды укоренились в объяснении существования человеч. об-ва и культуры. Базу социокультурного классич. Э. заложили такие мыслители, как Спенсер, Тайлор, Морган. Они определили и осн. принципы изучения об-ва и культуры.

Во-первых, была обоснована возможность социальной науки. Основоположники Э. считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она порождена естеств. причинами, и ее динамика закономерна. Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности.

Во-вторых, они определили источники данных, на к-рых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археол. данные, письменные ис-тор. источники, непосредств. наблюдения «примитивных» об-в. Правда, подобного рода источники использовались в то время произвольно, не в равной мере, не систематически.

В-третьих, к этому времени в исследовании эволюции об-ва и культуры утвердился сравнит, метод. К моменту появления антропологии он уже существовал в биологии и филологии. И хотя в рамках Э. в этот период он не был систематич. образом сформулирован, в исследоват. практике сравнения использовались постоянно.

Общими исходными допущениями классич. Э. были следующие: психич. единство человека; направленность движения человеч. об-ва и культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюц. форма культурной динамики — последоват. усложнение соци-окультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса. К имманентным антропол. побудителям эволюции относились «врожденные идеи», динамич. носителями к-рых считались индивиды и расы — различия между ними трактовались в истор., а не субстанциальном смысле. В качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию, рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экон., социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). Механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естеств. отбор. На этой базе предпринимались попытки объяснения общего глобального процесса развития человеческой культуры.

В культурной антропологии эволюц. идеи до сих пор составляют самую сильную парадигму научного изучения культуры. По мере расширения круга диффузионистских и функционалистских идей, возникших как противопоставляемые эволюционным, все более явной становилось их родство Соответственно возвращение к осмыслению классич оснований Э в к 50-х гг и развитие этого направления, особенно интенсивное в 60-х гг, было впотне логичным

Неоэволюционизм сложился в 60-х гг в Колумбийском и Мичиган ун-тах (США) Импульс возрождения интереса к этим идеям исходил от работ Л Уайта и был поддержан такими культурными антропологами как А. Вайда, Карнейро, Р. Нэролл, Р. Раппопорт, М. Салинс, Харрис и др. В наст. время основания неоэволюционизма объединяют нек-рые идеи классического эволюционизма, общие принципы объяснения, свойственные функционализму и диффузионизму, а само направление включает в себя весь спектр теор. ориентации, связанных с изучением необратимых социокультурных изменений, обусловленных отношениями человека как вида с его окружением.

Считается, что эволюц. процесс обусловлен действием механизмов адаптации к окружению, имеющих и биол., и культурную форму. Оба типа механизмов считаются относительно взаимонезависимыми и по действию, и по последствиям. Суть эволюц. процесса состоит в том, что такого рода механизмы контролируют параметры отношений людей с их окружением, регулируют значения соответствующих переменных (напр, обмен ресурсами, информацией, антропол. воздействие на среду и т. п.) Изменения подразделяются на два основных типа Во-первых, вариации, не меняющие структуру объекта, во-вторых, структурные изменения. Последние считаются эволюционными, если способствуют дифференциации системы и ее последующей интерграции с повышением уровня организации.

Принято выделять три типа эволюц. концепции однолинейная, универсальная и многолинеиная.
Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последоват. развития социокультурных систем (напр, классич «дикость — варварство — цивилизация»). В наст. время она не используется.
Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития.
Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в наст. время весьма широко

Исследование связей человеч. популяций и отд. сообществ с природным окружением выделяется в отдельную ветвь, называемую экологической антропологией, или культурной географией (А. Вайда, Р. Раппопорт и др.) Здесь выясняется вопрос, как влияет адаптация социальной системы к природной среде на формирование эволюционных процессов.

Считается, что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением (хоз., полит., нормативная области культуры). Такие изменения называются структурными и имеют эволюционный смысл.

Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символич уровне системы, не затрагивая ее структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С их помощью объясняется феномен «специфичной эволюции».

Важной составляющей неоэволюционизма стала концепция модернизации, выделяющая современные развитые об-ва на основе такой совокупности необратимых социокультурных изменении, к-рая обеспечивает имеющим ее социальным системам опр. гарантии развития. К модернизационным чертам, обеспечивающим преимущества обществам, обладающим ими (модернизованным или модернизирующимся), перед традиционными, не имеющими их, относятся совр, базирующиеся на научном знании технологии и производства, сменившие традиционные, демократич.-полит., режим, сменивший авторитарный и олигархический. Универсалистская система юрид. законов сменившая обычное право достижение социального статуса путем личных усилий сменившая предписанность его по рождению, рационализация социокультурнои жизни, сменившая ее мифологизацию, универсалистское мировоззрение, сменившее партикуляристское. Все эти черты считаются ключевыми факторами общей эволюции


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь