Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политический режим: понятие и сущность.



Политический режим- это система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, т.е. способ функционирования всей политической системы, особая политическая атмосфера, которая создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми иными политическими институтами и институтами гражданского общества. Политический режим не зависит напрямую от формы правления или способа территориально-политической организации власти. Он характеризует политическую культуру общества, общую направленность и природу политического процесса. Исторические закономерности развития государственности позволяют разделить современные политически режимы на демократические и диктаторские. Категория «диктатура» (от лат. «dictatur» - неограниченная власть) характеризует режимы с неограниченной властью одного лица или группы лиц. Представление о диктатуре сформировалось в античном обществе и первоначально было связано с характеристикой единоличных нелегитимных режимов. Постановка вопроса о незаконности единоличной государственной власти стала возможной в связи с возникновением принципиально новой трактовки происхождения самой власти, ее истоков.

 

происхождение термина «диктатура» оказалось неразрывно связано с формированием представлений о демократических принципах правления, о праве народа на суверенитет. При этом, в качестве диктаторских рассматривались авторитарные режимы как нелегитимные, узурпировавшие народную власть, так и использующие особые недемократические методы властвования во имя интересов самого народа.

В зависимости от степени, форм и целей участия народных масс в политическом процессе можно типологизировать политические режимы на:

а) либерально-демократическую модель;

б) авторитарную модель;

в) тоталитарную модель.

§ 2. Типология политических режимов. Народ провозглашается либеральной доктриной источником власти, но идея народного суверенитета носит скорее идеологический, декларативный характер.. Благодаря такой практике сувереном становится не народ в целом, а корпус избирателей, т.е. активных граждан. классическая либеральная модель политического режима, возникшая в конце XVIII - XIX веков, достаточно жестко ограничивала возможности широких масс участвовать в политическом процессе.

Основным средством обеспечения демократичности политического процесса в рамках либеральных режимов являлась ролевая автономия институтов политической системы: законодательная и исполнительная ветви власти, правящие политические группировки и официальная политическая оппозиция, судебная власть, верхние эшелоны государственного управления и органы местного самоуправления, административно-территориальные единицы действуют в рамках четко очерченных функций и не создают какой-либо очевидный «полюс власти» (эпицентр решающего политического влияния). Таким образом, либеральный режим оказывается неразрывно связан со становлением системы правового государства. В результате сложиласьсовременная модель либерально-демократического режима, обладающая определенной спецификой по сравнению с классической, возникшей в конце XVIII-XIX вв. Ее ключевым отличием является постепенное преодоление гражданской элитарности, уменьшение цензовых ограничений избирательного права вплоть до перехода к системе всеобщих, прямых, тайных выборов.

Нарушение принципа разделения властей, понимаемого в духе «жестких сдержек и противовесов», позволяет современным либерально-демократическим режимам обеспечить проведение более целенаправленной, конструктивной государственной политики, превратить государство в активную силу общественных преобразований.

Понятие « авторитаризм» (от лат. «auctoritas» - власть, влияние) в широком смысле используется для обозначения любых форм правления, характеризующихся монополией на власть какого-либо лица, группировки, партии, института.

Авторитарные политические режимы современного типа возникают в переходный период в обществе, охваченном процессом модернизации.

модернизация, разрушая традиционную структуру общества, создает многочисленные очаги социальной, этнической, религиозной конфликтности, при этом достаточно медленно формируя институциональные механизмы решения таких конфликтов. Отличительной чертой современного авторитаризма является стремление государственной элиты найти моральную опору в широких народных массах, представить новые режимы в качестве представителя народа как единой внеклассовой общности, в роли защитника общенародных и общенациональных интересов. Важное значение в данном случае имеет именно личность вождя - его харизматичность, а не формальные права на власть как решающий фактор легитимации режима. Все это принципиально отличает современные авторитарные диктатуры от традиционных монархий. Они могут даже использовать отдельные элементы либерально-демократических режимов - многопартийность, парламентаризм, ограниченный идеологический плюрализм, однако, реальной основой авторитарных режимов является высокая централизация власти в руках вождя и его соратников. Вместе с тем, для авторитарных режимов не свойственно: создание широкомасштабной репрессионной, террористической системы; жесткого контроля за идеологическим пространством; монополизации средств массовой информации. По структуре правящего блока авторитарные диктатуры делятся на:

а) военные;

б) бюрократические;

в) олигархические.

Военные (или «преторианские») диктатуры опираются на армейскую верхушку и образуются в результате военного переворота. Для них свойственна острая конфликтность по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами, высокая степень персонификации, отсутствие четких «правил игры» в политическом процессе. Военные диктатуры в минимальной степени сохраняют элементы парламентаризма, достаточно широко используют террористические методы.

При бюрократических режимах центральное место в политической иерархии занимают представители высшего государственного чиновничества. Среди них господствуют корпоративные, групповые интересы и связи. Достаточно сильны бывают технократические настроения, а также влияние армейских кругов.

Олигархические режимы имеют наиболее прочную социальную опору в лице крупных землевладельцев или представителей крупного бизнеса (олигархов).

По избранной политической стратегии авторитарные режимы могут быть: консервативными (ориентированными на сохранение традиционных общественных отношений, блокирование всяческих инноваций) и прогрессивными (делающими ставку на стимулирование социальной и экономической модернизации).

Существенной спецификой обладают популистские режимы. Популизм (от лат. «populus» - народ) представляет собой эклектичное сочетание самых разнородных политических идей и программных целей, объединенных темой народных традиций, этнической и культурной самобытности, органической солидарности общества. При этом популистские диктатуры, как правило, оказывались ориентированными на проведение широкомасштабных общественных реформ. В их основе лежит попытка найти под эгидой государственных структур управления более сбалансированный и естественный сценарий модернизации. Эффективность такой политики ограничивается крайней противоречивостью социальной базы популистских диктатур.

Тоталитарные политические режимы представляют собой специфическую форму авторитарных диктатур. Понятие «тоталитаризм» является производным от понятия «тотальное государство».

тоталитаризм укоренился только в тех странах, где процесс модернизации уже в достаточно сильной степени отразился на состоянии общества, где его разрушительные последствия сформировали новый тип массовой политической психологии. Тоталитарные политические режимы обладали целым рядом общих особенностей, порожденных их социально-психологической природой. На этом основании американские политологи К. Фридрих и З. Бжезинский попытались в 1956 году в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» сформулировать определение «тоталитарного синдрома», т.е. набора универсальных признаков таких режимов. К ним были отнесены:

1. Общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий общественный порядок и призванная сплотить граждан для построения новой социальной структуры.

2. Монополия на политическую власть единой массовой политической партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером.

3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только над «врагами народа», но и над всем обществом.

4. Партийный контроль над средствами массовой информации.

5. Всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами.

6. Централизованная система регулирования экономической деятельности.

Фашистское государство можно определить как этакратию (от фран. «etat» - государство), политическую систему, где власть государства имеет подавляющее значение по сравнению с другими институтами. Однако радикальная трансформация общественного строя, предпринятая фашистами, не сводилась лишь к созданию некоего сверхцентрализованного полицейского государства. Человек рассматривался фашистской идеологией не в качестве объекта государственной воли государства, а как активный субъект политических отношений. Тотальное фашистское государство базировалось на системе вождизма. Опорой для личной власти вождя, как и в авторитарных диктатурах, выступали традиционные институты - армия, бюрократия, церковь. Но к ним добавляется фашистская партия, как единственно законная массовая политическая организация. Таким образом, фашистский политический режим опирался на смешанную государственную элиту, включавшую как представителей традиционных властных институтов, так и выходцев из маргинальной массы, рекрутируемых фашистской партией. Большинство населения оказывалось под контролем тоталитарного государства, но вне активного политического процесса. Основным требованием к ним со стороны режима являлась лишь политическая лояльность. Тоталитарная государственно-политическая система, формировавшаяся под эгидой нацистской или коммунистической идеологии, имела существенную специфику. Целью являлось создание нового социального и мирового порядка: для национал-социалистов - расового, основанного на господстве арийского Рейха, для коммунистов - диктатуры мирового пролетариата. Залогом решения этой задачи являлось не столько государственное строительство, сколько воспитание новой личности, активное идеологическое преобразование общества. Внутренняя структура партии становилась основой для дублирующей системы территориально-политического устройства (гау в Германии, партийные комитеты в СССР). Историческая природа тоталитарных обществ заключалась в том, что они стали ответом на общий кризис индустриальной цивилизации, столкнувшейся с ограниченностью классической либеральной концепции, с негативными последствиями социальных принципов неограниченного индивидуализма, с проблемой отчуждения человека, проблемой «великого одиночества». Фашизм пытался решать возникающие в этих условиях социально-психологические проблемы за счет усиления горизонтальных связей в обществе (социальная структура, основанная на корпоративных, профессионально-отраслевых группах) и консолидирующей роли государства. Нацистский и коммунистический режимы не ликвидировали отчуждение человека, а заменяли его отчуждением добровольным, призывали к священной жертве во имя великой цели. Тот и другой путь являлись тупиковыми.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь