Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИТАЛИЯ И ЕЕ ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ
Латинский язык наряду с древнегреческим принадлежит к числу древнейших языков культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, латинский язык относится к группе " мертвых" италийских языков. В свою очередь, италийские языки относятся к индо-европейской группе языков, охватывающей также греческий язык, языки Индии, иранские, славянские, балтийские, германские и другие языки. Латинский язык получил свое название от древнего италийского племени латинов, населявших Лациум — историческую область в нижнем течении реки Тибр. Центром Лация был город Рим, основанный племенем латинов в 8 веке до н.э. Существуют различные версии происхождения латинского алфавита и письма. Согласно наиболее распространенной версии, непосредственным прототипом латинского письма было греческое алфавитное письмо, сложившееся около 9 века до н.э. Поскольку в южной части Италии издавна существовали многочисленные греческие города и поселения, культурные связи между греками и латинами установились рано и были достаточно устойчивыми. Разумеется, не следует думать, что латинская письменность возникла " мгновенно". Латинский язык и латинская письменность развивались медленно и постепенно, и латинский алфавит в его привычном для нас виде окончательно сформировался только на рубеже 4-3 веков до н.э. Особым и весьма интересным вопросом истории латинского языка и всей древнейшей истории Рима является взаимоотношение латинов с этрусками — культурными предшественниками и политическими соперниками Рима. Происхождение этрусков и их языка до сих пор не выяснено. Этрусский язык относят к группе так называемых Средиземноморских языков. Этрусский алфавит возник, вероятно, на основе греческого. В 18 веке появилась теория этрусского происхождения латинского языка, но подтвердить ее практически невозможно из-за скудости сведений об этрусском языке (сохранилось лишь небольшое число надписей, в которых до сих пор расшифровано всего около 150 слов). Этруски населяли Этрурию — область к северо-западу от Рима — и обладали высокой культурой. Римляне немало заимствовали у этрусков — в области искусства, политической культуры и в области религиозных обрядов. В 6 веке до н.э. в результате продвижения этрусков на юг Рим попал под власть царей из этрусской династии Тарквиниев. После изгнания последнего Тарквиния (около 510 г. до н.э.) влияние этрусков постепенно ослабевает. В 5-4 веках они почти полностью утрачивают политическую самостоятельность и попадают под власть Рима. К началу н.э. этруски были окончательно романизированы, а их язык постепенно забыт. Борьба с этрусками и победа над ними были первым этапом оформления гегемонии Рима в Италии; с начала 3-го века до н.э. происходит экономическое и политическое возвышение Рима. К концу 3 века центральный город Лациума объединяет под своей властью большую часть италийских городов и областей. В ходе трех Пунических войн (сер. 3 в. — сер. 2 в.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье — Карфагеном. К концу 1 века до н.э. под властью Рима оказывается все культурное Средиземноморье от Испании до Греции, М. Азии и Египта, территория современной Франции, частично — Англии, Германии, а также и другие земли. В последующую эпоху империи Римское государство достигло наивысшего могущества. В результате объединения Италии латинский язык стал официальным языком римской государственности. Латинский язык из небольшого Лациума распространился на весь Апеннинский полуостров, а затем был воспринят населением Галлии и Испании. Лекция 2. РИМ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ И РЕСПУБЛИКИ История Рима начиналась как история небольшой общины, объединенной вокруг племени латинов. Сам город Рим по преданию был основан в 753 г. до н.э. Реально город возник в результате объединения отдельных поселений, располагавшихся на 7 холмах по левому берегу Тибра — Палатине, Эсквилине, Авентине, Квиринале, Виминале, Целии и Капитолии. На заре своего существования будущая столица мирового государства была довольно скромным поселением, расположенным в очень удобном месте (на возвышенности, у реки и не очень далеко от моря). Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло исключительно из представителей племени латинов. В Риме и ближайших окрестностях издавна жили сабины (италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима, объединявшееся вокруг племени латинов и говорившее на латинском языке, в этническом отношении не было вполне однородным. Его объединяло нечто иное — принадлежность к " римскому народу", которым считались все полноправные граждане Рима, первоначально жители Лациума. Весь " римский народ" делился на три трибы. Первоначальные трибы были учреждены по родовому признаку и отражали объединение 3-х этнических элементов: латинов, сабинов и этрусков. Каждая из трёх триб разделялась на 10 курий, которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. В свою очередь, каждая из 30 курий делилась на 10 родов. Полноправные члены римской общины, объединенные в роды, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались " патрициями" и первоначально только они и составляли " римский народ". Патрициям противостояли " плебеи" — масса неполноправного населения, " чернь". Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей. Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, " римский народ" собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями, на них в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Комиции ведали делами культа и вопросами семейных отношений. Здесь оглашались завещания, происходили усыновления и принятие новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов. Царь являлся выборным главой римского общества, исполнявшим, кроме того, обязанности верховного жреца. При царе действовал совет старейшин, иначе именуемый " сенатом". Первоначально он состоял из 100 человек, а затем число его членов было увеличено до 300. В раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Все решения комиций должны были получить одобрение сената.
Лекция 3. РИМ - НАСЛЕДНИК ГРЕЦИИ: КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО Трудно даже представить себе, какая область известной нам культуры не имеет отношения к тому, что было создано гением римлян. Римская цивилизация может рассматриваться как нечто самостоятельное и самодостаточное. Однако эта культура возникла не на пустом месте. Римляне многим обязаны своим соседям и соперникам — этрускам. Но гораздо большим обязаны они грекам, которые издавна населяли города Южной Италии. Более высокий уровень развития греческой культуры способствовал тому, что римляне охотно усваивали её достижения. Между греческой и римской культурами существует определенная преемственность, что то позволяет объединить их под одним понятием — понятием античной культуры. Античность буквально обозначает " древность"; в специальном смысле этот термин обозначает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Процесс проникновения греческого языка и греческой культуры в Рим особенно усилился после того, как Рим объединил под своей властью всю Италию, а вскоре (в середине 2 века до н.э.) и всю Грецию. С этих пор греческая культура на римской почве — высшие достижения литературы, искусства, науки —становится неотъемлемым достоянием собственно латинской культуры. Национальная латинская литература началась как подражание греческим образцам. Большая часть поэтических произведений классической эпохи римской литературы создается с оглядкой на греческие образцы и на те жанры, которые давно были разработаны греческими поэтами. Римский пантеон в основных чертах был скопирован с греческого: Юпитер был тождествен Зевсу, Юнона — Гере, Диана — Артемиде, Венера—Афродите и т.д., хотя это совпадение не было полным, да и культовая сторона римская религии имела весьма значительные особенности. В области искусства влияние греков было столь же велико. Римские храмы строились по образцу греческих; римские скульпторы ориентировались на знаменитые греческие модели. Еще большая зависимость от греческих образцов существовала в таких отвлеченных областях, как философия и наука. Здесь римляне шли буквально по стопам греков, тщательно изучая терминологию, методику и возможности применения философских и научных исследований. Римляне с большим почтением относились к греческой культуре, но вместе с тем, римляне обладали выдающимся национальным самосознанием, которое не позволяло им довольствоваться копированием чужих образцов. Охотно признавая превосходство греков в сфере наук и искусств, свое предназначение они усматривали в сфере практической — прежде всего, политической и военной — деятельности. Римляне усвоили лучшие достижения греческой культуры, относящиеся к различным эпохам её развития. Однако непосредственное влияние на развитие римской культуры оказала культура эпохи эллинизма — специфическая форма греческой культуры послеклассической эпохи (с 3 века до н.э.). Начиная с 1 века до н.э. развитие культуры в Греции и Риме приобрело одинаковые темпы и направление. Единство культурных форм, сглаживание различий в темпах и формах культурного развития позволяет говорить о существовании в определенный период времени единой греко-римской культуры. Этим понятием (которое не следует полностью отождествлять с понятием " античная культура" ) обозначается общность культуры Греции и Рима, особенно в эпоху Римской империи.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы