Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 12. ЛАТЫНЬ - ЯЗЫК ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ
Латинская поэзия является одним из величайших достижений мировой словесной культуры. Вне её традиций непредставимо поэтическое творчество последующих эпох европейской литературы. Сочинения великих латинских поэтов во все времена служили хрестоматийными образцами в процессе обучения основам словесной культуры. Знание латинской поэзии издавна считалось непременным условием гуманитарной образованности. Подлинным началом и вместе с тем расцветом латинской поэзии был 1 век до н.э. Единственными поэтами 1 половины 1 века до н.э., сочинения которых дошли до нас почти полностью, являются Лукреций и Катулл. Тит Лукреций Кар (ок. 96-55 до н.э.), автор философской поэмы " О природе вещей", стремился создать в нарочито архаизированных, эпических формах оптимистический гимн познанию. Философию Эпикура он считал верным путем к примирению с жизнью и к счастью. Язык поэмы чрезвычайно богат, насыщен образами и неожиданными сравнениями, но при этом торжественно возвышен. Гай Валерий Катулл (ок. 87-54 до н.э.) — поэт лирического направления; мир Катулла — мир чувства, мир внутренних переживаний. 116 стихотворений Катулла объединены в сборник, составленный по определенному плану. Стиль Катулла основан на контрастном противопоставлении высокого и грубого, изысканно-поэтического и простонародного. Самыми известными римскими поэтами традиционно считаются поэты середины 1 века до н.э. и эпохи Августа — Вергилий, Гораций и Овидий. Публий Вергилий Марон (70-19 до н.э.) считается крупнейшим представителем эпического и буколического жанров. К последнему относятся " Буколики", или " Эклоги", описывающие прелесть и естественность пастушеской жизни. Более дидактический характер имеют " Теоргики" — поэма о земледелии и скотоводстве, прославляющая повседневные заботы и воспевающая труд на природе. Главное произведение Вергилия, " Энеида", стало национальным римским эпосом (как " Илиада" и " Одиссея" Гомера стали таковым у греков); она почиталась в веках как самое полное и законченное поэтическое выражение римской культуры, римского мироощущения и национального сознания. Квинт Гораций Флакк (65-8 до н.э.), представитель лиро-эпического и сатирического жанров, автор нескольких сборников стихотворений. Чрезвычайное богатство тематики стихотворений Горация имеет общую основу: поэт занят поисками меры, равновесия в неустойчивой и бурной жизни. Стиль Горация необычайно разнообразен. Теория и практика стихосложения была для него специальной темой, которой посвящена поэтическая " Наука поэзии", излагающая правила построения поэтического произведения. Вергилий и Гораций в основном завершили оформление поэтического латинского языка (как в прозе это сделал Цицерон). Однако завершающую точку поставил их младший современник — Публий Овидий Назон (43 до н.э. — 18 н.э.), представитель элегического и эпического жанров. Творчество Овидия обычно рассматривают в рамках " эпохи Августа". Однако перед Овидием уже не стояла задача оформления латинского поэтического языка, которую выполнили Вергилий и Гораций. Поэтому он чувствует себя свободнее и смело пускается на эксперименты в области поэтических сюжетов, мотивов и образов. Это в немалой степени объясняет специфику чрезвычайно разнообразного поэтического наследия (любовная лирика, элегии, монументальные поэмы).
Лекция 13. ЛАТЫНЬ - ЯЗЫК ВЕЛИКИХ ОРАТОРОВ. РИМСКАЯ РИТОРИКА Античность превыше всего ценила слово, которое, по мысли античных писателей и философов, было тем средством, которое позволяло свободному и образованному человеку полностью раскрыть свою разумную природу и свои дарования перед другими людьми и перед самим собой. Словесность, то есть умение сочетать и правильно произносить слова, сообщать смысл и быть правильно понятым, — это единственная область, которая способна объединить людей. Именно поэтому все античное (и римское в том числе) образование строилось на основе словесности, и было подчинено ей: любые специальные науки (точные, естественные и прочие) могут лишь разобщить людей. Понятно, какое значение придавалось высшей форме словесности — риторике; она выступала как универсальное средство обращения со всеми явлениями жизни. Искусство риторики было высшей ступенью античного образования; учили ему в гимнасиях и риторских школах. В числе трех главных источников риторического умения выделяли природную одаренность, собственно теоретическое обучение и, наконец, практическое упражнение. Насчитывалось 5 этапов подготовки и произнесения речи: нахождение материала, правильное его расположение, придание ему надлежащего словесного выражения, заучивание или запоминание и произнесение. В смысле формальной классификации в Риме различались 3 вида риторики. 1) Торжественное красноречие для выступлений на праздниках с показательными хвалебными или порицательными речами. 2) Совещательное, или политическое красноречие, предназначенное для государственных деятелей, задача которых состояла в том, чтобы убедить слушателей в пользе или вреде того или иного дела. 3) Судебное красноречие, к которому прибегали обвинители и защитники, обосновывающие свою позицию. В области риторики римляне так же зависели от греков, как и во многих других областях. Величайшим и непревзойденным оратором Греции считался Демосфен, современник Александра Македонского и Аристотеля, написавшего специальный трактат о риторике. С конца 3 века до н.э. греческая система образования, а вместе с ней и система красноречия начала проникать в Рим. До этих пор римские ораторы руководствовались скорее интуицией и полагались более на природный дар убеждения, чем на изощренную риторическую методику. Греческая система укоренилась в Риме не без труда и не сразу. В патриотически настроенных кругах были сильны недоверие и даже враждебность к иноземному искусству. Главой этого движения был Катон Старший (2 пол. 3 — 1 пол. 2 в. до н.э.), политический деятель и едва ли не крупнейший оратор эпохи возвышения Рима. Катон оставил для своего сына несохранившееся руководство по риторике. Однако уже во 2 половине 2 века, после присоединения Греции, греческая риторика окончательно утвердилась в Риме, где вскоре появился достойный соперник Демосфена, Им стал Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), выдающийся оратор, писатель и политический деятель. Блестяще одаренный от природы, Цицерон уже в детстве выказывал такие способности, что на него приходили смотреть как на чудо. Весьма рано он в совершенстве овладел греческим языком и мог произносить на нем речи. Политическая карьера, избранная Цицероном, способствовала совершенствованию его мастерства. Будучи консулом в 63 году, Цицерон раскрыл заговор аристократа Катилины и разоблачил его в публичной речи, которая стала классическим примером его красноречия. Еще один цикл речей он произнес впоследствии против Марка Антония, стремившегося узурпировать власть. Язык Цицерона энергичен и естественен, чрезвычайно богат стилистическими и риторическими средствами, четок, ясен и классически правилен. Цицерон был не только непревзойденным оратором, без колебаний выступавшим в сенате, на площадях, перед самыми разными аудиториями. Он был также блестящим теоретиком риторики и оставил целый ряд специальных риторических сочинений, например, " Оратор", " Об ораторе", " Брут" и другие. Другим известнейшим теоретиком риторического искусства был Марк Фабий Квинтипиан (35-100 н.э.), написавший обширный и знаменитый впоследствии трактат " Наставление оратору". Эта книга имеет не только сугубо теоретическую, но и педагогическую направленность. Воспитывать оратора, по Квинтилиану, нужно с самого раннего возраста, последовательно проходя элементарные основы и продвигаясь к вершине риторического искусства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы