Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет: История и теория праздничной культуры



Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация. 1

2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции. 4

4. Олимпийские игры и систем спортивных игр в древней Греции. 5

5. Праздники древнего Рима эпохи Империализма: Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры их характеристики. 7

6. Праздники Французского королевского двора, дворянские праздники. 9

7. Цеховые праздники эпохи средневековья. 9

8. Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков. 10

9. Праздники периодов Французской буржуазной революции. 12

10. Праздничная культура России 10-17 веков. Виды праздников. Скоморошество. 13

11. Реформа Петра 1 в праздничной культуре. Петровские ассамблеи, маскарады, государственные праздники. 15

12. Гуляния и ярмарки середины 19 века. Формы народной праздничной культуры. 16

13. Государственные праздники России 20 века: праздник пролетарской солидарности, праздник независимости России, день конституции. 18

14. Государственные праздники России: Красной Армии, военно-морского флота, день защитника отечества, день победы. 19

15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники. 21

16. Профессионально-трудовые праздники. 24

17. Личностно-трудовые праздники. 25

18.Семейно-бытовые праздники. Культура обряда имянаречения. 26

19. Семейно-бытовые праздники. Культура свадебной обрядности. 27

20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья. 31

21. История и особенности режиссуры спортивных праздников. 32

22. Народные и религиозные праздники России 20 века: масленица, день Ивана Купала, Рождество Христово, пасха, троица. 34

23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система. 39

 

Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.

Праздники и другие развлечения появились еще в первобытнообщинном строе. Именно тогда люди поняли, что необходимо менять свои занятия, чтобы те не наскучили. Праздники уже тогда помогали человеку вернуть радость жизни, наладить позитивное мышление. Они помогают людям создать культурную идентичность, так как именно праздничные события могут сближать даже целые народы. Такие события заставляют вспомнить главные события в жизни, так как все прошлые образы в моменты празднования наполняются красками и свежими эмоциями. Даже в наши дни любому человеку приятно получить поздравления с Новым годом на сайте социальных сетей или другие поздравления. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развлечения являются самыми древними антидепрессантами. Этот феномен заметили уже давно, но только в наши дни ученые пытаются найти логическое объяснение такому влиянию праздника на психическое и даже физическое состояние человека. Врачи пытаются использовать эти сведения для лечения некоторых пациентов, для которых все лечение сводиться к улыбкам и отличному настроению.

Праздник - период исполнения особых общественных ролей открытым, публичным, коллективным образом. Независимо от того, проявляется ли публично обычная, нормальная общественная структура с ее иерархией или же на время создается иная, даже обратная структура, праздник всегда выступает периодом, когда подобные роли подчеркиваются, выражаются четко, и недвусмысленно. Президент или ректор появляются во время праздника в соответствующих одеждах и регалиях; как правило, костюм ведущего, руководителя праздничного развлечения, сатирических представлений так же, как и его слова, определяет и подчеркивает его функцию. В праздники люди заслуженные надевают ордена, члены корпораций, профессиональных объединений - специфические формы или знаки отличия. Поэтому праздник дает возможность увидеть эти роли в действии.

Функции праздников:

1) торжественное обновление жизни;

2) коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров),

3) компенсаторная - снятие напряжения и восстановление физических и психических сил,

4) эмоционально-психологическая - средство эмоциональной разрядки, т.е. дополнение предыдущей функции,

5) идеологическое и нравственное воспитание,

6) целостная функция, включающая в себя все предыдущие и поэтому утрачивающая роль определения

7) идеологическая, 8) воспитательная,

9) художественно-эстетическая, 10) информативно-коммуникативная,

11) интегративная, 12) игровая

13) рекреационно-компенсаторная

Классификация В календарь праздников входят международные праздники, официальные государственные праздники, неофициальные и личные праздники, а также профессиональные и религиозные. Наибольшее количество праздников – это международные. Они отличаются различной степенью значимости и популярности и имеют в разных странах свой приоритет.

В России самые известные международные праздники – это: Международный женский день 8 марта, 1 июня, когда отмечают День защиты детей, а также 1 октября – День пожилых людей.

Профессиональные праздники по своей популярности в России стоят на втором месте: одни из них хорошо известны, другие отмечаются в узком кругу тех, кто имеет к ним отношение. Самые известные: 12 апреля (после полета Ю.А. Гагарина отмечается как День космонавтики), День радио празднуется 7 мая, наши блюстители порядка отмечают День милиции 10 ноября.

Особо почитаются в России религиозные праздники, причем как верующими, так и простыми гражданами - праздники Рождества Христова, Пасхи. Кроме того, Россия как многоконфессиональное государство знает основные неправославные праздники, например, мусульманский Навруз (праздник равноденствия) и Ураза-Байрам (окончание поста в священном месяце Рамадан).

Личные праздники – это, разумеется, дни рождения, дни свадеб и прочие даты, которые касаются отдельной группы людей. Любой, кто испытывает недостаток в количестве официальных праздников, может создать свои личные и праздновать их столько, сколько пожелает душа.

Государственные праздники Российской Федерации могут быть официальными и являться выходными днями (День Победы – это 9 мая или День России – это 12 июня), также официальными и рабочими днями (Татьянин день – приходится на 25 января). Но, пожалуй, особо любимыми являются неофициальные праздники, которые устанавливает народ (например, Старый новый год – 14 января).

 

Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков.

Пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене

Октоберфест – крупнейшее народное гуляние в мире, праздник пива, кренделей, жареных цыплят и аттракционов. Впервые Октоберфест в Германии отмечали 12 октября 1810 г. В этот день состоялась свадьба принца Людвига и принцессы Терезы Саксонской. В честь бракосочетания устроили народные гуляния, на которые пригласили всех мюнхенских граждан.

Место, где проходили празднования, названо в честь невесты Терезиным лугом. Люди повеселились на славу, и Людвиг I распорядился праздновать Октоберфест каждый год. Эта традиция прочно укрепилась и за 200 лет прерывалась только во время войн и эпидемий холеры в 1854 г. и в 1873 г.

Октоберфест проходит в центре Мюнхена на площади луг Терезы, расположенной недалеко от Главного вокзала.

 

Сербский Мокрин – пасхальные яичные бои

Одна из пасхальных традиций – это “яичные бои” как у католиков, так и у православных. К яичным боям в сербской деревне Мокрин (провинция Воеводина) власти относятся крайне серьезно и называют их не иначе как чемпионатом мира. При желании и вы можете стать одним из 10 тысяч участников соревнования, среди которых иногда встречаются даже представители высших чинов.

 

 

Русский раёк

Когда-то русский раек (раёк) являлся своего рода народным «кинотеатром» на открытом воздухе, в котором показывали неподвижные, но все же сменяющие друг друга картинки. Потешные панорамы занимались благородным делом — просвещением и информацией неграмотного народа, исполняли роль устной газеты, таким образом помогая зрителям знать об основных событиях в мире. Ну а раешник — это рассказчик, показывающий свой раёк.

Раёк был весьма популярным способом развлечения во время народных гуляний в течение всего XIX века. Он состоял из небольшого ящика, в передней стенке которого были проделаны отверстия (отверстия часто снабжались увеличительными стёклами), внутри перематывалась с одного валика на другой длинная полоса определённой длины с нарисованными изображениями. Зрители наблюдали картинки сквозь отверстия, а раешник передвигал изображения и комментировал их. Первоначально в райке «крутили» картинки только религиозного содержания, например, об ангелах, о жизни Адама и Евы в раю, откуда и пошло название панорамы. Позднее картинки в райке были самого разнообразного содержания: про богатырей (например, Илья Муромец и Микула Селянинович), государственных деятелей и знаменитых людях (Наполеон, Суворов, Степан Разин); демонстрировали батальные сцены, в которых славились победы русских воинов; обзорные панорамы (Петербург, Италия, Франция, Германия); исторические события; «уроды» и карлики; моды того времени и многое другое.

Собирая своими прибаутками и скороговорками зрителей, раешник просил по копейке «с рыла» за возможность посмотреть на его картинки. Раешник усиленно развлекал публику, рассказывая содержание картинок очень остроумно, смешно, хотя и весьма примитивно. Вот, например, что рассказывал раешник, показывая картинки из заграничной жизни:

Раёк был непременным участником всех больших ярмарок и праздничных гуляний в городах России XIX века.

Верхний ярус театра (галёрка) тоже когда-то назывался райком. В старину на ярмарках громко кричал и другой раешник (не владелец райка) — дед-раешник, или балаганный дед. Дед-раешник стоял перед балаганом на специальном возвышении — балконе, который назывался раус, и зазывал публику на балаганное представление.

Балаган

Балаган (от персидского «балахане» — верхняя комната) в дни ярмарок вначале был торговым помещением, позднее, в середине XVIII века, он стал специально возводиться для театрализованных представлений, которые можно сравнить с цирковыми. В XIX веке основшым материалом для балаганов были доски, крыша де­лалась из мешковины или брезента. Внутри балаган были сцена и зрительный зал, в котором были на первые, вторые и стоячие места. Перед балаганом имелся балкон, с которого дед-раешник приглашал публику прийти на представление.

В балагане показывали все то, что можно считать зачатками современного цирка, например, «игру оркестра во чреве кита»; представляли свои номера карлики и великаны, силачи и акробаты, жонглёры, танцоры, фокусники, кукольники.

В конце XVIII века в балаганах разыгрывались инсценировки рыцарских романов, «арлекинады» со многими сценическими эффектами: полётами, провалами («смертельными» падениями), превращениями (фокусами). Во время Крымской войны в балаганах показывались пантомимы с батальными сценами и схватками, устраивали взрывы, пожары, для чего использовали специальные машины и пиротехнику.

 

Июня

День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

12 июня 2001 года, выступая в Кремле на торжественном приеме по случаю Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России, Президент РФ В. В. Путин сказал, что «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл — это успех, достаток и благополучие граждан».

В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.

Сейчас День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

День Конституции

12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Россиийской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.

Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Со времени первого принятия Конституции в документ был внесен ряд поправок, из которых одними из последних являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года).

В конце 90-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР, принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

 

День Красной Армии

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистическое завтра, но и с внешними врагами - продолжалась 1-я мировая война и боевые действия шли на территории России.

Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет " Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 11 февраля декрет " Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота" - (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества.

18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.

21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием " Социалистическое Отечество в опасности! "

23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от " кайзеровских войск". Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.

С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона. И с 1923 по приказу Реввоенсовета Республики 23 февраля ежегодно отмечался как День Красной Армии.

С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота.

День защитника Отечества — праздник, отмечаемый 23 февраля в России, Белоруссии, на Украине, в Киргизии и Приднестровье. Был установлен в СССР в 1922 году как День Красной армии и Флота. С 1949 до 1993 г. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота». После распада СССР праздник также продолжают отмечать в ряде стран СНГ. В настоящее время праздник отмечается как День защитника Отечества в соответствии с Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 год).

24 марта 2006 года Госдума постановила исключить из официального описания праздника в законе слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)», а также изложить в единственном числе понятие «защитник».

С 2002 года по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днём.

Сегодня 23 февраля в России является неформальным народным праздником мужчин, который празднуется как коллегами в своих коллективах, так и в семьях, и носит массовый характер. В этот день поздравляют также и женщин — ветеранов Великой Отечественной войны, женщин — военнослужащих.

По мнению многих историков, в том числе Андрея Зубова, доктора исторических наук, профессора, преподавателя МГИМО и Российского православного института, «23 февраля большевики не победили немцев, а капитулировали перед ними. В 1938 году была выпущена медаль „20 лет РККА“, и так родился очередной советский миф — день Красной армии. Хотя очевидно, что даже сторонникам советской власти праздновать тут нечего — в этот день большевики никого не победили. Эта абсолютно надуманная дата заменила настоящие русские воинские праздники: Георгиевский день (9 декабря — память освящения церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве и учреждения боевого ордена св. Георгия в 1769 г.) — праздник Русской армии, и день апостола Андрея Первозванного (13 декабря) — праздник Русского военно-морского флота.»

День Победы — праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Отмечается 9 мая. Введён в 1945 году, однако с 1948 года являлся рабочим днём.

Впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия, уже при Брежневе. В том же юбилейном 1965 году День Победы снова стал нерабочим.

В период существования СССР военныe парады на Красной площади 9 мая были в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы..

Также, c шестидесятых годов своеобразные военные парады 9 мая стали проводиться во многих городах СССР. В этот день воинские части и военные училища маршем проходили по улицам городов к военным мемориалам или памятникам погибшим воинам, где проводились митинги и возложения цветов.

После распада СССР парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).

С тех пор парады на Красной площади стали проводить ежегодно — но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации.

В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

 

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

[править]

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

 

Масленица.

народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику», см. раздел Аналоги Масленицы в др. странах). В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! ».

Среда — лакомки

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — разгул

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[23], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[24]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми[25].

Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье — проводы

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика».

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице»

День Ивана Купала

Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.

Вода

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Огонь

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Травы

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Рождество Христово (в Русской православной церкви Е́ же по пло́ ти Рождество Господа Бога и Спа́ са нашего Иисуса Христа один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря.

7 января

В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.

Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2, 10-12).

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Пасха также — Воскресение Христово— древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

 

Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация. 1

2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции. 4


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь