Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел I. догматическом богословие как наука
Понятие о догматическом богословии. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах Свойства догматов. 1.2.1. Теологичность (вероучительность). 1.2.2. Богооткровенность. 1.2.3. Церковность. 1.2.4. Законообязательность (общеобязательность). Догматы и богословские мнения 1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины Догматические системы (исторический обзор) Причины появления догматов Основные принципы раскрытия содержания догматических истин Назначение догматов. Усвоение догматических истин человеческим сознанием Развитие догматической науки Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки 2.2. Теория " догматического развития" Православный взгляд на развитие догматической науки Задачи и метод богословской догматической науки Литература Раздел II Священное Предание Священное Писание о Священном Предании Понятие о Священном Предании Соотношение Священного Писания и Священного Предания Понимание Священного Предания в современном православном богословии Формальное предание 2.3.1. Древние символы и исповедания веры Раздел III Понятие о богопознании и его границы Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания Естественное богопознание (естественное Откровение) Сверхъестественное богопознание Характер и границы богопознания Споры о характере и границах богопознания в IV веке 2.1.1. Евномианская доктрина Споры о характере и границах богопознания в XIV веке 2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского Понятие об апофатическом и катафатическом богословии Часть вторая. О Боге в Самом Себе Раздел I. О Боге, едином в существе Истина бытия Божия Учение о существе Божием Содержание учения о существе Божием Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих 2.2.1. Самобытность Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих 2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу Раздел II. О Боге, Троичном в лицах Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии Аналогии Пресвятой Троицы в мире Краткая история догмата о Пресвятой Троице Доникейский период в истории троичного богословия. 3.1.1. Монархианство. Тринитарные споры IV столетия 3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Свидетельства Нового Завета 4.2.1.Указания на троичность Лиц без указания Их различия Верование древней Церкви в Троичность Божества Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц Божественное достоинство Бога-Отца Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом 6.2.1. Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа 6.3. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном* 6.3.1. Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц 7.1.1. Отношения между Отцом и Сыном Личные (ипостасные) свойства 8. Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества) Почему Бог троичен в Лицах? Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения Учение о монархии Отца Римо-католическое учение о филиокве Единосущие Лиц Пресвятой Троицы Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире Раздел I. Бог как творец и промыслитель мира Бог как творец мира Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм Сущность христианского учения о происхождении мира. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. Вечность Божественного замысла о мире Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру Творение и время Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? Совершенство творения Бог как промыслитель мира Действительность Промысла Божия Ложные учения о Промысле Действия Промысла Божия 2.5.1. Мирохранение Образы Божественного промышления о мире 2.7.1. Естественный образ промышления Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла О возможности познания Промысла Божия человеком Основные виды творений Божиих Мир духовный или ангельский 3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании Человек 3.2.1. Сотворение человека Богом
Введение [К Оглавлению] Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия? Слова " богослов", " богословие", " богословствовать" — встречаются ли они в тексте Священного Писания? — Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — " богослов", " богословие", " богословствовать" — не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом. Сам термин " богословие" — это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах. Во-вторых, это святитель Григорий Богослов, который защищал православное учение о Святой Троице во время ожесточенных тринитарных споров IV столетия и воспел Пресвятую Троицу в своих поэтических произведениях. Таким образом, в богословии не слишком много богословов. Само слово " богословие" в христианском лексиконе появляется не сразу. Еще мужи апостольские и апологеты второго столетия относились к нему настороженно, поскольку оно напоминало им о философских спекуляциях языческих мыслителей. Первым слово " богословие" ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окончательно закрепилось это слово в христианском словаре несколько позднее, в основном благодаря александрийской богословской школе, таким ее представителям как Климент Александрийский и, в особенности, Ориген (1, 1). Однако святые отцы, пользуясь термином " богословие", часто употребляли его в значении, заметно отличающемся от того, в каком мы понимаем его сегодня. Например, Евагрий Понтийский, автор IV века, пишет: " Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься — то ты богослов" [2, 83]. Таким образом, для святых отцов богословие значит нечто большее, чем оно означает для нас. Хотя святые отцы и не были чужды современного понимания этого слова, то есть понимания под богословием систематического изложения христианского вероучения с использованием способностей человеческого разума, поскольку разум есть дар Божий и отрицать его не следует, но такое понимание было вторичным. Другой существенный момент святоотеческого учения о богословии: богословие обязательно должно являться составной частью всецелого служения человека Богу. Подлинное богословие—это не умозрительные схемы и учебники, подлинное богословие — всегда живо, поэтому оно всегда литургично, мистично, доксологично. Подлинное богословие стало возможно только благодаря Боговоплощению, пришествию на Землю Сына Божия, который открыл нам истинное ведение о Боге. Поэтому святые отцы называют Господа Иисуса Христа богословом, например, свт. Григорий Палама говорил, что Бог не только нас ради воплотился, но и стал богословом (3, 7). И мы можем быть богословами только в силу полученной от Него харизмы. Подлинный богослов всегда есть, по слову отцов " theodidaktos", то есть, обученный Богом, а не только наученный от людей или хотя бы даже и от Писаний. Поскольку богословие есть дар Божий, оно требует от человека прежде всего доверия Богу и веры в Него. Хотя разум в деле богопознания и имеет существенное значение, правильно развиваться он может только в пределах веры. Поэтому для каждого человека, приступающего к изучению богословия, необходимо всегда держать в уме формулу Ансельма Кентерберийского " credo ut intelligent" (" верю, чтобы понимать" ), а не наоборот. Об этом же говорит и святой апостол Павел: " Верою познаем, что веки устроены словом Божиим." …(Евр. 11, 3) Вера, доверие Богу, является необходимым " инструментом" богопознания. 2. Mysterion. У великих Каппадокийцев мы можем встретиться со странным на первый взгляд выражением: " тайна богословия". Что здесь имеется в виду? Почему богословие называется тайной? Тайна — это не просто совокупность каких-то неразрешимых проблем и головоломок. Это есть нечто такое, что действительно открывается нашему пониманию, хотя и не может никогда быть открыто нам без остатка по той причине, что это нечто простирается в божественную бесконечность. Именно поэтому богословское выражение, по слову ап. Павла, всегда должно быть " гадательно" (1 Кор. 13, 12). Богословие вынуждено пользоваться антиномиями, парадоксами именно потому, что оно простирает свой язык за свойственные ему пределы. И поскольку областью богословия является Божественная тайна, то богословское мышление должно быть одновременно и отрицательным и положительным. Именно сочетание апофатики и катафатики делает возможным некоторое представление о Боге, позволяет нам соприкоснуться с божественной тайной. Вот несколько примеров подобного рода выражений. Таких примеров в святоотеческих текстах можно привести великое множество, и для человека, чуждого патриотической традиции, эти высказывания представляются не более, чем игрой слов. Действительно, они и будут казаться нам подобного рода игрой, если мы упустим из виду, что подлинное богословие невозможно без катарсиса. Подлинное богословие всегда богочеловечно. Если источник богословия всегда находится в Боге, то в чем должно выражаться человеческое соработничество? Прежде всего в обращенности, открытости человеческого сердца к божественной любви, в преображении всей жизни человека через вселение Святого Духа. Поэтому богословие — это не просто ученое занятие, которому можно предаваться несколько часов в неделю, а всеобъемлющий образ жизни. Не может быть подлинного богословия без стремления к совершенству. Поэтому, по единодушному мнению святых отцов, подлинные богословы, — это, несомненно, святые. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы