Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 10. Управление культурными процессами



1. Культура как объект социального управления.

2. Культурная политика: понятие, цели, задачи.

3. Особенности культурной политики в современной России.

Контрольные вопросы

1. Как вы считаете, необходимо сознательное, целенаправленное управление культурой или культурой нельзя управлять?

2. Определите, основные институты, регулирующие культурную деятельность.

3. Культура и рынок, возможно ли их успешное взаимодействие?

4. Как осуществляется управление процессами производства, хранения, распределения и освоения культуры.

5. Назовите основные институты, регулирующие культурную деятельность. Какое место здесь занимает государство? Сокращается или возрастает его влияние на культуру в современных обществах?

6. Что современные ученые выделяют в качестве важнейших функций и принципов культурной политики?

7. Какие изменения произошли за последние годы в культурной политике российского государства?

8. Раскройте особенности советского опыта культурной политики.

9. Какие основные субкультурные системы можно выделить в современной российской культуре? Представлены ли они в культуре провинции, в частности Курского края?

 

 

Литература

4, 6, 8, 9, 17, 18, 20, 21, 27, 28, 30, 48, 56, 64, 73, 74, 76, 77, 78, 83, 84, 86.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социология культуры» включает в себя:

– проработку и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,

– самостоятельное изучение тем, не включенных в лекционный курс и не содержащихся в планах семинарских занятий,

– подготовку к семинарским занятиям,

– подготовку реферата,

– работу с тестовыми заданиями.

Руководство самостоятельной работой студентов преподавателями осуществляется в форме аудиторных занятий (включенных в расписание факультета) и индивидуальных консультаций.

В процессе реализации самостоятельной работы студенту необходимо:

– на основе программы курса «Социология культуры» определить формы и задачи самостоятельной работы;

– под руководством преподавателя проработать рекомендованную литературу, ознакомиться с контрольными вопросами по курсу;

– работая с литературой, необходимо предварительно выделить учебные пособия, классические произведения, определить научную литературу, рекомендованную по каждой теме;

– в течение учебного года целесообразно определить тему научного доклада (реферата) и подготовить его в соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферативным работам;

– систематически выполнять задания, предусмотренные кафедрой, и готовить материал для собеседования с преподавателем в часы, отведенные для самостоятельной работы в соответствии с расписанием;

– принимать участие в написании контрольной работы по материалам курса.

Два первых занятия посвящаются методике самостоятельной работы, обзору обязательной и дополнительной литературы, методике написания рефератов, проведения социокультурного исследования. В рамках самостоятельной работы студенты обучаются также пользованию электронным каталогом библиотеки и ресурсами Internet.

В рамках контроля над качеством освоения программы проводятся контрольные работы, включающие в себя содержательные и тестовые задания.

 

Содержание самостоятельной работы

Темы (или вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

1. Чем вызвано возрастание роли культуры в современном общественном развитии? Может кризисом современной цивилизации?

2. Почему в современном понимании феномена культуры «Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом» (Ж.Т. Тощенко)?

3. В чем различие взглядов на культуру философа, историка, культурантрополога, социолога?

4. Согласны ли вы с утверждением П. Сорокина, что социология культуры обладает особым статусом, равнозначным статусу социологии?

5. Какой уровень социологического знания представляет собой социология культуры?

6. Как вы относитесь к утверждению известного отечественного философа, создателя так называемой «антропологической» концепции культуры В.М. Межуева, что социология культуры должна заниматься только исследованием феномена массовой культуры?

7. Проанализируйте существующие ныне трактовки предмета социологии культуры, как они коррелируют с классическими представлениями (Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина и др.)?

8. Определите точки пересечения проблемных полей социологии культуры и философии культуры.

9. Как вы объясните, почему этнология (этнография) в западных университетах прикреплена к социологическим факультетам, а в отечественных – к историческим?

10. Исследует ли социология культуры культуру традиционного общества? Если да, то в чем ее отличие от социальной (культурной) антропологии?

11.Опишите особенности этапов развития социологии культуры.

12. Раскройте специфику европейского и американского этапов в развитии социологии культуры.

13.Назовите основные парадигмы в определении предмета социологии культуры.

14. Проанализируйте в критическом ключе точки зрения на метод социологии культуры Г. Зиммеля, А. Вебера, П.Н. Милюкова, П.А. Сорокина.

15. Объясните, в чем состоят трудности определения предмета социологии культуры.

16. Какие открытия М. Вебера легли в основу последующих исследований в социологии культуры?

17.Обоснуйте вклад марксизма в методологию социологии культуры.

18. Выделите особенности и этапы развития социологии культуры в России.

19. Какие западные концепции оказали наибольшее влияние на отечественную социологию культуры?

20. Объясните, почему в 80-е г.г. XX в. в социологии культуры стали преобладать микросоциологические подходы: социология малых групп, социология повседневности и т.п.

21.Сравните концепции Н. Элиаса, П. Бурдье, П. Бергера и Т.Лукмана как попытки связать макро - и микроуровень в исследованиях социальной, в том числе культурной, реальности.

22. Покажите на конкретных примерах тот вклад, который внесли в развитие социологии культуры западные и отечественные авторы.

23. Проведите сравнение точек зрения на повседневность представителей феноменологического и герменевтического метода в социологии культуры.

24. Раскройте специфику постмодернистского подхода к анализу культуры.

25. Как бы вы объяснили теоретическое расчленение мира людей на дуальную оппозицию культуры и общества. Ответ дайте с точки зрения структурного функционализма или используя феноменологический метод.

26. Укажите, какое направление в социологии культуры представляет социальную реальность как противоречивое взаимодействие системного и жизненного миров.

27. Считаете ли вы, что употребление термина «социокультурная система» характеризует собой принципиально новое понимание взаимоотношений общества и культуры?

28. Порассуждайте о том, на каком этапе культура и социальность разделяются, порождая насилие с одной стороны и отчуждение – с другой.

29. Согласны ли вы с тем, что культура выполняет в обществе функцию фильтрации, «очищения» от элементов распада, индивидуального и социального? Не с этим ли связано возрастание роли и активности культуры в современном обществе?

30. Как вы думаете, вариативность и динамичность больше свойственна социуму или культуре? Свой ответ обоснуйте.

31. Согласны ли вы с утверждением об отсутствии жестких границ между социальными и культурными явлениями. Приведите примеры культурного содержания социо-политических факторов и, наоборот, социо-политического – культурных.

32. Как вы считаете, чем вызывается и в чем проявляется кризис культуры? Можно ли считать, что впервые кризис проявился в первое осевое время (К. Ясперс), и сегодня опять от культуры требуется прорыв в качественно новую социальную реальность?

33. Покажите взаимосвязь усложнения структуры культуры с ростом функций, которые выполняет культура в обществе.

34. Можно ли сказать, что никогда культура не была столь многофункциональна и многообразна, как в современном обществе? Является ли это свидетельством роста свободы и творчества человека?

35. Проведите четкое разграничение понятий: социализация, идентификация, аккультурация, инкультурация.

37. В чем вы видите причины кризиса социальной идентичности в современном мире? Наблюдаете ли вы его у себя? Определите собственную (личную) идентичность.

38. По мысли уральского исследователя Л.Н. Когана при социологическом анализе культуры можно выделить три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. Согласны ли вы с такой структурой культуры? Какой из блоков является, как полагал исследователь, «культурноорганизующим»?

38. Объясните, почему интенсивная разработка проблемы субкультур началась в середине 60-х годов XX века.

39. Как вы думаете, различаются ли понятия «маргинальная культура» и «контркультура», «альтернативная культура»?

40. Согласны ли вы с тем, что в условиях модернизации повышается роль элит в формировании культуры? В чем вы видите особенности культурной роли элит России?

41. На конкретных примерах продемонстрируйте различие подходов в осмыслении феномена «контркультуры» современных отечественных и западных авторов.

42. Можно ли сравнить между собой идеологию и субкультуру, ведь и то, и другое связано с социальной неоднородностью общества? Может ли существовать «молодежная идеология», «классовая субкультура»?

43. Как соотносятся в нашей стране нормативно-ценностные ориентации и жизненные условия? Приведите примеры успешной адаптации, аномии и девиации.

44. Порассуждайте о том, как соотносятся знание, информация и мнение в традиционном и информационном обществе.

45. Согласны ли вы с исследователями, считающими идеологию искаженным, ложным сознанием? Какова роль идеологии в России, отражает ли функции идеологии в российском обществе известная мысль А.С. Пушкина, что « тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»?

46. Объясните, по каким основаниям выделили культурные универсалии М. Мид и К. Клакхон, и что лежит в основе фрейдистской классификации?

47. Как бы вы объяснили причины всплеска этноцентризма в современном мире, в котором господствует либеральная идеология с ее идеей культурной толерантности и равноправия?

48. Как вы понимаете коммерциализацию культуры, что представляют собой коммерческий и некоммерческий секторы культуры?

49. Каковы особенности взаимовлияния технизации и социокультурных процессов в обществе?

50. Раскройте влияние глобализации на социокультурные процессы.

 

Методические рекомендации по написанию реферата

 

Цели написания реферата:

– изучение студентами актуальных социокультурных проблем;

– ознакомление с документами и работами отечественных и зарубежных исследователей;

– развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

Тема реферата выбирается студентом и утверждается преподавателем. Студенты выступают с рефератами на семинарских занятиях, заседаниях студенческого научного кружка, студенческих научных конференциях.

Выполняя работу, следует:

– корректно сформулировать тему реферата и рассматриваемые проблемы;

– изучить научную литературу по исследуемой теме и дать ее краткий обзор;

– логически грамотно построить всю работу;

– уметь сформулировать результаты своего исследования.

Структура реферата включает: введение, основную часть (параграфы, озаглавленные в соответствии с планом), заключение и список литературы. План реферата согласовывается с научным руководителем.

Все цитаты в реферате сопровождаются ссылками на литературный источник и даются в кавычках. Сноски на источники можно делать внизу страницы, в конце разделов или в конце работы. Список литературы составляется по общепринятым правилам описания источников.

Текст реферата должен быть написан четким разборчивым почерком или напечатан (через два интервала). Примерный объем его 20 - 25 машинописных страниц.

На титульном листе указываются:

– название вуза и кафедры;

– тема реферата;

– фамилия и имя студента с указанием факультета и номера учебной группы;

– фамилия и инициалы научного руководителя; место и год написания реферата.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Анализ культуры в классических теориях (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

2. Социокультурная динамика у Макса Вебера («Протестантская этика и дух капитализма»).

3. Эволюционные универсалии в культуре и в обществе.

4. Проблема культурной специфики различных обществ.

5. Циклические теории культурного развития.

6. Теория модернизации.

7. Роль культуры в процессе модернизации российского общества.

8. М. Вебер и понимающая социология.

9. Феноменологическая социология и символический интеракционизм.

10. Культура в структурно-функциональном анализе.

11. Феноменологическая концепция повседневности А. Шюца.

12. Новейшие теории в социологии культуры: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье.

13. Методы социологического исследования культуры.

14. Место социологии культуры в системе наук о культуре.

15. Леворадикальная социология культуры.

16. Культура как система духовного производства.

17. Роль гениальности и среды в формировании культуры.

18. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных значений.

19. Культурные механизмы социализации.

20. Мода и престижное потребление как символы статуса.

21. Типы знаний, используемых человеком.

22. Новые информационные технологии и их социокультурные последствия.

23. Судьбы религии в современном мире.

24. Религия и атеизм как формы духовности.

25. Наука в цивилизациях Запада и Востока.

26. Характерные особенности маргинальной личности, социальные причины маргинальности.

27. Социокультурная идентификация, ее особенности в условиях радикальных общественных перемен.

28. Культурные рамки нации и проблема межнационального общения.

29. Культурные противоречия и мировые конфликты ХХI века.

30. Типы и виды культурной политики.

31. Роль государства в поддержании культурной жизни общества.

32. Православие в структуре духовной жизни современной России.

33. Плюрализм социокультурных процессов и проблема обустройства России.

34. Элитарная и криминальная культуры: сравнительный анализ.

35. Социальные смыслы массовой культуры.

36. Социальные смыслы межпоколенной трансляции культуры.

37. Роль социальной памяти в межпоколенной коммуникации.

38. Феномен творчества: от интерпретации к инновации.

 

 

Контрольные работы

Вариант 1

1. Предмет и методы социологии культуры.

2. Кто из указанных социологов рассматривал социокультурные идеи обективистки?

а) Э. Дюркгейм

б) К. Маркс

в) Т. Парсонс

 

Вариант 2

1.Структура культуры и культурологического знания.

2. Социокультурное творчество – это..

а) созданный человеком объект

б) создание новых знаний, ценностей, норм, образцов, регулирующих жизнедеятельность человека

в) совокупность духовных ценностей

 

Вариант 3

1.Основные направления социологии культуры.

2. Кто называл свою социологию «понимающей»?

а) Карл Маркс

б) Макс Вебер

в) Карл Манхейм

 

Вариант 4

1. Сущность и функции культуры в обществе.

2. В какой исторический период социология культуры оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

а) ХVII – ХVIII вв.

в) конец ХIХ в.

г) середина ХХ в.

 

Вариант 5

1.Основные течения русской мысли в социологии культуры.

2. Предметом социологии культуры являются:

а) духовный мир человека

б) закономерности развития общества

г) тенденции, закономерности функционирования и развития культуры как целостного общественного явления

 

Вариант 6

1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии.

2. Кто является субъектом профессиональной культуры?

а) народ

б) классы

в) интеллигенция

 

Вариант 7

1. Общество как социокультурная система.

2. Кто ввел понятие «аномия» как состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы ценностей и норм?

а) А. Вебер

б) П. Сорокин

в) Э. Дюркгейм

 

Вариант 8

1.Виды и субъекты социокультурной деятельности.

2. Кто из мыслителей рассматривал игру как функцию культуры?

а) А. Шюц

б) Э. Фромм

в) И. Хейзинга

 

Вариант 9

1.Структура и уровни культуры.

2. «Архетипы – изначальные, врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного лежащие в основе общечеловеческой символики», - считал

а) К. Манхейм

б) З. Фрейд

в) К. Юнг

 

Вариант 10

1.Личность как субъект и объект культуры.

2.Сторонником какой культурологической теории был Н.Данилевский?

а) марксисткой

б) цивилизационной

в) феноменологической

Вариант 11

1.Социальные субъекты культуры.

2. Кто ввел в научный оборот понятие «культурный капитал»?

а) М. Вебер

б) А. Моль

в) П. Бурдье

 

Вариант 12

1. Понятие и виды социокультурных процессов.

2. Потрясение, испытываемое представителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой называется:

а) культурный шок

б) стигма

в) катарсис

Вариант 13

1.Социокультурные институты: типы и формы.

2. Кросс-культурным исследованием называется:

а) истолкование текстов

б) одновременная принадлежность лица или группы к двум культурам

в) сравнительное исследование социальных объектов в контексте различных культур

 

Вариант 14

1.Современная российская социология культуры.

2. Наиболее полно и всесторонне социокультурную динамику проанализировал

а) П. Сорокин

б) Т. Парсонс

в) В. Парето

 

Вариант 15

1.Социальные цели и задачи культурной политики.

2. Ценности культуры – это

а) традиционные верования

б) высокая степень творческого мастерства

в) значимые, общепринятые и разделяемые в обществе убеждения

 

Вариант 16

1.Культура и субкультуры.

2. Карл Маркс выявил зависимость материальной и духовной культуры от

а) способа производства

б) подавления одного класса другим

в) идеологии

 

Вариант 17

1. Проблемы социальной идентичности в современном мире.

2. Кто разделил понятия «цивилизация» и «культура»?

а) М. Вебер

б) С. Хантингтон

в) О. Шпенглер

Вариант 18

1. Культурные универсалии и культурный релятивизм.

2. Метод интерпретации культурно-исторических явлений, исходя из ценностно-нормативных ориентаций субъектов исторических действий, - это

а) бикультурализм

б) аккомодация

в) герменевтика

 

Вариант 19

1. Массовая культура: сущность и структура.

2. Культурная норма - это

а) личные навыки

б) разрешенные методы действий

в) предпочитаемые (рекомендуемые или предпочтительные) формы поведения

 

Вариант 20

1. Глобализация как современный социокультурный процесс.

2. Терпимость к чужому мнению называется…

а) компромиссом

б) плюрализмом

в) толерантностью

 

 

Вариант 21

1. Российская культура в контексте глобализации.

2. Стереотип – это

а) определенное состояние мысли

б) упрощенный и односторонний образ действительности

в) вид действия

 

Вариант 22

1. Проблемы образования в современном обществе.

2. Растущую унификацию стиля жизни, образцов потребления, взглядов, технических устройств в масштабе всего мира мы называем

а) аккультурация

б) глобализация

в) этноцентризм

 

Вариант 23

1. Религия как социокультурный институт.

2.«Свобода, равенство и братство» - этот лозунг взывает к

а) нормам

б) ценностям

в) стереотипам

Вариант 24

1. Социокультурные функции науки.

2.Противоположностью этноцентризма является

а) национализм

б) патриотизм

в) культурный релятивизм

Вариант 25

1. Социализация как усвоение культурных ценностей.

2. Аккультурация – это тоже самое, что

а) ассимиляция

б) иммиграция

в) социализация

 

 

Задания в тестовой форме

 

1. В чем особенность социологического подхода к анализу культуры

а) исследует закономерности культурного процесса

б) дает эмпирическое описание культуры

в) анализирует систему социальных кодов, определяющих содержание социальной жизни людей

2. Вставьте недостающее слово:

Культура – ….. ценностей, образцов и норм поведения, способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям

а) совокупность б) система в) формы

3. В чем заключается коммуникативная функция культуры

а) создает нормы и образцы поведения и осуществляет социальный контроль

б) осуществляет передачу сообщений и социального опыта

в) обеспечивает целостность общества или группы

4. Кому принадлежит идея о циклической смене в ходе истории доминирующих культурных суперсистем (идеациональной, сенситивной, идеалистической)

а) С.Хантингтону

б) Э.Гоффману

в) П.Сорокину

5. Определите, какие характеристики относятся к формационному анализу культуры

а) феодальная

б) рабовладельческая

в) индустриальная

г) первобытная

6.Субкультура – это

а) тип культуры, ориентированный на улучшение материальных условий

б) совокупность материальных и духовных ценностей всего общества

в) система символов, норм, ценностей, отличающих сообщество или группу

от доминирующей культуры большинства

7. Определите, кто из названных авторов принадлежит к эволюционной парадигме в социологии культуры

а) Э. Тейлор

б) М. Мид

в) А. Шюц

8. Кто первым сформулировал концепцию культурно-исторических типов

а) П. Сорокин

б) О. Шпенглер

в) Н.Я. Данилевский

9. Какая из названных парадигм рассматривает культуру как самоорганизующуюся систему

а) эволюционная

б) нормативная

в) психологическая

г) синергетическая

10. Аккультурация – это

а) взаимопроникновение и взаимозаимствование культур

б) поглощение господствующей культурой

в) потрясение, испытываемое представителями одной культуры при столкновении с другой

11.К какому виду культуры относится рок– кльтура и панк – культура

а) доминирующая культура

б) субкультура

в) контркультура

12. Относятся ли нижеперечисленные методы исследования к качественным, используемым в социологии культуры

а) кейс-стади

б) этнографическое исследование

в) контент-анализ

г) история жизни

13. Вставьте пропущенное слово

Инкультурация – это процесс … индивида к культуре, усвоение им существующих ценностей, норм и правил поведения, образцов культуры

а) приобщения б) приспособления в) отторжения

14.Кто рассматривает культуру с точки зрения технократического подхода

а) О. Шпенглер

б) К. Маркс

в) Д. Белл

15.Аномия – это

а) дезинтеграция общества, распад системы социальных норм, потеря личностью идентичности

б) приспособление общества к изменяющимся условиям

в) целенаправленное воздействие на личность или группу

16.Какое понятие является здесь лишним

а) индустриальное общество

б) доиндустриальное общество

в) постиндустриальное общество

г) капиталистическое общество

17. Все ли указанное относится к формам внутрикультурной динамики

а) диффузия

б) инновация

в) открытие

г) изобретение

18.Билингвизм – это

а) одновременная принадлежность лица или группы к двум культурам

б) сосуществование двух языков в рамках одной группы в различных

коммуникативных сферах

 

19.Продолжите ряд

а) доминирующая культура –…. – …..

б) высокая культура – ….

в) материальная культура – ….

г) элитарная культура –...

1)религиозная культура 2) субкультура 3)массовая культура 4)контркультура 5) народная культура 6) духовная культура

20.Кто из социологов разработал культурно-аналитический подход к культуре

а) О. Конт

б) М. Вебер

в) Т. Парсонс

21.Наиболее распространенная форма религиозной организации – это

а) церковь

б) секта

в) культ

22.Кто из названных ученых принадлежит к феноменологической школе социологии культуры

а) А. Шюц

б) Э. Дюркгейм

в) П. Бурдье

23.Какой социолог разработал классовый подход к культуре

а) К. Маркс

б) Г. Гарфинкель

в) Г. Зиммель

24. Социальная идентичность – …

а) процесс усвоения индивидом социального опыта

б) самоотождествление индивида с различными социальными группами

в) деятельность по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей

25.Определите кто из указанных социологов разработал понятие «жизненный мир»

а) П. Сорокин

б) А. Шюц

в) М. Вебер

26. Модернизация – это

а) переход от традиционного типа культуры к индустриальному

б) постепенное слияние с доминирующей культурой

в) фрагментация общества на общности

27. Закон – это комплекс социальных норм

а) наиболее строгих

б) устанавливаемых и санкционируемых государством

в) содержащихся в кодексах

28. Рок – музыканты – это

а) первичная группа

б) отдельная субкультура

в) общественное движение

29. Культурные табу – это

а) наказ (совет)

б) позволение

в) запрет

30. Противоположность конформизму – это

а) девиация

б) бунт

в) отчуждение

31. Единственная, встречающаяся во всех культурах и общая для всех культур норма, касающаяся сексуальных отношений, – это запрет

а) бигамии

б) прелюбодеяния

в) кровосмешения

32. Процесс снижения религиозности в современных обществах – это

а) аномия

б) секуляризация

в) сакрализация

33. Какое из нижеперечисленных высказываний не является этническим стереотипом?

а) русские – это избранная нация

б) евреи жадны

в) негры ленивы

г) китайцев больше всего в мире

34. Когда человек отбрасывает ценности, но придерживается норм, предлагаемых ему обществом, мы имеем дело с

а) инновацией

б) конформизмом

в) ритуализмом

35. Понятие культурной нормы не охватывает

а) личных навыков

б) запрещенных форм поведения

в) разрешенных форм поведения

36. Стереотип – это

а) идеальный тип

б) вид действия

в) упрошенный и односторонний образ действительности

37. Харизма – это

а) форма религии

б) форма легитимизации власти

в) этнический предрассудок

38. Как называется молодежная культура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением доминирующей культуры?

а) конформизм

б) контркультура

в) псевдокультура

39. К базисным элементам культуры относятся

а) язык, ценность, культурная норма

б) язык, ценность, табу

в) обычай, мораль, религия, право

40. К культурным универсалиям из перечисленного относится

а) законодательство

б) институт брака

в) государство

41. Непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному называется

а) культурной эволюцией

б) культурной реформой

в) культурным взаимодействием

г) культурной революцией

42. Предписания о том, как надо вести себя в обществе называются

а) социальными нормами

б) санкциями

в) обычаями

43. Отклонение от нормы, которое рассматривается большей частью общества как предосудительное, называется

а) взаимодействием

б) девиацией

в) санкцией

44. Генетические определения культуры представляют культуру с позиции:

а) ее структуры

б) полного охвата культуры

в) ее происхождения

45. Культурная диффузия показывает

а) идентичность культур

б) взаимодействие и взаимопроникновение культур

в) дифференциацию культур

46. Увеличение и укрупнение масштабов социальных и культурных процессов – это

а) прогресс

б) глобализация

в) эволюция

 

Ответы на вопросы:

1 – В; 2 – Б; 3 – Б; 4 – В; 5 – (А, Б, Г); 6 – В; 7 – А; 8 – В; 9 – Г; 10 – А; 11 – В; 12 – (А, Б, Г); 13 – А;. 14 – В; 15 – А; 16 – Г; 17 – (Б, В, Г); 18 – Б;

19 – (А (2, 4), Б- 5, В- 6, Г- 3); 20 – Б; 21 – А; 22 – А; 23 – А; 24 – Б; 25 –Б;

26 – А, 27 – Б, 28 – Б, 29 – В, 30 – А, 31 – В, 32 – Б, 33 – Г, 34 – В, 35 – А, 36 – В, 37 – Б, 38 – Б, 39 – А, 40 – Б, 41 – А, 42 – А, 43 – Б, 44 – В, 45 – Б, 46 – Б.

 

Критерии оценок:

«отлично» – выполнено правильно 81 – 100 % заданий,

«хорошо» – выполнено правильно 61 – 80 % заданий,

«удовлетворительно» – выполнено правильно 41 – 60% заданий,

«неудовлетворительно» – выполнено не более 40 % заданий.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет и методы социологии культуры.

2. Культура как система, структура и функции культуры.

3. Связь социологии культуры с другими науками о культуре.

4.Социологическая концепция культуры О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма.

5. Социальные аспекты культуры в трактовке структуралистов и постмодернистов.

6. Культура современного западного общества в зеркале социологии.

7. Отечественная социология культуры.

8. Символический интеракционизм и феноменологическая концепция культуры.

9. Взгляд на культуру П. Сорокина.

10. Марксисткая социология культуры.

11. Отечественная социология культуры.

12. Структурно-функциональный анализ культуры.

13. Эволюционизм и теория модернизации.

14.Социодинамика культуры А. Моля.

15.Общество как социокультурная система.

16. Элементы и уровни культуры.

17. Язык как элемент культуры.

18. Формы культуры: народная, элитарная, массовая.

19. Культура исторических общностей.

20. Многообразие типологий культуры.

21. Понятия «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура».

22. Социальные институты культуры: типы и формы.

23. Виды социокультурной деятельности и их субъекты.

24. Социальное регулирование культурных процессов.

25. Социальные типологии личности.

26. Проблемы социокультурной идентичности.

27. Наука как социальный институт.

28. Религия в контексте культуры.

29. Социокультурная функция образования.

30. Социокультурный процесс: понятие и виды.

31. Социодинамика культурных форм.

32. Культура и субкультуры, контркультуры.

33. Молодежная субкультура в современных условиях.

34. Природа и виды социокультурного творчества.

35. Социальные аспекты «массовой культуры».

36. Понятие и типология субъектов культуры.

37. Культурная интерпретация современной российской трансформации.

38. Функции культуры в социализации.

39. Формирование социологического подхода к исследованию искусства.

40. Разновидности социокультурных процессов: внутрикультурные и межкультурные.

41. Структуры личности: базовые (модальные) и маргинальные. Причины и сущность девиации.

42. Культура и рынок, влияние коммерциализации на культуру.

43.Элита: понятие, виды и социокультурные функции.

44. Глобализация как социокультурный процесс.

45. Методология и методы социокультурного исследования.

46. Личность как продукт и творец культурных форм.

47. Массовая культура: природа и сущность.

48. Интеллигенция и ее роль в культуре.

49. Культурная политика государства в современном мире.

50. Особенности культурной политики в современной России.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. – М.; СПб., 1999.

2. Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.

3. Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2-х т.: Пер. с англ. – М., 2001.

4. Бочкова Л.М. Культура как социальная система: Конспект лекций. – М., 2001.

5. Вебер А. Социология культуры // Избранное: кризис европейской культуры. – М., 1999.

6. Волков В.Г. Социология культуры: Учеб. пособ. – СПб., 2000.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – 2 изд. – М., 1996.

8. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.

9. Ионин Л.Н. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000.

10. Ионин Л.Н. Социология культуры. – М., 1996.

11. Ирхин Ю.В. Социология культуры. – М., 2006.

12. Каган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург, 1992.

13. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб., 1997.

5. Культурология. XX век: Энциклопедия. 2 тт. – СПб., 1998.

14. Культурология. XX век. Словарь.– М., 1997.

15. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. – СПб., 2000.

16. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004.

17. Михайлова Л.И. Социология культуры. – М., 1998.

18. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.

19. Попов В.В. Социология культуры: Тексты лекций. – М., 1999.

20. Сивцева С.И. Введение в социологию культуры: Тезисы лекций. – Якутск, 2002.

21. Смелзер Н.Дж. Социология: Словарь. – М., 1990.

22. Социологический словарь. – Минск, 1991.

23. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

24. Современная западная философия. Словарь. – М., 1998

25. Социологический энциклопедический словарь. – М., 1998

26. Филатова О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. – СПб., 2000.

27. Шендрик А.И. Социология культуры: Учеб. пособ. – М., 2005.

28. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005.

29. Хюбшер А.Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада XX века. – М., 1994.

30. Энциклопедический словарь по культурологи / Под общей редакцией А.А. Радорина. – М., 1997.

31. Культурология. XX век: Антология. – М., 1995.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

32. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. – М. – 1993. – №3.

33. Банфи А. Искусство и общество. // Банфи А. Философия искусства. – М., 1988.

34. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М., 2002.

35. Безмоздин Л. Культурно-социологический анализ вещи. // Вопросы социологии искусства. – М., 1979.

36. Бердяев Н.А. Философия неравенства. – Париж, 1970.

37. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. – М., 1988.

38. Богданов А.А. О пролетарской культуре. – М., 1924.

39. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М., 1986.

40. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV –XVIII вв.: Структура повседневности. – М., 1986.

41. Бурдье П. Начала. – М., 1994.

42. Валлерстайн И. Конец знакового мира. Социология XXI века. – М., 2004.

43. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

44. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Социология религий. //Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

45. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.

46. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. – М., 1987.

47. Витаньи И. Общество, культура, социология. – М., 1984.

48. Вопросы социального функционирования художественной литературы: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Г.Г. Дадамян. – М., 1984.

49. Волков Г.Н. Социология науки: Социологические очерки научно-технической деятельно


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.296 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь