Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество как социокультурная система



1. Социальность культуры.

2. Культура как система.

3. Функции и дисфункции культуры в обществе.

 

Надприроднаяя, надбиологическая сущность культуры означает, что опыт, приобретенный одним поколением, не исчезает вместе с ним. Необходимость поддерживать свое физическое существование путем продолжения рода и совместной трудовой деятельности заставляло людей объединяться, интегрировать опыт, координировать усилия, то есть устанавливать социальные связи. И «социальная память» удерживала не только приемы трудовой деятельности, но и совокупность представлений, отображавших отношения между людьми, и связанные с ними мифы, ритуалы и другие системы символов.

Особенностью культуры на ранних ступенях исторической эволюции являлось ее фактическое слияние с социальностью, различить их было невозможно, люди жили в определенной культуре (что, кстати, фиксируют и изучают археологи и этнографы).

С появлением цивилизации культура и социальность начинают расходиться. Показателем этого расхождения является возникновение чисто социальных проблем, связанных с социальным неравенством, политической властью и т.п. Социальное развитие уже перестает совпадать с культурой, но культура пронизывает все сферы и выступает универсальной формой и способом воспроизводства как система ценностей, смыслов, значений, норм.

Под культурой понимается содержание социальной жизни, и в ее объективированном виде (предметный мир культуры), и как реальное взаимодействие – информационный и содержательный обмен между людьми. Предметное содержание культуры составляют материальные объекты, технологии, разделяемые символические объекты, критерии оценок и ценностные шкалы.

Коммуникативное содержание образует культурная информация (знание, образы, представления, эмоции), которой люди обмениваются в такого рода ситуациях.

Содержание социокультурной среды составляют события и процессы, порождаемые активностью людей в ходе их совместной жизни [Осипов Г.В. 1996: 132].

Культура, соединяя воедино внешний и внутренний миры людей (вспомним марксовы «опредмечивание» – «распредмечивание», объясняющее механизмы поведения и деятельности человека), образует некую единую структуру, передаточным механизмом между ними служит мир знаков и символов, мир образов и звуков, мир человеческих действий.

Социальное здесь – это процесс действий и взаимодействий людей, направленных на удовлетворение потребностей индивидуального или массового характера, в ходе чего реализуются реальные отношения участников процесса.

Г.В.Осипов определяет социальную реальность как формы человеческих отношений (конфликт, социабельность, ассоциации, мобильность) и структуры взаимодействия и деятельности (социальные институты, вертикальные и горизонтальные связи) [там же: .138}.

Культурное же – это степень оснащенности этого процесса атрибутами культуры (ценностями, нормами, знаниями, образцами), принятыми в данной среде.

Мы подошли к выяснению вопроса о соотношении общества и культуры в целом. Что такое общество? Существует масса подходов к объяснению этого феномена. Структурно-функциональный, системный, диалектико-материалистический, структуралистский, феноменологический и др. Базовым является понятие «деятельность», на его основе образуется сложное понятие «жизнедеятельность», то есть деятельность, связанная с обеспечением жизни. Опыт жизнедеятельности накапливается в сознании и привычках людей и сохраняется в виде структурных формирований: традиций, стиля жизни, мировоззрения, менталитета и т.д.

Общество конструируется на основе опыта взаимодействия, успешность которого определяется единством интерпретаций этих самых действий на основе общепринятых норм и ценностей.

Типизация опыта и формирование образцов действий приводит к возникновению социальных институтов, выступающих для индивидов как объективные социальные реальности. Возникнув, социальные институты начинают регулировать поведение и деятельность людей, но главным регулятором является принятая в обществе культура.

Теоретическое расчленение мира на системный (совокупность структур) и жизненный (интерсубъективные конструкции – архетипы, стереотипы, бытовые знания, мораль и т.д.) проанализировал Ю. Хабермас. Он отмечает существующее в современном обществе противоречие между этими двумя явлениями, порождающее насилие, с одной стороны, отчуждение – с другой.

Итак, каждый человек, проживая константы своего существования (труд, любовь, борьбу за доминирование, игру и смерть), является участником и творцом повседневной культуры. Специализированная, «высокая» культура, выступающая обобщением жизненного и исторического опыта многих людей, «помогает» функционированию повседневной культуры через «массовую культуру».

На жизненный мир людей культура, прежде всего высокая, воздействует, как считает А. Моль, через идеи (мир знаков); рассказы, сказки (мир мифов); произведения печати (мир литературы); картины (мир изображений); пантомима, кино, театр (мир движений); музыкальные произведения (мир музыки); публикации и теории (мир науки).

Таково, в общих чертах, современное понимание общества как социокультурной системы.

Культура как система. Культура любого общества представляет целостную сложную самоорганизующуюся систему, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. В культуре, как в любой системе, можно выделить структуру или статику (множество взаимосвязанных с помощью прямых и обратных связей системообразующих элементов), и динамику – изменение элементов, свойств, отношений с течением времени. Динамика культуры есть результат взаимодействия всех элементов культуры, индивидуальных свойств, иерархических уровней и подсистем, влияния окружающей природной среды, а также прошлого и ожидаемого будущего.

Ученые выделяют следующие принципы, которые лежат в основе культуры как системы:

– преемственность;

– целостность, системность;

– проникновение во все сферы жизни;

– способность к саморазвитию;

– взаимодействие культур как внутри социума (субкультуры), так и культур различных стран и цивилизаций.

В социологии существуют разные точки зрения на структуру культуры. Одна из наиболее принятых на Западе принадлежит американскому исследователю У. Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отношения, ценности, правила. Понятия выражаются через язык, слова, поэтому изучение языка позволяет ориентироваться во внешнем мире.

Второй элемент – отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Ценности - третий элемент представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавливает, что для него ценности, а что – нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют и общечеловеческие ценности. Четвертый элемент культуры – нормы и правила – регулирует поведение людей в соответствии с ценностями культуры.

В отечественной культуре, так же как и в зарубежной, содержатся разные взгляды на структуру культуры. Приведем иную точку зрения на структуру культуры, принадлежащую отечественному социологу Л.Н. Когану. Согласно его мнению, культура включает в себя три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. В первый (когнитивный) блок входят знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, т.е. то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный человечеством. Ядром этого блока являются ценности. Поведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности. Праксеологический регулирует саму культурную деятельность людей через социокультурные институты (образование, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый культурно-организующий блок.

Г.Е. Зборовский включает в структуру культуры в качестве ее элементов ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

П. Штомпка, известный современный социолог, выделяет три сегмента культуры: нормативный, идейный, материальный.

Нормативная культура базируется на нормативных образцах, принятых в этой культуре или запрещенных

Идейная культура охватывает принятые в обществе убеждения, взгляды, идеи, стандартные символы и определяет тем самым характерные способы мышления, устанавливает смыслы событий и явлений. Раньше для определения этой сферы использовался термин «символическая культура», и некоторые авторы рассматривают этот сегмент культуры как центральный (К. Гирц).

К материальной культуре, которую иногда называют «материальная или техническая цивилизация», относят все объекты, которые нас окружают: предметы, инструменты, модифицированные и преображенные объекты природы и др. Но более правильным, пожалуй, является широкое определение цивилизации как своеобразного комплекса элементов не только материальной, но и идейной, и нормативной культур.

В современной отечественной социологии выделяют следующие структурные элементы культуры: коммуникативный, семантический, нормативно-эталонный, информационный.

Коммуникативный срез культуры включает в себя многоуровневую систему языков культуры (вербальный, жестовый, формализованный, графический, образный и др.), которую люди используют в процессе коммуникативной деятельности. Язык – система связанных между собой символов, признанных в данном обществе.

Семантический срез культуры представлен ценностями, смыслами, символами. Ценности – значимые для человека и общества предметы, явления, идеи, символизирующие духовное, возвышенное, нравственное и обусловленные социально-исторически и национально. Ценности могут быть духовные, витальные, политические, религиозные и т.д. Смыслы (или значения) заключают в себе культурное понимание окружающих объектов, действий человека и его состояний. Символы – образно-метафорическая форма выражения смысла.

Нормативно-эталонный срез культуры включает в себя нормы, культурные образцы, обычаи и традиции. Нормы – это поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры. Культурные образцы (паттерны) – устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной или природной средой, которая обусловливается предписанными нормами и критериями. Обычаи – распространенный тип поведения, складывающийся в повседневной жизни и основанный на принципе повторения. Традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения к поколению и являются ценностью данной культуры.

Информационный срез культуры представлен знаниями, представлениями, образами внешнего мира, картиной мира.

Но все-таки, если выделять нечто общее для всех обществ, то универсальными элементами культуры, по мнению М.Мид и К.Клакхона, можно назвать:

– язык как символику и смыслы действий;

– ценностную систему, как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

– символы, понятия, смыслы, которые придаются действиям;

– образцы и нормы поведения;

– типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, ритуальные, брачные и т.д.).

Функции и дисфункции культуры. Итак, структура культуры сложна, многозначна и противоречива. В силу этого многообразны и ее функции. Важнейшая из функций культуры – передача, трансляция социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой, то есть в данном случае культура выступает в качестве социальной памяти.

Весьма важной является познавательная функция культуры, так как она не только сохраняет социальный опыт, но и углубляет и расширяет знание.

В любом обществе культура выступает в роли регулятора поведения, поступков и действий людей, отбора материальных и духовных ценностей, осуществляет регулятивную или нормативную функцию.

Культура также представляет собой определенную, сложносоставную и сложносмысловую знаковую систему, которую надо уметь понимать и расшифровывать, – это ее знаковая или семиотическая функция.

Наконец, качественное состояние культуры отражает ее ценностная, аксиологическая функция. Без понимания системы ценностей культур мы не сможем сформулировать законы развития культур, понять, почему одни и теже принципы, факторы по-разному действуют и воспринимаются в разных социокультурных системах.

Консолидирующая, или интегрирующая функция культуры проявляется в том, что принадлежность общественных субъектов к одной и той же культуре выступает естественной основой объединения в одно целое. Без собственной культуры не может существовать ни одна нация, ни один народ, никакая другая этническая и социальная общность.

Культура выполняет также функцию смыслообразования, поскольку потребность в понимании смысла жизни, своего предназначения в мире относится к главным потребностям человека.

А.И. Шендрик считает главной функцией культуры человекотворческую – «возделывания, взращивания духа» (Цицерон), что, на наш взгляд, больше характеризует философский подход к культуре.

Однако в развитии социума и культуры наступают кризисные периоды, когда в культуре нарастают деструктивные процессы, которые Э. Дюркгейм определил как «аномию» – состояние общества, в котором наблюдается слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности норм и нравственных правил.

Таким образом, аномия - это, прежде всего, кризис культуры. Он проявляется в противоречивости социокультурных ориентаций людей, рассогласованности работы социокультурных институтов, нарастании девиации и депривации. Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от «нормального» или социально приемлемого в данной культуре. Депривация – недостаток материальных и духовных опор, общепринятых в качестве базисных основ человеческого опыта, что ограничивает развитие потенциала личности в данном обществе.

Глубоко проанализировал кризисные явления в культуре П. Сорокин. Он отмечает, что кризис есть не что иное, как переходная стадия от одного типа культуры к другому. Сорокин изучил все кризисы, имевшие место в истории европейского общества, и установил своеобразную закономерность. Каждый из них проходит четыре этапа: кризис – катарсис (очищение, покаяние) – харизма – воскресение.

Однако, кроме достаточно оптимистического толкования кризисных явлений в культуре, есть и более пессимистические (например, в работах Н. Бердяева, Э. Фромма, Й. Хейзинги и др.). В частности, Фромм отмечает в современном обществе усиливающуюся бездуховность, эмоциональную опустошенность, рационализацию, перерастающую в индивидуализм, индустриализм, ценностно-культурные конфликты, углубляющиеся глобальные проблемы.

Весьма значительно проявляются кризисные явления в современной России. Л.И. Михайлова, на основе постоянно проводимых социологических исследований, отмечает следующие кризисные проявления в современной России:

– разочарование в прежних (социалистических) идеалах, отсутствие общих объединяющих идей, в результате в сознании каждого человека формируются свои представления и идеалы;

– наблюдается нравственный кризис значительной части общества, усиливается значимость индивидуалистических и материальных ценностей, идет размывание простых норм нравственности (доброты, милосердия, честности, порядочности, доверия и других);

– массовое несоблюдение социальных норм, что ведет к росту преступности, коррупции, наркомании и другим негативным явлениям и процессам;

– разрушение целостности и взаимосвязи функционирования различных государственных и общественных структур [Михайлова Л.И. 2006: 49-61].

Все это признаки кризиса, но не следует при этом преувеличивать его глубину. На сегодняшний день у большинства россиян не произошло глубинной ценностной переориентации, сохранен социокультурный и нравственный фундамент.

ГЛАВА 4

Структура культуры

1.Структурные элементы культуры.

2. Уровни и формы культуры.

3. Культура как совокупность институтов.

 

Структурные элементы культуры. Культуру общества как сложную систему можно рассмотреть с точки зрения ее структуры в нескольких аспектах. Наиболее распространено структурное деление на материальную и духовную культуру.

Материальная культура – это артефакты (предметы материального производства, техника и др.), а также культура труда и материального производства, физическая культура, культура отношения к своему телу. Хотя артефакты – это то, что сделано руками человека, они также несут определенные смыслы и значения. Поэтому важная особенность материальной культуры – ее нетождественность материальной жизни общества, материальная культура характеризует материальную деятельность с точки зрения развития человека, раскрытия его способностей и дарований.

Духовная культура ( нематериальная культура ) – это духовные ценности, язык, ценности, нормы, идеи, верования и т.п. Обычно выделяют шесть подлинно всеобщих форм духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука.

Миф – это не только исторически первая форма культуры, но и источник данных о дописьменных обществах, закодированных главных ценностях общества, проявлений через логику мифов универсальных структур человеческого разума. Мифы характерны и для современных обществ, их функция – творение особой реальности, необходимой для любой культуры.

В религии выражена потребность человека в выходе за рамки земной жизни (трансценденции), выделении священного, сверхъестественного, вера в существование души. Тип религии вырабатывает не только определенное отношение к труду, но и определенный образ мысли, менталитет, систему нравственного и правового регулирования. Наличие развитой религиозной культуры является признаком цивилизованного общества.

Нравственность возникает после того, как уходит миф, в котором человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролируется различными запретами (табу). С повышением внутренней автономности человека появляются первые нравственные регуляторы, такие как долг, честь, совесть и др.

Искусство является выражением потребностей человека в образных символах, в красоте. Это вторая реальность, мир жизненных переживаний, приобщение к которому, самовыражение и самопознание составляют одну из важных потребностей человека.

Философия стремится выразить мудрость в виде мысли. Возникла как духовное преодоление мифа. В качестве системы мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Гегель называл философию теоретической душой мира культуры, так как мир полон культурных смыслов.

Наука имеет целью рациональное реконструирование мира на основе постижения его закономерностей. Отличительной чертой науки, в отличие от религии, является ее открытость для обсуждения и пересмотра со стороны членов научного сообщества. Основная функция науки – в формировании системы логически упорядоченных знаний, на основе которых осуществляется преобразование реальности, построение рациональных прогнозов, социальное управление.

Оба вида культуры тесно взаимосвязаны между собой и являются причиной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. В то же время любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике.

Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения и объединения общества, особенно в периоды кризисов. В качестве средства хранения и накопления информации выступают естественная память индивида, коллективная память, запечатленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства сохранения информации: тексты, книги, изобразительные средства, аудио- и видеоматериалы.

Во всех случаях сохранение памяти требует поддержки знаковых систем, важнейшее место в культуре занимает язык. Он представляет собой самое емкое и распространенное средство передачи информации, играет принципиальную роль в формировании человеческого общества, развитии культуры, социализации индивида. Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия, в нем имеются особые правила, он создает и организует опыт и функционирует на основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей. Общий язык способствует социальному сплочению людей, но в то же время он может быть причиной их разъединения и дискриминации.

История взаимоотношений языка и общества характеризуется возрастанием роли языка в жизни общества. Это было обусловлено некоторыми общими тенденциями развития общества, такими как:

– интеллектуализация производства:

– усложнение социальной организации общества;

– удлинение сроков обучения;

– развитие каналов коммуникации;

– углубление личностного своеобразия каждого человека.

В современной (постмодернистской) традиции процесс превращения события в явление культуры должен быть выражен в тексте. Текст – это все то, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, одежда, интерьер и многое другое. Текст не сводится к речи, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные.

За последние десятилетия происходил ускоренный процесс радикальной смены системы накопления и хранения знаний, что породило информационную революцию, создающую предпосылки для становления постиндустриального общества. Формализация методов обработки знаний и оперирования знаниями позволила не только ускорить технологические и управленческие процессы, высвободить значительную часть работников от рутинного труда, но и преобразить само производство знаний, создать индустрию знаний, а на ее основе – технику с элементами искусственного интеллекта.

Уровни и формы культуры. Весьма разнообразными являются подходы к выделению уровней культуры. Некоторые культурологи и социологи культуры выделяют в культуре такие подсистемы, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура.

Более обоснованной, на наш взгляд, выглядит другая классификация, Советские культурологи по функциональной роли выделили в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная. К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, традиции, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.

По субъекту – носителю культуры выделяют следующие уровни:

– цивилизационная культура (относится к метаобществам);

– региональная культура (относится к метасоциумам, различным обществам, обладающим природной и территориальной близостью);

– национальная культура (относится к полиэтническим образованиям);

– групповая культура (относится к определенным социальным общностям и группам, делится на доминирующую культуру, субкультуры и контркультуру);

– семейная культура (относятся к разным типам семьи);

– культура отдельных личностей.

Формы культуры. Как правило, выделяют три формы культуры: элитарную, народную и массовую. Элитарная культура характеризуется как культура, ориентированная на особую группу людей (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новому, оригинально неожиданному в искусстве, науке. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Народная культура делится на два вида: популярную и фольклорную. Популярная культура описывает современные быт, нравы, песни. Фольклорная - включает в себя традиционные верования, обычаи, легенды, предания, танцы, то, что передается от поколения к поколению.

Массовая культура – вид культуры современного общества, характеризуется производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации [Минюшев Ф.И. 2004: 35]. Содержательно массовая культура отличается ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы и расчетом на коммерческий успех. В ней присутствует интернациональный (универсалисткий) и национальный компоненты. Массовая культура представлена эстрадой, телевидением, сленгом, модой, кичем и др.

Культура как совокупность институтов. В обществе в осуществлении функций культуры задействованы как социальные (государство, семья, рынок и др.), так и социокультурные институты (образование, наука, искусство и т.д.).

Социокультурные институты выполняют целый ряд социальных функций. Во-первых, это функция духовного воспроизводства, состоящая в обеспечении необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей. Ее выполняют творцы, профессиональные сообщества, научные учреждения, церкви и т.п.

Во-вторых, функция сохранения, тиражирования и трансляции созданных вновь или воспроизведенных культурных форм. Институты культуры заинтересованы в том, чтобы сделать их широким, массовым достоянием. Для этого работают издательства, кинопрокат, телевидение, студии записи и т.п.

В-третьих, институтам культуры свойственна социо–регулятивная функция, состоящая в регулировании процесса создания, сохранения и распределения, духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов. Социорегулятивная деятельность институтов культуры включает в себя использование традиций, обычаев и символов и осуществляется всей совокупностью социальных и социокультурных институтов.

В-четвертых, важной оказывается коммуникативная функция культуры, которая существует как межличностная и массовая. Межличностная коммуникация – непосредственное взаимодействие индивидов, которому присуши неофициальный и эмоциональный характер, она осуществляется такими социальными институтами как семья, соседство, друзья, коллеги и т.п. Массовая коммуникация – процессы передачи социально значимой информации. Характеризуется массовой аудиторией, использованием технических средств, упрощением содержания информации, передачей информации одновременно по различным каналам, доступностью информации. В коммуникации задействованы СМИ, телевидение, радио, аудитория и др.

В-пятых, институты культуры выполняют функцию социального контроля за созданием и распределением культурной продукции. В советском обществе имел место идеологический контроль со стороны партийно-государственных органов. В современном демократическом обществе эту функцию осуществляют государственные органы, предприниматели в сфере культуры, общественные организации и объединения граждан.

ГЛАВА 5


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь