Развёртывание цивилизации во времени
(по Б.Н.Кузыку, Ю.Б.Яковцу)
Глобальная цивилизация
| Мировые цивилизации
| Поколения локальных цивилизаций
| Локальные цивилизации
| Первый исторический суперцикл
(8-е тыс. до н.э. - 1-е тыс. н.э.)
| Неолитическая (8-4 тыс. до н.э.)
Раннеклассовая (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н. э.)
| 1-е поколение (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н.э.)
| Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
| Античная (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
| 2-е поколение (VIII в. до н.э. - V в. н.э.)
| Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская
| Второй исторический суперцикл (VI-XX вв.)
| Средневековая
(VI-XIV вв.)
| 3-е поколение (VI-XIV вв.)
| Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская
| Раннеиндустриальная (XV - середина XVIII в.)
Индустриальная (середина XVIII-XX в.)
| 4-е поколение (XV-XX вв.)
| Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская
| Третий исторический суперцикл XXI-XXIII вв. (прогноз)
| Постиндустриальная
(XXI - начало XXIII в. - прогноз)
| 5-е поколение
(XXI - начало XXIII в. - прогноз)
| Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская
|
В современном мире четко просматриваются две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность), идущие из истории –
Восточная (традиционная) цивилизация
| Западная цивилизация
| • корни уходят к сер. II тыс. до н.э. на территории, прежде всего, Индии, Китая и Японии;
| • несколько моложе она возникла в VIII - VI вв. до н.э. в бассейне Средиземноморья;
| • следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни;
| • стремление к обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу;
| 1) в отношении к личности
| • культивация идеи отказа от личного " Я" в пользу безличного абсолюта;
| • видение мира всебе самом, будто он есть его начало и творец;
| 2) отношение к миру, к реальности
| • дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности, уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека;
| • активное отношение человека к условиям своего существования, к внешнему миру, в т.ч. и социальному, инициативность и предприимчивость;
| 3) в отношении к возможностям разума
| • тяготение к интуитивному познанию, отсюда внимание к медитации и самовнушению;
| • рациональность, логичность мысли и эмпиризм, прагматизм;
| • дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью (общиной), религией, сильной централизованной властью государства;
| • дух индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу; дух состязательности
| КУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ предполагает неоднородность национальной культуры как целого либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Такое культурное разнообразие обусловлено климатическими, этническими, историческими, региональными и иными факторами.
Напр., национальная самобытность обнаруживается в правилах этикета.
Европеец, здороваясь, протягивает для пожатия руку, чего никогда не делают китайцы, японцы и индийцы.
Австриец при знакомстве с дамой только говорит " целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку.
| Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову.
| В Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый.
| В Гане зять не имеет права разговаривать с тещей.
| У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается, дабы показать, что сыты.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
¨ географическая или региональная характеристика культурного арсенала.
Выделяют культуры Запада и Востока, Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании;
| ¨ хронологический принцип
напр., в европейской культуре можно выделить такие ее разновидности, как античная культура Греции и Рима, культура средневековья и эпохи Возрождения, культура Нового времени, культура новейшего времени;
| по видам общественного производства:
| ¨ материальнаякультура
- все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей дальнейшего существования, технологической стороне жизни (орудия труда, средства производства, технические сооружения, различные властные структуры, общественные организации, политические партии и др.) Материальные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами;
| ¨ духовнаякультура
включает в себя субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения;
| ¨ социальнаякультура –
отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов.
|
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ - это преобладающий тип культуры в определенном социальном слое, общности, нации.
|
Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, т.е. на кого она ориентирована.
ОСНОВНЫЕФОРМЫКУЛЬТУРЫ
Ø Элитарная культура
| Ø Народная культура
| Ø Массовая культура
|
Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер.
Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк: от примитивного КИТЧА (нем. Kitch – халтура, безвкусица, штамп, дешевка, рассчитанная на внешний эффект) - комедия, мелодрама, " мыльная опера", до сложных, содержательно насыщенных форм - некоторые формы рок-музыки, интеллектуальный детектив, поп-арт (произведения, рассчитанные на популярность, использующие элементы техники, рекламы, муляжи и т.п.)
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
¨ тиражирование, что возможно только благодаря новым технологиям (печать, радио, телевидение, компьютерные коммуникации);
| ¨ • ориентация на массового потребителя, на большие аудитории;
| ¨ • коммерческий характер функционирования;
| ¨ общедоступность текстов массовой культуры;
¨ • расчет на некритическое восприятие;
| ¨ • использование в качестве изобразительных средств не реалистических образов, астереотипов и мифов, т.е. обращение к эмоциональной сфере человека, не требующей от него особого образования и подготовки. Более того, потребителю лучше быть вообще художественно необразованным;
| ¨ • тривиализация искусства, т.е. сведение всего разнообразия художественного опыта к элементарному, банальному, общедоступному, будь то классическое или народное наследие.
|
ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества;
|
СУБКУЛЬТУРА - часть общей культуры; система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
|
ВИДЫ СУБКУЛЬТУР
Популярное:
|