Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ритмико-мелодическая характеристика речи учителя
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, поэтому для правильного восприятия учениками учебного материала очень важна совершенная речь учителя. Нечеткое произношение отдельных звуков вызывает у учащихся непонимание, смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданно патетическая интонация в личной беседе вызывает недоверие к учителю. С. Соловейчик в статье «Человек свободный» пишет: «Как и во всяком деле, как и во всякой профессии, ремесло, требования ремесла, или, лучше сказать, мастерства, человеку важнее – без ремесленных навыков, без мастерства работать почти невозможно. Учишь ли ты или, на новый лад, развиваешь – все равно нужны способы, методы, навыки. Виктор Федорович Шаталов начинает свои семинары со скороговорок: пока не научишься ясной, быстрой и точной речи, в класс лучше не входить. Хорошая дикция – необходимая часть учительского ремесла. И сколько такого в преподавании! » (Первое сентября. – 19 июля 1997. – № 75. – С. 1). Речевое совершенство учителя и, конечно, учителя-логопеда, во многом обусловливается навыками владения им психотехникой речи. Психотехника речи является разделом психотехники общения, раскрывающим приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей. Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические – его выразительность. Например, паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места (Е.В. Руденский). Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса (его повышение и понижение), темпоритмом, тембром, интенсивностью звучания и ударением – фразовым и логическим. К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи относят следующие: 1) интонация (разнообразная, монотонная, подвижная); 2) дикция (ясная, нечеткая); 3) темп речи (быстрый, медленный, умеренный); 4) регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний); 5) сила голоса (сильный, слабый, умеренный); 6) тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий). Интонация – сложный комплекс невербальных ритмико-интонационных средств (просодических элементов), включающих мелодику, степень громкости, интенсивности движения тона, паузы, логическое ударение, дополняющих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрессивное значение звучащей речи. Интонацияиграет особую роль в общении, помогая лучше понять смысловое содержание речи и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории. По утверждению психологов, 17–20% информации слушателю дает интонация говорящего. Главными коммуникативными достоинствами интонации являются ее естественность, соответствие ситуации общения. Мелодика речи – повышение и понижение тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы. Повествовательная мелодика характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего. Основной тон высказывания – одно из главных средств интонационно-звуковой выразительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. В создании тона большую роль играют тембр голоса и другие интонационные средства. (Например, тембр голоса Ю. Левитана, артикуляция, манера произносить фразу, интонационная окраска каждого слова уже предвещали значительность экстренного сообщения). Тонов может быть столько, сколько разных эмоций и отношений: убеждающий, назидательный, просительный, вопрошающий, радостный, грустный, злобный, суровый, ласковый, сдержанный, холодный, взволнованный, торжественный, описательный, иронический и др. Наиболее эффективен для организации учебного взаимодействия спокойный, убедительный тон речи учителя, имеющий модальную окраску побуждения, воздействия на слушателя-ученика. Ударение различают грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-либо слога в слове), синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова), фразовое (передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания). Логическое ударение – это выделение наиболее важного, по намерению говорящего, слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Интонационное выделение логического слова выражается в повышении, понижении или усилении звука голоса, в подчеркнутой артикуляции слова. Помимо логического ударения, выделение слов создается и другими просодическими средствами: изменением силы голоса, заметным увеличением длительности звучания слова, психологической паузой. Пауза – остановка в течении речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения, один из наиболее выразительных элементов невербальной коммуникации. Характер паузы определяется местом возникновения и продолжительностью. Помимо физиологической функции, позволяющей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить высказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внимание к важной информации. Логические паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места. Паузы могут быть грамматическими, психологическими (пауза припоминания, пауза умолчания, пауза напряжения), физическими (недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п.). Для достижения выразительности речи следует пользоваться логическими и психологическими паузами. Пауза в речи учителя может быть полифункциональным средством воздействия, более эффективным, нежели многочисленные призывы-инструкции для ученика: обратить особое внимание, отметить смысловую веху учебной информации, сделать вывод и т. п. Учитель общается с учащимися не только, когда говорит, но и когда выразительно молчит. Молчание как коммуникативный знак может выполнять различныефункции: 1) контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни; 2) дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта; 3) эмотивную, когда таким образом передаются различные эмоциональные состояния: страх, удивление, восхищение, радость и др.; 4) информативную, как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие; 5) стратегическую, когда выражается нежелание говорить с определенной целью: не показать свою осведомленность; 6) риторическую, как способ привлечения внимания, придания особой весомости последующему высказыванию; 7) оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника; 8) акциональную, для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами: жестами, мимикой. Известны такие разновидности интонационных стилей, как информационный (деловой), научный, публицистический, художественный, разговорный. Специальные исследования показали присутствие в речи учителя всей интонационной палитры. Стилистика речевого поведения обусловлена педагогическими задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией и другими обстоятельствами [99]. Интонация играет важную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внушает определенный строй мыслей, что необходимо учитывать в педагогическом взаимодействии. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Например, сказав «спасибо», можно выразить различные оттенки чувств: сердечную благодарность, обиду, равнодушие, насмешку и др. С помощью упражнений можно научиться слышать и понимать смысловые значения интонации собеседника, можно оценить педагогические возможности использования интонационных средств, если соотнести эти возможности с особенностями своего голоса, с индивидуальной манерой речевого поведения. Речь учителя должна привлекать своей естественностью, мелодикой и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Дикция – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении. Хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи, способствует правильному восприятию речи говорящего. Дикция зависит от координированной и энергичной работы всего речевого аппарата. При отработанной дикции даже произнесенное шепотом слово доходит до каждого из присутствующих на уроке учеников. Для учителя, особенно для учителя-логопеда, четкость произношения – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию и повторению детьми речи педагога. Четкость дикции связана, прежде всего, с отработкой артикуляции – движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики, включающей упражнения для разминки речевого аппарата и для правильной отработки артикуляции каждого звука. Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп речи во многом зависит от темперамента говорящего, его знаний и представлений о предмете речи, от его настроения. Может измеряться количеством слов в единицу времени (секунду, минуту). Быстрый темп (90-120 слов в минуту) затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный (50-60 слов в минуту) – утомляет. Средний темп речи – 70-80 слов в минуту. Темп речи в учебном процессе зависит от содержания учебного материала, от типа речи (темп высказывания-рассуждения медленнее, чем темп описания) и от типа высказывания (замедленность инструкции или вывода). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все дети, в особенности «тугодумы», схватывают смысл высказываний, а неоправданное замедление вызывает интеллектуальную и эмоциональную заторможенность слушателей. Учитывается и возраст учащихся: для младших школьников это 40–60 слов в минуту, для подростков – 60–70, для старшеклассников – 70–100 слов. Чем важнее слово, текст, тем медленнее должна быть речь учителя. При расширении круга общения естественно повышение громкости, при сокращении – понижение. Голосовые модуляции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты. Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени. Темпоритмическая организация устных высказываний (скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью речи) может быть самой разнообразной. Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельствами общения, его целевой направленностью, эмоциональным состоянием говорящего. Речевому общению учащихся с педагогом мешает его сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь, неприятный оттенок голоса, дефекты произношения. Учителю-логопеду в процессе коррекции речи детей необходимо уделять особое внимание развитию ее ритмико-интонационной стороны. При этом целесообразно использовать рекомендации Т.А. Ладыженской с учетом особенностей речевого и коммуникативного развития детей: 1) чтобы дети поняли: для того, чтобыихбыло приятно и легко слушать, чтобы речь их была понятной для других, необходимо говорить достаточно громко, в нормальном темпе, без лишних жестов; 2) чтобы учащиеся научились в соответствии с ситуацией, с задачей общения изменять громкость, темп, тон речи, тембр; умели выразительно, используя логическое ударение, прочитать стихотворение, пересказать текст, рассказать сказку. У детей формируют умение изменять (усиливать или уменьшать) громкость речи в зависимости от содержания и задачи высказывания. Детей знакомят с различными видами тона речи, уместностью или неуместностью того или иного тона в определенной речевой ситуации, учат правильно использовать это качество устной речи. При анализе готовых текстов или высказываний учеников учитель предлагает вопросы: о чем этот рассказ? Какова его главная мысль (что хотел (а) сказать)? Какие слова или предложения в тексте говорят нам о том, что это высказывание надо произносить весело (грустно)? Какую часть рассказа нужно произносить грустно (весело)? Детей учат использовать темп как звуковое средство выразительности устной речи. Упражнения в произношении скороговорок способствуют формированию отчетливой, разборчивой, внятной устной речи. Например, при разучивании скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» педагог ставит перед детьми задачу: «Попробуем выучить эту скороговорку и научимся быстро произносить ее. Сначала я прочитаю скороговорку медленно, чтобы всем было понятно… Подумайте: о чем говорится в скороговорке? Какой согласный звук (согласные звуки) много раз повторяется? Давайте подсчитаем, сколько раз повторяется в скороговорке звук [т] (6 раз), звук [п] (5 раз). Попытаемся проговорить скороговорку медленно, все вместе два раза. Теперь шепотом несколько раз – вначале медленно, потом все быстрее и быстрее. Кто может произнести вслух скороговорку в быстром темпе? А сейчас все вместе произнесем скороговорку, все время убыстряя темп...». Закрепить знания детей о тембровых различиях голоса, умение изменять тембр голоса помогут различные игры, типа «Кто позвал? », «Узнай по голосу» и другие, инсценирование сказок [93].
Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл следующих изречений: Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой. Сенека, римский философ Мысль входит вратами чувств. Гельвеций ...Чтобы сделать, – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники. М. Горький 2. С целью осознанияпротиворечивостичеловеческой сущности выполните упражнение «За фасадом имени». Для этого на листе бумаги напишите свое имя и добавьте к нему определение, отражающее вашу сущность и начинающееся с той же буквы, что и имя. Подумайте и скажите: чего больше в вашем определении – любви, нежности, иронии, негативного отношения к себе? Попросите близкого вам человека выполнить это же задание. Сравните оба определения. Есть ли различия в том, каким вы видите себя, и как вас воспринимают люди? Задумайтесь о причинах различий. 3. Проверьте наличие собственной «зажатости». Согните и напрягите указательный палец ведущей руки, проверьте, куда идет напряжение (в соседние пальцы, кисть, локоть, шею, напряглась ли другая рука). Постарайтесь убрать лишнее напряжение, при этом держите палец напряженным; освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным; освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным. По счету от одного до пяти освободите всю мускулатуру, а затем снова напрягите ее. Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте. Напрягите левую ногу – проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела. Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на счет (25, 20, 15, 10, 5). 4. Попробуйте освободиться от «зажимов» с помощью следующего упражнения. Примите какую-либо заведомо неудобную позу: прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т. п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения – зажимы. Смысл задания заключается в том, чтобы максимально точно выделить область возникновения зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим. 5. Оцените свои возможности в овладении техникойсаморегуляции по следующим параметрам: - умение снимать излишнее напряжение, волнение; - умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением; - умение мобилизовать рабочее самочувствие; - умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; - умение создавать необходимое настроение. 6. Выполните упражнения, способствующие, по мнению С. Ключникова, накоплению психической энергии человека с помощью мысленной визуализации ярких образов. «Активизирующие образы». Ваши силы будут непрерывно возрастать, если несколько раз в течение дня вы сумеете ярко представить: а) что ваше тело омывает дождь бодрящей энергии; б) внутри вас океан освежающей силы, и вы впитываете его живительные флюиды; в) на вас направлен солнечный луч, несущий исцеление и радость; г) вы полный сил и уверенности человек, излучаете бодрость и способны преодолеть любую преграду. «Ураган энергии». Полезно представлять, как сквозь ваше тело, голову, мозг проходит ветер или даже ураган свежей, бодрящей энергии и как бы выветривает, выдувает состояние усталости, заряжая каждую клетку вашего существа необыкновенной силой, мощью и уверенностью. «Место силы». Мысленно перенеситесь в «место силы» (термин К. Кастанеды), представьте зрительно какое-либо заповедное место с прекрасным пейзажем и чистым воздухом, которое вы когда-то посещали и где чувствовали себя наилучшим образом. Затем глубоко, всем существом, ощутите состояние бодрости, свежести и здоровья, которое вы там испытали. И, наконец, усильте образ и возникшее ощущение, представляя, что пространство этого пейзажа пропитано необыкновенно мощной энергией. 7. Выполните упражнение «Голова», помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки, как бы избавляясь от головной боли [100]. 8. С учетом того, что «в каждой шутке есть доля шутки» проанализируйте шутливые советы «наоборот» с точки зрения последствий их выполнения. 1. Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте недоверчивы. 2. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можете, то загоните ярость поглубже в себя. 3. Все, что не имеет отношения к делу, – чепуха и скука, поэтому не позволяйте себе никаких слабостей. 4. Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников. 5. У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не теряйте его даже на дружескую беседу. 6. Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и требуйте всегда по максимуму. 7. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприятная штука [28]. 9. Определите качества голоса, о которых писал Цицерон: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, например, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой» [118]. 10. Раскройте значение и возможности применения каждого из приведенных ниже качеств голоса учителя в конкретных педагогических ситуациях: чистый, ясный, благозвучный, достаточно громкий, интонационно-выразительный, летящий, выносливый, гибкий, устойчивый. 11. Оформите в виде таблицы максимальное число положительных и отрицательных качеств профессионального голоса педагога. 12. Охарактеризуйте качества собственного голоса в рамках его соответствия профессиональным требованиям. 13. Раскройте роль интонации, темпа речи, паузы в общении. 14. Прочитайте скороговорки с различной интонацией, чтобы передать: а) недоумение; б) почтительный трепет; в) злорадство; г) готовность смеяться вместе с вами; д) сочувствие; е) восхищение. Карл у Клары украл кораллы. Проворонила ворона вороненка. От топота копыт пыль по полю летит. 15. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыхании соотносятся как 1: 20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и бесшумно. Текст для примера: Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта (Ф. Кривин) [77]. 16. Часто измененная артикуляция небольшого количества звуков способна существенно повлиять на речевую личность, её характеристики и самосознание. Произнесите в предлагаемом предложении ударное [о] на американский манер – как звук, близкий к [а]: Мой поезд выходит в восемь сорок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью. Каким образом меняется подтекстовый смысл предложения, несмотря на нейтральную интонацию? Какие еще произносительные особенности влияют на содержание сказанного? 17. Попробуйте прочитать следующий текст Цицерона, воспроизводя при этом речевой портрет И.В. Сталина (кавказский акцент с растягиванием безударных слогов), а затем – диктора Ю. Левитана (замедленное и чеканное произношение каждого слога, выдерживание пауз между словами) [77]: «...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности; колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства..» 18. С целью развития дикции выполните следующие упражнения [107]: а) произносите ряд основных гласных [И], [Э], [А], [О], [У], [Ы]: – резко, толчками, импульсивно, отрывисто произнося каждый звук; – на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы; б) тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для произношения сочетаниями согласных: БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ, ГДВИ - ГВДЭ - ГВДА - ГВДО - ГВДУ и т. д. в) произносить скороговорки, сначала медленно, преувеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением речевого аппарата. Затем постепенно наращивать темп, следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок: Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Всех скороговорок на перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Купи кипу пик. Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. д. 19. Оцените свои возможности в овладении культурой речи: а) грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений; б) лексическое богатство; в) выразительность, образность речи. 20. Оцените свои возможности в овладении техникой речи: а) «полетность», звонкость голоса; б) гибкость голоса, богатство интонации; в) правильно выбранная сила голоса; г) четкая дикция (отсутствие дефектов звукопроизношения); д) соблюдение необходимого темпа речи и т. д. Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ. К стрессогенным факторам, характерным для работы учителя, относятся: а) информационные перегрузки б) высокая степень ответственности в) дефицит времени для принятия оптимальных педагогических решений г) эмоциональные перегрузки д) все перечисленное
2. Укажите правильный ответ. Какие факторы являются производными от внутреннего состояния учителя? а) внешний вид учителя б) мимика и пантомимика в) осанка г) вербальные и паралингвистические средства общения д) все перечисленное
3. Укажите правильный ответ. К методам регуляции психических состояний Л.П. Гримак относит: а) рефлексотерапию б) цветомузыку в) релаксационные упражнения г) все перечисленное
4. Расположите в нужной последовательности следующие способы саморегуляции: а) произношение вслух и мысленно словесных формулировок в такт дыханию б) использование активной роли представлений, чувственных образов в) произвольная регуляция дыхания г) релаксация, снятие мышечных зажимов
5. Укажите правильный ответ. К какому способу саморегуляции относится музыкотерапия? а) психическая саморегуляция б) воспитание доброжелательности и оптимизма в) разрядка в деятельности г) контроль своего поведения
6. Укажите правильный ответ. К приемам психофизической саморегуляции учителя-логопеда можно отнести: а) глубокое осознание социальной роли своей профессии б) чувство долга в) эмоциональную отзывчивость и открытость г) стремление к самоанализу и адекватной самооценке д) все перечисленное
7. Укажите правильный ответ. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления и направляя контроль: а) на тонус мимической мускулатуры б) на тонус скелетной мускулатуры в) на дыхание, голос г) на темп речи д) все перечисленное
8. Укажите правильный ответ. Определите цели аутогенной тренировки: а) управление эмоциями б) устранение чрезмерного напряжения, «зажатости» в) восстановление работоспособности г) использование скрытых запасов сил д) все перечисленное
9. Укажите правильный ответ. Релаксация – это…. а) расслабление мышц тела б) вызывание ощущения тяжести в) вызывание ощущения тепла г) регуляция дыхания д) все перечисленное
10. К паралингвистическим средствам невербального общения относятся: а) различные характеристики голоса и интонации б) мимика в) пантомимика г) смех д) все перечисленное
11. Укажите правильный ответ. По особенностям голоса можно определить: а) эмоциональное состояние человека б) пол в) национальность г) возраст д) все перечисленное
12. Укажите правильное определение. Психотехника речи – это… а) система индивидуально-психологического управления голосом б) система индивидуально-психологического управления дикцией в) система индивидуально-психологического управления интонацией г) раздел психотехники общения д) все перечисленное
13. Укажите правильное определение. Техника речи – это… а) комплекс умений и навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции б) приемы эффективного использования невербальных средств взаимо-действия людей в) приемы эффективного пользования экстралингвистическими средствами взаимодействия г) приемы, определяющие содержательность словесного действия д) все перечисленное
14. Укажите правильное определение. Паралингвистика – это наука, изучающая… а) громкость и интонацию голоса б) тембр, темп и высоту голоса в) влияние качества голоса на коммуникацию г) все перечисленное
15. Признаками речевого (фонационного) дыхания являются: а) ротовой тип дыхания б) быстрый вдох и замедленный выдох в) максимальное расхождение голосовых складок на вдохе г) значительное сближение голосовых складок на выдохе д) все перечисленное
16. Укажите ошибку. Голос обеспечивает: а) разборчивость речи б) выразительность речи в) эмоциональность речи г) грамматическую правильность речи д) получение информации об индивидуальных особенностях говорящего.
17. Укажите ошибку. Голос человека может быть: а) речевой б) певческий в) медленный г) шепотный
18. Укажите правильный ответ. К акустическим характеристикам голоса относятся: а) сила б) высота в) темп г) тембр д) все перечисленное
19. Укажите ошибку. Причинами расстройств голоса являются: а) снижение зрения б) несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса в) перенапряжение голоса г) неправильная техника голосоподачи д) заболевания гортани и носоглотки, ротоглотки
20. Укажите правильный ответ. О нарушениях силы голоса свидетельствует голос: а) хриплый б) назализованный в) иссякающий г) скрипучий д) глухой
21. Укажите правильный ответ. Высота голоса зависит: а) от амплитуды колебаний голосовых складок б) от частоты колебаний голосовых складок в) от работы дыхательного аппарата г) от активности артикуляции
22. Укажите ошибку. К представителям голосоречевых профессий относятся: а) лекторы б) программисты в) проповедники г) педагоги д) адвокаты
23. Укажите правильный ответ. Увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов объясняется: а) стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни б) отсутствием знаний по гигиене голоса в) увеличением часовой недельной нагрузки г) недостаточной техникой владения просодическими средствами речи д) всем вышеперечисленным
24. Укажите правильный ответ. В комплекс работы по коррекции нарушений голоса входит: а) артикуляционная гимнастика б) статическая дыхательная гимнастика в) динамическая дыхательная гимнастика г) массаж д) все перечисленное
25. Укажите правильный ответ. К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи относятся: а) интонация б) дикция в) темп речи г) сила и тембр голоса д) все перечисленное
26. Укажите ошибку. В комплекс интонационных средств входит: а) мелодика б) четкость звукопроизношения в) логическое ударение г) степень громкости д) интенсивность движения тона Тестирование
1. Определите с помощью этого научно-популярного теста свою подверженность к стрессам. Для этого ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры? 2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате? 3. Теряете ли самообладание в споре? 4. Прерываете ли собеседника? 5. Разговаривая, размахиваете ли руками? 6. Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал? 7. Говорите ли вы иногда сами с собой? 8. Обижаетесь ли по пустякам? 9. Долго ли не можете вечером уснуть? Обработка результатов Если у вас набралось 9 «да», знайте: Ваше нервное напряжение перешло все границы и Вам нужно срочно заняться своим здоровьем. 7 «да» – намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру. Если среди ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать, что у Вас нервы в порядке.
2. Определите свою способность к саморегуляции с помощью следующего теста [119]. Инструкция. Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения: 1. Вы всегда спокойны и выдержаны? 2. Ваше настроение, как правило, мажорное? 3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены? 4. Вы умеете управлять своими эмоциями? 5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими? 6. Вы легко усваиваете изученный материал? 7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться? 8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом? Обработка результатов
Подсчитайте количество «да» и «нет» и сделайте выводы. Если все ответы положительные, то это свидетельствует либо о спокойствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке; если ответы отрицательные на все или некоторые вопросы, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, самокритичности. Смешанные ответы (и «да», и «нет») указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию. Следующие шаги можно сделать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее методикой.
3. Оцените уровень личностной тревожности с помощью «Личностной шкалы проявлений тревоги» (И. Тейлор) [78]. Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то отвечаете «да», если не согласны – «нет». Утверждения: 1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли. 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. 10. Я краснею не чаще, чем другие. 11. У меня редко бывает сердцебиение. 12. Обычно мои руки достаточно теплые. 13. Я застенчив не более, чем другие. 14. Мне не хватает уверенности в себе. 15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 17. Мой желудок сильно беспокоит меня. 18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. 19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. 21. Мне нередко снятся кошмарные сны. 22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы