Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности невербального педагогического взаимодействия



 

В процессе педагогического общения доминирует роль языка как по­ли­функциональной знаковой системы по сравнению с невербальными сис­те­мами. Семантика слова, значение грамматических кате­горий языка вне­лич­ностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть воспри­няты слушающим по-раз­ному – в зависимости от инто­нации говорящего, от доб­рой (или насмешливой) улыбки, от не­ожиданного жеста. Это обус­ловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обо­га­щается одновремен­ным комплексным вос­приятием знаков другой сис­темы – невербальной.

Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессио­нально необходимое для учителя. Уникальность многока­нального воздействия на слушателя не­вербальных средств общения делает их незаменимыми в арсе­нале педа­гоги­ческих средств.

В процессе педагогического общения невербальные средства общения могут за­мещать словесную информацию, могут дублировать ее, но зна­чи­тельно чаще возникает эффект допол­нения смысла сообщения, усиление воз­действия: мимика и жесты учителя, тональность и мело­дика речи уси­ливают ее выразительность, логическое уда­рение помогает структуриро­вать учебный материал. Информация поступает по разным каналам, ее восприятие – цело­стный про­цесс: ученик слышит и видит учителя [106].

Рассмотрение различных аспектов не­вербального педагогического взаи­модействия разви­вает способности к осуществлению оптимального пе­даго­гического общения; способствует формированию невербальной компетент­ности и рефлексии; навыков самоуправ­ления и кон­троля за не­речевыми ком­муникациями в педагоги­ческом процессе; эффективного употребления раз­личных форм, методов и приемов невербальной педаго­гической техники (Е.Н. Михеева, Е.А. Петрова, Н.П. Сметанина, Н.В. Фе­дорова и др.).

Трудно представить себе педагога, который обща­ется с детьми только при помощи слов, не употребляя различ­ные невербальные средства (дви­же­ния голоса, движения те­ла и располо­жение в пространстве).

Владея невербальными средствами общения, учитель может: использо­вать их в целях регуляции и оценки работы учащихся и тем самым сэконо­мить время; создавать положительный тонус общения, устанавливать и со­хранять контакт; влиять на речевую активность учащихся; способствовать запоминанию речевого материала. Составляя план-конспект урока, учитель должен спланировать и свое не­вербальное пове­дение, ибо оно таит в себе ог­ромную силу воздействия на психику учащихся.

Эстетическая выразительность педагога сказывается в том, на­сколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движе­ниях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Овладе­ниекомму­никативной техникой предполагает адекватность манер мыслям и чувствам. Для педагога профессионально важны не искусство перево­площения, как для актера, а культура самовыражения. Владение учите­лем мимикой, как ис­кусством выражать свои мысли, чувства, настрое­ния, состояния, движе­нием мускулов лица невозможно переоценить. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздейст­вие, чем слова. Серьезной по­мехой в общении с детьми явля­ется как чрез­мер­ная подвижность мускулов глаз или лица, так и безжизненная их ста­тичность (Н.В. Кузьмина). Многие исследования показывают, что учащиеся предпо­читают учи­телей с доброже­ла­тельным выражением лица, с адекватным уровнем внешней эмоционально­сти. Школьникам легче ра­ботать с учителем, по лицу которого можно «чи­тать», и труднее – с тем, чье лицо не­подвижно: непонятно, что учитель при этом думает и чувствует [99].

Некоторые учителя счи­тают необходимым создавать «специальное вы­ражение лица» для воздействия на ребят (И.К. Фридман). Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, которое якобы спо­собствует хорошему поведению и успеваемости уче­ников, или «специально возмущенное» выражение лица. Постепенно маска может стать ти­пич­ной, и учи­тель всегда предстает перед классом в этом создан­ном им са­мим образе, который не вызывает ожидаемой реакции у ребят.

Непроизвольно многие учителя создают «опре­деленное лицо для оп­ре­деленного уче­ника», чаще всего к неуспевающему ученику учитель об­раща­ется с уже заранее «безнадежным» выраже­нием лица. От профессио­нализма учителя зависит владение сво­им поведением, чтобы изменить си­туацию в лучшую сторону: научиться ободрять того, кому и так трудно, чтобы он не чувствовал себя безнадежным и сумел до­биться успеха.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – не менее важ­ный ком­по­нент педагогиче­ского воздействия. Взглядом, направленным на собе­седника, можно привлечь внимание к себе и предмету разговора; проявить распо­ло­жение и отчуждение; выразить недоумение, иронию, осуждение; поддержать пси­хологический контакт и т. д. Взглядом учитель может вы­разить свое от­ношение к уча­щемуся, задать вопрос, дать ответ и т. д.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая ви­зуальный кон­такт, при этом нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Ви­зуальный контакт является техни­кой, которую необходи­мо сознательно раз­вивать. Воздейст­вие взгляда учителя зависит от дис­танции общения: оно тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребе­нок. Сопровождение учителем своего за­мечания или внушения пристальным взглядом может быть чересчур суро­вым для ребенка. Скользящий, безразличный взгляд мешает поддержа­нию кон­такта учителя с учеником, которому непонятно, видит его учитель или смотрит «сквозь него». Оптимальный ритм обмена взглядами учителя с ребятами на урОке характеризуется чередова­нием ин­дивиду­ального зритель­ного контакта с охватом глазами всего класса, что создает рабо­чий круг вни­ма­ния. Внимательный, доброжелатель­ный взгляд при выслу­шивании ответа ученика позволяет поддерживать обратную связь. Глядя на класс, учитель привлекает внимание остальных ребят к отвечающему [113].

И.М. Юсупов и Л.В. Бевзова предлагают следующую классификацию речевых жестов учителя:

– коммуникативные, способные заменять в речи элементы языка: приветст­вия и прощания; привлекающие внимание, подзывающие, при­глашающие, запрещающие; утвердительные, отрицательные, вопроситель­ные; выражаю­щие благодарность, примирение и т. п.;

– описательно-изобразительные, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста;

– модальные, выражающие отношение к людям, предме­там, явле­ниям, про­цессам (неуверен­ность, раздумье, сосредо­точенность, разочаро­вание, ра­дость, восторг, удивление, неудо­вольствие, иронию, недоверие и т. д.) [127].

Понятие «невербальная выразительность учителя », по мнению Е.А. Петровой, вклю­чает в себя три основные блока особенностей:

1-й блок. Формально-динамические параметры невербального поведе­ния учителя:

Ø оптимальный темп невербальной выразительности, определяю­щийся динамикой смены мимики, жестов, поз, взглядов и т. д.;

Ø адекватное количество употребляемых жестов, взглядов, мимиче­ских картин, поз, прикосновений и т. д.;

Ø приемлемая амплитуда движений, не порождающая дискомфор­та;

Ø адекватное разнообразие формально-динамических параметров не­вербального языка (амплитуды, плоскости выполнения и др.).

2-й блок. Эстетическая гармоничность – это общая каче­ственная оценка невербального языка. Сюда входят:

Ø экспрессивная выразительность, указывающая на степень эмо­цио­нальной яркости и завершенности невербаль­ных компонентов;

Ø гармоничность связи с речью, т.е. насколько мимика, жесты, позы, выражение лица и другие невербальные проявления сочетаются с речью, ло­гически ее допол­няют;

Ø гармоничность сочетания различных невербальных средств;

Ø эстетичность.

3-й блок. Способность к управлению и рефлексии невер­бального пове­де­ния в педагогиче­ском общении. В этот блок входит управление и рефлексия невербального поведения в наиболее важных ситуациях педагогической дея­тель­ности и общения на уроке: привлечение внимания; повышение интереса; проявление требования; оценивание ответа; раскрытие материала; выражение отношения; воспитание.

Одна из серьезных проблем, которая вытекает из специ­фики профес­сио­нальной деятель­ности учителя, по мнению Е.А. Петровой, – это преоб­лада­ние в невербальном языке жестов-сигналов доми­нирования, агрессив­ности, превосходства, причем, неосознанное стремление под­держать и ук­репить свой авторитет, соответствовать социальному статусу у молодого учи­теля постепенно закрепля­ется и становится привычным. Например, часто встре­чаются в учи­тельской практике: указывающий жест, направ­ленный на ребен­ка, если он выполняется указа­тельным паль­цем или указ­кой; позы – руки в карман, напоказ оставлены большие паль­цы; руки в бока; руки, перекрещен­ные позади тулови­ща и др.

Наиболее употребительными в педагогической деятельности оказыва­ются жесты указа­ния, привлечения внимания, отрицательные и утверди­тель­ные кивки головой, подчеркиваю­щие, просьбы и запрета. Педагогам с высо­ким уровнем мастерства свойственно более точное и эффективное употреб­ление жестикуляции (шире репертуар используемых жестов, раз­нообраз­нее их функции, выше осознанность).

Овладевая навыками оптимального жестикулирования, не следует за­бы­вать, что самая от­точенная техника общения оста­ется лишь средством осу­ществления педагогического воздейст­вия, формой выражения опреде­ленного содержания, проявления личности педагога. Жестику­ляция учи­теля, так же как речь и коммуникативное поведение в целом, должна орга­нически вы­ра­жать его личность, неповторимую человеческую индиви­ду­альность [87].

Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы учителя, свя­занные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, при­вычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Чтобы об­щение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повер­нуться лицом к классу, умень­шить ди­станцию, что создает эффект до­верия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять пе­ред уча­щимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдви­нута вперед). Все движения и позы должны при­влекать учащихся своим изящест­вом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привы­чек: на­пример, при­вычки не опускаться на стул, а грузно «плюхаться»; покачива­ния взад-впе­ред; переминания с ноги на ногу; беспорядочного хождения или топтания на месте; привычки держаться за спинку стула; вертеть в ру­ках посторонние предметы; почесывать голову, поти­рать нос и др.

Дистанция способна сближать и разъ­единять собеседников. С педаго­ги­ческой точки зрения межличностное простран­ство можно рассматривать как средство повышения продук­тивности речевого общения, ибо оно свя­зано со снятием за­щитных барьеров между учителем и учащимися. Укора­чивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимо­действие. Неоправданное удлинение рас­стояния между учителем и ауди­торией сни­жает воздействие его слов. Доминантой пространственного поведения учи­теля является бережное, осторожное отношение к личност­ному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориаль­ную ав­тономию, чтобы не провоцировать у ребят переживание стресса.

Учителю необходима осторож­ность при оказании такесических зна­ков внимания (по­глаживание по голове, похлопыва­ние по плечу и т. п.). Воспи­та­тельный эффект такого рода внимания учителя зависит от ха­рак­тера сло­жившихся межличностных отношений, возраста и индивидуально­сти воспи­танника. У подростков, в отличие от младших школьников, обостряется чув­ство пространственной автоно­мии, прояв­ляется повышен­ная чувствитель­ность, нередко негативизм в отношении такесиче­ских зна­ков внимания. Со­кращение пространственных границ общения негативно, порой враж­дебно воспринимает­ся так называемыми «трудными» детьми, если учителю не уда­ется их внут­ренне расположить к себе. Эмоциональ­ное неприятие выража­ется в уклончивости или дерзком взгляде при при­ближении, нарастании пси­хо­логической напряженности и т. д.

Как язык тела кинесика включает и способы индивидуаль­ного само­оформления – оде­жду, обувь, украшения, прическу, маки­яж, т. е. все то, от чего зависит в значительной мере внеш­няя привлекательность учителя, его аттракция. Внешнее самооформление учителя можно рассматривать как своеобразнуюформу лично­стной экспрессии. Визуальная привлека­тель­ность, обаяние облегчают установление эмоциональных кон­тактов с детьми, негативное вос­приятие создает психологиче­ский барьер, затрудняя общение. Обычно внеш­ность учителя вы­зывает пристальное внимание учащихся. Не всегда их оценки однозначны, однако всмот­реться в них, как в зеркало, по­лезно педаго­гу, ответственно относящемуся к своему имиджу. Внешний вид педагога должен быть эстетически вырази­тельным, при этом нежелательно небрежное отношение к своей внешности, а также чрез­мерное внимание к ней. Имея право на украшения в одежде, на косме­тику, учитель во всем дол­жен соблюдать чувство меры и пони­мание об­становки [7; 84; 99].

Таким образом, показателями культуры выражения невербального пове­дения учителя, наряду с психотехникой речи являются:

1) мимика (статичная, подвижная, выразительная);

2) контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);

3) доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброже­ла­тельность, хму­рость, злобность);

4) жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная);

5) позы (расслабленные, напряженные, ско­ванные, естест­венные);

6) дистантность (соблюдение или нарушение проксемических законо­мерностей);

7) адекватность использованной экспрессии ситуации об­щения;

8) артистизм (эстетика манер, внешнего самооформле­ния);

9) национальные особенности.

Материал для самопро­верки

Контрольные и тренировочные задания

 

1. Объясните смысл изречения:

Говорим мы голосом, беседуем всем телом.

Публиций

2. Оформите в виде таблицы или схемы виды невербальных средств об­щения (по Н.И. Шеван­дрину).

3. Раскройте задачи невербального общения, характер его соотношения с речью.

4. Дайте характеристику составляющих понятия«оптико-кине­тическая система».

5. Подберите как можно больше эпитетов, характеризующих выражение лица, взгляд, улыбку человека.

6. Раскройте особенности пространственной организации общения, таке­сических и ольфакторных способов невер­бального поведения.

7. Подберите синонимы к словам: угрюмый, сосредоточенный, акустиче­ский.

8. Подберите антонимы к словам: грустный, безжизнен­ный, яркий, вялый.

9. Охарактеризуйте собственные пантомимические возможности по сле­дующим параметрам: а) жесты уместны, органичны, естественны; б) походка упругая, ритмичная, легкая; в) движения гибкие, размеренные, непринуж­денные; отсут­ствие ско­ванности в движениях; г) сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нер­возности; д) умение бесшумно вставать и са­диться.

10. Попробуйте обозначить отдельным словом или фразой особенности взаимоотношений сим­волических человечков, изображенных на каждой из 9 картинок рисунка 1 [79]. Сравните свои названия к картинкам с названиями, при­думанными сокурсниками (коллегами). Как вы счи­таете, от каких фак­то­ров зависят различия в визуальном восприятии языка межличностных отно­ше­ний?

 

11.Охарактеризуйте собственные мимические возможности по сле­дую­щим параметрам: а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенно­сти (но не самоуверенности); б) взгляд при общении направлен на собесед­ника; в) эмоциональная выразительность; г) соответствие выражения лица характеру речи.

12. «Прочитайте» на рисунке 2 эмоции, закодированные на лицах сим­во­личе­ских человечков (гнев, печаль, радость и т. д.), и запишите ответы на бумаге, пронумеровав их в соответ­ст­вующем порядке.

 

 

13. Выполните упражнение «Контроль и коррекция осанки». Встаньте у стены и плотно при­коснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между пояс­ницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюш­ной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укре­пить мышцы спины и пресс, необходимо 2-3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Упражнение выполняется 1-3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди рука­ми и ногами. Затем прой­дитесь с правильной осанкой (как будто стоите у стены).

14. Выполните упражнения для развития умения «читать человека, словно книгу»[100]:

а) «Фотография». Возьмите в руки фотографию незнакомого чело­века, напечатанную, например, в жур­нале или газете. Вглядитесь в его лицо. Обра­тите внимание на его позу, оде­жду. Постарайтесь определить его харак­тер, настроение, род занятий, стиль жизни. Придумайте биогра­фию этого че­ло­века. Как вы полагаете, могли бы вы быть с ним в друже­ских отноше­ниях? Если нет, то какие от­ношения могли бы сложиться ме­жду вами? Если бы этот человек был учителем, какой бы школьный пред­мет он преподавал? Имел бы он авторитет среди уча­щихся? Что еще вы можете сказать об этом чело­веке?

б) «Попутчик». В метро или автобусе мельком посмотрите на своего со­седа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу. Подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер, как он живет. Попробуйте оп­ределить его возраст. Постарайтесь почувствовать его настроение.

в) «Убери звук». При просмотре телепередачи (кроме инфор­мационных программ) выклю­чите звук на 4-5 минут и постарайтесь, опираясь только на выразительные движения участни­ков передачи или героев фильма, по­нять, каким образом развиваются события. Включите звук и выясните, правиль­ной ли была ваша интерпретация хода развития событий. Трени­руйтесь по­доб­ным образом ежедневно на протяжении двух-трех недель.

15. Попробуйте копировать слова и выразительные движения кого-либо из героев телефильма, вживаясь в роль, поставив себя на место того, кого вы изображаете.

16. Выполните упражнение «Театр мимики и жеста». Рассмотрите не­сколько репродук­ций с изображением различных предметов и действую­щих лиц. Закрыв глаза, вообразите себя каким-либо предметом или героем кар­тины. После этого, сфокусировав внимание на образе, изобразите его.

17. Сформулируйте требования к мимике и пантомимике педагога.

18. Выполните упражнение перед зеркалом, проигрывая сценку, в кото­рой вы хва­лите уче­ника. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Об­ратите внимание на интонацию своего голоса. А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порица­ние. Произне­сите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? По­вто­рите еще раз. Напряженность часто несут не ва­ши слова, а «контексты», в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая инто­нация голоса.

19. Определите, насколько культура вашего внешнего вида соответст­вует предлагаемым пара­метрам:

1. Осанка: а) прямая; б) умение сидеть прямо и свободно, руки сво­бодно лежат на столе; в) подтянутость, собранность.

2. Одежда: а) аккуратность; б) скромность; в) цветовая гармония; г) соответствие одежды возрасту, условиям занятий, ра­боты; д) соответствие моде; е) чувство меры в выборе украшений.

3. Макияж (умеренность).

4. Прическа (аккуратность).

Задания в тестовой форме

 

1. Укажите правильный ответ.

Размещение партнеров на расстоянии до 120 см называют:

а) интимным

б) социальным

в) личным

г) публичным

 

2. Укажите правильный ответ.

«Зеркалом души» называют:

а) сердце

б) глаза

в) лицо

г) руки

 

3. Укажите правильный ответ.

Школьник заинтересованно слушает объясняющего урок учителя, когда:

а) сидит прямо

б) склонив голову набок

в) опустив или подняв голову

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

 

4. Укажите правильный ответ.

К вербальному общению относится:

а) кинесика

б) паралингвистика

в) диалог

г) пантомимика

 

5. Укажите правильный ответ.

К невербальным средствам общения относятся:

а) кинесика

б) паралингвистика

в) пантомимика

г) мимика

д) все перечисленные

 

6. Укажите ошибку.

К оптико-кине­тической системе невербальной коммуникации относятся:

а) жестикуляция

б) паралингвистика

в) пантомимика

г) мимика

д) все перечисленные

 

7. Укажите правильный ответ.

Совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции, носит назва­ние:

а) пантомимика

б) мимика

в) паралингвистика

г) такесика

д) все перечисленное

 

8. Укажите правильный ответ.

Нормами пространственной и временной организации обще­ния занима­ется наука:

а) такесика

б) паралингвистика

в) проксемика

г) кинесика

д) все перечисленные

 

9. Укажите правильный ответ.

К ситуативным параметрам определения расстояния до собеседника отно­сятся:

а) национальная и социальная принадлежность

б) конкретные условия общения

в) возраст

г) темперамент

д) все перечисленные

 

10. Укажите правильный ответ.

В блок способностей к управлению и рефлексии невер­бального поведения в значимых педаго­гических ситуациях (по Е.А. Петровой) входят:

а) привлечение внимания

б) выражение отношения

в) проявление требования

г) оценивание ответа

д) все перечисленное

 

11. Укажите правильный ответ.

К модальным речевым жестам учителя относятся:

а) запрещающие

б) выражающие неудо­вольствие

в) приглашающие

г) вопросительные

д) все перечисленные

 

12. Укажите правильный ответ.

Учителя с демократическим стилем педагогического общения в основном используют жесты:

а) доминирования

б) превосходства

в) поддержки

г) все ответы верны

 

13. Укажите правильный ответ.

Частота жестикуляции учителя зависит от:

а) стажа работы учителя

б) от психического состояния

в) от темперамента и общей культуры

г) все ответы верны

 

14. Укажите правильный ответ.

К неэстетичной пантомимике учителя можно отнести:

а) переминание с ноги на ногу

б) привычку держаться за спинку стула

в) привычку вертеть в руках посторонние предметы

г) «наполеоновскую» позу

д) все перечисленное.

 

15. Укажите правильный ответ.

Особенно осторожным следует быть учителю при оказании такесических знаков вни­мания:

а) первоклассникам

б) младшим школьникам

в) старшеклассникам

г) «трудным» детям

 

16. Укажите ошибку.

Тональность общения и поведения учителя может быть:

а) приподнятой

б) вульгарной

в) деловой

г) интимной

д) обыденной

 

17. Укажите правильный ответ.

К основным показателям культуры выражения невербального поведения учителя отно­сятся особенности:

а) мимики

б) жестикуляции

в) пантомимики

г) дистантности общения

д) всего перечисленного

 

18. Укажите правильный ответ.

Негативные мысли и фразы:

а) ослабляют наши мышцы

б) ухудшают деятельность щитовидной железы

в) снижают жизненную энергию

г) передаются окружающим через выраже­ние лица и звуки речи

д) все ответы верны.

Тестирование

 

1. Определите ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе обще­ния, ответив «да» или «нет» на вопросы теста.

Вопросы

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я го­ворю слиш­ком громко или слишком тихо.

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым челове­ком вызы­вает у меня тре­вогу.

5. Я часто бываю скован в движениях.

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не при­слониться или на что-то не облокотиться.

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения парт­нера, со­средоточива­ясь на его речи.

8. Я стараюсь ограничить круг своего общения несколькими хорошо зна­комыми мне людьми.

9. При разговоре я часто верчу что-нибудь в руках.

10. Мне трудно скрывать внезапно возникшие эмоции.

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуля­цию.

Интерпретация результатов

Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невер­баль­ными средствами общения. Если на все вопросы даны от­рицательные ответы («нет»), это не оз­начает, что можно пренебречь не­вер­бальными методами. Внимательно наблюдая за собой и со­беседниками, можно обнаружить много интересных, информативных момен­тов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно об­лег­чить вашу профессиональ­ную деятельность.

 

2. Определите характеристики своего неречевого поведения с помо­щью опросника, разра­ботанного В.А. Лабунской, «Невербальные характе­ристики общения» [55].

Инструкция. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не со­гласны – «-».

Утверждения:

1. Жесты, мимика, позы и походка учителя сочетаются меж­ду собой.

2. Речь учителя маловыразительна, не хватает жестов, мимики.

3. Используемые учителем выразительные движения (жесты, позы, ми­мика) помо­гают в понимании нового материала при объяснении.

4. У учителя невыразительные жесты, мимика, походка.

5. Учащиеся повторяют манеру поведения, жесты, мимику или по­ходку учителя по­тому, что они красивые.

6. Внешне учитель не выражает свое недовольство, а пере­дает его лишь словами.

7. Темп движений учителя на уроке оптимален.

8. Учитель не может мимикой, жестом, позой, прикоснове­нием выра­зить свое требо­вание, – все говорит словами.

9. Жесты, мимика, поза учителя соответствуют словам, до­полняют со­держание речи.

10. Учитель не может без слов показать свое доброжела­тельное отно­ше­ние к уче­нику.

11. Он (она) может без слов пробудить или усилить интерес к препо­да­ваемой теме.

12. Жесты и мимика учителя всегда одинаковые, они как будто выпол­няются им по шаб­лону.

13. У учителя нет некрасивых, непривлекательных жестов, мимики, поз.

14. Учитель не умеет без слов привлечь внимание.

15. Он (она) умеет без слов оценить ответ как правильный или непра­вильный.

16. Движения учителя необходимо сделать более широки­ми и свобод­ными, так как он (она) очень скован в движениях.

Обработка результатов производится по предложенному ниже ключу.

I шкала. Формально-динамические параметры невербаль­ного поведе­ния учителя (от 0 до 4 баллов).

«Да» – 7; «Нет»: 2, 12, 16.

II шкала. Эстетическая гармоничность невербального репертуара учи­теля (от 0 до 4 баллов).

«Да»: 1, 9, 13; «Нет» – 4.

Ill шкала. Способность к управлению и рефлексии невербального пове­де­ния на уроке (от 0 до 8 баллов). «Да»: 3, 5, 11, 15; «Нет»: 6, 8, 10, 14.

Подсчитывался также общий балл невербальной вырази­тельности учи­теля – как сумма ре­зультатов первых трех шкал. Показатель от 0 до 7 говорит о низкой невербальной выразитель­ности учителя, от 7 до 12 – о среднем уровне, от 12 до 16 – высо­кая (от 100 до 75% - высокая; от 74 до 50% – сред­няя, от 49 до 0% – низкая).

 

Ответы на контрольные задания

14. На рисунке 2 изображены следующие чувства:

1) веселье;

2) враждебность;

3) безразличие;

4) застенчивая радость;

5) грусть;

6) сильная злость;

7) бурная радость;

8) злость;

9) плохое самочувствие;

10) скорбь;

11) скепсис;

12) глубокая печаль.

Верными считаются все ответы, находящиеся в близком синони­миче­ском ряду.

 

Ответы на тестовые задания

 

1 в; 2 б; 3 б; 4 в; 5 д; 6 б; 7 а; 8 в; 9 б; 10 д; 11 б; 12 в; 13 б, в; 14 д; 15 в, г; 16 б; 17 д; 18 д.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь