Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ



ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(VI-XVIII ВЕКА)

 

 

Самара


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(VI-XVIII ВЕКА)

Методические указания для студентов специальности 032001.65 Документоведение и документационное обеспечение управления

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»


Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

Составители: доктор исторических наук, проф. Л.М. Артамонова,

доктор исторических наук, проф. Ю.Н. Смирнов

Рецензент кандидат исторических наук, доц. Т.И. Ведерникова

 

История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентовспециальности 032001.65 Документоведение и документационное обеспечение управления / сост. Л.М. Артамонова, Ю.Н. Смирнов. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. - 44 с.

 

 

© Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н., составление, 2008

© Самарский государственный университет, 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение к программе и методическим указаниям…………….……........3

Программа курса…………………………………………………….……....4

Сокращения названий основных музейных собраний, упоминаемых в списке памятников русской культуры.………………………………….……..........10

Памятники русской культуры.........................................…………………...11

Задания к семинарским занятиям...............................................…………...31

Вопросы к экзамену по истории русской культуры................…………...36

Рекомендуемая литература...……………………………………………….38

Ключевые слова и словосочетания................................................................43

ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ

Выделение истории культуры в отдельную дисциплину позволяет более цельно подойти к этой важнейшей стороне жизни об­щества, которая несколько терялась в общем ряду с другими пробле­мами отечественной истории. Становится возможным ближе познакомиться с конкретными памятниками русской культуры, научить студента узнавать знакомые и понимать неизвестные ему творения национальной материальной и духовной культуры, исходя из хронологических, стилистических, жанровых и других признаков.

Курс истории русской культуры рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного материала. Этими задачами определена структура данной программы. Она вклю­чает, во-первых, перечень основных разделов и вопросов, выделен­ных по хронологическому и тематическому признакам. Во-вторых, в ней содержится список тех памятников русской культуры, знакомство с которыми является обязательным. В-третьих, прог­рамму дополняют перечень семинаров и экзаме­национных вопросов, указатель рекомендуемой литературы.

Изучение истории культуры предусматривает большую самостоя­тельную работу студентов с литературой по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной програм­ме, с другой стороны. Как общий список рекомендуемой литературы, так и указатели публикаций произведений литературы, драматургии, фольклора не яв­ляются закрытыми. Студенты могут использовать не указанные здесь издания, если они содержат материалы и сведения по изучаемым темам, эпохам, памятникам.

Перечень произведений изобразительного искусства до­полнен указанием на основные музейные собрания, где хранятся дан­ные произведения. Это поможет найти изображение и описание памят­ников искусства в альбомах и каталогах указанных музеев. Архитек­турные памятники даны под принятыми в литературе названиями с указанием их местонахождения, что также ориентирует не только на специальные работы по истории зодчества, но и на путеводители, спутники, альбомы по отдельным городам. В программе приведены на­иболее известные и имеющие большой тираж грамзаписи русской музы­ки.

Основным критерием оценки знания памятников культуры будет умение узнать по слайдам, фотографиям, репродукциям, фонозаписям произведения архитектуры, изобразительного искусства, музыки, пе­редать содержание литературных и фольклорных произведений, ука­зать главные временные, жанровые, стилистические, авторские приз­наки всех этих памятников. Ответы на теоретические вопросы должны представлять собой связный рассказ по тому или иному хронологическому и тематическо­му разделу программы. Упоминание памятников культуры, которые от­носятся к указанным разделам, является обязательным. При этом четко следует представлять исторические условия возникновения, существования явлений и памятников культуры с учетом знаний, по­лученных как в ходе занятий по истории культуры, так и при изуче­нии общего курса отечественной истории.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Многооб­разие видов искусства и творчества. Предмет и задачи курса исто­рии отечественной культуры. Его связь с историческими и другими дисциплинами. Историография и периодизация русской культуры.

Источники по истории отечественной культуры. Значение куль­турного наследия и задачи его сохранения. Крупнейшие хранилища памятников отечественной культуры. Города-музеи, историко-архи­тектурные и этнографические музеи-заповедники, исторические, кра­еведческие, мемориальные и художественные музеи, архивы и библио­теки.

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(ДО КОНЦА XVII ВЕКА)

 

Языческие и христианские традиции в культуре. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси.

Язычество как мировоззрение первобытности. Отражение древ­нейшей мифологии в фольклоре, повериях, декоративно-прикладном искусстве, жилище, быту русского народа, родственных и соседних народов. Языческие идолы и святилища. Украшения и обереги из вос­точнославянских кладов и курганов.

Культурные связи восточных славян и Древней Руси с Византи­ей, Европой, странами Востока. Византийская художественная систе­ма. Распространение христианства в русских землях. " Двоеверие". Влияние принятия христианства на культуру восточных славян.

Особенности культуры русского средневековья

Этапы культурного развития в средневековой Руси и России. Древнерусская народность и ее распад. Великорусская народность. Взаимосвязь хозяйственных, политических и культурных процессов в русском обществе и государстве. Характер культуры средневековья. Роль религии и церкви. Светские элементы. Город и село. Человек в средневековой культуре.

Древнерусская культура как часть православного христианского мира. Взаимоотношение с западным христианством и его культурой. Средневековая Русь и мусульманский Восток.

Устное народное творчество

Прозаические жанры русского фольклора. Сказки: о животных, волшебные, бытовые. Предания, легенды, былички. Поэтические жанры фольклора. Героические былины. Былины-новеллы. Баллады. Истори­ческие песни. Духовные стихи и их исполнители - " калики перехо­жие". Скоморохи и " смеховой мир" в русском фольклоре. Лирика сва­дебного и других народных обрядов. Хороводные, игровые, необрядо­вые лирические песни. Собирание и исследование памятников фоль­клора.

4. Письменность, грамотность, образование в Древней Руси и Российском государстве до конца XVII века

Зарождение письменности. Создание славянской азбуки. Кирил­лица и глаголица. Распространение грамотности и книжности на Ру­си. Берестяные грамоты. Искусство рукописной книги: материалы и орудия письма, графика, миниатюра. Появление книгопечатания (Иван Федоров) и его развитие в ХVI-ХVII вв. Школа. Буквари Василия Бурцева и Кариона Истомина. Славяно-греко-латинская академия.

Древнерусский календарь. Естественнонаучные знания. Русские путешественники и землепроходцы.

5. Русская литература, общественно-политическая и
историческая мысль до конца XVII века

Своеобразие бытования древнерусских литературных произведе­ний. " Литературный этикет" и традиционность. " Средневековый исто­ризм", гражданственность и патриотизм древнерусской литературы. Ее основные жанры: агиография, слова и поучения, хождения, воинс­кие, нравоучительные и сатирические повести, притчи, стихотворс­тво. Переводы. Летописи как памятник художественной литературы и исторической мысли. Летописные своды. Степенная книга. Историчес­кие повести. Хронографы. " Великие Минеи Четии". Русские писатели и книжники: Нестор, Владимир Мономах, Афанасий Никитин, Ермо­лай-Еразм, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др.

Общественная мысль и публицистика. Их расцвет в конце XV-XVII вв. Иосифлянские и нестяжательские традиции. Иосиф Волоц­кий. Нил Сорский. Максим Грек. Поиск места Российской державы в истории и современности. Теория " Москва - третий Рим" и " Сказание о князьях Владимирских". Споры о путях политического развития страны. Иван Пересветов. Иван Грозный. Андрей Курбский. Уроки " Смутного времени". Авраамий Палицын. Иван Тимофеев. Отражение в публицистике раскола русской церкви. Протопоп Аввакум и его сов­ременники. Предтечи " новой" культуры. Юрий Крижанич. Симеон По­лоцкий. Сильвестр Медведев.

Древнерусская живопись

Изобразительное искусство в Киевской Руси и русских землях X-XIII веков. Особенности средневековой живописи. Техника мозаики, фрески, иконописи, миниатюры. Композиция храмовой росписи. Византийские иконы и греческие художники на Руси. Византийская традиция в русской иконе XII-XIII вв. Зарождение живописных школ в русских землях.

Расцвет средневековой живописи в XIV-XV вв. Иконопись Новгорода и Северо-восточной Руси в первой половине и середине XIV в. Феофан Грек. Андрей Рублев. Иконостас и его чины: местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий. Живопись конца XV-ХVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI в.

Монументальная и станковая живопись XVII века. Зарождение новой художественной системы. Иконописцы " строгановской школы". Симон Ушаков и его современни­ки. Храмовые росписи XVII вв. Артели Гурия Никитина, Дмит­рия Григорьева-Плеханова и других мастеров. Парсуны. Лубок.

Живопись XVIII века

Живопись и графика в первой половине и середине XVIII в. Изменение художественной системы и техники: светская живопись, рисунок, гравюра. Начало расцвета портретного жанра. Первые русские художники-портретисты. И.Н.Никитин. А.М.Матвеев. Портрет середины XVIII в. в творчестве И.Я. Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова и др. Провинциальный портрет. Гравюра и рисунок. А.Ф.Зубов. М.И.Махаев. Мозаики М.В.Ломоносова. Художники-иностранцы в России (Россика).

Живопись второй половины XVIII в. Великие русские портретисты Ф.С.Рокотов, В.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский и их современники. Академия Художеств и академическая школа в живописи. Исторические и мифологические полотна А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмова, П.И.Соколова. Начало русской пейзажной и жанровой живописи и графики: И.А.Ерменев, М.Шибанов, Г.И.Скородумов, С.Ф.Щедрин, Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов.

Скульптура XVIII века

Скульптура барокко. Б.К.Растрелли-старший. Декоративная скульптура.

Скульптура русского классицизма. Обращение к наследию античности, темам патриотизма и гражданственности в творчестве М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева, И.П.Прокофьева, Ф.Ф.Щедрина. Надгробия. И.П.Мартос. Скульптура в архитектурных ансамблях, сооружениях и парках. Э.М.Фальконе. Скульптурный портрет. Ф.И.Шубин.

Музыка и театр в XVIII веке

Многоголосое хоровое пение. Канты. Инструментальная музыка и оркестры. Оперное искусство. Балет. Музыка в придворном, городском и крестьянском быту. Возникновение национальной композиторской школы. Е.И.Фомин. И.Е.Хандошкин. Д.С.Бортнянский. М.С.Березовский. А.О.Козловский.

Попытки создания общедоступного публичного театра при Петре Первом. Любительские спектакли при дворе. Школьные театры в духовных и светских учебных заведениях. Профессиональные труппы иностранных актеров.

Драматургия русского классицизма: трагедии и комедии. Влияние сентиментализма на театральный репертуар. Появление драмы и комической оперы на русской сцене. А.П.Сумароков - драматург и театральный деятель. Создатель русского профессионального театра, актер и режиссер Ф.Г.Волков. Его друг и последователь И.А.Дмитревский. Массовые театральные зрелища.

Крепостной театр. Труппа графа П.Б.Шереметева. П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова и другие артисты. Дворец-театр в Останкине. Народный театр.

ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ

1. Клетские церкви: церковь Лазаря из Муромского монастыря (14-16 вв.) - заповедник " Кижи"; церковь Ризоположения из села Бородавы (15 в.) - Кирилло-Белозерский музей-заповедник; церковь Преображения из села Спас-Вежи (17 в.) - Костромской музей-запо­ведник; Никольская церковь из села Тухоля (17 в.) - Новгородский музей-заповедник " Витославлицы"; часовня Михаила Архангела из де­ревни Леликозеро (18 в.) - музей-заповедник " Кижи"; церковь Николы из села Глотова (18 в.) - Суздальский музей-заповедник.

2. Шатровые церкви: Никольская церковь в селе Лявля (16 в.); церковь Георгия из села Вершина (17 в.) - Архангельский музей-за­поведник " Малые Корелы"; Воскресенская церковь из села Патакино (18 в.) - Суздальский музей-заповедник; церковь Успения (18 в.) в городе Кондопоге.

3. Кубоватые церкви: Вознесенская церковь из села Кушерека (17 в.) - Архангельский музей-заповедник " Малые Корелы"; Никольская церковь в селе Бережная Дубрава (17 в.).

4. Ярусные церкви: Ильинская церковь в городе Белозерске (конец 17 в.); церковь Иоанна Богослова на реке Ишне (конец 17 в.); церковь Преображения из села Козлятьева (18 в.) - Суздальский музей-заповедник.

5. Ярусные многоглавые церкви: Покровская церковь (18 в.) и Преображенская церковь (18 в.) погоста Кижи, Карелия.

КРЕПОСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Надвратная башня Николо-Карельского монастыря и угловая башня Братского острога (17 в.) - музей-заповедник " Коломенское".

КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

ЖИВОПИСЬ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Сказки: " Жадная старуха"; " Василиса Прекрасная"; " Марья Моревна"; " Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке"; " Волшебный конь"; " Две доли".

Новгородские былины: " Про Василья Буслаева"; " Василей Бусла­ев молиться ездил"; " Садке".

Былины о богатырях: " Добрыня и Змей"; " Илья-Муромец и Ка­лин-царь"; " Волх Всеславьевич"; " Алеша Попович и Тугарин Змее­вич"; " Дюк Степанович"; " Михайло Потык"; " Иван Годинович".

Былины-новеллы, баллады, скоморошины: " Про Соловья Будимировича"; " Про Ставра боярина"; " Князь Роман жену терял"; " По долам девица копала коренья лютая"; " Про гостя Терентишша"; " Из монас­тыря Боголюбова старец Игренище"; " Вавило и скоморохи".

Духовные стихи: " Сорок калик со каликою"; " Аника-воин"; " Го­лубиная книга"; " Федор Тирон"; " Алексей - божий человек"; " Об ис­ходе души от тела"; " Хождение святой Девы"; " Плач Иосифа Прекрас­ного"; " Два брата Лазаря"; " Егорий, царевна и змей".

Исторические песни: " Щелкан Дудентьевич"; " Взятье Казанское царство"; " Михайло Скопин"; " Гришка Расстрига"; " Под Канатопом под городом".

Обрядовые свадебные песни и причитания: " Долина, долинушка, раздолье широкое"; " У ворот трава растет"; " Вьюн над водой"; " Собрала собор я во свой дом"; " Недолго же светику во поле цвес­ти"; " На зореньке, на зоре"; " Уж ты Волга наша, Воложка"; " Земля­ничка-ягодка"; " Как по погребу бочоночек катается"; " Мы зайдем, да красны девицы"; " Ты прости, моя да воля вольная".

Хороводно-игровые и необрядовые песни: " Ах вы сени, мои сени"; " Скоморох ходит по улице"; " Ой мы просо сеяли"; " Хожу-гуляю вдоль по каравану"; " Скажи, скажи воробушек"; " Уж как шло Горе по дороженьке"; " Не шуми, мати, зеленая дубрава"; " Как за барами житье было привольное".

ЛИТЕРАТУРА

Литература Древней Руси IX-XIII вв.

" Повесть временных лет" (начало XII в.): недатированная часть, записи под годами 6367-6420 (852-912), 6453-6505 (945-997), 6530-6532 (1022-1024), 6544-6545 (1036-1037), 6579 (1071), 6601 (1093), 6605 (1097), 6610-6611 (1102-1103); " Поуче­ние Владимира Мономаха" (рубеж XI-XII вв.); " Хождение игумена Да­ниила" (XII в.); " Слово о полку Игореве" (XII в.); " Моление Дани­ила Заточника" (XII-XIII вв.); " Слово о погибели Русской земли" (XIII в.); " Повесть с битве на Калке" (XIII в.); " Повесть о разо­рении Рязани Батыем" (XIII в.); " Житие Феодосия Печерского" (XI-XII вв.).

Литература Русских земель и княжеств XIV - XV вв.

" Задонщина" (XIV в.); " Сказание о Мамаевом побоище" (конец XIV - начало XV вв.); " Летописная повесть о Куликовской битве" (XV в.); " Повесть о Дракуле" (XV в.); " Хождение за три моря Афа­насия Никитина" (XV в.); " Житие Сергия Радонежского" (XV в.). " Повесть о псковском взятии" (начало XVI в.); " Повесть о новго­родском белом клобуке" (конец XV - начало XVI в.).

Литература и публицистика Российского государства XVI в.

" Домострой"; " Повесть о Петре и Февронии"; " Казанская исто­рия"; " Сказание о Магмете Салтане" из Большой челобитной Ивана Пересветова; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; " Посла­ние в Кирилло-Белозерский монастырь" и " Послание Василию Грязно­му" царя Ивана Грозного.

Литература и драматургия Российского государства XVII в.

" Сказание Авраамия Палицына"; " Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского"; " Повесть об Азовском осад­ном сидении донских каэаков"; " Повесть о Горе и Злочастии"; " По­весть о Савве Грудцыне"; " Повесть о Ерше Ершовиче"; " Повесть о Шемякином суде"; " Азбука о голом и небогатом человеке"; " Каля­зинская челобитная"; " Сказание о куре и лисице"; " Повесть о браж­нике"; " Служба кабаку"; " Повесть о Карпе Сутулове"; " Повесть об Ульянии Осорьиной (Юлиании Лазаревой)"; " Повесть о Тверском Отро­че монастыре"; " Житие протопопа Аввакума"; Сочинения Симеона По­лоцкого: " Комедия притчи о блудном сыне", вирши " Монах", " Купецс­тво", " Жабы послушливые".

МУЗЫКА

АРХИТЕКТУРА

1. Русское барокко первой трети XVIII в. (" петровское барокко" )

Доменико Трезини: Летний дворец Петра I (1710-1714 гг.) в Петербурге, Петропавловский собор (1712-1733 гг.), Петровские ворота (1717-1718 гг.) Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (ныне здание университета) в Петербурге (1721-1742 гг.).

М.Д. Фонтана и И.Г.Шедель: дворец А.Д.Меншикова в Петербурге (1710-1720 гг.).

М.Г.Земцов: церковь Симеония и Анны в Петербурге (1731-1734 гг.).

И.П.Зарудный: церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве (1701-1707 гг.)

Г.И.Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов: Кунсткамера (1718-1734).

Барокко середины XVIII в.

Ф.Б.Растрелли: Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764 гг.), Андреевская церковь в Киеве (1747-1753), дворец С.Г.Строганова (1752-1754 гг.) и Зимний дворец (1754-1762 гг.) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1745-1752 гг.), Екатерининский дворец в Царском селе (1752-1757 гг.).

И.Я.Шумахер, И.Ф.Мичурин, Д.В.Ухтомский: Колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740-1770 гг.).

С.И.Чевакинский: Никольский военно-морской собор в Петербурге (1758-1762 гг.).

Ранний классицизм

А.Ринальди: Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 гг.), дворец в Гатчине (1766-1781 гг.).

А.Ф.Кокоринов, Ж.-Б.Валлен-Деламот: здание Академии Художеств (1764-1788 гг.).

Ю.М.Фельтен: Большой Эрмитаж в Петербурге (1771-1787 гг.), Чесменская церковь в Петербурге (1777-1780 гг.), ограда Летнего сада в Петербурге (1770-1784 гг.) при участии П.Е.Егорова.

Строгий классицизм

В.И.Баженов: Пашков дом в Москве (1784-1786 гг.), Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге (1797-1800 гг.) при участии В.Ф. Бренна.

М.Ф.Казаков: Петровский дворец (ныне Военно-Воздушная академия им. Н.К.Жуковского) в Москве (1775-1782 г..), здание Сената в Московском Кремле (1776-1787 гг.), Голицынская (ныне 1-ая Градская) больница в Москве (1796-1801 гг.), здание Московского университета (1786-1793 гг., перестроено Д.И.Жилярди в 1817-1819 гг.), зал дома Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов) в Москве (1780-е гг.)

Д.Кваренги: Главное здание Академии наук (1783-1789 гг.) в Петербурге, Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), в Петербурге, Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) в Москве (1792-1807 гг.) при участии Е.С.Назарова.

И.Е.Старов: Таврический дворец (1783-1769 гг.), Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778-1790 гг., оба - Петербург).

5. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века в окрестностях
Петербурга и Москвы

Царское Село (г.Пушкин), Петергоф (г.Петродворец), Павловск, Гатчина, Ораниенбаум (г.Ломоносов), Кусково, Останкино, Царицыно (все три в городской черте современной Москвы) - дворцы, парковые павильоны и скульптура, регулярные и пейзажные парки, фонтаны.

 

ЖИВОПИСЬ

Портретная живопись

И.Н.Никитин: портреты Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I (1714 г.); Анны Петровны, дочери Петра I (до 1716 г., ГТГ); царевны Натальи Алексеевны (не позднее 1716 г., ГРМ и ГТГ); напольного гетмана (1720-е гг., ГРМ); государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-г гг., ГРМ); Петра I на смертном одре (1726 г., ГРМ); С.Г.Строганова (1726 г., ГРМ).

А.М.Матвеев: парные портреты И.А.и А.П.Голицыных (1728 г., частное собрание Голицыных), автопортрет с женой (1729, ГРМ).

И.Я.Вишняков: парные портреты Сарры и Вильгельма Фермор (1750 г., ГРМ), портрет князя Ф.Н.Голицына в детстве (1760 г., ГТГ).

А.П.Лосенко: портрет актера Ф.Г.Волкова (1763 г., ГРМ).

А.П.Антропов: портреты статс-дам А.М.Измайловой (1759 г., ГТГ) и М.А.Румянцевой (1764 г., ГРМ), портрет атамана Ф.И.Краснощекова (1761 г., ГРМ), парные портреты Д.И. и А.В.Бутурлиных (1762 г., ГТГ), портрет Петра III (1762 г., ГТГ и ГРМ).

П.С.Дрождин: портрет А.П.Антропова с сыном перед портретом жены (1776 г., ГРМ).

И.П.Аргунов: парные портреты князя И.И.Лобанова-Ростовского и его жены (1750-е гг., ГРМ); ретроспективные парные портреты Б.П. и Л.П. Шереметевых, А.М. и А.Ю.Черкасских (1760-е гг., музей Кусково); автопортрет (1760-е гг., ГРМ); портрет Толстой, урожденной Лопухиной (1768 г., Музей Русского искусства в Киеве); портрет неизвестной крестьянки или " Девушка в кокошнике" (1785 г., ГТГ); портрет С.М.Голицына (XVIII в., СХМ).

Н.И.Аргунов: портреты П.И.Ковалевой-Жемчуговой (графини Шереметевой) (1802 г., музей Кусково), крепостной актрисы Т.В.Шлыковой-Гранатовой (1789 г., музей Кусково).

Г.Х.Гроот: конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком (1743 г., ГТГ), портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино (1749 г.).

Ф.С.Рокотов: портреты великого князя Петра Федоровича (1758 г., ГРМ и ГТГ), графа Г.Г.Орлова в латах (1762-1763 гг., ГТГ), его жены Е.Н.Орловой (около 1779 г., ГТГ), И.Г.Орлова (1760-е гг., ГТГ), коронационный портрет Екатерины II (1763 г., ГТГ), парные портреты Н.Е. и Л.П.Струйских (1772 г., ГТГ), портреты поэтов В.И.Майкова (1770-е гг., ГТГ), А.П.Сумарокова (около 1777 г., ГИМ), портреты Неизвестного в треуголке (1770-е гг., ГТГ), В.Е.Новосельцевой (1780-е гг., ГТГ), В.Н.Суровцевой (конец 1780-х гг., ГРМ), портрет неизвестной в розовом платье (1770-е гг., ГТГ), портрет В.П.Лачинова (2-я половина XVIII в., СХМ), портрет неизвестной (2-я половина XVIII в., СХМ).

В.Г.Левицкий: портрет П.А.Демидова (1773 г., ГТГ), портреты смольнянок: " Е.Н.Хрущева и Е.Н.Хованская", " Е.И.Нелидова" (1770-е гг., ГРМ); портрет архитектора Н.А.Львова (1780-е гг., ГТГ) и его невесты М.А.Дьяковой (1778 г., ГТГ), портрет В.И. и М.А.Митрофановых (1790-е гг., ГРМ), " Екатерина-законодательница" (1782 г., ГРМ и ГТГ), портрет Урсулы Мнишек (1782 г., ГТГ), портрет книгоиздателя Н.И.Новикова (до 1792 г., ГТГ), портрет архитектора и директора Академии Художеств А.Ф.Кокоринова (1769 г., ГРМ), портрет неизвестного ( XVIII в., СХМ). М.И.Бельский: портрет Д.С.Бортнянского (1788 г., ГТГ). М.И.Бельский (? ): Учитель с двумя ученицами (1773 г. СХМ). В.Л.Боровиковский: портреты Екатерины II на прогулке (1795 г., ГТГ), поэта Г.Р.Державина (1795 г., ГТГ), Е.Н.Арсеньевой (1796 г., ГРМ), М.И.Лопухиной (1797 г., ГТГ), вице-канцлера А.Б.Куракина (1801-1802 г., ГТГ), двойной портрет сестер В.Г. и А.Г.Гагариных (1802 г., ГТГ), портрет Скобеевой (1790-е гг., ГРМ), портрет генерал-майора Л.Боровского (1799, ГРМ), женский портрет (XVIII в., СХМ).

Неизвестный провинциальный художник: парные портреты И.Г. и Н.С. Черевиных (1741 г., Костромской областной музей изобразительных искусств).

Г.Островский: два портрета костромской помещицы Е.П.Черевиной, детские портреты А.П. и Д.П.Черевиных, портреты Н.С. и М.М. Черевиных (1770-е гг., Костромской областной музей изобразительных искусств).

Неизвестный художник: портреты П.И. и А.А. Вешняковых (XVIII в., СХМ).

Неизвестный художник: портреты Е.И.Пустошкина и М.Ф.Пус­тошкиной (XVIII в., СХМ).

Сердюков Г.: мужской и женский портреты (XVIII в., СХМ).

Неизвестный художник круга Ф.С.Рокотова: портрет Н.З.Евлашова (1770 г., СХМ).

Неизвестные художники: портрет П.С.Волкова (вторая половина XVIII в., СХМ), портрет канцлера И.И.Воронцова (XVIII в., СХМ)

Историческая живопись

А.П.Лосенко: " Владимир и Рогнеда" (1770 г., ГРМ), " Прощание Гектора с Андромахой" (1773 г., ГТГ).

Г.И.Угрюмов: " Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793 г., ГРМ), " Испытание силы Яна Усмаря" (1796-1797 гг., ГРМ), " Взятие Казани 2-го сентября 1552 г." (1797-1799 гг., ГРМ), " Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (до 1800 г., ГРМ).

П.И.Соколов: " Меркурий и Аргус" (1776 г., ГРМ), " Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ).

Мозаика

М.В.Ломоносов и его мастерская (1750-60-е гг.): " Апостол Павел" (ГЭ), " Петр I" (ГЭ), " Александр Невский" (Музей Ломоносова), " М.И.Воронцов" (ГЭ), " П.И.Шувалов" (ГЭ), " Полтавская баталия" (Академия Наук, Санкт-Петербург).

СКУЛЬПТУРА

Б.К.Растрелли: бюст Петра I (1723-1729 гг,, ГЭ), конная статуя Петра I у Инженерного замка в Петербурге (XVIII в.), статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1732-1741 гг., ГРМ).

Ф.И.Шубин: скульптурные портреты А.М.Голицына (1770-е гг., ГТГ), П.А.Румянцева-Задунайского (1778 г., ГРМ), Е.М.Чулкова (1792 г., ГРМ), братьев А.Г.Орлова-Чесменского, И.Г., Ф.Г., Г.Г. и В.Г.Орловых (1770-е гг,, ГРМ и ГТГ), М.В.Ломоносова (1793 г., ГРМ), Павла I (1797, 1798, 1800 гг., ГРМ и ГТГ), Г.А.Потемкина (1780-е гг., ГРМ), И.И.Бецкого (1790-е гг., ГТГ), " Екатерина II - законодательница" (1789-1790 гг., ГРМ).

Э.М.Фальконе: памятник Петру I " Медный всадник" (1765-1782).

Ф.Г.Гордеев: " Прометей" (1769, ГРМ и Музей Останкино), надгробия Н.М., А.М., Д.М.Голицыных (1780, 1788, 1799 гг.; ГНИМА и ГМГС).

И.П.Прокофьев: " Морфей" (1783 г., ГРМ), " Актеон" (1784 г., ГРМ).

Ф.Ф.Щедрин: " Венера" (1792, ГРМ), " Марсий" (1776 г., ГРМ и ГТГ), " Спящий Эндимион" (1779 г., ГРМ и ГТГ).

М.И.Козловский: " Поликрат" (1790 г. ГРМ), " Бдение Александра Македонского" (1780-е гг., ГРМ), " Спящий Амур" (1792 г., ГРМ), " Геркулес на коне" (1799 г., ГРМ), памятник А.В.Суворову в Петербурге (1799-1801 гг.), " Самсон, разрывающий пасть льва" (1801-1802 гг., Большой Каскад, Петродворец).

И.П.Мартос: надгробия М.П.Собакиной (1782 г., ГНИМА), Е.С.Ку­ра­киной (1792 г., ГМГС), Н.П.Панина (1790-е гг., ГМГС).

 

Эмали

Мусикийский Г.С.: Петр I (1732, ГЭ).

Овсов А.Г.: Портрет Петра I на табакерке (1720-е гг., ГОП).

Фабрика Поповых в Великом Устюге: Шкатулка с эмалью (третья четверть XVIII в., ВМДПНИ).

Шпалеры (гобелены)

Бегагль-сын Ф., Кобыляков И.: Полтавская баталия (1722 г., ГЭ).

Полтавская баталия (1723 или 1764 г., ГРМ).

Борьба диких зверей (1747 и 1757 гг., ГЭ).

Ронде Ж.-Б.: Портрет великого князя Петра Федоровича (начало 1760-х гг., ГРМ).

Куликов С.: Портрет Петра I. (1762 г., ГРМ).

Фарфор

Императорский завод: Табакерки с росписями Андрея Черного (" с нотами", с " мопсиками" ), Екатерины Алексеевны, с портретом Елизаветы Петровны (1750-1760-е гг., ГРМ, ГЭ).

Императорский завод: Предметы собственного столового сервиза императрицы Елизаветы Петровны (середина XVIII в., ГРМ, ГЭ, Кусково).

Императорский завод: Серия скульптуры " Народы России" (1780-е гг., Кусково, ГРМ, ВМДПНИ).

Императорский завод: Рюмочная передача. Фигура Хроноса (вторая половина XVIII в., СХМ).

Императорский завод: Предметы Арабескового и Кабинетского сервизов (1784, 1790-е гг.; ГРМ, ВМДПНИ, СХМ).

Завод Ф.Я.Гарднера: Сливочник. Корзинка для десерта. Солонки. Сосуд для фруктовой воды. Скульптурная группа " Садовники" (1770-1790-е гг., СХМ).

Императорский завод: Зеленый туалетный гарнитур с зеркалом и двумя канделябрами (конец XVIII в., дворец-музей в Павловске).

Художественное стекло

Кубок с гербом А.Д.Меншикова (1711 г., ГЭ).

Стаканы " Виват, царь Петр Алексеевич" (начало XVIII в., ГЭ).

Фишер И. и др. петербургские мастера: Люстры и настольные светильники (последняя четверть XVIII в., ГРМ, ГЭ, Останкино).

Императорский стеклянный завод: Кружки из цветного и молочного стекла с росписью и позолотой (конец XVIII в., ГЭ, ГИМ).

Знаки российских орденов

Андрея Первозванного, Александра Невского, святой Екатерины, святого Георгия, святого Владимира, святой Анны (конец XVII-XVIII вв., различные собрания).

ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТУРГИЯ

" Юности честное зерцало".

" Гистория о российском матросе Василии Кариотском".

" Буря море раздымает" (кант).

Феофан Прокопович. " Слово на погребение Петра Великого".

Л.Д.Кантемир. Сатира " На хулящих учение. К уму своему".

В.К.Тредиаковский. " Телемахида". " Песенка любовна". " Стихи похвальные России".

М.В.Ломоносов. " Ода на взятие Хотина". " Вечернее размышление". " Утреннее размышление". " Гимн бороде".

А.Н.Сумароков. " Дмитрий Самозванец". Притчи " Жуки и пчелы", " Болван". Эпиграммы.

А.С.Аблесимов. " Мельник - колдун, обманщик и сват".

М.И.Попов. " Анюта".

М.Д. Чулков. " Горькая участь". " Пригожая повариха".

М.М. Херасков. " Знатная порода".

В.И. Майков. " Елисей или раздраженный Вакх".

И.Ф. Богданович. " Душенька".

Я.Б.Княжнин. " Несчастие от кареты". " Вадим Новгородский".

Н.И.Новиков. " Трутень". " Живописец".

Д.И.Фонвизин. " Бригадир". " Недоросль". " Лисица - кознодей".

И.А.Крылов. " Наиб. Восточная повесть". " Урок дочкам".

Екатерина II. " О время". " Обманщик".

Г.Р.Державин. " На смерть князя Мещерского". " Бог". " Вельможа". " Памятник". " Снигирь".

А.Н.Радищев. " Путешествие из Петербурга в Москву".

Н.М.Карамзин. " Бедная Лиза". " Наталья, боярская дочь".

И.И.Дмитриев. " Стонет сизый голубочек". " Чужой толк". " Ермак". " Отставной вахмистр". Басни.

МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Неизвестный автор. Кант для хора " Буря море раздымает".

Неизвестный автор. Песня " На пострижение Евдокии Лопухиной".

Неизвестный автор. Петровские торжественные песнопения " Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу".

Неизвестный автор. Кант в честь полтавской победы " Орле российский".

В.Титов. " Концерт Полтавскому торжеству" для хора.

Неизвестный автор. Кант " На взятие Дербента".

М.Березовский. Концерт " Не отвержи мене во время старости".

Д.С.Бортнянский. Концерты для хора №3 и №24. Xерувимская песнь №7.

Е.И.Фомин. Опера " Орфей".

О.А.Козловский. Увертюры и танцы из музыки к трагедиям " Эсфирь", " Дебора", " Фингал"; полонез.

И.Хандошкин. Вариации на темы русских песен.

ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVII ВЕКА

1.Особенности культуры русского средневековья.

2.Устное народное творчество и его жанры. Отражение в нем древней мифологии, исторических событий, быта и нравов русского народа.

3.Письменность, грамотность, образование, естественнонаучные знания в Древней Руси, русских землях и княжествах, Российском государстве до конца XVII века.

4.Литература Древней Руси (IX-XIII вв.)

5.Литература, публицистика, общественная мысль и исторические идеи XIV-XVI вв.

6.Развитие русской литературы, публицистики, общественной мысли и исторических знаний в ХVII веке.

7.Музыка и театр в средневековой Руси.

8.Языческие и христианские традиции в культуре. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси.

9.Русское народное деревянное зодчество. Жилые, хозяйственные, крепостные и культовые постройки.

10. Каменное зодчество в Киевской Руси и русских землях X - начала XIII вв. Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестовокупольный стиль каменного храмового зодчества. Особенности местных архи­тектурных школ.

11. Возрождение и развитие каменного зодчества на Руси (середина XIII-XV вв.) «Классический» период архитектуры Новгорода. Зод­чество Пскова. Раннемосковская архитектура XIV - первой половины XV вв.

12. Подъем русской архитектуры в конце XV-XVI вв. Создание ансамбля Московского Кремля. Крестовокупольные, бесс­толпные и шатровые сооружения культового зодчества конца XV-XVI веков.

13. Архитектурные школы и направления XVII века.

14. Изобразительное искусство в Киевской Руси и русских землях X-XIII вв. Основные техники живописи: мозаика, фреска, икона, миниатюра. Памятники живописи XI - начала XIII вв.

15. Расцвет средневековой живописи в XIV-XV вв. Иконостас и его чины.

16. Живопись конца XV-ХVI веков.

17. Монументальная и станковая живопись XVII века.

18. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси, русских земель и Российского государства X-XVI вв.

19. Декоративно-прикладное искусство ХVII века.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА


Поделиться:



Популярное:

  1. Co-зависимое порождение живого времени и самосознания в символическом познании
  2. I. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)
  3. V. Ревизия психоанализа и видение нового общества: 40 лет в США и Мексике
  4. VI. Переведите на английский язык предложения с использованием форм простого будущего времени, либо других способов выражения будущего.
  5. VIII. Условия изменения человека и черты нового человека
  6. А1. С какого времени действует Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г.?
  7. А3. Сколько в среднем времени у Вас занимает процесс приготовления основного блюда?
  8. Алхимия, астрология, мистика и ереси средневековья, их влияние на европейскую культуру.
  9. Анализ использования времени
  10. Английские предложения в настоящем времени с переводом на русский. Практика английского языка
  11. Афина Варвакион. Уменьшенная мраморная копия римского времени с Афины Парфенос Фидия, законченной после 438 г. до н. э. Афины. Национальный музей.
  12. Библиографическая проверка надежности Нового Завета


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.134 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь