Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наполеон на поле сражения при Аустерлице.



Э. Росотт по оригиналу Ф. Же­рара 1810 г. Офорт. 1853.

Изображен эпизод конца сражения. Справа — Наполеон со свитой, пра­вее — группа русских пленных под конвоем гренадеров Старой гвардии в высоких меховых шапках. В левой ча­сти мамелюк с трофейными русски-

ми штандартами (знаменами кавале­рийских частей); адъютант Наполеона (без треуголки, верхом) указывает императору на пленных русских кава­лергардов и конногвардейцев (в кира­сирских касках) на втором плане. Кар­тина Жерара украшала зал Государст­венного совета во дворце Тюильри. Home!


 

 

Разговор пленного русского с Наполеоном на Бородинском поле.

С. Ф. Галактионов. Гравюра рез­цом. Иллюстрация к 3-й части романа Ф. В. Булгарина «Петр Иванович Выжигин: нравоопи­сательно-исторический роман XIX века» (СПб., 1831). Home!


 

 

Сцена из трагедии В. А. Озе­рова «Поликсена».

М. А. Иванов по рис. И. А. Иванова. Гравюра рез­цом. 1828. Home!


 

 

Наполеон на поле сражения при Эйлау.

А.-Ж. Гро. X., м. 1808. Home!


 

Вид «печальной залы» с гро­бом Петра I.

А. И. Ростовцев по рис. М. Г. Земцова по инвенции Н. Пино. Гравюра резцом, офорт. 1725.

Оформление «печальной залы» несет на себе явные следы западной, като­лической традиции: обилие аллегори­ческих фигур (Россия слева от гроба и Геркулес — справа, скелеты-щито­держатели с государственным гербом над головой усопшего), почетный ка­раул из одетых в черные плащи и бе­реты алебардщиков. В ногах гроба — три ордена на специальных табуретах, слева — скипетр, справа — держава; в головах — императорская корона и царские шапки (эквивалент короны в допетровской традиции). На стенах — гербы русских земель и городов. Home!


 

 

Продольная стена «печальной залы».

С. М. Коровин по рис. М. Г. Земцова по инвенции Н. Пино. Гравюра резцом, офорт. 1725. Home!


 

 

Портрет Г. Р. Державина

(1743-1816).

А. А. Василевский. X., м. Нач. XIX в. Home!


 

 

Смерть А. В. Суворова.

К. Гампельн по рис.

П. А Оленина. Литогр., 1822.

Собравшиеся у постели умирающего офицеры изображены в мундирах бо­лее позднего, александровского вре­мени с высокими стоячими воротни­ками и с эполетами. Авторы литогра­фии машинально перенесли привыч­ную им форму 1820-х гг. на конец царствования Павла I. Home!


 

 

Надгробие А. В. Суворова в Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Гравюра. Середина XIX в. Home!


 

 

Похороны М. И. Кутузова 11 июня 1813 года в Петербурге.

М. Н. Воробьев. Рис. 1814. Home!


 

 

Скорбь. Аллегория. Эскиз для барельефа памятника работы М. П. Мартоса «Супругу — благодетелю» в Павловске.

А. Е. Егоров. Рис. 1808.

Памятник был заказан скульптору Мартосу вдовой Павла I императри­цей Марией Федоровной, по желанию которой на барельефе в аллегориче­ском ключе изображена скорбь импе­раторской семьи по поводу смерти от­ца: двое в античных доспехах спра­ва — старшие сыновья Александр и Константин (сидит); левее — два младших сына Николай и Михаил (в профиль). В левой части барельефа женская фигура с накинутым на голо­ву покрывалом — Мария Федоровна. Ее обнимает дочь Мария (будущая герцогиня Саксен-Веймарская), левее дочь Анна (будущая королева Нидер­ландов), крайняя слева Екатерина, в первом браке — принцесса Ольден­бургская, во втором — королева Вюр­тембергская. Женская фигура, возно­сящаяся на небо, символизирует Александру Павловну, старшую дочь, жену австрийского эрцгерцога Иосифа, умершую после родов 4 марта 1801 г. Home!


 

 

Портрет генерал-майора А. А. Тучкова IV.

Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.

Александр Алексеевич Тучков (1778— 1812), младший из четырех братьев Тучковых, находившихся к 1812 г. на действительной службе в генераль­ском чине. Погиб в Бородинской бит­ве у Семеновских флешей, когда со знаменем в руках повел солдат Ре­вельского полка в контратаку. Тело его найти не удалось. На портрете Доу он изображен в генеральском мундире, со знаками орденов св. Ге­оргия 4-го класса, св. Владимира 3-й степени, св. Анны 2-й степени с алма­зами и медалью «В память Отечест­венной войны» (медаль была учреж­дена после смерти Тучкова), но, веро­ятно, по желанию вдовы генерала, Маргариты Михайловны (урожд. На­рышкиной), художник изобразил ме­даль на портрете генерала. Home!


 

Погребение.

К. Вагнер по рис. Е. М. Кор­неева. Офорт, акватинта, акв. 1812. Home!


 

 

Миропомазание. К. Вагнер по рис. Е. М. Кор­неева. Офорт, акватинта, цв. печать. 1812.

Миропомазание — второе по порядку совершения (после крещения) из се­ми таинств, признаваемых русской православной церковью, состоит в по­мазании священнослужителем лба, глаз, рта, ноздрей, ушей, груди, рук и ног священным миром (смесь около 30 ароматических веществ, основу ко­торой составляют оливковое масло и белое виноградное вино) со словами «печать дара Духа Святаго», для со­общения крещенному «силы благода­ти Божией». На гравюре, очевидно, изображена сцена крещения и миро­помазания больного, решившего кре­ститься перед смертью (в правом уг­лу видна крестильная чаша). Священ­ник в облачении изображен в момент совершения таинства (в руках у него чаша с миром). Home!


 

 

«Новой деревенской Дом». Авантитул в кн. В. А. Левши­на «Всеобщее и полное домо­водство...» (М., 1795). Гравюра. Home!


 

 

Фронтиспис из «Книги Марсо­вой...» с портретом Петра I.

А. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1712. Home!


 

 

Портрет графа Г. П. Черны­шова.

К. Анисимов по рис. Я. И. Ар­гунова. Гравюра пунктиром. 1812. Home!


 

 

Портрет обер-сарваера И. М. Го­ловина в окружении корабель­ных инструментов и деталей ко­рабля.

А. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1717—1720. Home!


 

 

Башкирцы.

В. В. Мельников по рис. Е. М. Корнеева. Офорт, акв. 1809. Home!


 

 

Портрет И. Т. Неплюева.

Неизвестный гравер. Втор. пол. XIX в. Home!


 

 

Прием французского посла в Венеции.

А. Канале (Каналетто). X., м. 1740-е. Home!


 

 

Березовый остров (Троицкая площадь на Санкт-петербург­ском острове).

Ф. Васильев (? ). Рис. Ок. 1719. Home!


 

 

Трубецкой бастион Петропав­ловской крепости.

Ф. Васильев (? ). Рис. 1719. Home!


 

 

Портрет графа Я. В. Брюса

(1670-1735).

Н. Иванов по рис. Я. И. Аргу­нова. Гравюра пунктиром. 1812. Home!


 

 

Портрет А. С. Матвеева (1625-1682).

Неизвестный гравер. Гравюра резцом. Фронтиспис из кн. Н. И. Новикова «История о невинном заточении ближнего боярина А. С. Матвеева» (СПб., 1776). Home!


 

 

Портрет А. Н. Радищева.

И. Вендрамини. Гравюра пун­ктиром. 1790. Home!


 

 

Смерть Катона Утического.

Г. Г. Летьер. X., м. Ок. 1795. Home!


 

 

Комендант города Уральска полковник Симонов передает Пугачева Суворову в 1774 г. X. Г. Гейзер по рис. И. Д. Шу­берта. Гравюра. 1796.

Справа стоят солдаты, одетые в новую, введенную в 1786 г. (т. е. через девять лет после изображаемого события) форму. Она состояла из короткой кур­тки, свободных штанов с нашитыми ко­жаными крагами, кожаной каски с по­перечным гребнем и двумя суконными лопастями, завязывавшимися в хо­лодное время на шее. Были отменены косы, букли и пудра. Рода войск отли­чались только сочетанием цветов уни­формы. Изменения не коснулись фор­мы офицеров, гвардии, казаков и гусар. Home!


 

 

Портрет С И. Шешковского.

Неизвестный художник. X., м. Конец XVIII в.

Степан Иванович Шешковский (1727— 1794), сын канцеляриста Сената, с мо­лодости проявил страсть к розыск­ным делам (назначенный в Сибир­ский приказ еще недорослем, само­вольно сбежал со службы, добился перевода в московскую контору тайных розыскных дел). Императрица Елиза­вета отзывалась о нем как о человеке, «имеющем особливый дар производить следственные дела». Продолжил карье­ру «заплечных дел мастера» в неофи­циально (без указа) созданной при Ека­терине «тайной экспедиции при Сена­те», проводил следствия по самым де­ликатным делам (например, по появившимся в Петербурге карикату­рам и пасквилям на Екатерину II, при­чем допрашивал с пристрастием при­дворных дам). Вел дело Пугачева. По­сле следствия по делу Н. И. Новикова награжден орденом св. Владимира 2-й степени, дослужился до чина тайного советника. Home!


 

 

Французские офицеры отдают свои шпаги Суворову 15 апре­ля 1772 г. при сдаче Краков­ского замка.

Р. В. Кюфнер по рис. И. Д. Шу­берта. Гравюра резцом. 1796. В защите замка в качестве волонтеров принимали участие офицеры фран­цузской армии. Из уважения к стой­кости гарнизона (осажденные ели ло­шадей, но продолжали сопротивление) Суворов вернул французам их шпаги, говоря, что не может лишать шпаг офицеров, состоящих на службе у короля Франции, находящегося в союзе с русской императрицей. Home!


 

 

Взятие варшавского предме­стья Прага русскими войска­ми под командованием Суво­рова 4 ноября 1794 г. И. М. Билль. Гравюра рез­цом. 1790-е.

Штурм русскими войсками варшав­ского предместья был исключительно кровопролитным: убито 12 тысяч по­ляков, многие утонули, спасаясь бег­ством через Вислу. Home!


 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь