Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новеллистические (бытовые) сказки



- анекдотические;

- сатирические: антибарские, антицарские, антирелигиозные;

- сказки-состязания;

- сказки-насмешки.

 

Общие особенности:

- в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует; имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола: герой (Шиш) настолько хитер, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным); вместо волшебства используется смекалка;

- реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение (реализм условен);

- действующие персонажи – антагонисты;

- положительный герой – иронический удачник;

- смысловой акцент приходится на развязку;

- широкое использование диалога;

- обилие глаголов.

 

Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке

Композиционные Стилистические
Антитеза –прием противопоставления, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику (герой – «лжегерои»; герой – злонамеренные представители иномира и т.п.)   Ретардация –замедление действия путем многократных повторов; концентрирует внимание слушателя на определенном моменте   Троичность –субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил – 2: 1   Художественные формулы –поэтические штампы (общие места)   Сказочные формулы Параллелизмы: долго они ехали, коротко ли, далеко, близко ли…; старший сын был умен, средний был ни так, ни сяк, младший сын – совсем дурак…   Символика: невеста-лебедь   Гиперболы: и рос он не по дням, а по часам; и возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом Художественные и синтаксические инверсии Тавтологии: диво-дивное; чудо-чудное   Сросшиеся синонимы: грусть-тоска; путь-дорога Постоянные эпитеты: серый волк, белокаменные палаты, буланый меч Повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-поломано Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи
Начальные (присказка, зачин) На море-окияне, на острове Буяне, стоит дуб-златы маковки. На том дубе – цепь, а по цепи ходит кот: направо идет – песню поет, налево – сказку сказывает… В некотором царстве, в некотором государстве…
Конечные (концовка) Стали они жить-поживать, да добра наживать… Вот двор. На двору – кол. На колу – мочало. Не сказать ли сказку с начала? Кличи, предсказания
Срединные - формулы оповещения - формулы обращения   - формулы пространства и времени   Добрый молодец, красна девушка Встань передо мной, как лист перед травой Избушка! Стань ко мне передом, к лесу – задом Долго ль, коротко ль; далеко ли – близко; высоко - низко

 

Сказочные формулы

Отличие сказки от других жанров народного художественного творчества

Сказка Миф

       
   
 

 


Отличия

Повествует об обычных людях («благородного» или «низкого» происхождения)   Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной)   Рассказчик и слушатели не верят в рассказываемое   Сказка рассказывается сказителем слушателям     Общедоступна     Повествует о деяниях богов и героев     Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства в образах; передает миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы   Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение   Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда   Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания)  

Сказка, Миф Легенда

Отличия

Неопределенность места и времени действия   Персонажи – предельно типизированы, подчеркнуто лишены индивидуальности     Заметны черты обожествления природы (в той или иной степени) Историческая и географическая конкретность описываемого   Персонажи – конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями   Природа не обожествляется, хотя отдельные мифические мотивы и образы сохраняются

К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос:

песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древним видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись так называемые былины (в народной среде в XIX - XX веках их называли старинами) - песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов. Читая былины, мы погружаемся в особенный мир: он населен персонажами, непохожими на реальных людей; в нем происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли; он полон вещей, которые обладают чудесными свойствами.

Соотношение общеколлективного и индивидуального начала в эпическом творчестве продолжает вызывать интерес и во всей последующей фольклористике вплоть до наших дней.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исторический опыт народа.

Этот опыт касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными поработителями, становления государства, семейных отношений, социальной борьбы народа со своими угнетателями, общественных идеалов и т.д. В ходе этой борьбы вырабатывалось представление о нравственных ценностях, постепенно складывался исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, возникал идеальный тип русского былинного героя, воплотившего представления народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии в борьбе за свои цели.

В центре эпического мира - его герои - богатыри. Само слово «богатырь» было хорошо известно в Древней Руси. Оно неоднократно встречается в летописях, часто с эпитетами «славный», «дивный», «храбрый», «великий».

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич недаром представляются нам не только эпическими образами, вызванными к жизни народной фантазией, но и своеобразными и глубокими символами народных исторических устремлений, сил и возможностей.

Былины веками существовали исключительно в устной традиции, поэтому они вариативны и многослойны, в них сохранились приметы различных эпох, в частности соединяются языческие и христианские элементы.

Все русские былины можно подразделить по месту создания и особенностям содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни о подвигах богатырей - воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородские былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

Прежде чем судить о былинах в целом, следует определить песенные жанры. В.Я.Пропп выделяет былины героические, сказочные, новеллистические, а также находящиеся на грани с балладой, духовным стихом и т п.

Героические былины составляют основной костяк песенного народного эпоса. Для героических былин характерен бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря, народного заступника, борца за общенародное дело с врагом. Врагом может быть чудище (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище). Сражаясь с ним, богатырь освобождает Киев, очищает Русскую землю от насильника и злодея (былины о Добрыне змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Врагом могут быть татаро-монгольские полчища, угрожающие самому существованию Русского государства. Главным героем, освобождающим Киев от осадивших его врагов, бывает Илья Муромец. Значительная часть героических песен посвящена теме социальной борьбы. Герой этих песен борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя протест неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; сюжет о борьбе Василия Буслаевича с новгородцами). Есть среди былин этого жанра и песни о героическом сватовстве (например, былина о Дунае, сватающем невесту князю Владимиру). Но сватовство, поиски жены, если только это не связано с борьбой с иноземными врагами, обычно уже не героизируется в былинном эпосе, хотя исторически так было не всегда.

Многие сюжеты о сватовстве перешли в жанр сказочных былин. Для них характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. Так, например, в былине о Садко мы встречаем волшебного дарителя, посылающего Садко со дна Ильмень озера чудесный дар (волшебное средство) - рыбку с золотыми перьями. Этот дар позволяет герою в споре выиграть богатый заклад у новгородских купцов. В этой былине, подобно сказочному герою. Садко попадает в иной мир, подводное царство, где ему предлагают выбирать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины — Михайло Потыка — закапывают вместе с умершей женой. Но, будучи погребен, он предусмотрительно припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся его погубить.

Особой художественной формой и способом поэтизации героев обладают былины новеллистические. В них нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Примером новеллистической былины может служить песня о Микуле и Вольге. Крестьянин-труженик, могучий землепашец противопоставлен в ней князю-феодалу. Тема другой новеллистической былины о Соловье Будимировиче - сватовство, но не связанное с героикой борьбы с чужеземцами, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Былина носит светлый характер, тон ее веселый и заканчивается она счастливым соединением любящих.

 

Литература

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь