Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Малые фольклорные формы (жанры)
Эпос Устная народная проза
Сказочный эпос
Свою лепту в ее развитие внесла сказка — один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баугчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке. По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность. Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них — сказки о животных. В сказке действует закон повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев. Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все времена проблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом. Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.). Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений,
Волшебные сказки По конфликту: - героические: герой борется с волшебной силой; - социально-классовые: герой борется с царем, барином; - семейные (педагогические): конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер. Общие особенности: - наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы); - столкновение с волшебной силой; - осложненная композиция; - расширенный набор изобразительно-выразительных средств; - описание доминирует над диалогом; - многоэпизодность (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).
Сказки о животных По конфликту: - борьба хищников между собой; - борьба слабого зверя с хищником; - борьба человека со зверем.
Особые подгруппы: - сказки о плутнях лисы; - кумулятивные (цепные) сказки.
Общие особенности: - специфический состав действующих лиц (сказочные образы – традиционные типы: лиса – хитрая, волк – глупый и т.д.); - антропоморфизм; - конфликты отражают реальные жизненные отношения людей; - облегченная композиция; - суженный набор изобразительно-выразительных средств; - широкое использование диалога; - обилие глаголов; - малоэпизодность, быстродействие; - введение малых фольклорных форм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы