Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аникин В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей. - М.. 1977.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957. 3. Аничкин В. П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя. - - М., 1964. 4. Астахова А.М. Былины: Итоги и проблемы изучения.- М., Л., 1966. 5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т.- М-Л., 1936. 6. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. -- Казань, 1914. 7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х т. - М., 1957. 8. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. - М., 1961. 9. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1-2. - СПб., 1861. 10. Былины. - М., 1969. 11. Баренцев В. Сборник русских духовных стихов. - СПБ., 1880. 12. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М., 1975. 13. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн.1. - Иркутск, 1930. 14. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI — XIX веков. - М., 1991. 15. Гусев В.Е. Эстетика фольклора.- Л., 1967. 16. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. - М., 1984. 17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1- 4, - М., 1955. 18. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. - М., 1994. 19. Жанровая специфика фольклора. - М., 1984. 20. Зуева ТВ., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учеб. для высших учебных заведений. - М., 2000. 21. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск, 1995. 22. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1983. 23. Кэрол X, Лэнктон, Стивен Р. Лэнктон. Волшебные сказки, ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей. - М., 1996. 24. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Избранные произведения в 3-х томах. - М., 1987. 25. Максимов С.В. Куль хлеба. - М.„ 1982. 26. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. - Т.З. Былины и исторические песни. - М., Л., 1924. 27. Митрофанова В.В. Русские народные сказки. - М..1978. 28. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество, детство. - М., 1991. 29. Народные пословицы и поговорки. - М., 1961. 30. Померанцев Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М., 1957. 31. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках ХVIII—XX веков. - М., 1961. 32. Потешки, считалки, небылицы. - М., 1997. 33. Пропп В.Я. Морфология сказки - М., 1969. 34. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд.2-е, испр. - М., 1958. 35. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. - Л., 1984. 36. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. - Л., 1984. 37. Русская народная словесность. - М., 1994. 38. Русские народные пословицы и поговорки. - М., 1965. 39. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. - М., 1986. 40. Рыбаков Б.А. Былины. - М., 1982. 41. Селиванов Ф.М, Русский эпос: Для пед.ин-тов. - М., 1988. 42. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений, - М., 1976. 43. Толстой Н.И. Язык и культура. 44. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам -М., 1991. 45. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996. 46. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос: Учеб. пособие. - Курск, 1995г 47. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке. - М., 1996.
Лекция №3 Мифологические истоки народной художественной культуры. Фольклорный театр План Понятие о мифологии Основные виды мифов Мифические герои Мифы и верования древних славян Фольклорный театр Понятие о мифологии Миф - это древнее сказание, предание, в котором воплотились фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В дошедших до нас мифах содержится информация об устройстве Вселенной, о богах, правящих миром и являвшихся олицетворением природных стихий, о всевозможных духах. Совокупность мифов того или иного народа составляет его мифологию. По мнению русского философа А.Ф.Лосева «... миф — это своеобразная форма истинного, а не ложного мышления древнего человека. Миф меньше всего был заблуждением ума» (Мифы народов мира, часть 1. М., 1996, с. 13). . Мифическое время и заполняющие его события являются источником архетипических прообразов. Важнейшей функцией мифического времени, мифического действия было создание образца. Мифы заставляли ценить гармонию порядка, но в то же время они утверждали, что этот порядок хрупок и его могли взорвать природные стихии. По существу, мифы не были для древних людей «пособием по мироустройству». Для нас же они являются источником информации о том, как мыслил древний человек, какформировались его представления о мире, как развивалась философская мысль, как обобщался практический и социальный жизненный опыт, как возникала потребность в художественном творчестве. В основе русской традиционной художественной культуры — древнеславянская мифология, которая не менее интересна, чем египетская, древнегреческая, древнеиндийская, древнекитайская и др. В мифах разных народов неразрывно были связаны фантазия и реальность. По утверждению крупнейшего русского ученого-философа А.Ф.Лосева, «миф — это не идеальное понятие и не идея. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть бытие идеальное, но — жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная, до животности телесная действительность» (Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М, 1994, с. 14). Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которых отражалась их вера в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Среди богов существовала иерархия: был главный (верховный) бог, например, в древнегреческой мифологии — Зевс, а в древнеславянской — Сварог, и были боги, которые управляли отдельными стихиями, областями космической жизни или природными силами. Опасаясь гнева богов, древний человек пытался защититься от всяких невзгод и поэтому он приносил им жертвы, отправлял обряды и ритуалы, чтобы умиротворить, задобрить всемогущие силы природы. Во избежание нарушения порядка, установленного богами, человек должен был постоянно искупать свою вину перед ними за убийство животных, за сломанное дерево, за сорванный цветок, т.е. за нарушение или разрушение живой природы. Основой жизни людей было культивирование и сохранение природы, а не ее варварское разрушение, как в наше время. Вера в то, что природа - явление одушевленное, олицетворение ее сил было основной особенностью мифологических представлений о мире. Эта вера и составляла главный смысл язычества. Язычество - вера в множество богов, покровительствующих природным стихиям. Это часть огромного общечеловеческого комплекса воззрений, обрядов, верований, которая послужила основой для всех позднейших мировых религий. В русском языке этот термин происходит от слова «языки», т.е. народы, племена. Язычество можно считать первобытной религией. Некоторые древние народы верили также в тотемы, то есть в свое происхождение и кровное родство с определенными видами животных, насекомых или растений, реже явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотемизм — это явление раннего родового общества, где кровные родственные связи являлись особо важными. Тотемные черты ясно видны в образах богов и героев у разных народов. На природные объекты переносились человеческие свойства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть приписаны свойства природных объектов, особенно животных. Каждый род носил имя своего тотема, который почитался. Важно отметить, что тотем не обожествлялся, его не наделяли свойствами и качествами бога. Но тотем был священным, его нельзя было убивать, употреблять в пищу, т.е. существовал запрет (табу) Однако во время определенных магических обрядов, связанных с умилостивлением духа животного, допускалось употребление мяса тотемного зверя для магической связи с ним. Считалось, что, отведав мяса священного зверя, люди получают часть его способностей, в основном силу. выносливость, храбрость. Тотемизм послужил рождению зоолатрии - совокупности обрядов и верований, связанных с культом животных. Люди поклонялись животным, испытывали перед ними страх, верили в оборотней и в особую связь с миром духов и богов. С тотемизмом связан и широко распространенный культ растений — фитолатрия. У многих народов мира сохранились мифы, согласно которым из растений появляются семена жизни. Часто растение является двойником человека. Вера в существование души и духов — анимизм является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистических культов (от латинского — почитание) является сохранившийся до наших дней культ умерших предков. Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались понять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как пространственно — временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, чтобы они покровительствовали ему во всех его делах и начинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторонний мир, прося их о милосердии и помощи. Формы проявления культа предков были очень разнообразны Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потусторонний мир, мир мертвых, «тот свет». У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо горами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен преодолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется. Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее подняться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий). Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные формы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому десятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками. Кроме того, человек верил в то, что существа иного мира довольно часто посещают мир живущих. Контакты с миром умерших осмысливались как двусторонние и происходили в определенные времена года и в определенные дни. Для того чтобы такое общение было для человека безвредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Мифологическому сознанию архаических коллективов было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями. В этом проявлялась значение семьи и крепких семейных уз как одной из главных духовно-нравственных ценностей у древних славян и других народов. Древний языческий культ богов был связан с определенными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых — общение с богами. У древних славян они обычно проводились в капищах и святилищах - специально обустроенных местах для поклонения богам, находившихся обычно на возвышенностях, а также в священных рощах, у священных источников и т.д. Там под звуки барабанов, бубнов и других музыкальных инструментов исполнялись ритуальные пляски, заклинания, приносились жертвы богам. Во главе исполнения ритуала стоял жрец. Древние ритуалы некоторые исследователи рассматривают как один из истоков театра, так же, как и мистерии - тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные. Мистерии известны с древних времен. Они были широко распространены в Древнем Египте, в Древней Греции и других странах. На мистериях «инсценировались» мифологические сюжеты, а также проходили ритуалы посвящения, на которых предусматривалось прохождение человеком целого ряда испытаний, символизировавших смерть, а потом — воскрешение из мертвых. Итак, древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей ( пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).
Основные виды мифов Мифология, как мы уже выяснили, есть собрание мифов. Многие мифологические сюжеты дошли до нашего времени в литературно обработанном виде. Обилие мифов, различных версий одного и того же мифологического сюжета, множество богов и божеств, духов, мифологических персонажей — все это потребовало их классификации. Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Самые древние мифы - архаические — повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. Этнологические мифы, это есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и людей. Этиологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, предположим, горы, морс, светила, а рассказывают о том, что были боги. герои и они создали все окружающее. Космогонические мифы — центральная группа мифов. которые повествуют о происхождении космоса и его частей. связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос — центральный сюжет многих мифологических картин мира. Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о происхождении солнца и луны. земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселенной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, связанные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвращающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим существом. При этом герой погибает (или ему наносится физический урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Героические мифы живописуют о важнейших моментах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя, раскрывается его биография, в них может включаться его чудесное рождение. Героические мифы связаны с формированием личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания, борьба с чудовищем, смерть героя как бы призваны распространить порядок, космос на формирование человека. Пройдя все жизненные испытания, герой способен собственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии — сказки. Эсхатонические — последний +учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта категория мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нарушение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.
Мифические герои Существенным признаком мифа выступает отражение в нем древних представлений о героях, к которым относятся первопредки, культовые герои и т.д. Первопредки— прародители рода или племени, создающие родовую общину, устраивающие распорядок ее жизни, организующие обрядовую и ритуальную традиции. Они отделяют уклад своей общины от норм жизни других семей и племен. Очень часто первопредки имеют тотемное происхождение Первопредок иногда отождествляется с первым человеком. Культовые герои — мифические персонажи, которые добывают (похищают) или впервые создают для людей орудия труда, огонь, приносят растения, учат приемам охоты и земледелия, ремеслу, искусствам. Они принимают участие в общем мироустройстве. Значительна роль культовых героев в установлении правил поведения, организации праздников и ритуалов, в регулировании брачных отношений Духи — низший уровень мифологических существ, которые находились в постоянном общении с человеком. Такими были духи рода, духи покровители человека, духи болезней, духи жилищ, природы (озер, лесов, гор и т.д.). На вершине мифологической иерархии героев располагались боги — могущественные сверхъестественные существа. Они обладали творческими, созидательными силами, управляли природой и ее стихиями, всем космосом и его порядком, а также жизнью людей. Безусловно, в них были слиты воедино черты культовых героев-демиургов и духов. Многобожие постепенно привело к появлению единого бога-творца, сосредоточившего в себе неограниченную власть над Вселенной. Сотворение Вселенной и устройство мира - основные мотивы мифов Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1867; Нарушение авторского права страницы