Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литературные памятники XVII в.



«Сказание Авраамия Палицына», «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная», «Служба кабаку», «Повесть об Ульянии Осорьиной», «Житие протопопа Аввакума», сочинения Симеона Полоцкого: «Комедия притчи о блудном сыне», вирши «Монах», «Купецство», «Жабы послушливые».

 

Основные публикации литературных памятников:

Памятники литературы Древней Руси: IX – начало XII вв. М., 1978.

Памятники литературы Древней Руси: XII в. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси: XIII в. М., 1981.

Памятники литературы Древней Руси: XIV- середина XV вв. М., 1981.

Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV в. М., 1982.

Памятники литературы Древней Руси: конец XVI – начало XVII в. М., 1987.

Памятники литературы Древней Руси: XVII век: Книга первая. М., 1988.

Памятники литературы Древней Руси: XVII век: Книга вторая. М., 1989.

Изборник. М., 1969.

Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.

Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982.

Хождение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986.

Сочинения И.Пересветова. М.-Л. 1956.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

Казанская история. М.-Л. 1954.

Домострой. М., 1990.

Повесть о Горе и Злочастии. Л., 1984.

Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977.

Мудрое слово Древней Руси XI-XVII вв. М., 1989.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII вв. М., 2002.

 

Русская культура X-XIII вв.

Памятники каменного зодчества X-XIII вв.

Софийский собор в Киеве (реконструкция), Софийский собор в Новгороде (реконструкция) (современный вид собора с учётом того, что он побелён, в XII в., была надстроена галерея и растёсаны окна), Софийский собор в Полоцке (до наших дней дошли только апсиды), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (от его внутренней отделки ничего не осталось); Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород); церковь Спаса на Нередице; церковь Иоанна на Опоках; церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом; церковь Петра и Павла на Синичьей горе; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (Псков); Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском; церковь Бориса и Глеба в Кидекше (сохранилась в сильно перестроенном виде); Успенский собор во Владимире (после пожара 1185 г. реконструирован); церковь Покрова на Нерли; Дмитриевский собор во Владимире.

 

Памятники живописи X-XIII вв.

Фрески Новгородской Софии (Мартирьевская паперть: Константин и Елена); местная новгородская школа мастеров фрески – фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (ок. 1167г.), Благовещения в Аркажах (1179 г.) и Спаса Нередицы (1199 г. ). Фрески Мирожского монастыря (Псков). Фрески Спасо-Преображенского собора (Псков). Фрески Дмитриевского собора во Владимире. Фрески Софии Киевской: Княжеский групповой портрет (ктиторский портрет) XI в., Ритуальное убийство медведицы. Фрагмент фрески Десятинной церкви. Мозаики Софии Киевской (Христос – Вседержитель; Архангелы; Апостолы; Богоматерь Оранта; ряды небожителей и отцов церкви). Владимиро-Суздальская школа иконописи: «Богоматерь Боголюбская», «Дмитрий Солунский», «Богоматерь Великая Панагия». Новгородская иконопись: «Николай Чудотворец» из Новодевичьего монастыря в Москве. «Пётр и Павел» из Белозёрска. Алекса Петров «Никола Липный» из Новгорода. «Богоматерь Умиление (Белозёрская)».

 

Русская культура XIV-XV вв.

Памятники зодчества

Новгородское зодчество: церковь Николы на Липне, церковь Благовещения на Городище, церковь Спаса на Ковалёве, церковь Успения на Волотовом поле, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Спаса на Ильине. Псковское зодчество: церковь Василия на Горке. Московское зодчество данного периода практически всё исчезло в результате дальнейших перестроек.

Памятники живописи XIV-XV вв.

Новгородская школа живописи: росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря (полностью уничтожены в годы второй мировой войны, сохранились фотографии 1937 г.); Феофан Грек: «Мельхиседек», «Макарий Египетский», « Христос Вседержатель» (фрагменты росписей церкви Спаса Преображения на Ильине улице), «Иоанн Предтеча», «Пророк Илия», «Столпник Даниил», «Троица», икона «Богоматерь Донская» (дискуссия об авторстве). Икона «Деисус и молящиеся новгородцы». Икона «Битва новгородцев с суздальцами». Икона «Чудо о Флоре и Лавре». Псковская школа: икона «Собор Богоматери», икона «Сошествие во ад». Московская школа живописи: икона «Спас Ярое Око», икона «Борис и Глеб». Андрей Рублёв и его фреска «Шествие праведных жён», икона «Спас», «Троица ветхозаветная».

 

Русская культура конца XV – XVI вв.

Памятники зодчества

Аристотель Фьораванти. Успенский собор Московского кремля. Алевиз Фрязин Новый. Архангельский собор Московского кремля. Псковские мастера. Благовещенский собор Московского кремля. Марко Фрязин. Пьетро Антонио Солари. Грановитая палата. Бон Фрязин. Колокольня Иоанна Лествичника («Иван Великий») (верх достроен в 1600 г.). Петрок Малый. Звонница к колокольне Иоанна Лествичника. Стена Китай-города. «Посадский» храм: церковь Трифона в Напрудном. «Шатровая» архитектура: церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Церковь в селе Дьякове под Москвой. Барма и Постник Яковлевы. Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного). Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре. Борисоглебская церковь в Борисове-городке под Можайском.

Памятники живописи

Дионисий. Икона «Богоматерь Одигитрия». Фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: «Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Покров Богородицы». Икона «Церковь воинствующая».

Русская культура XVII века

Памятники зодчества

Гражданские постройки XVII в.: Теремной дворец в Московском кремле (1635-1636), построенный Антипой Константиновым и Ларионом Ушаковым; Сухарева башня в Москве, построенная под руководством М.Чоглокова (разобрана в 1934 г.). Шатровый стиль: Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628 г.) («Дивная»). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Медведково под Москвой (1634 – 1635 гг.). Церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1653 гг.). Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652 гг.). Троицкая церковь в Останкине. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656 – 1685 гг.) (в годы ВОВ разрушен фашистами, ныне восстанавливается, см. по рисункам). Московское барокко: церковь Николы «Большой крест» в Москве, храм Покрова в Филях (1693-1694 гг.), церковь Знамения в Дубровицах (1690- 1704 гг.), колокольня Новодевичьего монастыря.

 

Памятники живописи

Строгановская школа иконописи. Прокопий Чирин. Икона «Никита Воин». Икона «Богоматерь Владимирская с праздниками». Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монстыря во Владимире. Симон Ушаков. Иконы: «Спас Нерукотворный», «Спас Эммануил», «Архангел Михаил, попирающий дьявола», «Великий архиерей», «Насаждение древа государства Российского», «Троица». Парсуна С.Ушакова «Князь М.В.Скопин-Шуйский». Ярославская школа живописи. Росписи храма Ильи Пророка в Ярославле, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Портреты Якова Тургенева, Фетиева, стольника В.Люткина, Н.К.Нарышкиной и др..

Часть III. Семинарские занятия

Семинарское занятие 1.

Устное народное творчество.

1. Сказка как вид устного народного творчества. Исторические и мифологические корни волшебных сказок.

2. Былина как вид устного народного творчества. Исторические и мифологические корни былин.

3. Калики перехожие и их репертуар (духовные стихи).

4. Скоморохи и их репертуар (скоморошины).

 

На семинарском занятии предполагается проведение ДРИ на тему: «Смех или аскеза в народной духовной культуре». Студентам предлагается разделиться на две группы: 1 группа – знакомит аудиторию с культурой каликов перехожих на Руси и их репертуаром; 2 группа – скоморохи. Специально избранное жюри решает главный вопрос дискуссии: какая из групп была более доказательна в вопросе о ментальных предпочтениях жителей Киевской Руси. Признавая всю условность данной категоричной постановки вопроса, игра используется в качестве интерактивного метода погружения в эпоху.

Источники и литература к семинару:

1.Источники

«Василиса Прекрсная», «Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и сером волке» // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Т. I-II. М., 1984-1985.

«Добрыня и змей», «Илья-муромец и Калин-царь», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Иван Годинович» // Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1978.

«Сорок калик со каликою», «Аника-воин», «Голубиная книга», «Алексей-божий человек», «Об исходе души от тела», «Плач Иосифа Прекрасного», «Два брата Лазаря», «Егорий, царевна и змей» //Стихи духовные. М., 1991; Голубиная книга: Русские народные духовные стихи. М., 1991.

«Про гостя Терентишша», «Вавило и скоморохи» // Сборник Кирши Данилова. М., 1977; От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.

2. Литература

 

Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. М., 1992.

Горский А.А. «Всего еси исполнена земля русская…». Личности и ментальность русского средневековья. М., 2001.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999.

Домников С.Д. Мать-земля и царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. М., 1995.

Зуева Т.В. Русский фольклор: Учеб. для вузов. М., 2002.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2004.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1994.

Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.

Новиков Н.В. Образы восточно-славянской волшебной сказки. Л., 1971.

Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. М., 1988.

Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб., 2000.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995.

Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.

Фроянов И.Я. Былинная история. СПб., 1997.

Успенский Б.А. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

Белкин А.А. Русские скоморохи. Л., 1975.

Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси (Любое издание)

Лихачёв Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.

Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., 2005.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Семинарское занятие 2.

Литература Древней Руси XI-XIII вв.

1. Возникновение древнерусской литературы, её особенности и жанры.

2. Летописание.

3. Нравоучительная литература. Произведения Владимира Мономаха. «Моление Даниила Заточника». Этическая культура Киевской Руси.

4. Агиография. «Житие Феодосия Печерского».

5. Жанр «хожений». Игумен Даниил.

6. Отражение в литературе борьбы за единство русских земель перед внешней угрозой. «слово о полку Игореве».

7. Повести о нашествии монголо-татар на Русь. «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Источники и литература к семинару

1.Источники

«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение игумена Даниила», «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Феодосия Печерского» // Памятники литературы Древней Руси: XI-XII вв. М., 1978; Памятники литературы Древней Руси: XII в. М., 1980; памятники литературы Древней Руси: XIII в. М., 1981; Полное собрание русских летописей.

2. Литература

Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.-Л. 1965.

Герменевтика древнерусской литературы. Сб. I. XI-XIV века. М., 1989.

Глухов А.Г. Русские книжники. М., 1987.

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

Ерёмин И.П. Литература Древней Руси. Л., 1966.

История русской литературы XI-XIX веков. В двух частях. Часть I. М.. 2000.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003.

Летописи и хроники. М., 1974.

Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985.

Лихачёв Д.С. Великое наследие. (любое издание).

Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Лихачёв Д.С. Текстология. М.-Л. 1962.

Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII вв. М., 1969.

Приселков М.Д. История русского летописания XI-XVIII вв. СПб., 1996.

Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI- XIII вв. М., 1980.

Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси. М., 1964.

Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.

Семинарское занятие 3.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3874; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь