Памятники античной культуры римского периода. Этрусская традиция в архитектуре. Город-музей – Помпеи.
Собственно говоря, в Списке объектов Всемирного наследия фигурирует более широкая формулировка об «историческом центре Рима», под которой можно понимать наслоения, оставленные в материальном облике Вечного города самыми разными эпохами. Но все же несомненно, что в этом «слоеном пироге» наиболее интересную и уникальную часть образуют объекты именно Древнего Рима.
Античный Рим был таким большим городом и располагал таким количеством архитектурных памятников, что описанию их посвящена поистине огромная литература. Так что нет ни необходимости, ни возможности характеризовать облик Вечного города в сколько-нибудь полном виде. Тем более, что, как метко заметил еще Стендаль в своих объемистых «Прогулках по Риму», изданных в 1829 г., «в центре Рима нет ни одного туаза почвы, которого не занимали бы последовательно пять-шесть зданий, равно знаменитых». Следовательно, правильнее всего вести речь только о том, что сохранилось до наших дней. Представляется, что сделать это лучше всего по историческим эпохам развития города. Ведь история Древнего Рима - отрезок времени, охватывающий более тысячи лет.
От самого раннего этапа римской истории, царского, до наших дней дошло очень немногое. Прежде всего это руины крепостной стены, ограждавшей город в те времена. Она была сооружена из квадратных глыб вулканического камня шестым по счету царем Рима Сервием Туллием и имела длину 11 км. Наиболее сохранившиеся ее остатки теперь можно видеть при подъезде к римскому вокзалу Термини.
От второго, республиканского, этапа, который продолжался четыре с половиной столетия, уцелело больше архитектурных памятников. Это прежде всего руины главного гражданского центра города - Римского Форума (Форо Романо), где происходили все важнейшие события политической и экономической жизни - народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов. К концу республиканского периода Форум принял уже вполне законченный архитектурный облик - с общественными зданиями, храмами, арками, колоннадами, статуями, священной дорогой (Виз Сакра), а также торговыми рядами. Однако со временем все его сооружения оказались глубоко под землей, и это место, где выпасали коров, стали так и называть - Коровье пастбище (Кампо Ваччино). В XIX в. здесь начали раскопки, и теперь на заповедной территории Форума можно увидеть остатки древних храмов и колоннад.
От эпохи поздней республики до нас дошел храм Весты, богини домашнего очага и покровительницы государства. Жрицы Весты, девушки-весталки, обязаны были поддерживать в храме вечный огонь. На протяжении всей «службы», которая продолжалась как минимум 30 лет, они должны были хранить обет целомудрия (за его нарушение весталок живыми закапывали в землю, а их соблазнителей душили и забивали камнями). Здесь же, у подножия Капитолийского холма, возвышаются мрачные темно-серые руины аркад Табулариума -здания, предназначавшегося для хранения архивов республики.
Далее наступила эпоха ранней Римской империи, охватившая период I в. до н.э. и I в. н.э., когда в стране правили династии Юлиев-Клавдиев, а затем Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами действительно всемирного значения.
К их числу относятся так называемые Императорские форумы. Первый из них начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что старый Форум Романо стал уже тесен для разросшегося города. Этот форум с храмом Венеры был достроен уже при преемнике Цезаря Августе, который кроме того воздвиг рядом с ним свой роскошный форум с храмом бога Марса. О размерах этого храма, которым некогда восторгался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских колонны высотою по 18 м. Видимо, не случайно родившееся еще в те времена утверждение о том, что «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Позднее рядом с форумом Августа возник форум императора Веспасиана Флавия. А у подножия Палатинского холма и в наши дни высятся мрачные руины императорских дворцов.
К числу очень хорошо сохранившихся памятников Рима этой эпохи относится мраморная Триумфальная арка сына Веспасиана Тита на форуме. Она была воздвигнута в честь удачного похода римлян на Иерусалим (им удалось взять этот город и разграбить его знаменитый храм). На рельефе арки изображены император на триумфальной колеснице, вступающий в Рим, и трофеи, захваченные в иерусалимском храме. В преддверии Рима прибывающие в этот город могут увидеть огромные аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, «сработанных еще рабами Рима».
Но, пожалуй, самый знаменитый из архитектурных памятников периода ранней империи, один из главных символов всей римской античности - амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не случайно его название обычно производят от латинского «колоссео» -громадный. Построенный из коричнево-желтого травертина, туфа и кирпича и вмещавший более 50 тыс. зрителей, он был предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ, которые, как известно, были неотъемлемой частью римской цивилизации. По случаю открытия амфитеатра император Тит объявил стодневные игры, во время которых на его арене сражались несколько тысяч гладиаторов и было затравлено 5000 зверей! Так и всплывают памяти строки из стихотворения Лермонтова «Умирающий гладиатор»:
Ликует буйный Рим...торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...
Хотя до нового и новейшего времени от античного Колизея дошла только его часть, но и она оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещал и посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин.
Архитектурный облик Колизея можно восстановить по достаточно хорошо сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из них предназначался для императорского двора, второй - для членов знатных семей, третий - для простого народа, а четвертый с деревянными скамьями - для женщин). Три нижних яруса представляют собой сквозные аркады, значение которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр быстро заполнялся и освобождался. Внутри эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких зверей, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских битв (навмахий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали отсюда на сцену при помощи сложной системы коридоров-проходов и подъемников. В сильную жару или дождь над всем амфитеатром на специальных мачтах натягивали парусиновый тент.
Конструктивные особенности самого большого амфитеатра античьости, широко использовавшиеся в последующие эпохи, впечатляют и в наши дни. «Взобравшись на высоту третьего этажа Колизея, - пишет Г.Д. Богемский в книге о городах Италии, - проникаешься восхищением перед искусством архитекторов древности, умевших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не подавляют своей тяжестью, не кажутся массивными и даже большими».
От эпохи поздней империи до нас дошло еще больше архитектурно-исторических памятников Рима. В особенности это относится ко II в., когда у власти находилась императорская династия Антонинов; недаром второе столетие нашей эры нередко называют золотым веком Древнего Рима. Можно выделить по крайней мере три особо впечатляющих памятника той эпохи.
Это знаменитая колонна Траяна и часть базилики - все, что осталось от некогда самого великолепного из императорских форумов. Колонна Траяна была воздвигнута в честь побед императора, который умер в Сирии во время военного похода. Поверхность этой 38-метровой колонны обвивает (24 витка) спиральный рельеф-фриз длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. На нем можно увидеть сцены жизни даков, подвиги римских легионеров и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.
Далее, это Пантеон, построенный сменившим Траяна императором Адрианом и сохранившийся лучше других античных памятников Рима. Пантеон -удивительно пропорциональный круглый храм, имеющий одинаковые (43, 5м) диаметр и высоту. Стены шестиметровой толщины обеспечивают тот запас прочности, который необходим для поддержания огромного купола, представляющего собой настоящее чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он даже немного превосходит их своими размерами, превзойденными только в XX в. Круглое девятиметровое отверстие в центре купола - «глаз Пантеона» - служит единственным источником света для его внутреннего интерьера, где могут свободно разместиться 2000 человек. В небольших нишах, расположенных вдоль стен храма, находятся гробницы итальянских королей. Но наибольшее внимание привлекает левая ниша, где покоится прах одного из величайших художников Италии - Рафаэля. Пантеон был объявлен папами «храмом всех богов», иначе говоря, храмом самой божественной идеи, символизирующим покой, гармонию, духовность. Но ведь все это и ныне ценится не меньше, чем два с лишним тысячелетия назад. Наверное, прав был Стендаль, написавший: «Достаточно двух мгновений для того, чтобы проникнуться его красотой».
Наконец, это мавзолей Адриана, построенный на правом берегу Тибра для самого императора и членов его семьи. Но первоначальные функции он выполнял сравнительно недолго, будучи сначала превращен в предмостное укрепление, а в средние века - в неприступный замок, в случае необходимости служивший убежищем для римских пап. Тогда же бывший мавзолей получил название замка Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом. До самого конца нового времени сначала папы, а затем короли использовали его в качестве тюрьмы. Несмотря на многочисленные перестройки, мавзолей Адриана также во многом сохранил свой первоначальный облик огромной цилиндрической башни.
От «золотого века» в Риме осталась и бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая затем эталоном для многих европейских памятников. Интересно, что это единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.
К поздней Римской империи относится правление династии Северов (III - IV вв.). Об этой эпохе в Риме напоминают прежде всего руины терм и триумфальные арки.
Знакомясь с руинами римских терм, нужно иметь в виду, что в жизни города они выполняли одну из центральных функций, будучи не просто банями в прямом назначении, но и чем-то вроде клубов, мест развлечения и занятий спортом. Примером тому могли служить самые большие из римских бань - термы Каракаллы, занимавшие территорию 340 х 330 м. Ядром всего комплекса было главное здание терм, в котором последовательно располагались большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. А само главное здание находилось в парке, где также были размещены две палестры, место для соревнований атлетов, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещать одновременно более 2000 человек. Ныне их кирпично-красные руины поднимаются на высоту более 30 м. Летом их используют для проведения оперных фестивалей. А А в термах Диоклетиана теперь находится национальный римский музей.
Из триумфальных арок той эпохи наиболее известны две - арка Септимия Севера и арка Константина. Первая из них, высотой 20 м, была построена в честь императора, именем которого она названа, и его побед над варварами. Вторая, более поздняя, воздвигнутая в честь победы Константина над Мак-сенцием, имеет три хорошо сохранившихся пролета.
В целом можно считать, что с античных времен в Риме сохранилось не так уж мало памятников, особенно если учесть длительную и бурную историю Вечного города. Ведь в середине I в., при императоре Нероне, в Риме вспыхнул продолжавшийся целую неделю грандиозный пожар, буквально опустошивший город. В V в., на самом закате империи, вандалы две недели грабили Рим, подвергнув его страшному разрушению. Многие античные памятники погибли уже в средние века. Например, в раннем средневековье римские папы и знать использовали Колизей как источник строительного материала. В XV в. его вообще превратили в настоящую каменоломню: из добытого здесь травертина построены многие римские палаццо; даже металлическую арматуру выбивали из стен и снова использовали. Именно тогда сложилась известная поговорка-каламбур: «То, чего не разрушили варвары (barberi), разрушили Барберини» (фамилия нескольких пап и кардиналов).
А в 30-х гг. XX в. Муссолини - из чисто амбициозных побуждений - распорядился проложить через центральную историческую часть города парадную улицу Императорских форумов, уничтожив при этом многие античные памятники.
Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) - все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
Происхождение. Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах (Гимн Дионису, 8), где повествуется о том, как этот бог был однажды захвачен в плен тирренскими пиратами. Гесиод в Теогонии (1016) упоминает " славой венчанных тирренцев", а Пиндар (1-я Пифийская ода, 72) говорит о воинственном кличе тирренов. Кто же были эти знаменитые пираты, очевидно, широко известные античному миру? Со времен Геродота (5 в. до н.э.) проблема их происхождения занимала умы историков, археологов и дилетантов. Первая теория, отстаивающая лидийское, или восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту (I 94). Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился жестокий голод, и половина населения была вынуждена покинуть страну в поисках пропитания и нового местожительства. Они отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория также уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая (Римские древности, I 30), что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н.Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами. Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силен, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.
История. Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Самих этрусков было не так много, однако превосходство в оружии и военной организации позволило им покорить местное население. Оставив пиратство, они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие. С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 до н.э. их влияние стало ослабевать; ок. 474 до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. Постепенно они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.
Политические и общественные институты. Политическим и религиозным центром традиционной конфедерации двенадцати этрусских городов, каждый из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их общее святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) близ современной Больсены. По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, однако неизвестно, кому принадлежала власть в федерации. Царские полномочия и прерогативы время от времени оспаривались знатью. Например, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Государственные структуры не претерпели радикальных изменений, кроме того, что был создан институт ежегодно избиравшихся магистратов. Сохранился даже титул царя (lucumo), хотя и лишившийся прежнего политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, исполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus). Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере. В период политического главенства этрусков в Италии их аристократия владела множеством рабов, которые использовались в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем государства являлся средний класс ремесленников и торговцев. Сильны были семейные узы, причем каждый клан гордился своими традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода получали общее (родовое) имя, скорее всего, восходит к этрусскому обществу. Даже в период упадка государства отпрыски этрусских семей гордились своими родословными. Меценат, друг и советник Августа, мог похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия. В этрусском обществе женщины вели вполне самостоятельную жизнь. Иногда даже родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, этрусских матрон и молодых девушек из аристократии нередко можно было видеть на общественных собраниях и публичных зрелищах. Эмансипированное положение этрусских женщин дало повод греческим моралистам последующих веков осуждать нравы тирренов.
ИСКУССТВО И АРХЕОЛОГИЯ
История раскопок. Этруски были ассимилированы римлянами на протяжении последних 3-х столетий до н.э., однако ввиду того, что их искусство высоко ценилось, этрусские храмы, городские стены и гробницы пережили этот период. Следы этрусской цивилизации были частично погребены под землей вместе с римскими руинами и в Средние века в основном не привлекали внимания (впрочем, определенное влияние этрусской живописи обнаруживается у Джотто); однако в эпоху Ренессанса ими вновь заинтересовались и некоторые из них были раскопаны. Среди тех, кто посещал этрусские гробницы, были Микеланджело и Джорджо Вазари. К числу знаменитых статуй, обнаруженных в 16 в., принадлежат знаменитая Химера (1553), Минерва из Ареццо (1554) и т.н. Оратор (Arringatore) - портретная статуя какого-то официального лица, найденная неподалеку от Тразименского озера в 1566. В 17 в. число раскопанных объектов увеличилось, а в 18 в. широкое изучение этрусских древностей породило огромный энтузиазм (etruscheria, т.е. " этрускомания" ) среди итальянских ученых, полагавших, что этрусская культура превосходит древнегреческую. В ходе более или менее систематических раскопок исследователи 19 в. открыли тысячи богатейших этрусских гробниц, наполненных этрусскими изделиями из металла и греческими вазами, - в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери (1836, гробница Реголини-Галасси), Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и во многих других местах. В 20 в. особенно знаменательными были открытия храмовых скульптур в Вейях (1916 и 1938) и богатого захоронения в Комаккьо (1922) на Адриатическом побережье. Был достигнут значительный прогресс в понимании этрусских древностей, особенно благодаря усилиям Института этрусских и итальянских исследований во Флоренции и его научному периодическому изданию " Этрусские исследования" (" Studi Etruschi" ), выходящему с 1927.
Географические распределение памятников. Археологическая карта памятников, оставленных этрусками, отражает их историю. Древнейшие поселения, датируемые примерно с 700 до н.э., обнаружены в прибрежной зоне между Римом и островом Эльба: Вейи, Черветери, Тарквиния, Вульчи, Статония, Ветулония и Популония. С конца 7 и на протяжении 6 в. до н.э. этрусская культура распространилась на материковые области от Пизы на
севере и вдоль Апеннин. Помимо Умбрии, во владения этрусков входили города, которые носят теперь названия Фьезоле, Ареццо, Кортона, Кьюзи и Перуджа. Их культура проникла к югу, до современных городов Орвьето, Фалерий и Рима, и, наконец, за Неаполь и в Кампанью. Предметы этрусской культуры были обнаружены в Веллетри, Пренесте, Конке, Капуе и Помпеях. Болонья, Марцаботто и Спина стали центрами этрусской колонизации областей за горной цепью Апеннин. Позже, в 393 до н.э., в эти земли вторглись галлы. Через торговлю этрусское влияние распространилось и на другие области Италии. С ослаблением власти этрусков под ударами галлов и римлян сократилась и зона распространения их материальной культуры. Однако в некоторых городах Тосканы культурные традиции и язык дожили до 1 в. до н.э. В Клузии предметы искусства, относящиеся к этрусской традиции, производились примерно до 100 до н.э.; в Волатеррах - приблизительно до 80 до н.э., а в Перузии - примерно до 40 до н.э. Некоторые этрусские надписи датируются временем после исчезновения этрусских государств и, возможно, относятся к эпохе Августа.
Гробницы. Древнейшие следы этрусков прослеживаются по их захоронениям, часто располагавшимся на отдельных холмах и, например, в Цере и Тарквиниях, представлявшим собой настоящие города мертвых. Простейший тип гробниц, распространившийся примерно с 700 до н.э., - вырубленные в скале углубления. Для царей и их родственников такие могилы, по-видимому, делали более обширными. Таковы гробницы Бернардини и Барберини в Пренесте (ок. 650 до н.э.) с многочисленными украшениями из золота и серебра, бронзовыми треножниками и котлами, а также привезенными из Финикии предметами из стекла и слоновой кости. Начиная с 7 в. до н.э. характерным был прием соединения нескольких камер между собой так, что получались целые подземные жилища разных размеров. В них имелись двери, иногда окна и часто каменные скамьи, на которые клали умерших. В некоторых городах (Цере, Тарквинии, Ветулония, Популония и Клузий) такие гробницы перекрывали насыпями диаметром до 45 м, возведенными поверх естественных холмов. В других местах (например, в Сан-Джулиано и Норче) склепы вырубали в отвесных скальных обрывах, придавая им вид домов и храмов с плоскими или покатыми крышами.
Скульптура. На раннем этапе своей истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, а также подражали им в собственном производстве. Однако очень скоро они принялись подражать всему греческому. Хотя их искусство отражает главным образом греческие стили, в нем ощущаются здоровая энергия и земной дух, не свойственные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по своему характеру. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До нашего времени сохранились немногие. К числу самых замечательных принадлежат выкованный из металлического листа женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Британский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); бог войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя воина из Тудера (ок. 350 до н.э., ныне в Ватикане); выразительная голова жреца (ок. 180 до н.э., Британский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции). Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в Средние века, вероятно, сделана также этрусками.
СИМВОЛ РИМА, знаменитая Капитолийская волчица.
Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. Лучшие из них - найденные возле храма Аполлона в Вейях статуи архаической эпохи, среди которых имеются изображения богов и богинь, наблюдающих за борьбой Аполлона и Геракла из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957-1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480-470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Интересны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграблениегаллами Дель ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА, найденная возле храма в Вейях.
Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них - фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица.
Живопись. Особенно ценна этрусская живопись, поскольку она дает возможность судить о не дошедших до нас греческих картинах и фресках. За исключением нескольких фрагментов живописного убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились лишь в гробницах - в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях. В древнейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях умерший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, а также атлетических и гладиаторских состязаний (Тарквинии), хотя имеются и изображения охоты и рыбной ловли (гробница Охоты и рыбной ловли в Тарквиниях). Лучшими памятниками этрусской живописи являются танцевальные сцены из гробницы Франчески Джустиниани и гробницы Триклиния. Рисунок здесь очень уверенный, цветовая гамма небогатая (желтый, красный, коричневый, зеленый и синий цвета) и неброская, но гармоничная. Фрески двух этих гробниц подражают работам греческих мастеров 5 в. до н.э. Среди немногих расписанных гробниц позднего периода по праву выделяют большую гробницу Франсуа в Вульчи (4 в. до н.э.). Одна из обнаруженных здесь сцен - нападение римлянина Гнея Тарквиния на этруска Целия Вибенну, которому помогают его брат Элий и другой этруск Мастарна, - вероятно, является этрусской трактовкой римской легенды на ту же тему; другие сцены заимствованы из Гомера. Этрусский загробный мир, с примесью отдельных греческих элементов, представлен в гробнице Орка, гробнице Тифона и гробнице Кардинала в Тарквиниях, где изображены разные устрашающие демоны (Хару, Тухулка). Эти этрусские демоны были, по-видимому, известны римскому поэту Вергилию.
ДЕТАЛИ ФРЕСКИ из этрусской гробницы в Тарквиниях.
Керамика. Этрусская керамика хороша в технологическом отношении, но в основном носит подражательный характер. Черные вазы типа буккеро с большим или меньшим успехом имитируют бронзовые сосуды (7-5 вв. до н.э.); они часто украшены рельефными фигурами, обычно воспроизводящими греческие образцы. Эволюция расписной керамики с некоторым отставанием во времени следует за развитием греческих ваз. Наиболее своеобразны вазы с изображением предметов негреческого происхождения, например кораблей тирренских пиратов или следующие манере народного творчества. Иными словами, ценность этрусской керамики состоит в том, что по ней мы прослеживаем нарастание греческого влияния, особенно в сфере мифологии. Сами этруски предпочитали греческие вазы, которые тысячами обнаружены в этрусских гробницах (ок. 80% известных ныне греческих ваз происходят из Этрурии и южной Италии. Так, ваза Франсуа (в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.
Металлообработка. По сообщениям греческих авторов, этрусские бронзовые изделия высоко ценились в Греции. Вероятно, этрусское происхождение имеет обнаруженная в некрополе Афин древняя чаша с человеческими ликами, приблизительно датируемая началом 7 в. до н.э. Часть этрусского треножника найдена на акрополе Афин. В конце 7-го, в 6 и 5 вв. до н.э. большое количество этрусских котлов, ведер и кувшинов для вина вывозилось в Центральную Европу, некоторые из них достигали даже Скандинавии. Бронзовая этрусская статуэтка найдена в Англии. В Тоскане из бронзы делались надежные, большие и очень эффектные подставки, треножники, котлы, светильники и даже троны. Эти предметы составляли также часть обстановки гробниц, причем многие были украшены рельефными или объемными изображениями людей и животных. Изготавливали здесь и бронзовые колесницы со сценами героических битв или фигурами легендарных героев. Гравированный узор широко применялся для украшения бронзовых туалетных шкатулок и бронзовых зеркал, многие из которых были сделаны в латинском городе Пренесте. В качестве мотивов использовались как сцены из греческих мифов, так и главные и второстепенные этрусские боги. Наиболее известный из гравированных сосудов - циста Фикорони в римском Музее виллы Джулия, на которой изображены подвиги аргонавтов.
Ювелирные изделия. Этруски преуспели и в ювелирном деле. Замечательный набор браслетов, пластин, ожерелий и фибул украшал женщину, похороненную в гробнице Реголини-Галасси в Цере: судя по всему, она была буквально покрыта золотом. Техника зерни, когда крошечными шариками золота, напаянными на горячую поверхность, изображались фигуры богов и животных, нигде не применялась столь же искусно, как при украшении дужек некоторых этрусских фибул. Позднее этруски с поразительной изобретательностью и тщательностью изготавливали серьги разной формы.
ЭТРУССКИЕ СЕРЬГИ в форме винограда, найденные в одной из гробниц в городе Вульчи.
ЭТРУССКОЕ ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
Популярное: