Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская культура с древнейших времён до начала перехода к новому времени.



Русская культура с древнейших времён до начала перехода к новому времени.

Часть I. Программа курса

Введение

Периодизация русской культуры – традиция и историография. Типы художественной культуры. Русская средневековая культура как культура религиозно - художественного монолога. Двоеверие и особый характер русской культурной истории. Культура как состязание. К проблеме начал русской истории и культуры: этническое и религиозное самосознание Нестора Летописца. Общеевропейские элементы в древнерусском искусстве.

 

Древнейшие корни русской культуры. Народное художественное творчество и традиции.

Язычество в Древней Руси. Языческая картина мира. Феномен мифа. Индоевропейские корни славянских мифов. Мифология славян и её уровни. Низший уровень сакральных персонажей и связанные с ними культы. Высший уровень сакральных персонажей и связанные с ними культы. Мифологический эпос. «Двоеверие» и его проявления в обрядовых формулах, в повседневной жизни и творчестве.

Русский фольклор и его жанры. Сказка и её мифологические и исторические корни. Легенды, предания, былички. Пословицы и поговорки. Сказания, былины, баллады, исторические песни. Духовные стихи. Скоморохи и смеховой мир Древней Руси.

Отражение языческих верований в деревянном зодчестве и декоративно-прикладном искусстве.

 

Принятие христианства и усвоение на Руси византийской художественной системы

Дискуссия об усвоении на Руси византийской художественной системы: «рецепция» или «трансплантация». Византийская художественная система. Между античностью и средневековьем, между красотой телесной и красотой духовной. Формирование христианской эстетики. Время императора Юстиниана I (527-565) - " золотой век Византии" и так называемые Византийские " ренессансы". Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - " македонский ренессанс". Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - " комниновский ренессанс". Поздняя Византия (с 1260 г.) - " палеологовский ренессанс. Византийская теория образа. Крестово-купольный стиль православного церковного зодчества, его функциональные, конструктивные и эстетические особенности. (София Константинопольская). Посреднеческая роль Болгарии в усвоении византийской художественной системы Русью.

 

Литература Древней Руси

Переводные книги в Древней Руси. Апокриф. Возникновение древнерусской литературы, её особенности и жанры. «Слово о законе и благодати» русского митрополита Иллариона. Летописание. «Всего еси исполнена земля русская…»: личности и ментальность русского средневековья по летописям. Опыты герменевтического анализа «Повести временных лет». Нравоучительная литература (произведения Владимира Мономаха и «Моление Даниила Заточника») и формирование древнерусской этики. Агиография. «Житие Феодосия Печерского». «Житие Бориса и Глеба». Древнерусская религиозность по «Киево-Печерскому патерику». Жанр «хожений». Игумен Даниил. Отражение в русской литературе борьбы за единство русских земель перед внешней угрозой. «Слово о полку Игореве». Повести о нашествии монголо-татар на Русь: «Повесть о битве на Калке», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

 

Зодчество Киевской Руси и русских земель X-XIII вв.

Русское деревянное зодчество. Основные виды деревянных построек. Деревянные избы, хозяйственные постройки, хоромы и дворцы, крепостные сооружения, клетские, шатровые, кубоватые, многоглавые церкви. Крестовокупольный стиль в каменном зодчестве. Храмовое зодчество Киева, Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

 

Изобразительное искусство в Киевской Руси и русских землях X-XIII вв.

Основные техники средневековой живописи: мозаика, фреска, икона, миниатюра. Монументальная живопись Софии Киевской, Новгорода, Пскова, Владимро-Суздальской земли. Символический и художественный язык иконы. Мастерство древних изографов. Структура иконостаса. Иконографические типы. Древнейшие памятники русской иконописи. Искусство книжной миниатюры.

 

Декоративно-прикладное искусство и скульптура в Киевской Руси и русских землях X-XIII вв.

Ювелирное дело Древней Руси. Основные техники работы с драгоценными металлами: литьё, чеканка, тиснение (басма), чернь, золочение, скань (филигрань), зернь, перегородчатая эмаль. Одежда, обувь, предметы быта жителей Киевской Руси. Скульптурный рельеф. Три этапа Владимиро-Суздальской скульптуры: 1 этап - рельефы церкви Покрова на Нерли и Успенского собора во Владимире; 2 – скульптурные рельефы Дмитриевского собора во Владимире; 3 – суздальского собора Рождества Богородицы и Георгиевского собора. Корсунские врата новгородского Софийского собора.

Литература середины XIII-XV вв.

Предпосылки и исторические условия развития древнерусской литературы и общественно-политической мысли в XIII-XV вв.. Черты русского Предвозрождения в литературе: экспрессивно-эмоциональный стиль («абстрактный психологизм»), панегирическая словесность житийной литературы (Киприан, Епифаний Премудрый, пахомий Логофет). Космологические сочинения («Шестоднев», «Хожения» Зосимы к рахманам, «Слово о Макарии Римском», «Послание» новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Фёдору). Исторические сочинения («Прологи», списки «Хроники» Георгия Амартола, «Минеи Четьи», «Сказание об Индийском царстве», «Сказание о Царьграде», «Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Повесть о валашском воеводе Дракуле» и др..). Учительно-православные сочинения («Паренесис» Ефрема Сирина, «Пандекты» Антиоха Черноризца, «Алфавитный патерик»). Памятники Куликовского цикла: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве». Агиография (Епифаний Премудрый и его «Житие Сергия Радонежского»). События Северо-Западной Руси, отражённые в произведениях «Повесть о псковском взятии» и «Повесть о новгородском белом клобуке». Возникновение и развитие теории «Москва – третий Рим» («Сказание о князьях Владимирских»).

 

Каменное зодчество на Руси середины XIII-XV вв.

«Классический» период новгородской архитектуры конца XIII – начала XV вв.. Псковская архитектурная школа. Московская архитектура. Монастырское зодчество (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря).

 

Русская средневековая живопись конца XIII – начала XV вв.

«Золотой век» русской иконописи. Черты Предвозрождения в живописи. Влияние искусства Византии эпохи Палеологовского Ренессанса на русскую живопись. Новгородская школа живописи. Творчество Феофана Грека. Псковская школа живописи. Московская школа живописи. Творчество Андрея Рублёва. Книжная миниатюра.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство конца XIII – начала XV вв.

«Резные иконы». Произведения мелкой пластики. Оклады. Кресты. Новгородские рельефы. Техники ювелирного дела: «накладное литьё», чернь, эмаль, скань. Художественное шитьё. Мастерские княжеские, монастырские и царские. Новгородская и московская школы шитья. Одежда, обувь, предметы быта жителей Руси.

 

Литература XVI века

Расцвет русской публицистики и его причины. Иосифлянские и нестяжательские традиции в литературе. Максим Грек и его взгляды. Вассиан Патрикеев и его взгляды. Творчество Ивана Пересветова. Переписка Ивана Грозного и Андреем Курбским. Ермолай Еразм. «Повесть о Петре и Февронии». Характер исторического повествования в «казанской истории». Обобщающие труды – «Стоглав», «Степенная книга», «Лицевой летописный свод», «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария. Жизнь и быт людей по «Домострою». Появление книгопечатания в России. Иван Фёдоров.

 

Архитектура XVII века.

Возобновление монументального строительства после иноземной интервенции. Стремление к регулярности в градостроительстве. Изменение архитектурного облика городов. Угасание шатровой архитектуры. Строительство Теремного дворца мастерами Антипой Константиновым и Ларионом Ушаковым. Освоение западно-европейских архитектурных приёмов. Деятельность Приказа каменных дел. Окончание формирования крупных монастырских ансамблей (Иосифо-Волоколамский монастырь, Спасо-Евфимиевский и др.). Каменное жилое зодчество. Строительство боярских и купеческих «хором каменных». «Московское узорочье». Московское («нарышкинское» и «голицынское») барокко. Творчество Я.Бухвостова. Проникновение светских начал в архитектуру. Завершение 700-летнего периода каменного древнерусского зодчества.

 

Живопись XVII века

Строгановская школа в иконописи. Творчество Прокопия Чирина, Никиты, Фёдора и Истомы Савиных. Фресковая роспись Княгинина монастыря во Владимире Матвеевым. Деятельность Оружейной палаты под руководством боярина Б.М.Хитрово. Творчество С.Ушакова. Развитие местных иконописных и фресковых школ. Парсуны – предтеча светского портрета. Миниатюры в рукописях и книжная гравюра.

 

Устное народное творчество

Сказки: «Жадная старуха», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Легенды, предания, былички: (записи Д.Н.Садовникова, сделанные в Среднем Поволжье): «Про Степана Разина», «Пряничная гора», «Волга и Кама», «Рах Разбойник», «Про Никитушку Ломова», «Про леших, домовых и водяных».

Былины о богатырях: «Добрыня и змей», «Илья-муромец и Калин-царь», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Иван Годинович».

Новгородские былины: «Про Василия Буслаева», «Садке».

Былины-новеллы, баллады, скоморошины: «Про Ставра боярина», «князь Роман жену терял», «Про гостя Тиренишша», «Вавило и скоморохи».

Духовные стихи: «Сорок калик со каликою», «Аника-воин», «Голубиная книга», «Алексей – божий человек», «Плач Иосифа Прекрасного», «Егорий, царевна и змей».

Исторические песни: «Щелкан Дудентьевич», «Взятие Казанского царства», «Михайло Скопин», «Гришка Расстрига».

Обрядовые свадебные песни и причитания: «У ворот трава растёт», «Вьюн над водой» и др..

Хороводно-игровые и необрядовые песни: «Ах вы сени, мои сени», «Ой мы просо сеяли» и др..

 

Литература

Русская культура X-XIII вв.

Русская культура XIV-XV вв.

Памятники зодчества

Новгородское зодчество: церковь Николы на Липне, церковь Благовещения на Городище, церковь Спаса на Ковалёве, церковь Успения на Волотовом поле, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Спаса на Ильине. Псковское зодчество: церковь Василия на Горке. Московское зодчество данного периода практически всё исчезло в результате дальнейших перестроек.

Памятники зодчества

Аристотель Фьораванти. Успенский собор Московского кремля. Алевиз Фрязин Новый. Архангельский собор Московского кремля. Псковские мастера. Благовещенский собор Московского кремля. Марко Фрязин. Пьетро Антонио Солари. Грановитая палата. Бон Фрязин. Колокольня Иоанна Лествичника («Иван Великий») (верх достроен в 1600 г.). Петрок Малый. Звонница к колокольне Иоанна Лествичника. Стена Китай-города. «Посадский» храм: церковь Трифона в Напрудном. «Шатровая» архитектура: церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Церковь в селе Дьякове под Москвой. Барма и Постник Яковлевы. Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного). Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре. Борисоглебская церковь в Борисове-городке под Можайском.

Памятники живописи

Дионисий. Икона «Богоматерь Одигитрия». Фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: «Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Покров Богородицы». Икона «Церковь воинствующая».

Русская культура XVII века

Памятники зодчества

Гражданские постройки XVII в.: Теремной дворец в Московском кремле (1635-1636), построенный Антипой Константиновым и Ларионом Ушаковым; Сухарева башня в Москве, построенная под руководством М.Чоглокова (разобрана в 1934 г.). Шатровый стиль: Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628 г.) («Дивная»). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Медведково под Москвой (1634 – 1635 гг.). Церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1653 гг.). Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652 гг.). Троицкая церковь в Останкине. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656 – 1685 гг.) (в годы ВОВ разрушен фашистами, ныне восстанавливается, см. по рисункам). Московское барокко: церковь Николы «Большой крест» в Москве, храм Покрова в Филях (1693-1694 гг.), церковь Знамения в Дубровицах (1690- 1704 гг.), колокольня Новодевичьего монастыря.

 

Памятники живописи

Строгановская школа иконописи. Прокопий Чирин. Икона «Никита Воин». Икона «Богоматерь Владимирская с праздниками». Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монстыря во Владимире. Симон Ушаков. Иконы: «Спас Нерукотворный», «Спас Эммануил», «Архангел Михаил, попирающий дьявола», «Великий архиерей», «Насаждение древа государства Российского», «Троица». Парсуна С.Ушакова «Князь М.В.Скопин-Шуйский». Ярославская школа живописи. Росписи храма Ильи Пророка в Ярославле, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Портреты Якова Тургенева, Фетиева, стольника В.Люткина, Н.К.Нарышкиной и др..

Семинарское занятие 1.

Устное народное творчество.

1. Сказка как вид устного народного творчества. Исторические и мифологические корни волшебных сказок.

2. Былина как вид устного народного творчества. Исторические и мифологические корни былин.

3. Калики перехожие и их репертуар (духовные стихи).

4. Скоморохи и их репертуар (скоморошины).

 

На семинарском занятии предполагается проведение ДРИ на тему: «Смех или аскеза в народной духовной культуре». Студентам предлагается разделиться на две группы: 1 группа – знакомит аудиторию с культурой каликов перехожих на Руси и их репертуаром; 2 группа – скоморохи. Специально избранное жюри решает главный вопрос дискуссии: какая из групп была более доказательна в вопросе о ментальных предпочтениях жителей Киевской Руси. Признавая всю условность данной категоричной постановки вопроса, игра используется в качестве интерактивного метода погружения в эпоху.

Источники и литература к семинару:

1.Источники

«Василиса Прекрсная», «Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и сером волке» // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Т. I-II. М., 1984-1985.

«Добрыня и змей», «Илья-муромец и Калин-царь», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Иван Годинович» // Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1978.

«Сорок калик со каликою», «Аника-воин», «Голубиная книга», «Алексей-божий человек», «Об исходе души от тела», «Плач Иосифа Прекрасного», «Два брата Лазаря», «Егорий, царевна и змей» //Стихи духовные. М., 1991; Голубиная книга: Русские народные духовные стихи. М., 1991.

«Про гостя Терентишша», «Вавило и скоморохи» // Сборник Кирши Данилова. М., 1977; От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.

2. Литература

 

Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. М., 1992.

Горский А.А. «Всего еси исполнена земля русская…». Личности и ментальность русского средневековья. М., 2001.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999.

Домников С.Д. Мать-земля и царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. М., 1995.

Зуева Т.В. Русский фольклор: Учеб. для вузов. М., 2002.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2004.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1994.

Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.

Новиков Н.В. Образы восточно-славянской волшебной сказки. Л., 1971.

Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. М., 1988.

Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб., 2000.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995.

Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.

Фроянов И.Я. Былинная история. СПб., 1997.

Успенский Б.А. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

Белкин А.А. Русские скоморохи. Л., 1975.

Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси (Любое издание)

Лихачёв Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.

Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., 2005.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Семинарское занятие 2.

Литература Древней Руси XI-XIII вв.

1. Возникновение древнерусской литературы, её особенности и жанры.

2. Летописание.

3. Нравоучительная литература. Произведения Владимира Мономаха. «Моление Даниила Заточника». Этическая культура Киевской Руси.

4. Агиография. «Житие Феодосия Печерского».

5. Жанр «хожений». Игумен Даниил.

6. Отражение в литературе борьбы за единство русских земель перед внешней угрозой. «слово о полку Игореве».

7. Повести о нашествии монголо-татар на Русь. «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Источники и литература к семинару

1.Источники

«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение игумена Даниила», «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Феодосия Печерского» // Памятники литературы Древней Руси: XI-XII вв. М., 1978; Памятники литературы Древней Руси: XII в. М., 1980; памятники литературы Древней Руси: XIII в. М., 1981; Полное собрание русских летописей.

2. Литература

Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.-Л. 1965.

Герменевтика древнерусской литературы. Сб. I. XI-XIV века. М., 1989.

Глухов А.Г. Русские книжники. М., 1987.

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

Ерёмин И.П. Литература Древней Руси. Л., 1966.

История русской литературы XI-XIX веков. В двух частях. Часть I. М.. 2000.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003.

Летописи и хроники. М., 1974.

Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985.

Лихачёв Д.С. Великое наследие. (любое издание).

Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Лихачёв Д.С. Текстология. М.-Л. 1962.

Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII вв. М., 1969.

Приселков М.Д. История русского летописания XI-XVIII вв. СПб., 1996.

Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI- XIII вв. М., 1980.

Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси. М., 1964.

Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.

Семинарское занятие 3.

Семинарское занятие 4.

Литература XVI века

1. Расцвет русской публицистики и его причины.

2. Максим Грек и его взгляды.

3. Иван Пересветов и его творчество.

4. Полемика Ивана Грозного с Андреем Курбским.

5. Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

6. Общая характеристика обобщающих произведений XVI века: «Стоглав», «Степенная книга», «Лицевой летописный свод», «Великие Минеи Четьи».

7. Быт русских людей по «Домострою».

 

Источники и литература к семинару

1. Источники

«Домострой»; «Сказание о Магмете Салтане» из Большой челобитной Ивана Пересветова; «Повесть о Петре и Февронии»; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским // Памятники литературы Древней Руси: конец XVI – начало XVII в. М., 1987; Сочинения И.Пересветова. М. -Л., 1956; Переписка ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979; Домострой. М., 1990.

2. Литература

См. вышеперечисленные общие труды по истории литературы

Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности XV-XVI вв. Л., 1980.

Семинарское занятие 5.

«На пути к секуляризации культуры»: переход от древней русской литературы к новой

1. «Обмирщение» культуры и его проявление в памятниках письменности.

2. Традиции и новаторство в исторических сочинениях о «Смуте».

3. Демократическая сатира.

4. Бытовая повесть.

5. Отображение церковного раскола в литературе. «Житие протопопа Аввакума».

6. Творчество Симеона Полоцкого. Распространение виршевой поэзии и силлабического стихотворства. Придворный и школьный театры.

 

Источники и литература к семинару

1. Источники

«Сказание Авраамия Палицына», «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная», «Служба кабаку», «Повесть об Ульянии Осорьиной», «Житие протопопа Аввакума», сочинения Симеона Полоцкого: «Комедия притчи о блудном сыне», вирши «Монах», «Купецство», «Жабы послушливые» // Памятники литературы Древней Руси XVII в.: Книга первая. М., 1988; Памятники литературы Древней Руси XVII в.: Книга вторая. М., 1989; Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960; Повесть о боярыне Морозовой. Л., 1979.

2. Литература

См. вышеперечисленные общие труды;

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л., 1970.Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973.

 

 

Вопросы к экзамену

 

 

1. Древнейшие корни русской культуры. Народное художественное творчество и традиции.

2. Принятие христианства и усвоение на Руси византийской художественной системы.

3. Литература Древней Руси (X – XIII вв.) Устное народное творчество.

4. Зодчество Киевской Руси и русских земель X – XIII вв.

5. Русское изобразительное искусство в X – XIII вв.

6. Русское декоративно-прикладное искусство и скульптура в X – XIII вв.

7. Литература XIV – XV вв.. Памятники куликовского цикла.

8. Зодчество середины XIII – XV вв..

9. Живопись середины XIII – XV вв..

10. Декоративно-прикладное искусство и скульптура середины XIII – XV вв..

11. Литература XVI в. Расцвет русской публицистики.

12. Архитектура конца XV – XVI вв.

13. Живопись конца XV – XVI вв.

14. Скульптура и декоративно-прикладное искусство конца XV – XVI вв.

15. Основные черты русской культуры XVII века как переходной эпохи от средневековой к «новой» русской культуре.

16. Архитектура XVII в.

17. Живопись XVII в.

18. Скульптура и декоративно-прикладное искусство XVII в.

19. Литература Древней Руси (X – XIII вв.) Нравоучительная литература.

20. Литература Древней Руси (X – XIII вв.) Агиография.

21. Литература Древней Руси (X – XIII вв.) Жанр «хожений».

22. Литература Древней Руси (X – XIII вв.) Повести о нашествии монголо-татар на Русь.

23. Литература XIV – XV вв.. Агиография.

24. Литература XIV – XV вв.. Отражение в литературе событий в Северо - Западной Руси.

25. Литература XIV – XV вв.. Возникновение и развитие теории «Москва – третий Рим».

26. Литература XIV – XV вв.. Жанр «хожений».

27. Литература XIV – XV вв.. Быт и нравы русского средневековья по литературе.

28. Литература XVI в. Максим Грек и его взгляды.

29. Литература XVI в. Иван Пересветов и его творчество.

30. Литература XVI в. Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

31. Литература XVI в. Быт русских людей по «Домострою».

32. Литература XVII в. Традиции и новаторство в исторических сочинениях о Смуте.

33. Литература XVII в. Демократическая сатира.

34. Литература XVII в. Бытовая повесть.

35. Литература XVII в. Отображение церковного раскола в литературе.

36. Литература XVII в. Творчество Симеона Полоцкого.

37. Русская средневековая музыка (X-XVII вв.)

38. Русское театральное искусство (от скоморохов к театру XVII в.)

39. Развитие образования и научных знаний в средневековой Руси (X-XVII вв.)

 

 

 

Приложения

  1. Каменная архитектура X-XIII вв.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036 г., Чернигов)

Мозаики Софии Киевской

Святой Климент Папа Римский

Святой Епифаний

Святой Григорий Нисский

Святой Григорий Богослов

Святой Василий Великий

Святой Апостол Андрей

Первосвященник Аарон

Святой апостол Марк

Иоанн Златоуст

Богоматерь Оранта

Архидиакон Лаврентий

Новгородское зодчество

Псковское зодчество

Живопись XIV-XV вв.

Феофан Грек Мельхиседек

Феофан Грек. Ной

Феофан Грек. Троица

Псковская иконопись

Московская школа

Памятники архитектуры

Теремной дворец в Московском кремле (1635-1636), построенный Антипой Константиновым и Ларионом Ушаковым;

 

 

 

Памятники живописи

Портрет Якова Тургенева

 

 

Портрет Фатиева

 

Портрет стольника В.Люткина

Портрет Н.К.Нарышкиной

Русская культура с древнейших времён до начала перехода к новому времени.

Часть I. Программа курса

Введение

Периодизация русской культуры – традиция и историография. Типы художественной культуры. Русская средневековая культура как культура религиозно - художественного монолога. Двоеверие и особый характер русской культурной истории. Культура как состязание. К проблеме начал русской истории и культуры: этническое и религиозное самосознание Нестора Летописца. Общеевропейские элементы в древнерусском искусстве.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь