Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Памятники античной культуры крито-микенского периода. Архитектура, скульптура. Археологический музей Ираклиона. Фрески из Кносского дворца.



Крито-Микенское искусство

условное наименование искусства Древней Греции эпохи бронзы (около 2800-1100 до н. э.); более широкое название - эгейское искусство.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство " Советская энциклопедия", 1986.)

кри́ то-мике́ нское иску́ сство

(эгейское искусство), искусство, сложившееся на островах Эгейского моря и в южной части Балканского полуострова (3 – 2-е тыс. до н. э.). Искусство о. Крит и островов Кикладского архипелага – Парос, Наксос, Сирос, Фера (3-е – сер. 2-го тыс. до н. э.) принято называть минойским по имени мифического царя Миноса, сына бога Зевса и царевны Европы. Культуру, развивавшуюся на Балканском полуострове (1600–1100 гг. до н. э.), где жили грекоязычные племена ахейцев и где главенствующее положение занимали «златообильные Микены», город легендарного царя Агамемнона, именуют микенской.


«Фестский диск». Ок. 1800 г. до н. э. Археологический музей. Ираклион

 


«Маска Агамемнона». 16 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины


Минойская культура пережила яркий расцвет в первой пол. 2-го тыс. до н. э. Её памятники были открыты лишь в нач. 20 в. Английский археолог А. Эванс раскопал руины дворца в Кноссе на о. Крит, который он назвал «дворцом Миноса». Центром огромного, площадью более 8 тыс. м2, комплекса был обширный прямоугольный двор; вокруг него на уровне нескольких этажей располагались парадные залы, святилища, склады, соединённые длинными извилистыми коридорами и лестницами. Нижние помещения вырубались в толще скалы, верхние возвышались над холмом. Восточная часть дворца открывалась в окружающий пейзаж колонными галереями. В западной части, где, по-видимому, находился парадный вход, помещения были защищены мощными стенами. Сложная планировка дворца, обилие запутанных ходов, внезапные спуски и повороты позднее напомнили грекам построенный мифическим зодчим и скульптором Дедалом Лабиринт, в подземелье которого обитал Минотавр. Окон не было. В коридорах царила кромешная тьма. Лишь иногда за поворотом в местах т. н. световых колодцев сиял ослепительный столп света, лившегося сверху; для этого в плоских крышах были сделаны квадратные проёмы, которым соответствовали такие же отверстия в нижележащих этажах. Вокруг открытого проёма вились лестницы, украшенные покрытыми ярко-красной обмазкой деревянными колоннами, сужавшимися книзу, что уподобляло их сталактитам, свисающим со сводов пещер. Позднее в Фесте и др. местах на Крите были также обнаружены руины дворцов и меньших по размеру комплексов (т. н. виллы). Во всех дворцах были зрелищные площадки – мощённые плитами дворы, обрамлённые каменными лестницами. Здесь происходили священные игры с быком, более опасные, чем испанская коррида, так как участвовавшие в них юноши и девушки были безоружными (фреска «Игры с быком», 17–16 вв. до н. э.). Бык считался священным животным Великой Богини, в образе которой критяне почитали природу. Изображения священных рогов и двулезвийных топоров-лабрисов, с помощью которых совершались жертвоприношения, – один из излюбленных мотивов минойских мастеров. Однако искусство критян словно «не знает» зла и смерти: ввазописи лабрисы «прорастают» лепестками лилий; поражают совершенством ритоны (фигурные сосуды) в виде головы быка, на лбу которого, в том месте, куда вонзается топор, расцветает цветок. Фресковые фризы с пейзажами и сценами празднеств опоясывают комнаты. Силуэты фигур и предметы очерчены гибкими, «бегущими» линиями («Собиратель шафрана», 17 в. до н. э.). Чарующе прелестна т. н. «Парижанка» (15 в. до н. э.), изображение одной из девушек в сцене празднества в оливковой роще. Критские мастера были знакомы с египетскими канонами изображения человеческой фигуры («Царь-жрец», 15 в. до н. э.), однако в целом минойское искусство не было связано жёсткими правилами: в нём воплотилось восторженное любование природой, с которой органически слит человек. Образы природного мира воплотились и в пластичных, упругих формах и росписях критских сосудов (см. ст. Вазопись). На Крите не были обнаружены крупные статуи; скульптура представлена небольшими керамическими фигурками богинь (или жриц) со змеями в руках, с осиной талией, в пышных юбках с воланами и корсажах, открывающих пышную грудь.


«Игры с быком». Фреска Кносского дворца. 17–16 вв. до н. э. Остров Крит

 


«Боксирующие мальчики». Фреска. 15 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

 


Львиные ворота в Микенах. 14 в. до н. э.


Упадок минойской культуры связывают с извержением вулкана на о. Фера (ныне Санторин), произошедшим ок. сер. 2-го тыс. до н. э., вызвавшим землетрясения и волну-цунами, обрушившуюся на Крит. Воспользовавшись ослаблением Кносса, ахейцы захватили остров, испытав при этом сильное влияние минойской культуры. Согласно другим версиям, ахейские правители, бравшие в жёны критских принцесс, постепенно завладели островом в период обострения там внутренних междоусобиц. С 15 в. до н. э. минойское искусство утратило живую непосредственность, стало суше и жёстче. Появившиеся в нём новые черты отражали вкусы ахейских правителей, на которых, вероятно, работали в это время многие критские мастера. Расцвет микенской культуры приходится на 14–13 вв. до н. э. Города ахейцев – Микены, Тиринф, Афины, Пилос и др. – представляли собой суровые крепости, возводившиеся на склонах скал. Их центром был акрополь с дворцом правителя (мегароном). Мощные крепостные стены были сложены из огромных необработанных камней без скрепляющего раствора (т. н. «циклопическая кладка»: по преданию, тяжёлые глыбы поднимали одноглазые великаны-циклопы). Стены Тиринфа достигали толщины 17 м; внутри них располагались ходы, где помещались цистерны с водой, склады оружия и продовольствия. Входом в цитадель Микен служили Львиные ворота, украшенные плитой с изображением двух грозных львиц. В 1876 г. немецкий археолог Г. Шлиман обнаружил внутри крепости шахтовые (высеченные в скале) гробницы правителей Микен, которых он принял за Агамемнона и его сподвижников. Впоследствии было установлено, что захоронения гораздо древнее (16 в. до н. э.). Грудь умерших прикрывали золотые доспехи, на лицах лежали золотые маски. Выбитые на тонком золотом листе лики лаконично и убедительно передавали облик суровых вождей-воинов (т. н. «маска Агамемнона»). Обычай прикрывать лица покойных масками существовал в Древнем Египте, однако пока нет данных о заимствовании этого обычая ахейцами оттуда. В 15 в. до н. э. шахтовые могилы сменились величественными каменными гробницами – толосами. К т. н. «гробнице Атрея» (14 в. до н. э.) ведёт выложенный каменными плитами коридор-дромос длиной 36 м. Захоронение перекрыто полусферическим ложным сводом, образованным выступающими друг над другом рядами камней. В древности потолок был украшен позолоченными розетками (украшениями в форме цветка), олицетворяя звёздное небо. Из микенских дворцов лучше всего сохранился дворец в Пилосе, обнаруженный археологами в 1950-х гг. Строгая продуманность, симметрия плана просторных прямоугольных помещений – отличительная черта микенской архитектуры. В монументальной живописи и вазописи праздничное ликование минойского искусства сменилось прославлением торжества физической силы, героического духа и сурового мужества. Живописные изображения отличает строгая симметрия и жёсткость форм. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве преобладают битвы и охоты (кинжал со сценой охоты на львов, золотой перстень со сценой битвы; оба – 16 в. до н. э.; кратер – сосуд для вина – с проводами воинов, 12 в. до н. э.). Троянская война (13 в. до н. э.) положила начало упадку микенской культуры. Ок. 1200 г. её развитие было прервано нашествием племён дорийцев. Возможно также, что дорийцы пришли на уже разорённые междоусобными войнами земли. Наступили «тёмные века», по прошествии которых искусство пережило новый расцвет в Древней Греции.

Археологический музей в Ираклионе — один из крупнейших музеев Греции и лучший в мире[источник не указан 489 дней], посвящённый минойскому искусству. В его экспозиции находятся основные, самые важные экспонаты, связанные с минойской цивилизацией Крита.

История музея начинается в 1883 году, с простой коллекции артефактов. Отдельное здание возведено в 1904—1912 годах благодаря двум греческим археологам: Йозифу Хадзидакису и Стефаносу Ксантудидису. На его месте в период венецианского правления располагался один из богатейших и самых значительных католических монастырей Крита — монастырь Св. Франциска, разрушенный землетрясением в 1856 году. В 1937 году начались работы по перепланировке музея, он стал более сейсмоустойчивым. Работу проводил известный греческий архитектор Патроколос Карантинос. Во время Второй мировой войны здание было серьёзно повреждено, но благодаря усилиям профессора Николаоса Платона, сокровища музея удалось сохранить, и в 1952 году они вновь стали доступны для обозрения. В 1964 году было пристроено ещё одно крыло.

[править]Экспозиция

Сегодня в музее двадцать комнат, содержащих экспонаты, собранные со всего Крита. Кроме коллекции минойского искусства, в музее представлены и другие периоды истории Крита — от неолита до греко-римского владычества. Однако именно минойский период составляет основу эспозиции. Все новые экспонаты доставляются в музей непосредственно с места раскопок.

В музее два этажа, на первом расположены 13 комнат, на втором этаже выставлены фрагменты оригинальных фресок Минойского Дворца в Кноссе. Осмотр экспонатов проходит в хронологическом порядке. Экспозиция охватывает более 3000 лет: от неолита (5000-2500 до н. э.) до находок Последворцового периода (2000—1700 до н. э.).

Гордостью музея является Фестский диск, уникальный памятник письма минойской культуры эпохи средней бронзы. До сих пор достоверно не известны ни его точное назначение, ни время изготовления. Примечательно, что ни одно из предложенных прочтений надписей на его поверхности пока не было признано научным сообществом. Предполагается, что возможность дешифровки надписей Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности.

[править]Комната I

От неолита до Преддворцового (раннеминойского) периода (6000-2000 г. до н. э.):

Фестский диск (комн. 3)

· неолитическая богиня плодородия

· находки из Василики

· каменные кувшины с острова Мохлос

· маленькие глиняные фигурки

[править]Комната II

Малая Богиня со змеями(комн. 4)

Представлены артефакты 2000—1700 годов до н. э., найденные в Кноссе, Маллии и некоторых горных святилищах, в частности:

· керамика стиля Камарес

· глазурованные тарелки в форме фасадов минойских жилищ

· статуэтки из горных святилищ

[править]Комната III

· Фестский диск

· керамика стиля Камарес

[править]Комната IV

Фигурка прыгающего через быка (комн. 6)

Изделия, датируемые 1700—1450 годами до н. э., в том числе:

· ритон в виде головы быка, из Кносса

· две фигурки богини со змеями (большая и малая)

· инструменты и оружие, в основном отлитые из бронзы

· чаши с надписями Линейным письмом А

[править]Комната V

Изделия, датируемые 1450—1400 годами до н. э., в том числе:

· товары из Египта

· глиняная модель дома

· образцы надписей Линейным А и Линейным B

[править]Комната VI

«Золотые пчёлки» из Маллии (комн. 7)

Предметы, найденные в захоронениях в Кноссе, Фесте и Арханес, в том числе:

· глиняные статуэтки

· золотые украшения

· конское захоронение из толоса в Арханесе.

[править]Комната VII

Саркофаг из Агиа Триады со сценами обряда погребения — «трапезы мёртвых»

Изделия, датируемые 1700—1300 годами до н. э., найденные на месте небольших поселений и отдельных строений, а также в сакральных пещерах, в том числе:

· бронзовые двойные топоры (лабрисы)

· «Ваза со жнецами» из Агиа Триады

· стеатитовые вазы из Агиа Триады

· золотые украшения из Маллии

[править]Комната VIII — Закрос

Находки из дворца в Закросе (1700—1450 годы до н. э.), включая:

· ритон из горного хрусталя

· ритон в виде головы быка

· керамика в растительном и морском стилях

[править]Комната IX

Фреска «Принц с лилиями»

Предметы, датируемые 1700—1450 годами до н. э. с востока Крита, в том числе:

· терракотовые статуэтки из святилища Писокефало

· каменные печати

[править]Комната X — Микенская

Изделия 1400—1100 годов до н. э., в том числе:

· глиняные статуэтки

· глиняная скульптура танцоров и музыканта, играющего на лире

[править]Комната XI — Дорийская

Фреска «Парижанка»

Представлены предметы периода появления дорийцев на Крите (1100—900 г. до н. э.), в числе которых:

· оружие и инструменты, в основном из железа

· глиняные статуэтки, символизирующие плодородие

· подношения богам

[править]Комната XII

Изделия до 650 г до н. э., в том числе:

· керамические изделия, украшенные изображениями грифонов

· артефакты и статуэтки из Като Сайм (Kato Syme)

[править]Комната XIII — Ларнаки

· Минойские ларнаки (глиняные саркофаги).

[править]Комната XIV — Зал Фресок

· фрески из Кносса и Агиа Триады

· саркофаги из Агиа Триады

[править]Комнаты XV и XVI

· Различные фрески, в том числе знаменитая «Парижанка» (La Parisienne)

[править]Комната XX — Классическая Греция, Греко-романский период

· скульптуры классического и греко-романского периодов

[править]Главные экспонаты

· Богиня со змеями

· Фестский диск

· Секира из Аркалохори

[править]Информация для посетителей

Панно «Игры с быком»

Часы работы:

· Апрель-Сентябрь

Пн 12.00-19.00; Вт-Вс 8.00-19.00

· Октябрь-Март

ежедневно 8.00-17.00

Стоимость билета 6?, с ноября по май по воскресеньям вход свободный.

Музей в настоящее время ЗАКРЫТ для посещения, в нём проводится реконструкция. С основными эспонатами можно ознакомиться в здании, расположенном за музеем.

[править]Реконструкция

Музей закрыт на реконструкцию с конца 2006 года. Действует временная экспозиция, в которую вошли около 450 экспонатов, среди них все главные артефакты: Фестский диск, Богиня со змеями, фрески «Акробатические игры с быком» и «Принц с лилиями».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 5069; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь