Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Памятники зрелого классицизма в русской мемориальной СК..



Мемориальная СК. (с лат. «мемория» – «память») в России получает распространение с 1770-х гг. Сначала работают западноевропейские мастера, затем русские – Гордеев, Козловский, Прокофьев. Сочет. классиц. черт – пирамид. композиции, изображения античных Богов, аллегор. фигур. + эмоциональная трактовка – резкие складки одежды, яркое выражение скорби – изломанные черты лица.Сочетание обычно круглой СК., горельефа, барельефа. присуща аллегорическая рассказность. В ½ 19 века, до 30-х. гг. мемориальная пластика получает свое развитие в русле классицизма.После 30-х гг. в русле реализма.

Ск-ры – Мартос, Демут-Малиновский, Пименов. В 19 в. вырабатываются новые принципы решения м.с., новые типы памятников. Портретная статуя «Надгробие Гагариной» Мартоса, 1803, представляя собой бронзовую статую умершей, возвышающуюся на круглом гранитном пьедестале – уже не аллегорическое повествование о смерти, но отдельная статуя выражают идею смерти. При портретных чертах - идеализация (лица, в античных одеждах). Нет повышенной эмоциональности, стоическая сдержанность, философское принятие смерти. Это идеал ухода из жизни. Многоаспектное восприятие – при фронтальном в. – покой, сдержанность, благородство, при рассмотрении справа – лирический образ чуть склоненной женщины.

Еще один новый вид мем. ск. - при ее взаимодействии с арх - специально выстроенные здания-мавзолеи. Надгробие становится «храмом памяти». Например, в парке Павловска: «Родителям» (Мартос + архитектор Камерон), «Супругу Благодетелю» (Мартос + архитектор Т. де Томон), мавзолей Павлу 1.

В творчестве Демут-Малиновского «надгробие Козловскому» - аллегорический образ - памятник в виде композиции из ряда поставленных др. на др. постаментов, завершается погребальной урной. На нижнем трапециевидном постаменте надпись «любимому учителю», рельеф крылатого гения смерти, кот. затушил факел жизни и склонился над неоконченным произведением + отброшенный, уже ненужный молоток. На противоположной стороне – медальон с барельефным портретом Козловского. Это типичная для классицизма К-я. При этом в барельефе Козловского уже реалистические черты – стремление передачи сходства, не так сильна идеализация.

Т.О., в ½ 19 в. складывается нац. мемориальная СК. – сочетание класс-х форм и живого человеческого чувства. Постепенное нарастание реал. черт. Повышение интереса к личности человека. Развитие портрета, и отдельно стоящих бюстов.

 

 

9.Скульптурные группы на Аничковом мосту и памятник Крылову П.К.Клодта.

Петр Карлович Клодт (1805— 1867) в 33 г начинает работать над группой «Укротители коней» - до 1440-х гг. Всего 4 скульп группы, кот вместе представляют пластический ансамбль. Каждая группа – это соотношение человека и коня. 2 группы (1и4) представляют собой – укрощение стихийной силы, а 2и3 группы являют мотив мятежа, борьбы двух начал. Идея ансамбля – стихийная сила, укрощаемая рациональной волей / чувственное, животное, одерживаемое разумом. Для скульп ансамбля можно говорить о традициях Античности – памятники Диоскура + разработки Фальконе. Клодт аллегорически решает свои группы. Гармонично сочетает кл-м и ром-зм: античная, класс. трактовка человека–идеальный образ, эталон-обнаженные, проработанные торсы, жесты, позы, пряди волос, глаза без зрачков; в большей мере романтическая трактовка коней – их символика + реализм в проработке их фигур. На основе классицизма удачно реал. и ром-е начала.

При круговом обходе: 1 группа – человек на коленях, но удерживает коня, подчеркивается равновеличие (представление 2-х начал) – сходство постановки 2-х фигур, параллельно торс коня и человека. 2 группа – развитие конфликта– конь начинает вырываться, динамика – конь и человек друг против друга (две силы столкнулись). 3 группа – кульминация –лошадь на дыбах – человек внизу. 4 группа – победа человека, конь укрощен (его держат за уздечку). Укрощение животного начала.

памятник баснописцу И.А.Крылову. в 49 г. победил в конкурсе. Памятник отлит в 55 г. и в том же году установлен в Летнем саду в СПб. Долго думали над размещением - ок. Публичной библиотеки, на Васильевском острове, на Некрополе мастеров иск, затем в Саду – тенденции изменения умонастроения. На постаменте, всю среднюю часть кот. занимает сплошной, опоясывающий памятник горельеф с изображениями самых разнообразных животных — персонажей басен Крылова, восседает «дедушка Крылов» с книгой в руках. Памятник отражает преодоление кл-ма и нарастание реализма. Черты кл-ма – устойчивость – постамент имеет форму куба, устойчивая фигура самого Крылова + пропорции 1/1. Реал.тенд: реалистически решена фигура Крылова – нет идеализации – фигура усталого человека + портретные характеристики; лиричность – камерный наряд. Животные реалистично переданы – с натуры. + Разорванность за счет сложных ракурсов животных формы куба. Ясно видны элементы жанрового снижения значительности образа, присущей монум СК., литературность.

Т.О., на примере двух произведений Клодта можно проследить о соотношении нескольких направлений в СК.: кл-ма – реализма + романт черт: от гармонии к преобладанию реалистического.

 

10. Роль АХ в развитии рус.иск 1\2 19 века. Система преподавания, основные достижения.

В XIX веке статус А.Х. был высок – через нее распределялись заказы, памятники проходили оценку, отбирались, устанавливались цены на виды работ, отбор мастеров – в А.Х. отдавали предпочтение русским, а не иностр. маст. С начала XIX века Академия участвовала в градостроительных задачах, ««проектами украшения столицы и городов» России. Президент граф А.С. Строганов возглавлял Строительную комиссию по сооружению Казанского собора. Он проявил особую заботу о том, чтобы этот храм возводился и украшался русскими. АХ играла огромную роль в создании нац школы художников всех специальностей, воспитанию высоко профессиональных исполнителей. Складывание династий: Щедрины, Брюлловы, Ивановы, Мартосы. Обучение- в русле идеалов классицизма.

С н. 19 в. борьба против поступления в Воспит. училище с 5-6 лет – невозможно выявить талант + не было столько денег на воспитание. С 1812 г – принимают с начальными знаниями (необходимо рисовать человека в рост) с 12 лет, с 1830 г – с 14 лет. Благоприятная обстановка создавалась благодаря единому принципу обучения. Все воспитывались по одному установленному плану. Первоначально в А.Х. 2 года копийная практика - по ним изучали колорит и композицию. Все мастера А.Х. – бывшие выпускники –Шубин, Гордеев + Щедрин, Козловский, Мартос, Прокофьев, Пименов, Демут-Малиновский.

Регламентация предметов - не проявившие особого таланта к Ж. или СК., могли тут же в Академии найти себя в каком-нибудь худ ремесле. Для тех, кто особо проявил свои способности, существовала система пенсионерства, когда выпускники могли уезжать за границу (чаще Италия).

Воспитание шло в русле патриотического, национального пафоса – в частности обязательность религиозно-исторической темы, разработка тем из русской истории.

В АХ воспитание людей с широким кругозором, преодоление узкой специализации. Ученики получали разностороннее обучение. Обучались Ж., СК., арх, гравированию, но и медальерному, ювелирному, часовому мастерству, литью, слесарному и столярному иск, пению, музыке и танцам. Еще с конца XVIII века был открыт театр, где играли и делали декорации сами воспитанники (развитие синтетического мышления).В 1801 – Олениным вводятся обязательные образовательные предметы: эстетика., теория изящных иск, теория художеств, история нравов, обрядов, история художеств и художников + качественное изучение итальянского языка (родина античности, много теор. трудов). Воспитанники окружались произведениями иск - так как считалось, что обучать легче, если перед глазами постоянно будут находиться совершенные образцы. В н. 19 века директор граф Оленин (при нем расцвет А.Х.) расширил академич. музей (реликвии, историч. картины). Академисты свободно пользовались и богатой библиотекой, где тогда хранились рисунки и гравюры (даже выдававшиеся на руки), издания по иск.

В А.Х. устраивались выставки, где представлялись как работы учеников, выпускников Академии, ее профессоров; выставки произведений из частных собраний. Все это получало широкий общественный резонанс.

 

11.Развитие пейзажного жанра в ½ 19 века.

Переход от класс-х норм в сторону романтизма. Заметить, что рус романтизм – особый – нет одиночества, чувства разобщенности миров. В России романтизм как выстраивание гармоничного мира, умиротворенное мироотношения.

С 1800-х ориентация на работу с натуры – зарисовки сангиной – закраш. акварелью. в стиле кл-ма. Особенность- пейзажисты романтики заканчивали АХ, где основа оставалась класс-я.

Переход к ром. – тв-во Сильвестра Щедрина. Первые академ работы –кл-м «Вид с Петровского острова» - 3-х плановость (коричневый, зеленый, голубой), симметричность, уравновешенность Затем – Италия, Рим, Неаполь романт. тенд. Изучение: водопады в Тиволи уход от 3плановости, единый колорит – дымка, первый работает с натуры маслом, вводит жанровые сценки – жизнь. Интимность, проявление чувства (барбизонцы), созерцательность. → Рим Замок Ангела – новые принципы построения, нет симметрии, вибрация света и тени, световоздушная перспектива. → Гавани – разл. оттенки освещения, идилико-романтический пейзаж→ веранды – контрасты света и тени южного солнца → гроты: из затемненного пространства в освещенные дали → уже некая холодность – изучение лунного света. Теплота, гармоничность.

Воробьев Максим – лучшие пейзажи 20-30-х гг. «Набережная Невы у АХ» - единая дымка, уравновешенность, приподнятый облик города – городской пейзаж. Мих. Лебедев – радость, восторг перед красотой мира – характерны отдельные яркие элементы (цветок, зонтик) Тщательно прописан пер. план – затем дымка. Итал мотивы. Айвазовский - синтезирует в своем творчестве раз. направления, стили: классицизм (симметричные построения, уравновешенность композиции, ритм единый, выстроенность цветовых контрастов), романтизм (идейный аспект – бури, сожжение кораблей, стихия воды, кораблекрушения. + яркость колорита) + бидермейр (ранний реализм) – на некоторых произведениях – уголок Вселенной, камерность. То есть роман. идеалы через класс. формы.

 

12. Романтизм и реализм в портретных образах О.А. Кипренского. (1782-1836)

Соединил строгость классицизма, чувственность романтизма и материальность реализма.

В технике итальянского карандаша и пастели - образцы графического мастерства. Серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года более четко выражают реалистические черты мастера (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым). Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет ру общества того героического времени. Портрет А.П. Бакунина - рус парадный портрет, детализация, представлен момент ожидания, концепция «Я и Мир», главное внутренний мир модели, четкая прописаность. Портрет Е. И. Чаплица (итал.кар.1813) - камерность и погруженность в себя. Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героической самоотверженности. Взгляд на человека как на внутренне независимую личность. Обращение к героям как к реальным образцам на земле. Изображаются разные аспекты достоинства человека. Отсюда намеренная детализация образов. В основном - полуфигурные портреты – акцент на лице, как то через что выражается внутренний мир человека. В графических работах мастер обращается так же к изображению детских образов, которые выражают разные аспекты – простоты, наивности, детскости (Портрет Петрушки меланхолика, 1814).

Черты: 1. Конкретизация личности (романтизм как осознание себя в каждой отдельной изображенной личности, так как выражает определенный внутренний аспект) через конкретизацию проявляется личность в общечеловеческом аспекте. 2. Парадность, но пронизана духом интимности. 3. Полуфигурность портретов, акцент на лице, через что говорится о важности внутренней жизни. 4. Главное внутренняя жизнь модели. 5. Отказ от условности. 6. Интерес к возрасту: раскрывает разные аспекты личности (- наивность- простота- ожидание) показывается, что мир детства вовсе не схож с миром взрослых людей («Портрет Бакунина»).

Исп средств характерных для ром .: темный фон, высвечивание рук и лица, светотеневые контрасты; индивидуальность представлена, погруженность в себя - созерцательность, сочет. камерности и парадности, ром-м не внешний, а внутренний.

Реализм: индив, но всегда современники - некие герои своего времени, актуально-ист Ж.(п-ты войны 1812 года), человек как есть стремится мах приблизить его к истинной индивидуальности в изображении - историческая личность. Для графических портретов, характерна большая легкость, менее драматичны, нежели живописные - где преобл качество романтизма. вообще все его тв-во сложный синтез р и р. В женских живописных портретах момент созерцательности, внутр.драматизма проявлен более явно.

 

13.Роль Тропинина в формировании московской школы Ж., особенности портретного стиля художника.

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) (крепостной, не учился в АХ, только посещал там курсы + копировал ЗЕ. старых мастеров, в частности Греза + Боровиковского, Левицкого). Тв-во мастера пример взаимодействия с иск 18 века (сентементализм, рококо) + перехода через романт.тенденции к реализму.

Ранний период – до 20-х гг. – имение Кукавка на Украине (крепостной у графа Моркова) – «портрет Морковой» 13г, «Мальчик с жалейкой» -тонкослойность, прозрачность Ж., рокайльные черты – фигура поясная разворот в ¾, взгляд обращен на зрителя. Нежность колорита - розоватые, золотистые тона. Уже идеализация черт. Второй период – 20-30-е гг. –после вольной. Поселяется в Москве, там первый портретист. Выполнил более 3000 портр. В Москве для него благотворная более бытовая чем в Питере среда, соответственный круг моделей, заказчиков. В этот период складывается жанровый диапозон творчества. – изобр рабочих людей, занятых делом. Вырабатываются идеалы. Ж. становится плотной, спаянность мазков, ощущение фарфоровости – «Кружевница» 23г. Третий период – с 30-х гг. цвета становятся определенней, насыщенность колорита – больше мягкость, «Мастер серого цвета» - «Портрет Булахова», «Борозды». Создается особый природно-естественный тип людей: кроткая дочь, ласковый сын, наивно-жеманная девушка. Индивидуальное как особая вариация типа. Не ясно, кто перед нами. Этот аспект отражает и условность названий большинства работ «Женщина с горшком роз», «Женщина в окне».

Портреты - женские типы, также детские, мужские; люди разных социальных слоев, сфер деятельности – художники – «Портрет Брюллова», «Портрет Пушкина», крестьян – «Ямщик, опирающийся на кнут», людей высшего общества – «Портрет Олсуфьева». Но для всех свойственна интимизация, отсутствие интереса к парадной сфере, сословная принадлежность становится неважна. Советовал своим моделям не заботиться о позе, стараться принять естественный вид. В портреты вводятся элементы быта, жанровость – это соотносит его тв-во с напр. бидермейер. Кроме того, это истоки реализма – видеть человека не внутри его я, а в бытовом окружении. Человек для Тропинина – это носитель определенного бытового уклада.

Элементы романтизма: Портрет Барышникова, Брюллова, Карамзина – проявление романтич. черт, но внешне – задний фон, отстраненный взгляд, торжественность.

Тропинин оказал большое значение на Московскую школу Ж., ваяния и зодчества. У него учились братья Владимир и Константин Маковские – представители реалистических тенденций в Ж.. Изображение человека в быту – не портреты. (Константин – «За чаем», «Под венец».) Тропинин проложи дорогу к реалистичесикм тенденциям, проявлению человека через окр. его среду.

 

14. Значение для истории ру иск жанровой Ж. Венецианова и его школы в Сафонкове.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)-сын небогатого моск. купца. рано талант живописца. 1802 г. –выполняет портреты в техн. пастели. 1807 – уроки у Боровиковского. В АХ не обучался.

1808+1812– обращение к Сатир. графике (засилье французов, низкопоклонничество перед фр-им русской знати). 1811 – получает звание академика портретной Ж. 1815 г – покупает имение в Сафонково. продолжает создавать портреты – соседи-помещики (линия интимного, простодушного портреты: нейтральный фон, поясное изображение в фас или ¾.). Но важно, что начинает писать крестьян – их образы – типически + быт. Сюжет неконфликтен; вне времени (во всех работах! ). Свет как мировоззренческая категория-кисть не знает тьмы и сумерек.

При этом соединение реалистического - бидермейер (быт, конкретные помещения, занятия) + романт. черты –роман. принцип светопространственности – все детали объединены в одухотворенной целостности (Гумно). Важно, что Венецианов создает особый мир –мир крестьян, русской природы (На пашне. Впервые рус природа как она есть). При этом выстраивается не быт, а бытие – поэтизация, застылость (выхвачен момент бытия.). Создавал образы с натуры. Принцип избирательности. Он выбирал для натуры лишь то (по его словам), что натурально – живет в соответствии с естеством, безыскусственно. Небольшой формат работ. Гармоническое мироотношение. После смерти жены – расстройство уравновешенного взгляда на жизнь – «Туалет Дианы»(академизм) + «Крестьянка с васильком» -грусть, хрупкость.

Школа Венецианова. Основывает школу в 20-х гг. Около 25 лет. Поддержка Общества поощрения художников. Учеников В. выбирает сам, из разных сословий, в том числе крепостные. Ок. 70 уч. на его иждивении. Среди учеников – Сорока, Крылов, Тыранов, Алексеев. Создают интерьеры, натюрморты, разл. бытовые сценки. Особая методика преподавания. Индивид подход, отказ от теор установок академизмаю. Ж. только с натуры, нет копийной практики – это принципиально. Задача – соединение рис. + жив. + комп. Выработка реалистической Ж.Ступени образования: натюрморт – овладение формой и цветом, интерьеры - правила перспективы, начертательной геометрии, действия света на предметы, наблюдение не только линейной, но и воздушной перспективы. живая натура.Ж. на открытом воздухе.

 

15.Традиции академического классицизма и черты романтизма в «Последнем дне Помпеи» Брюллова 1833

Романтизм:

1. Гибельный сюжет - мотив катастрофы, проявление сил природы и ее господство над человеком. Представлен кульминационный момент. 2. Власть стихии как ром-го «рока» над человеком. 3. Есть герой – античный народ в период бедствия. 4. Экспрессивность (сложные позы, ракурсы). 5. К-я построена – барочный принцип – резкий разворот в глубину. 6. Сопоставление освещения огненной лавы и холодного отсвета молнии. 7. Светотеневые контрасты. 8. Реалистическая основа – античный сюжет, но присутствовал при раскопках Геркуланума – прочувствованность, запечатление первого ощущения. 9. Резкое противопоставление затененным и освещенным местом вносит динамику в композицию. Классицизм

1. Античный сюжет – бедствие Античного города. 2. Идеал преодоления бедствия – защита близких, самоотречение. 3. Большие размеры – масштабность – грандиозность. 4. Группирование людских масс – в клас-е треугольники. 5. Трехплановость построения. 6. Колористическая задача в соответствии с построением: Цветовая гамма первого плана была выдержана в красном, синем и коричневом тоне. В противовес ему решен второй план в бледных полутонах – нежно-голубой, светло-розовый. 7. Идеализация образов. 8. Эстетизация – жесты, позы страдания классические. Похожи на античных статуй – использовал слепки. Позировали итальянцы.9. Работа по созданию ПИ велась академическими методами (писалась с натуры, много эскизов).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь