Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. Типология и социодинамика культур.
1. Культура и цивилизация. Культуру, а иногда и общество в целом часто отождествляют с цивилизацией. Это понятие (от лат. сivilis – гражданский, государственный) было введено французскими просветителями для обозначения общества, существующего на началах Разума, Справедливости, Закона. И с конца ХIХ в. данный термин употребляется как синоним культуры, т.к. воплощает целостность всех культур, их единство, противостоящее варварству; является идеалом прогресса человечества. Более узкое представление данного термина рассматривается через достижения материальной культуры, как сферы вещей и услуг, облегчающей жизнедеятельность человека. А собственно культура, проявляется лишь через духовное творчество. На рубеже ХIХ-ХХ вв. данные понятия зачастую противопоставляются – О.Шпенглер, М.Вебер, Н.Бердяев; цивилизация трактуется как антигуманное вырождение культуры, что прежде всего связано с господством техники, урбанизацией, усилением материальных потребностей, упадком нравственности и духовности. В марксистской теории цивилизация выступает как ступень общественной истории, культуры, следующая за варварством, характер которой определяется общественным развитием и состоянием способа производства. В произведении «Закат Европы» О.Шпенглер разделяет культуру и цивилизацию – это два этапа общественного развития, по-разному относящиеся к жизни. Понятие «жизнь» заимствовано из теории романтизма, символизирующее полноту и многообразие переживаний, где культура является лишь частичным её выражением, проявляющееся через искусство, религию и социальную жизнедеятельность. В развитии культуры выделяют два основных этапа: на первом этапе своего развития, культура стремиться воплотиться в материальных формах, через духовное основание, выражающее определённые тенденции жизни. На втором этапе происходит кристаллизация духовного основания культуры через доминирование внешней эстетизации над внутренним духовным содержанием. На данном этапе культура превращается в цивилизацию, основными признаками которой являются технократизм, массовое производство и формализм. По мнению автора, цивилизация – это этап окончательной кристаллизации жизненных порывов и завершающий этап развития культуры. Н.Бердяев разделяет культуру и цивилизацию по их базовым установкам. Основной импульс культуры выражается через творчество и развитие личности, которые достигаются самоограничением и трагизмом. Импульс цивилизации – это «воля к жизни», выражаемая в стремлении использовать достижения культуры для потребительских интересов (стремление к комфорту, материальному благополучию). Исходя из разных импульсов, культура и цивилизация движутся в разных направлениях. В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее на определенном историческом этапе развития (показатели цивилизации – государство, города, право, деньги, письменность). Цивилизация воплощается в организации общественной жизни, через формы присвоения культурных ценностей, а культура акцентирует внимание на меру развития человека, его внутренний мир, духовные силы. Кроме того, цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками и отличающиеся характером своего отношения к миру, природе, обществу, самому человеку. С точки зрения культурологии – цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная, однородная культура, являющаяся своего рода «пересечением» культуры и общества.
2.Единство и многообразие культур. Специфика их развития и изменения. Единство культуры и многообразие культур является одной из проблем теории антропосоциогенеза – совместного процесса зарождения и развития человека и общества. Человек одновременно формируется как биологический организм и как создатель культуры. Становление истории человечества начинается не только с появлением человекоподобного существа, но и с зарождением культуры. В теории антропосоциогенеза выделяются два больших этапа: первобытный – становление человека и социума характеризуется высоким уровнем мутационных процессов и однообразием культуры (гомогенная – однородная); современный – отличается медленным темпом генетических изменений, ростом многообразия культур и возрастанием темпов социальных изменений. Единство культуры является базовым, для всех последующих этапов и форм её развития. Проведение типологии культуры в условиях её динамических изменений основывается на двух базовых аспектах – социальном и историческом. Исторические типологии проводились О. Шпенглером, Н.Я. Данилевским, Н.Л. Гумилевым, А.Тойнби, К.Ясперсом и др. К.Ясперс анализирует историю развития культуры относительно становлению философского типа мышления, выделяет два этапа развития: осевой, характеризующийся появлением философии, науки, мировых религий и гуманитарной направленностью; доосевой, складывающийся в 9-8 в. до н.э. и отличающийся архаичностью. Хронологическим этапом их разделения является середина I тыс. до н.э. Основоположник «теории локальных цивилизаций» А.Тойнби, устанавливает три этапа развития каждой цивилизации: архаический, существовавший до появления письменности и соответствующий первобытному строю; письменный, связываемый с постройкой первых городов, образованием государств, развитием разделения труда и товарного обмена; современный, характеризующийся формированием цивилизаций на основе церквей, высоким техническим оснащением и развитием коммуникационных систем. А.Тойнби и О.Шпенглер признают цикличность развития цивилизаций, проходящих стадии рождения, роста, падения и разложения. Эти идеи находят выражение в теориях Н.Я.Данилевского и Л.Н. Гумилёва.
3.Основные культурологические школы и направления. Научный, систематический характер представления о культуре стали приобретать в новое время, в XVII-XVIII вв. Первыми о многообразии культуры заговорили немецкие ученые И.Г.Гердер и И.Форстер. В их работах появились идеи о культуре характерные для современного культурологического знания. Так, в своей работе «Идеи к философии истории человечества И.Г.Гердер утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из самих себя. Данный факт и составляет закон прогресса в истории. Закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд живых существ, в истории усматривал его в устремленности человеческого общества к гуманности. Первым теоретическим представлением считается эволюционистский взгляд на культуру (Э.Тейлор, Дж. Фрейзер, Г.Спенсер, Ш.Летурн, Л.Г.Морган), который появился в результате изучения жизни народов, их культур. Данная концепция строится на идеи линейности, единства человеческого рода и единообразия, стадиальности, прогресса в развитии культуры от простого к сложному. Данная парадигма много внесла в понимание человеческой природы, функций культуры, закономерностей ее развития. В ХIХв. на волне исследований по проблемам научных культур становится самостоятельной областью знаний научной рефлексии философия культуры, а её предметом – человек и создаваемый им символический, искусственный мир. Важным направлением в развитии культурологических идей стало социологическое направление (О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель), исследующее соотношение элементов культуры и социального устройства, показывающее, как культурные ценности воплощаются в культурной реальности. Социологию культуры, особенно её аналитическое направление, развивали Ч.Кули, У.Томас, Д.Мид. В ХIХв. в качестве самостоятельного в науках о культуре выделяется психологическое направление, исследующее различные формы проявления духа культуры (мифы, сказки, мораль, быт, нравы). Новый подход в культурологических исследованиях заложило психоаналитическое направление. Данная концепция позволила более основательно понять не только логику, но и чувственные стороны человеческого мировосприятия, основания культурных феноменов (З. Фрейд, М.МИД, Б.Бенедикт, К.Г.Юнг).
4.Современные культурологические школы и теории. Предмет культурологии – становление и динамика культуры. Её задачи направлены на поиск и исследования культурно значимого факта. Исторически культурология, определялась исходя из генезиса, формирования и развития культуры, разных её составляющих – этнической (где материал предоставлен этнографией, антропологией), материальной культуры (история в артефактах и нарративах), художественной культуры (искусство), языковой культуры (семиотика, лингвистика), духовной культуры (религиоведение, этика и история морали). Аксиологический подход (определяющий ценностные приоритеты) к рассматриваемым культурологией культурным процессам и явлениям позволил выделить множество культурологических теорий понимания сущности динамики культуры и процесса её становления. Отечественная культурологическая традиция богата творческими личностями, создавшими собственные школы. Некоторые авторы исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческой силой, отчуждением собственных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура – упорядочение естественного хаоса (И.Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Л.Н.Гумилев). Школа Ю.М.Лотмана знаменита развитием структурно-семиотического подхода к изучению культуры и произведений искусства. Сторонники данной школы, анализируя семантику знаковых систем, пришли к идее текстуальной тотальности культуры, возможности познания закономерностей развития культуры через освоение кодов языков культуры, многогранности коммуникативных связей «семиосферы». Особое место в науке занимает диалогический подход к пониманию сущности культуры и способа её бытия, развитый выдающимся ученым М.М.Бахтиным и его последователем В.С.Библером. Поступок личности, мотивированной нравственным императивом – идеей ответственности, создает культурные ценности и придает смысл деятельности человека. Человеческое общение – это диалогическая система, в которой акцентируется эстетическая сторона. Авторы указывают на созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения и мироосвоения. Феноменологический подход (М.Хайдеггер) указывает, что культура – утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии какого – либо народа. Философия жизни выражает мысль, что культура – вечное возвращение того же самого, в ней, жизни, отмирает отжившее, порождая новое. Эпоха нигилизма возвещает о близящемся приходе «сверхчеловека», того, кто вдохновит культуру (Ф.Ницше). Психоанализ – это психологическая концепция, разработанная австрийским психотерапевтом З.Фрейдом. Она строится на предположении, что комплекс патологических представлений, «вытесняемых» из сознания, действует уже из сферы бессознательного или из совокупности инстинктов и, проникая в сознание, угрожает его духовному единству. Строение психики отражено в культуре, и по её символическим формам можно судить об общем духовном состоянии общества. Результатом подавления бессознательного становится формирование репрессивной культуры и морали, угнетающей личность. В душе каждый человек является противником сдерживающей его культуры. Перед современным человеком открываются две перспективы: либо он становится счастливым вопреки условностям морали и переступает все барьеры, свободно реализуя свои желания; либо он пользуется достижениями культуры, принимая все её ограничения и запреты, но чувствует себя несчастным и подавленным. Нормы культуры подавляют бессознательное, заставляя Эго следовать принципу реальности. Деятельностный подход к определению культуры раскрывается через деятельность человека по созиданию культурных благ, через преображение природы и прошлый опыт (идеи в работах Г.Гегеля и К.Маркса). Культура – это сфера, творящаяся людьми малосознательными, но Абсолютный разум руководит их действиями и направляет их деятельность. Приобщение индивида к культуре возможно через преодоление своей индивидуальности в процессе образования. Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на тех культурных благах, которые задают динамичное развитие культурного процесса (М.Бахтин, М.Каган, С.Столович). При технологическом подходе культура трактуется как система обновления технологий (способ обработки природного окружения, инноваций, изобретений). Его сторонники разработали направление философии техники; так для М.Хайдеггера – техника есть «постав», преобразующая природу сила и способ практической деятельности, а М.Маклюэн указывал, что каждое новое изобретение отменяет предыдущее. Семиотический подход к культуре рассматривает её как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю. Кристева). Уральская школа Л.Н.Когана делает ставку на изучение социодинамики культуры. Формирование культуротворческих качеств человека, взаимодействие личности и культуры в определенном пространстве и времени делают культуру общественным явлением. Петербуржец М.С.Каган разрабатывает методологию системного исследования применительно к изучению человеческой деятельности, культуры, искусства как сложно организованных, функциональных, исторически развивающихся и самоорганизующихся систем. Данные подходы не исчерпывают содержания понятия «культура» ведь, сколько авторов пишут о культуре, столько и сфер интересов раскрывающих данный термин.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы